Решение по делу № 2-1168/2016 (2-8415/2015;) ~ М-6698/2015 от 07.10.2015

                                                                                                                                 № 2-1168/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 мая 2016 года                                                                                                           г. Красноярск

          Центральный районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Горпинич Н.Н.,

при секретаре Петровой П.В.,

с участием представителя истца Гришаненко Д.А.,

              рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Антипова Ю.Н. к Красноярскому краю в лице Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края о взыскании задолженности,

У С Т А Н О В И Л:

Антипов Ю.Н. обратился в суд с иском к Красноярскому краю в лице Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края о взыскании задолженности. Требования мотивировал тем, что решением Арбитражного суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ по делу с Краевого государственного автономного учреждения «Красноярское управление лесами» в пользу Антипова Ю.Н. взыскано 555 580,46 рублей неосновательного обогащения, 77 486,65 рублей процентов за пользование чужими денежными средствами, всего взыскано 633 067,11 рублей. Во исполнение указанного судебного акта Арбитражным судом Красноярского края выдан исполнительный лист серии от ДД.ММ.ГГГГ. На основании распоряжения Правительства Красноярского края от 17.07.2012 года № 583-р Краевое государственное автономное учреждение «Красноярское управление лесами» находится в стадии ликвидации. Согласно уведомления о включении в очередь кредиторов от ДД.ММ.ГГГГ требования истца включены в четвертую очередь. Решением наблюдательного совета должника от ДД.ММ.ГГГГ утвержден промежуточный ликвидационный баланс, в соответствии с которым сумма активов должника составляет 118 280 661,15 рублей, а сумма кредиторской задолженности – 1 017 469 337,28 рублей. Сумма долга КГАУ «Красноярское управление лесами» перед истцом подлежит взысканию с казны Красноярского края в силу п. 6 ст. 63 ГК РФ. КГАУ «Красноярское управление лесами» создано на основании распоряжения администрации Красноярского края от 11.01.2008 года № 8-р путем изменения типа существующего краевого государственного учреждения «Красноярское управление лесами». На основании п. 2 указанного распоряжения Агентство лесной отрасли Красноярского края является учредителем КГАУ «Красноярское управление лесами». Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края является правопреемником Агентства лесной отрасли в части всех прав и обязанностей. Требования истца возникли из обязанности КГАУ «Красноярское управление лесами» возместить ему сумму неосновательного обогащения, проценты за пользование чужими денежными средствами, а также принятия собственником имущества учреждения ДД.ММ.ГГГГ решения о его ликвидации. Факт недостаточности для расчетов с кредиторами четвертой очереди имущества у ликвидируемого автономного учреждения установлен при утверждении промежуточного ликвидационного баланса должника решением наблюдательного совета учреждения от ДД.ММ.ГГГГ . Истец просит взыскать с ответчика за счет казны Красноярского края 633 067,11 рублей, государственную пошлину в размере 9 531 рубль.

          Истец Антипов Ю.Н. в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен своевременно, обеспечил явку представителя.

          Представитель истца Гришаненко Д.А., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Громовенко Ж.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, извещенная о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явилась, представила отзыв на иск, в котором просила в удовлетворении исковых требований отказать, применить срок исковой давности.

Представитель третьего лица Министерства финансов Красноярского края Волкова Н.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, надлежаще извещенная о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в её отсутствие. В письменных возражениях указала, что считает исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку принимая Федеральный закон от 05.05.2014 года № 99-ФЗ, законодатель уточнил единственный случай возникновения субсидиарной ответственности собственника имущества автономного учреждения – обязательства автономного учреждения, связанные с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое может быть обращено взыскание. Красноярский край, как учредитель КГАУ «Красноярское управление лесами», не может нести субсидиарную ответственность по его обязательствам, поскольку основанием возникновения задолженности КГАУ «Красноярское управление лесами» перед Антиповым Ю.Н. не является причинение вреда гражданам.

Третье лицо Краевое государственное автономное учреждение «Красноярское управление лесами», надлежаще извещенное о месте и времени слушания дела, представителя в судебное заседание не направило.

                      В силу ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено судом в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

          Выслушав представителя истца, исследовав материалы гражданского дела, суд установил следующие, имеющие значения для рассмотрения спора, обстоятельства.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ по делу с Краевого государственного автономного учреждения «Красноярское управление лесами» в пользу индивидуального предпринимателя Антипова Ю.Н. взыскано 555 580,46 рублей неосновательного обогащения, 77 486,65 рублей процентов за пользование чужими денежными средствами, 15 661,34 рублей расходов по уплате государственной пошлины. Во исполнение указанного судебного акта Арбитражным судом Красноярского края ДД.ММ.ГГГГ выдан исполнительный лист серии .

По сведениям ЕГРИП ДД.ММ.ГГГГ Антипов Ю.Н. прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя на основании собственного решения.

    В соответствии с распоряжением правительства Красноярского края от 17.07.2012 №583-р в отношении Краевого государственного автономного учреждения «Красноярское управление лесами» введена процедура ликвидации.

Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Красноярскому краю <данные изъяты>. от ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство, возбужденное на основании указанного выше исполнительного документа, прекращено. Исполнительный документ направлен в ликвидационную комиссию - Агентство лесной отрасли Красноярского края.

ДД.ММ.ГГГГ Антипову Ю.Н. председателем ликвидационной комиссии направлено уведомление о ликвидации учреждения.

         Согласно уведомлению о включении в очередь кредиторов от ДД.ММ.ГГГГ требования истца включены в четвертую очередь.

Решением наблюдательного совета должника от ДД.ММ.ГГГГ утвержден промежуточный ликвидационный баланс учреждения, в соответствии с которым сумма активов должника составляет 118 280 661,15 рублей, а сумма кредиторской задолженности – 1 017 469 337,28 рублей.

Распоряжением совета администрации Красноярского края №8-р от 11.01.2008 года принято решение о создании Краевого государственного автономного учреждения «Красноярское управление лесами» путем изменения типа существующего краевого государственного учреждения «Красноярское управление лесами», учредителем которого определено Агентство лесной отрасли администрации Красноярского края.

В соответствии с пунктом 1.2 устава Краевого государственного автономного учреждения «Красноярское управление лесами» функции и полномочия учредителя автономного учреждения осуществляет агентство лесной отрасли администрации Красноярского края, действующее на основании Положения, утвержденного постановлением Совета администрации края от 29.12.2006 № 398-п «Об агентстве лесной отрасли администрации Красноярского края». Собственником имущества автономного учреждения является Красноярский край. Пунктом 1.3 устава предусмотрено, что автономное учреждение находится в ведомственном подчинении агентства лесной отрасли администрации Красноярского края.

          В соответствии с пунктом 5.2. устава источниками формирования имущества и финансовых ресурсов автономного учреждения являются, в том числе, имущество, переданное автономному учреждению его собственником или учредителем, а также средства, выделяемые целевым назначением из краевого бюджета.

В соответствии с Постановлением Правительства Красноярского края от 23.10.2013 года № 550-п «Об органах исполнительной власти Красноярского края» Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края реорганизовано путем присоединения к нему Агентства лесной отрасли Красноярского края, Службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края, Службы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Красноярского края.

Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края реорганизовано в форме присоединения Агентства лесной отрасли Красноярского края, о чем 10.01.2014 года внесена запись.

Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии основания для удовлетворения иска в силу следующего.

         Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее - Закон об автономных учреждениях) автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Автономное учреждение является юридическим лицом и от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (часть 2 статьи 2 Закона об автономных учреждениях).

В соответствии с частью 4 статьи 2 Закона об автономных учреждениях автономное учреждение отвечает по своим обязательствам закрепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ним учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества.

Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения (часть 5 статьи 2 Закона об автономных учреждениях).

Ответственность собственника имущества учреждения является особым видом субсидиарной ответственности, на который общие нормы о субсидиарной ответственности, установленные статьей 399 Гражданского кодекса Российской Федерации, распространялись с особенностями, установленными статьей 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции до 01.09.2014). Особенность такой ответственности состояла в том, что собственник имущества учреждения не мог быть привлечен к ответственности без предъявления требования к основному должнику и нёс ответственность по обязательствам основного должника только при недостаточности у последнего находящихся в его распоряжении денежных средств.

    Пункт 6 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.09.2014) предусматривал, что при недостаточности у ликвидируемого казенного предприятия имущества, а у ликвидируемого учреждения - денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого предприятия или учреждения.

    Указанная редакция пункта 6 статьи 63 Кодекса была сохранена при внесении Федеральным законом от 08.05.2010 № 83-Ф3 изменений в статью статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, исключающих субсидиарную ответственность собственника имущества автономного учреждения.

    Таким образом, нормы о порядке ликвидации учреждений являются специальными по отношению к общим нормам о порядке несения имущественной ответственности по долгам автономных учреждений. В период действия пункта 6 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации в предыдущей редакции собственники имущества ликвидируемого учреждения, независимо от его формы, должны были отвечать в порядке субсидиарной ответственности по его обязательствам в случае недостаточности денежных средств для удовлетворения требований кредиторов.

    Федеральным законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» внесены изменения в статью 63 Кодекса, устанавливающую порядок ликвидации юридического лица.

          Пунктом 7 указанной статьи в новой редакции предусмотрено, что если настоящим Кодексом предусмотрена субсидиарная ответственность собственника имущества учреждения или казенного предприятия по обязательствам этого учреждения или этого предприятия, при недостаточности у ликвидируемых учреждения или казенного предприятия имущества, на которое в соответствии с законом может быть обращено взыскание, кредиторы вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого учреждения или этого предприятия.

    Статьей 3 Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ установлено, что он вступает в силу с 01.09.2014 за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.

    При этом в пункте 3 статьи 3 указано, что положения Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к правоотношениям, возникшим после дня вступления в силу настоящего Федерального закона. По правоотношениям, возникшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, положения Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к тем правам и обязанностям, которые возникнут после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

    В силу положений части 6 статьи 123.22 Кодекса автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества. По обязательствам автономного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества автономного учреждения.

    Действующие в момент обращения Антипова Ю.Н. в суд с настоящим иском положения гражданского законодательства не предоставляют кредиторам ликвидируемого учреждения право обращения к собственникам имущества учреждения в порядке субсидиарной ответственности по обязательствам этого учреждения, вытекающим из денежных обязательств.

Согласно пункту 15 статьи 3 Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ действие пунктов 5 и 6 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) в части установления субсидиарной ответственности собственника имущества бюджетного учреждения или автономного учреждения по обязательствам такого учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, распространяется на правоотношения, возникшие также после 1 января 2011 года.

     Учитывая, что право требовать взыскания с собственника учреждения денежных средств на основании решения Арбитражного суда Красноярского края от 13.12.2011 года у истца возникло после 1 января 2011 года, при разрешении настоящего дела должна применяться редакция статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, действующая на дату обращения истца в суд и не предоставляющая кредиторам ликвидируемого учреждения право обращения к собственникам имущества учреждения в порядке субсидиарной ответственности по обязательствам этого учреждения, вытекающим из денежных обязательств, как это предусматривалось ранее действовавшей редакцией статьи 63 ГК РФ, основания для удовлетворения требований к Министерству природных ресурсов и экологии Красноярского края не имеется.

В соответствии с пунктом 1 статьи 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.

В силу пункта 1 статьи 200 ГК РФ если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

    Антипов Ю.Н. обратился с иском в суд ДД.ММ.ГГГГ. Срок исковой давности надлежит исчислять с даты утверждения ликвидационного баланса учреждения - ДД.ММ.ГГГГ, после наступления которой истцу могло быть известно о недостаточности у должника имущества для расчетов с кредиторами, то есть о нарушении его права. В связи с чем, срок исковой давности истцом не пропущен.

         В соответствии со ст. 98 ГПК РФ в связи с отказом в удовлетворении исковых требований судебные расходы возмещению истцу ответчиком не подлежат.

         На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

                   В удовлетворении исковых требований Антипова Ю.Н. к Красноярскому краю в лице Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края о взыскании задолженности отказать.

              Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Центральный районный суд г. Красноярска путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Председательствующий:                                                                                  Н.Н. Горпинич

Копия верна.

Судья:                                                               Н.Н. Горпинич

2-1168/2016 (2-8415/2015;) ~ М-6698/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Антипов Юрий Николаевич
Ответчики
Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края
Другие
Гришаненко Дмитрий Александрович
КГАУ "Красноярское управление лесами"
Суд
Центральный районный суд г. Красноярска
Судья
Горпинич Наталья Николаевна
Дело на странице суда
centr--krk.sudrf.ru
07.10.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.10.2015Передача материалов судье
12.10.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.10.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.10.2015Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
14.12.2015Предварительное судебное заседание
15.02.2016Предварительное судебное заседание
17.05.2016Судебное заседание
18.05.2016Судебное заседание
08.07.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.07.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.06.2020Дело оформлено
22.06.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее