Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 октября 2016 года Центральный райсуд г. Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего Марковой Н.В.
при секретаре Казарян Р.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-6871/2016 по иску Блиновой Ю.В. к Мэрии городского округа Тольятти о предоставлении жилого помещения вне очереди, у с т а н о в и л:
Блинова Ю.В. обратилась в суд с иском к Мэрии городского округа Тольятти о предоставлении жилого помещения вне очереди, из которого следует, что семья истца состоит из четырех человек, в том числе мать истца – ФИО8., инвалид <данные изъяты>, имеющая заболевание, которое входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 года № 378, и имеет право на дополнительную жилую площадь в силу Постановления Правительства РФ от 21.12.2004 года № 817. Истец с двумя и детьми и матерью проживают в двух комнатах трехкомнатной квартиры, расположенной по адресу: г. Тольятти <адрес>. Указанная жилая площадь находится в долевой собственности истца и ее детей. ФИО8 доли собственности и иного жилья не имеет. Распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти № 4392-р/5 от 25.07.2016 года семья истца составом 4 человека: Блинова Ю.В., мать – ФИО8., сын ФИО11 дочь ФИО12 считается состоящей на учете нуждающихся в жилом помещении по п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ с 10.06.2009 года, с 12.07.2016 года семья признана имеющей право на внеочередное предоставление жилья в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ. Однако жилое помещение семье истца до настоящего времени не предоставлено. Просит обязать Мэрию г.о. Тольятти предоставить Блиновой Ю.В. составом семьи 4 человека жилое помещение во внеочередном порядке с учетом имеющегося в собственности жилого помещения.
Истец Блинова Ю.В. в судебное заседание не явилась, о дне рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Представитель ответчика мэрии гор. Тольятти ФИО13 действующая по доверенности, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, суду пояснила, что не оспаривает тот факт, что истец с составом семьи 4 человека состоит на учете нуждающихся в жилых помещения и 10.06.2009 года, а с 12.07.2016 года имеет право на внеочередное получение жилого помещения, так как мать Блиновой Ю.В. ФИО8 страдает тяжелой формой хронического заболевания и подпадает под действие Перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых гражданину необходима дополнительная жилая площадь в связи с невозможностью совместного проживания. Обеспечение жилыми помещениями данной категории граждан, вставших на учет после 01.01.2005 года, осуществляется в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ и является расходными обязательствами субъектов РФ. В соответствии ФЗ от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» (ст. 28.2) полномочия по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, переданы органам государственной власти субъектов РФ и осуществляются на счет средств субвенций, предусмотренных федеральным бюджетом для осуществления данных полномочий. Согласно п.6 ст. 26.3 данного закона органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта РФ, в том числе полномочием по обеспечению лиц-инвалидов, указанных в перечне, жилыми помещениями, с передачей этим органам необходимых материальных и финансовых средств. Наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов РФ в соответствии с ч. 5 ст. 19 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» осуществляется законами субъектов РФ. Полномочия по обеспечению указанной категории граждан, вставших на учет после 01.01.2005 года и финансовые ресурсы на сегодняшний день мэрии г.о. Тольятти не переданы. Таким образом, Мэрия г.о. Тольятти не может являться надлежащим ответчиком по делу. Кроме того, считает необходимым учитывать наличие списка очередников, имеющих право на внеочередное улучшение жилищных условий, полагает, что предоставление жилья должно производиться с установленной очередностью и без нарушения прав лиц, состоящих на улучшение жилищных условий перед Блиновой Ю.В. Просит в удовлетворении иска отказать.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения истца, представителя ответчика, суд считает уточненные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии со ст. 2, ч. 1 ст. 45 Конституции РФ государство обязано признавать, соблюдать и защищать права и свободы гражданина.
В соответствии со ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. (в ред. ФЗ от 23.07.2008 N 160-ФЗ).
Согласно ст. 6 ФЗ РФ № 189 от 29 декабря 2004 года «О введении в действие ЖК РФ» с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ – к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных правоотношений относятся: … ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В соответствии с п.п. 3,4 ст. 49 ЖК РФ:
Жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом или законом субъекта РФ категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом или законом субъекта РФ.
Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта РФ.
В соответствии со ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:
гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 51 и ч. 2 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Из материалов дела следует, что мать истца Блиновой <данные изъяты> – ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом <данные изъяты>, страдает хроническим <данные изъяты>, которое входит в п. 3 Перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 года № 378, и имеет право на дополнительную жилую площадь в силу Постановления Правительства РФ от 21.12.2004 года № 817.
Блинова <данные изъяты> и члены ее семьи: мать ФИО8, сын ФИО11, дочь ФИО12 зарегистрированы и фактически проживают по адресу: г. Тольятти, <адрес> занимают две комнаты в трехкомнатной квартире.
Указанное жилое помещение принадлежит Блиновой <данные изъяты>, ФИО11 и ФИО12 на праве общей долевой собственности (у каждого по 331/1344 доли).
ФИО8. права собственности и иного жилого помещения не имеет.
Распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти от 25.07.2016 года № 4392-р/5
Блинова <данные изъяты> с составом семьи 4 человека принята на учет граждан нуждающихся в жилых помещениях по п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ с 10.06.2009 года, а с 12.07.2016 года признана имеющей право на внеочередное предоставление жилого помещения в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ.
То есть, в силу ст. 57 ЖК РФ Блинова Ю.В. имеет право на вне очередное получение жилья.
Данное право представителем ответчика не оспаривается. Однако считает, что мэрия г.о. Тольятти не наделена государственными полномочиями на обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 01 января 2005 года, обеспечение жилыми помещениями данной категории граждан должна нести Российская Федерация. Обеспеченность жилыми помещениями данной категории граждан осуществляется исключительно за счет субвенций из федерального бюджета, перечисляемых на счета бюджетов субъектов РФ.
Указанные доводы представителя ответчика суд не может принять во внимание по следующим основаниям:
Согласно ст. 2 Закона Самарской области «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области» от 11 июля 2006 года № 87-ГД обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий граждан, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется путем предоставления:
субвенций бюджетам муниципальных образований Самарской области из областного бюджета на предоставление социальных выплат отдельным категориям граждан, признанным в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом нуждающимися в жилых помещениях;
субвенций бюджетам муниципальных образований Самарской области из областного бюджета на строительство или приобретение жилых помещений для дальнейшего предоставления этих жилых помещений по договору социального найма отдельным категориям граждан, указанным в настоящем Законе и признанным нуждающимися в жилых помещениях.
Действие настоящего Закона распространяется на следующие категории граждан:
граждане, имеющие право на обеспечение жилыми помещениями, в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», вставшие на учет до 1 января 2005 года, а именно:
а) инвалиды;
б) семьи, имеющие детей-инвалидов.
Обеспечение жилыми помещениями граждан, вставших на учет после 1 января 2005 года, перечисленных в пунктах 2 и 4 части 2 настоящей статьи, осуществляется местными администрациями муниципальных образований Самарской области путем предоставления жилых помещений по договору социального найма в случае наделения данных органов отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению указанных категорий граждан жилыми помещениями в соответствии с частью 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 1 Закона Самарской области от 24 октября 2006 года N 115-ГД (ред. от 21 июня 2013 года с изм. от 04 декабря 2013 года) «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан, а также по постановке на учет и учету граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Самарской области (далее - органы местного самоуправления) наделяются настоящим Законом отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Самарской области, и отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями граждан, указанных в пунктах 2 - 4 части 2 статьи 2 Закона Самарской области от 11 июля 2006 года N 87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области», вставших на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно ст. 2 Закона Самарской области от 24 октября 2006 года N 115-ГД органы местного самоуправления при осуществлении переданных им государственных полномочий имеют право на:
финансовое обеспечение государственных полномочий за счет субвенций, предоставляемых из областного бюджета;
материальные ресурсы, необходимые для осуществления государственных полномочий;
Органы местного самоуправления при осуществлении переданных им государственных полномочий обязаны:
самостоятельно организовать деятельность по осуществлению переданных полномочий в пределах выделенных для этого финансовых средств и материальных ресурсов в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законодательством Самарской области;
представлять в министерство социально-демографической и социальной политики Самарской области документы, связанные с осуществлением государственных полномочий.
Согласно ст. 4 Закона Самарской области от 24 октября 2006 года N 115-ГД финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета. Объем субвенций и их распределение устанавливаются законом Самарской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Таким образом, обязанность по обеспечению жилыми помещениями указанной категории граждан Законом возложена на органы местного самоуправления, которые обязаны самостоятельно организовать деятельность по осуществлению переданных им полномочий.
При этом, в соответствии со ст. 172 Бюджетного кодекса РФ проект бюджета составляется финансовыми органами на основании сведений, представляемых от иных органов государственной власти. Списки указанных лиц, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляются в министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области, министерство управления финансами Самарской области составляет проект областного бюджета с учетом сведений, предоставляемых министерством социально-демографической и семейной политики Самарской области.
Мэрия г.о. Тольятти осуществляет полномочия по учету, формированию и направлению списков нуждающихся в улучшении жилищных условий в Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области для получения из областного бюджета соответствующих субвенций.
Таким образом, Мэрия г.о. Тольятти имеет возможность заложить в областной бюджет необходимые денежные средства для обеспечения жильем указанной категории граждан. Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области является главным распорядителем средств областного бюджета в пределах объема, предусмотренного Законом Самарской области о бюджете на текущий и плановый год. В дальнейшем полученные средства пропорционально распределяются между подведомственными министерству получателями бюджетных средств и представленными списками лиц, подлежащих обеспечению жильем.
Блинова Ю.В. принята органом местного самоуправления на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Право истца на получение жилого помещения во внеочередном порядке не оспаривается ответчиком и реализация данного права не может быть поставлена в зависимость от каких-либо дополнительных факторов, в том числе от недостаточности финансирования, от наличия или отсутствия других внеочередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий и времени постановки их на учет нуждающихся.
При указанных обстоятельствах суд считает, что обязанность по обеспечению истца жильем должна быть возложена на Мэрию городского округа Тольятти.
Доводы представителя ответчика о том, что поскольку правовыми актами не установлен определенный срок, в течение которого жилое помещение должно быть предоставлено истцу, предоставление жилья семье истца должно производиться с установленной очередностью и без нарушения прав лиц, состоящих в очереди на улучшение жилищных условий перед ним, суд считает несостоятельными, поскольку ст.57 ЖК РФ не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список. Нет в данной норме и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории. Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
Жилищным Кодексом РФ право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия на учет. Кроме того, предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения граждан в какую-либо очередь.
На основании изложенного, суд полагает необходимым обязать Мэрию городского округа Тольятти предоставить Блиновой Ю.В. вне очереди жилое помещение на состав семьи четыре человека в соответствии с нормами, установленными жилищным законодательством РФ на момент предоставления жилья. В силу ч. 2 ст. 51 ЖК РФ жилое помещение должно быть предоставлено с учетом имеющегося у истца и членов ее семьи жилого помещения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12,194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск удовлетворить.
Обязать Мэрию городского округа Тольятти предоставить Блиновой <данные изъяты> вне очереди жилое помещение на состав семьи четыре человека (ФИО8, ФИО11, ФИО12) в соответствии с нормами, установленными жилищным законодательством РФ на момент предоставления жилья с учетом имеющегося у Блиновой Ю.В., ФИО11 и ФИО12 на праве общей долевой собственности (по 331/1344 доли у каждого) жилого помещения, расположенного по адресу: г. Тольятти, <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный райсуд г. Тольятти в течение месяца.
Председательствующий: