Дело №2-7972/17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 сентября 2017 года г. Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе председательствующего судьи Горбаконенко А.В.,
при секретаре Юсовой Е.Ю.,
с участием помощника прокурора г. Благовещенска Пнева А.А.,
истца Андроновой Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Благовещенска в защиту интересов Андроновой Ю. С. к Администрации г.Благовещенска о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Благовещенска обратился в суд в интересах Андроновой Ю.С. с указанным исковым заявлением, в обоснование указав, что прокуратурой города Благовещенска проведена проверка по обращению истца на действия администрации г. Благовещенска по непредоставлению жилого помещения в г. Благовещенске и защите его жилищных прав.
Постановлением администрации города Благовещенска от 27 февраля 2015 № 804 Андронова Ю.С., как сирота, принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. До настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено.
23 июня 2017 года она окончила обучение в ГПО АУ АО «Амурский педагогический колледж». В настоящее время проживает в общежитии ФГБО ВПО «БГПУ».
Просит обязать орган местного самоуправления в лице администрации г. Благовещенска предоставить Андроновой Ю.С. жилое помещение в границах муниципального образования города Благовещенска, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее нормы предоставления (18 кв. метров) по договору найма специализированного жилого помещения.
В судебном заседании помощник прокурора и истец настаивали на удовлетворении исковых требований, привели доводы, аналогичные изложенным в иске.
Представители ответчика администрации г. Благовещенска, третьих лиц -Министерства финансов Амурской области, Министерства образования и науки Амурской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. Суд, руководствуясь ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, определил: рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав пояснения помощника прокурора г.Благовещенска, истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 38 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что Андронова Ю.С. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением администрации города Благовещенска от 27 февраля 2015 № 804 она принята на регистрационный учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее дети-сироты). Номер очереди истца на получение жилого помещения - 248.
В рамках настоящего гражданского дела прокурором города Благовещенска ставится вопрос о предоставлении жилого помещения истцу по договору специализированного найма как лицу, поставленному на учет органом местного самоуправления по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку указанное жилое помещение до настоящего времени истице не предоставлено.
Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (статья 40). Тем самым разрешение вопроса о порядке реализации права на бесплатное предоставление жилого помещения отнесено к компетенции законодателя.
Согласно части 1 статьи 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 указанной статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7 статьи 8 Закона).
Поскольку Андронова Ю.С., как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принята на учет, как нуждающаяся в жилом помещении, предоставляемом по договорам специализированного найма, но принадлежащее ей право на обеспечение жилым помещением по договору специализированного найма не реализовала, следовательно, на нее распространяется действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ).
По смыслу приведенных выше правовых норм, основанием возникновения права на получение жилья у детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, является наличие хотя бы одного из следующих юридических фактов: окончание срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также завершение обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончание прохождения военной службы по призыву, либо окончание отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Данная позиция согласуется с разъяснениями, содержащимися в обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2011 года, утвержденной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 1 июня 2011 года, из которого следует, что основанием возникновения права на предоставление жилого помещения у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, являются юридические факты, определенные жилищным законодательством, каждый из которых имеет самостоятельное значение. В частности, к таким юридическим фактам относится завершение обучения в образовательных организациях профессионального образования.
Из представленной копии аттестата об основном общем образовании от 22 июня 2013 года следует, что она окончила ГОАУ АО для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей школу-интернат №9 г.Зея, а из представленной копии диплома о среднем профессиональном образовании от 23 июня 2017 года следует, что она окончила ГПО АУ АО «Амурский педагогический коледж».
Также судом установлено, что после окончания учебного заведения она избрала в качестве постоянного места жительства г. Благовещенск Амурской области, в котором проживает до настоящего времени, обучаясь сейчас в ФГБОУ ВО «БГПУ».
Таким образом, с учетом того обстоятельства, что истица уже окончила обучение в образовательном учреждении среднего профессионального образования, суд приходит к выводу, что у нее, как нуждающейся в жилом помещении, после окончания образовательного учреждения и по достижении 18-летнего возраста, несмотря на то, что она поставлена на учет в 2015 году, возникло, в соответствии со ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции, действующее в настоящее время), право на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, а у ответчика возникла обязанность предоставить истцу жилое благоустроенное помещение на условиях специализированного найма.
Положениями п. 1 ст. 4 Закона Амурской области от 11.04.2005г. № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилые помещения (жилые дома, квартиры) специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в порядке, определенном Правительством области.
Постановлением Правительства Амурской области от 08.04.2013 № 144 "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, ставшихся без попечения родителей" утвержден Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее Порядок).
Согласно ст. 17 Порядка, жилые помещения (в том числе объекты долевого строительства), приобретаемые для предоставления детям-сиротам, должны отвечать установленным санитарным и техническим требованиям, быть благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта, выбранного для постоянного проживания, и расположенными на территории соответствующего муниципального образования.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, ст. 35 ФЗ «О прокуратуре РФ», прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что требования прокурора города Благовещенска о возложении на администрацию города Благовещенска обязанности предоставить истцу жилое помещение в границах муниципального образования города Благовещенска, отвечающее санитарным и техническим требованиям общей площадью не менее нормы предоставления (18 кв. метров) по договору найма специализированного жилого помещения, подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора г.Благовещенска в защиту интересов Андроновой Ю. С. к Администрации г. Благовещенска об обязании предоставить жилое помещение удовлетворить.
Обязать администрацию города Благовещенска предоставить Андроновой Ю. С. жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в границах муниципального образования г. Благовещенска, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 18 кв. м.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца.
Председательствующий судья А.В. Горбаконенко