Судья – Котков С.А. Дело № 12- 3985/2017
РЕШЕНИЕ
28 ноября 2017 г. г. Краснодар
Судья Краснодарского краевого суда Малаева В.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по жалобе директора ООО «Домострой-5» < Ф.И.О. >4 на решение судьи Туапсинского районного суда Краснодарского края от 11 сентября 2017 г.,
установил:
постановлением государственного инспектора в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов Краснодарского края < Ф.И.О. >2 по делу об административном правонарушении <...> от <...> (далее также – административный орган) юридическое лицо - ООО «Домострой-5» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), и обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере <...> рублей.
Решением заместителя главного государственного инспектора Краснодарского края в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов Краснодарского края < Ф.И.О. >3 <...>.<...>4 от <...> (далее также – административный орган) постановление административного органа правонарушении <...> от <...> изменено в части размера назначенного административного штрафа, и назначено ООО «Домострой-5» административный штраф в размере <...> рублей.
Не согласившись с вышеуказанными постановлением и решением, директор ООО «Домострой-5» < Ф.И.О. >4 обратился с жалобой в Туапсинский районный суд Краснодарского края.
Решением судьи Туапсинского районного суда Краснодарского края от 11 сентября 2017 г. постановление административного органа по делу об административном правонарушении <...> от <...> оставлено без изменения, жалоба ООО «Домострой-5» без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, директор ООО «Домострой-5» < Ф.И.О. >4 просит отменить постановление административного органа <...> от <...>, решение административного органа <...> от <...>, решение Туапсинского районного суда Краснодарского края от 11 сентября 2017 г. В обоснование доводов указано, что решение судьи незаконно и необоснованно, поскольку судом были неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда, изложенные в решение, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, нарушены нормы процессуального и материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в жалобе, выслушав представителя ООО «Домострой-5» по доверенности < Ф.И.О. >5, представителя Министерства природных ресурсов Краснодарского края по доверенности < Ф.И.О. >6, судья вышестоящей инстанции не находит оснований для отмены решения судьи районного суда.
В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно ст. 8.39 КоАП РФ нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.
Объективную сторону представляют нарушения установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах (округах). Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных ресурсов представляет собой совершение действий, которые прямо запрещены соответствующими законодательными и подзаконными нормативными актами, в частности: проникновение на территорию заповедника, ведение хозяйственной деятельности в заповедных зонах национальных парков, разведка и разработка полезных ископаемых, предоставление права на размещение на территориях национальных парков садоводческих и дачных участков, а также на движение и стоянку механизированных транспортных средств, если только это не связано с функционированием национального парка, и т.д. Бездействие может проявляться в непринятии уполномоченными лицами (администрацией особо охраняемых территорий) соответствующих мер по обеспечению режима их охраны, например отсутствие обозначения границ территорий. Иные правила охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях большей частью охватываются понятием «режим». Нарушение иных правил может выражаться в несоблюдении предписаний, регулирующих разрешенную деятельность в пределах этих объектов.
Субъектами правонарушения выступают граждане, должностные лица, юридические лица.
Как следует из материалов дела, в период с <...> по <...> проведена внеплановая выездная проверка соблюдения обязательных требований в области охраны окружающей среды и природопользования в отношении ООО «Домострой-5», осуществляющего деятельность по адресам: <...> место фактического осуществления деятельности: <...> 1, земельный участок с кадастровым номером <...>. <...>, земельный участок с кадастровым номером <...>
При проведении проверки установлено, что основным видом деятельности предприятия является покупка и продажа собственного недвижимого имущества.
Согласно служебной записке управления охраны окружающей среды министерства от <...> <...>, земельные участки с кадастровыми номерами <...> и <...>. на которых расположены объекты капитального строительства, находятся в границах особо охраняемой природной территории регионального значения государственного природного ландшафтного заказника «Агрийский» (далее – также Заказник).
Заказник образован Решением исполнительного комитета <...> Совета народных депутатов Краснодарского края от <...> <...> и Решением исполнительного комитета <...>вого совета народных депутатов от <...> <...>.
Границы заказника описаны в Решении исполнительного комитета <...>вого совета народных депутатов от <...> <...>. Цель создания заказника - сохранение уникального природного ландшафта.
ООО «Домострой-5» реализуется строительство объектов капитального строительства на особо охраняемой природной территории регионального значения – государственного природного ландшафтного заказника «Агрийский» в отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации на следующие объекты:
- Коттеджи апартаментного типа (площадь застройки <...> кв.м), разрешение на строительство от <...> <...>.
- Коттедж для отдыха (литер К) (площадью застройки <...> кв.м), разрешение на строительство от <...> <...>.
- Насосная станция второго подъема, разрешение на строительство от <...> <...>.
ООО «Домострой-5» реализовано строительство объектов капитального строительства на особо охраняемой природной территории регионального значения - государственного природного ландшафтного заказника «Агрийский» в отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации на следующие объекты:
- Коттедж для семейного отдыха (площадью застройки <...> кв.м), разрешение на строительство от <...> № <...> разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от <...> <...>.
- Коттедж для семейного отдыха < Ф.И.О. >8 (общей площадью <...> кв.м), разрешение на строительство от <...> № <...>, разрешение на ввод в эксплуатацию от <...> № <...>.
- Разведочно-эксплуатационная скважина на воду <...> (4-2016).
Строительство объектов сопряжено с техногенным воздействием на природные комплексы и их компоненты, разрушением природного ландшафта. ООО «Домострой-5» не принимает меры по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством Российской Федерации, поскольку строительство зданий, строений, сооружений и иных объектов реализуется до положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации.
Реализация ООО «Домострой-5» строительства объектов капитального строительства на особо охраняемой природной территории регионального значения - государственного природного ландшафтного заказника «Агрийский» в отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации противоречит целям создания государственного природного заказника - сохранение уникального природного ландшафта. Вследствие чего, ООО «Домострой-5» причиняет вред природным комплексам и их компонентам.
Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» регулирует отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения.
Особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.
Государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.
В соответствии со статьей 24 Федерального закона от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.
Задачи и особенности режима особой охраны территории конкретного государственного природного заказника федерального значения определяются положением о нем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, которые расположены в границах государственных природных заказников, обязаны соблюдать установленный в государственных природных заказниках режим особой охраны и несут за его нарушение административную, уголовную и иную установленную законом ответственность.
В силу статьи 34 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов должны осуществляться по утвержденным проектам с соблюдением требований технических регламентов в области охраны окружающей среды. Запрещаются строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов до утверждения проектов и до установления границ земельных участков на местности, а также изменение утвержденных проектов в ущерб требованиям в области охраны окружающей среды. При осуществлении строительства и реконструкции зданий, строений, сооружений и иных объектов принимаются меры по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 33 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды. Порядок проведения экологической экспертизы устанавливается федеральным законом об экологической экспертизе.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» экологическая экспертиза - установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.
Пунктом 4.1 статьи 12 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» предусмотрено, что государственная экологическая экспертиза объектов регионального уровня проводится органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Объектами государственной экологической экспертизы регионального уровня являются: проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, за исключением проектной документации объектов, указанных в подпункте 7.1 статьи 11 настоящего Федерального закона, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно пункта 5 статьи 18 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» заключение государственной экологической экспертизы по объектам, указанным в статьях 11 и 12 настоящего Федерального закона, за исключением проектов нормативных правовых актов Российской Федерации, может быть положительным или отрицательным.
Положительное заключение государственной экологической экспертизы является одним из обязательных условий финансирования и реализации объекта государственной экологической экспертизы. Положительное заключение государственной экологической экспертизы имеет юридическую силу в течение срока, определенного федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации, проводящим конкретную государственную экологическую экспертизу.
Заключением государственной экологической экспертизы является документ, подготовленный экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, содержащий обоснованные выводы о соответствии документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, одобренный квалифицированным большинством списочного состава указанной экспертной комиссии и соответствующий заданию на проведение экологической экспертизы, выдаваемому федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 5 Закона Краснодарского края от 12 марта 2007 г. № 1205-КЗ «Об экологической экспертизе на территории Краснодарского края» государственная экологическая экспертиза объектов краевого уровня проводится органами государственной власти Краснодарского края в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Объектами государственной экологической экспертизы краевого уровня являются: проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, за исключением проектной документации объектов, подлежащих государственной экологической экспертизе федерального уровня.
Согласно пункту 6 статьи 30 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» нарушениями законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе заказчиком документации, подлежащей экологической экспертизе, и заинтересованными лицами являются реализация объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы.
При этом, в нарушение вышеуказанных норм действующего законодательства Российской Федерации ООО «Домострой-5» не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, в части охраны и использования особо охраняемых природных территорий.
Вина юридического лица - ООО «Домострой-5» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ, подтверждается собранными по делу доказательствами, а именно: протоколом осмотра <...>.<...> от <...>, протоколом об административном правонарушении <...> служебной запиской <...> от <...>, актом проверки <...>.<...> от <...>, предписанием <...> от <...>, фотоматериалом, постановлением по делу об административном правонарушении <...>.<...> от <...>, оцененными судьей по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Действия юридического лица правильно квалифицированы по ст. 8.39 КоАП РФ, наказание назначено в пределах санкций статьи.
Доказательства, положенные судьей в основу своих выводов, сомнений в достоверности не вызывают, им дана соответствующая правовая оценка. Нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, влекущих отмену решения, судом первой инстанции не допущено.
В жалобе заявитель указывает на то, что границы, особо охраняемой природной территории регионального значения государственного природного заказника «Агрийский ландшафтный заказник», расположенный в муниципальном образовании Туапсинского района, не утверждены, и, следовательно, состав вменяемый ООО «Домострой-5» в действиях общества отсутствует.
Так, согласно служебной записке <...> от <...> (л.д.102-103) земельные участки с кадастровыми номерами <...> и <...> на которых расположены объекты капитального строительства, находятся в границах особо охраняемой природной территории регионального значения государственного природного ландшафтного заказника «Агрийский».
При этом, как следует из материалов дела «Агрийский ландшафтный заказник» образован Решением исполнительного комитета <...> Совета народных депутатов Краснодарского края от <...> <...> и Решением исполнительного комитета <...>вого совета народных депутатов от <...> <...>.
Границы заказника описаны в Решении исполнительного комитета <...>вого совета народных депутатов от <...> <...>.
Также в служебной записке <...> от <...> указано, что в 2013 г. проектная документация по объекту «Реконструкция межсекционного спального корпуса апартаментного типа для семейного отдыха» в <...> ООО «Домострой-5», размещенный на земельном участке с кадастровым номером <...>, получила положительное заключение государственной экологической экспертизы <...>, утвержденное приказом министерства природных ресурсов Краснодарского края от <...> <...>-ЭК. Срок действия заключения – 4 года. В период с 2013 г. по настоящее время положительные заключения государственной экологической экспертизы по проектной документации на иные объекты капитального строительства, расположенные в границах земельных участков с кадастровыми номерами <...> и <...>, не выдавались.
Более того, к служебной записке <...> от <...> прилагается карта с указанием расположения земельных участков с кадастровыми номерами <...> и <...>, и границами особо охраняемой природной территории регионального значения государственного природного ландшафтного заказника «Агрийский», которые расположены между <...>, как указано в решении исполнительного комитета <...>вого совета народных депутатов от <...> <...>.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судами норм КоАП РФ и законодательства, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям, не свидетельствует о том, что судом допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренных им процессуальных требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах, судья вышестоящей инстанции приходит к выводу о том, что решение судьи является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения, в том числе и по доводам жалобы, не имеется.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья вышестоящей инстанции
решил:
решение судьи Туапсинского районного суда Краснодарского края от 11 сентября 2017 г. оставить без изменения, а жалобу директора ООО «Домострой-5» < Ф.И.О. >4 без удовлетворения.
Судья Краснодарского краевого суда