Дело № 2-316/12
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙИСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(ДД.ММ.ГГГГ) Коминтерновский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Ятленко В.В.,
при секретаре Репниковой Р.А.,
с участием прокурора Башкиревой В.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к (Наименование1), (Госорган1) <адрес>, (Госорган3) <адрес> о понуждении к устранению нарушений пожарного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <адрес>, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к (Наименование1), (Госорган1) <адрес>, (Госорган3) <адрес> о понуждении к устранению нарушений пожарного законодательства, ссылаясь на следующие обстоятельства.
В ходе проведенной прокуратурой района с привлечением специалиста –старшего инспектора отдела надзорной деятельности по <адрес> проверки соблюдения законодательства о пожарной безопасности в (Наименование1), расположенном по адресу: <адрес>, выявлены нарушения норм и требований пожарной безопасности.
Как указывает истец, учредителем образовательного учреждения является (Госорган1) <адрес>, которая несет ответственность по его обязательствам.
На основании вышеизложенного прокурор просит суд обязать (Наименование1), расположенное по адресу <адрес>, устранить нарушения ФЗ «О пожарной безопасности», а именно: обеспечить здание (Наименование1) прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны; предусмотреть в здании образовательного учреждения автоматическое включение аварийного освещения при прекращении электропитания рабочего; в коридорах на полу путей эвакуации произвести замену линолеума с более высокой пожарной опасностью; прекратить эксплуатацию в качестве гаражей помещений, устроенных в отступление от проекта в проезде для пожарной техники, под учебными классами и коридором гимназии. В случае недостаточности (отсутствия) денежных средств на проведение указанных мероприятий у (Наименование1), обязать (Госорган1) <адрес>, (Госорган3) <адрес> выделить необходимые денежные средства за счет средств муниципального бюджета, на устранение вышеуказанных нарушений федерального закона «О пожарной безопасности».
Определением Коминтерновского районного суда <адрес> от (ДД.ММ.ГГГГ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено (Госорган2) по <адрес>.
Определением Коминтерновского районного суда <адрес> от (ДД.ММ.ГГГГ) производство по делу в части требований об обязании (Наименование1) обеспечить гимназию прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны прекращено в связи с отказом от иска в данной части.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Башкирева В.Ф. поддержала заявленные исковые требования.
Ответчик – (Госорган1) <адрес> в судебное заседание представителя не обеспечила, о времени и месте судебного слушания дела извещалась надлежащим образом, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя, представила письменные пояснения (л.д.93-94).
Ответчик – (Наименование1) - в судебное заседание представителя не направил, о времени и месте судебного слушания дела извещался надлежащим образом, о причинах неявки представителя не сообщил, ранее в судебном заседании исковые требования признавал.
Ответчик – (Госорган3) <адрес> в судебное заседание представителя не направил, о времени и месте судебного слушания дела извещался надлежащим образом, о причинах неявки представителя не сообщил.
Третьи лица – (Госорган4) по <адрес>, (Госорган2) по <адрес> в судебное заседание представителя не обеспечили, о времени и месте судебного слушания дела извещались надлежащим образом, о причинах неявки представителя не сообщили.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, выслушав помощника прокурора <адрес> Башкиреву В.Ф., изучив материалы дела, находит исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 1 Федерального Закона «О пожарной безопасности» от (ДД.ММ.ГГГГ) ФЗ (№) пожарная безопасность определяется, как состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров;
требования пожарной безопасности определяются как специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Согласно ст. 3 Федерального Закона от (ДД.ММ.ГГГГ) ФЗ (№) основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 20 Федерального Закона от (ДД.ММ.ГГГГ) ФЗ (№) к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требование пожарной безопасности.
Ст. 34 ФЗ от (ДД.ММ.ГГГГ) № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» предусматривает, что граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара. Ст. 37 данного закона устанавливает, что руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
В соответствии с п. 1 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС России от (ДД.ММ.ГГГГ) (№), правила устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее - граждане) в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Согласно п.1.4 Устава (Наименование1) учредителем образовательного учреждения является (Госорган1) <адрес> (л.д.10-20).
На основании п.6.9 и 6.10 Устава учреждение самостоятельно распоряжается имеющимися у него денежными средствами и отвечает по своим обязательствам в порядке, предусмотренном законодательством РФ.
В Уставе закреплено, что собственник имущества (уполномоченный им орган) в порядке, установленном законодательством РФ, закрепляет за (Наименование1) в целях обеспечения его уставной деятельности, предусмотренной настоящим Уставом, здания, сооружения, оборудование, а также другое необходимое имущество. Земельные участки закрепляются за (Наименование1) в постоянное (бессрочное) пользование. Объекты права собственности, закрепленные в установленном порядке за (Наименование1), находятся в его оперативном управлении. Изъятие и (или) отчуждение собственности, закрепленной за (Наименование1) осуществляются в соответствии с законодательством РФ.
При этом, собственником имущества (Наименование1) в соответствии с п. 4 ст. 68, п. 7 ст. 77 Устава городского округа <адрес>, принятого Постановлением Воронежской городской Думы (№) от (ДД.ММ.ГГГГ), является муниципальное образование городского округа <адрес> в лице (Госорган1) <адрес>. Муниципальный долг полностью и без условий обеспечивается всем имуществом городского округа <адрес>.
В соответствии со статьей 9.2 Федерального закона от (ДД.ММ.ГГГГ) N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Согласно пункту 2 статьи 120 ГК РФ, учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.
В ходе судебного разбирательства было установлено и не оспаривалось лицами, участвующими в деле, что в ходе проведенной прокуратурой района с привлечением специалиста - старшего инспектора отдела надзорной деятельности по <адрес> проверки соблюдения законодательства о пожарной безопасности в (Наименование1), расположенном по адресу: <адрес>, выявлены следующие нарушения норм и требований пожарной безопасности: в нарушение п. 61 ППБ 01-03 в здании образовательного учреждения не предусмотрено автоматическое включение аварийного освещения при прекращении электропитания рабочего; в коридорах на полу путей эвакуации применяется линолеум с более высокой пожарной опасностью, что не соответствует требованиям п. 4.3.2 СНиП 21-01-97*; в нарушение п. 3,22, 23 ППБ 01-03, п.4.3 СНиП 21-01-97*, в проезде для пожарной техники, в отступление от проекта, под учебными классами, коридором гимназии устроены гаражи.
Указанные выше нарушения ФЗ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» выявлялись и ранее, о чем свидетельствуют внесенные руководству учреждения Предписания, а именно: Предписание (№) от (ДД.ММ.ГГГГ) (л.д.24-26), Предписание (№)от (ДД.ММ.ГГГГ), требования которых не выполнены до настоящего времени (л.д.37-39).
Постановлением мирового судьи судебного участка (№) <адрес> от (ДД.ММ.ГГГГ), директор (Наименование1) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.5 ч.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (л.д.42-43).
В соответствии с п.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Невыполнение (Наименование1) на протяжении длительного времени требований ФЗ «О пожарной безопасности», ставит под угрозу жизнь и здоровье учащихся, преподавателей и других работников учреждения, а также иных лиц, посещающих учреждение и находящихся рядом с ним, и может привести к тяжким последствиям в результате пожара.
При таких обстоятельствах, исковые требования прокурора <адрес> подлежат удовлетворению.
Основанием для возложения обязанности на (Госорган3) <адрес> по выделению денежных средств (Наименование1) необходимых для устранения нарушений законодательства о пожарной безопасности, является следующее.
Ст. 32 Закона РФ «Об образовании» от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) предусматривает, что образовательное учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся.
Статьей 31 Закона «Об образовании» установлено, что к компетенции органов местного самоуправления в области образования отнесено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии с п.9 ст.39 Закона РФ от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) «Об образовании» при недостаточности у образовательного учреждения денежных средств ответственность по его обязательствам несет собственник имущества, закрепленного за образовательным учреждением, в порядке, определенном законом.
С учетом положений абз. 2 п. 1 ст. 399 ГК РФ применительно к субсидиарной ответственности собственников учреждений закон выдвигает дополнительное условие – недостаточность находящихся в их распоряжении денежных средств. При этом в роли собственника – учредителя здесь выступают соответствующие публично-правовые образования в целом - Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования (п. 1 ст. 214 и п. 1 ст. 215 ГК РФ). От имени публично-правовых образований в гражданском обороте выступают их органы в рамках имеющейся у них компетенции (п.п. 1и 2 ст. 125, п. 3 ст. 214, п. 2 ст. 215 ГК РФ). Имуществом, предназначенным для удовлетворения претензий кредиторов публично-правовых образований, является нераспределенное между государственными и муниципальными юридическими лицами имущество, составляющее казну соответствующего публично-правового образования (абз. 1 п. 1 ст. 126, абз. 2 п. 4 ст. 214, абз. 2 п. 3 ст. 215 ГК РФ).
В силу п. 4 ст. 68 Устава городского округа <адрес>, утвержденного Постановлением Воронежской городской Думы от (ДД.ММ.ГГГГ) N 150-I, органы местного самоуправления от имени городского округа субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом.
Согласно п. 1.1 Положения о (Госорган3) <адрес>, утвержденного решением Воронежской городской Думы N 239-II от (ДД.ММ.ГГГГ), (Госорган3) <адрес> является уполномоченным органом (Госорган1) <адрес> по управлению средствами бюджета городского округа <адрес>, осуществляющим функции по составлению и исполнению бюджета городского округа.
Средства местного бюджета и иное имущество составляют муниципальную казну соответствующего муниципального образования (п. 3 ст. 215 ГК РФ).
Таким образом, обязанность по выделению (Наименование1) денежных средств, необходимых для устранения нарушений пожарной безопасности следует возложить на (Госорган3) <адрес>.
В силу статьи 48 Устава городского округа <адрес> к компетенции (Госорган1) <адрес> относится разработка проекта бюджета, организация его исполнения, управление муниципальной собственностью города, создание в соответствии с установленным городской Думой порядком муниципальных предприятий и учреждений, финансирование муниципальных учреждений.
В соответствии со статьей 73 Устава городского округа <адрес> формирование, утверждение, исполнение бюджета городского округа и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления городского округа самостоятельно. Порядок формирования, утверждения и исполнения бюджета городского округа определяется Положением о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городском округе, утверждаемым городской Думой в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами <адрес>.
На основании статьи 171 Бюджетного кодекса РФ составление проектов бюджетов - исключительная прерогатива Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местных администраций муниципальных образований.
Как следует из письменных пояснений (Госорган1) <адрес>, (ДД.ММ.ГГГГ) решением Воронежской городской Думы (№) утвержден бюджет городского округа город <адрес> на (ДД.ММ.ГГГГ), которым предусмотрена сумма расходов бюджета городского округа город <адрес> на (ДД.ММ.ГГГГ) по статье «Образование». Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, а также организация исполнения бюджета (Госорган1) <адрес> осуществляется в соответствии с Федеральным законом от (ДД.ММ.ГГГГ) N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», Бюджетным кодексом РФ и решением Воронежской городской Думы от (ДД.ММ.ГГГГ) N 313-11 «Об утверждении Положения о бюджетном процессе в городском округе <адрес>» в рамках установленных порядка и сроков. Как ранее поясняла в судебном заседании представитель Мальцева Е.А., бюджет сформирован, в случае удовлетворения требований будет нецелевое расходование денежных средств (л.д.84-85).
Оценивая данную ссылку ответчика в подтверждение возражений на иск, суд приходит к выводу о том, что нарушения пожарного законодательства выявлялись неоднократно, на протяжении длительного времени, что нашло свое подтверждение в материалах дела, в том числе в служебной записке директора (Наименование1) (ФИО2) начальнику отдела образования <адрес> (ФИО1) (л.д.33), где делалась отметка о недостаточности финансирования гимназии на устранение указанных нарушений. При этом, мер по выделению достаточных денежных средств для гимназии принято не было, в связи с чем суд считает данные доводы администрации несостоятельными, они не могут служить основанием для освобождения ответчика от ответственности по финансированию муниципального учреждения.
Суд учитывает, что устранение (Наименование1) нарушений Федерального закона «О пожарной безопасности» в соответствии с исковыми требованиями прокурора <адрес> потребует определенного количества времени, выполнения ремонтных работ в учреждении, а проведение всех видов ремонтных работ в присутствии обучающихся в общеобразовательном учреждении не допускается не основании пункта 4.32. СанПиН 2.4.2,2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от (ДД.ММ.ГГГГ) (№), суд считает возможным обязать (Наименование1) устранить нарушения пожарной безопасности в срок до (ДД.ММ.ГГГГ).
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к (Наименование1), (Госорган1) <адрес>, (Госорган3) <адрес> о понуждении к устранению нарушений пожарного законодательства, удовлетворить.
Обязать (Наименование1) в срок до (ДД.ММ.ГГГГ) устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности: предусмотреть в здании образовательного учреждения автоматическое включение аварийного освещения при прекращении электропитания рабочего; в коридорах на полу путей эвакуации произвести замену линолеума с более высокой пожарной опасностью; прекратить эксплуатацию в качестве гаражей помещений, устроенных в отступление от проекта в проезде для пожарной техники, под учебными классами и коридором гимназии.
В случае отсутствия денежных средств, необходимых для устранения нарушений законодательства о пожарной безопасности, обязать (Госорган3) <адрес> и (Госорган1) <адрес> выделить (Наименование1) денежные средства для устранения указанных нарушений.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд через Коминтерновский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующая подпись В.В.Ятленко
Решение суда в окончательной форме
изготовлено (ДД.ММ.ГГГГ)
Копия верна:
Судья:
Секретарь:
Дело № 2-316/12
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙИСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(ДД.ММ.ГГГГ) Коминтерновский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Ятленко В.В.,
при секретаре Репниковой Р.А.,
с участием прокурора Башкиревой В.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к (Наименование1), (Госорган1) <адрес>, (Госорган3) <адрес> о понуждении к устранению нарушений пожарного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <адрес>, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к (Наименование1), (Госорган1) <адрес>, (Госорган3) <адрес> о понуждении к устранению нарушений пожарного законодательства, ссылаясь на следующие обстоятельства.
В ходе проведенной прокуратурой района с привлечением специалиста –старшего инспектора отдела надзорной деятельности по <адрес> проверки соблюдения законодательства о пожарной безопасности в (Наименование1), расположенном по адресу: <адрес>, выявлены нарушения норм и требований пожарной безопасности.
Как указывает истец, учредителем образовательного учреждения является (Госорган1) <адрес>, которая несет ответственность по его обязательствам.
На основании вышеизложенного прокурор просит суд обязать (Наименование1), расположенное по адресу <адрес>, устранить нарушения ФЗ «О пожарной безопасности», а именно: обеспечить здание (Наименование1) прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны; предусмотреть в здании образовательного учреждения автоматическое включение аварийного освещения при прекращении электропитания рабочего; в коридорах на полу путей эвакуации произвести замену линолеума с более высокой пожарной опасностью; прекратить эксплуатацию в качестве гаражей помещений, устроенных в отступление от проекта в проезде для пожарной техники, под учебными классами и коридором гимназии. В случае недостаточности (отсутствия) денежных средств на проведение указанных мероприятий у (Наименование1), обязать (Госорган1) <адрес>, (Госорган3) <адрес> выделить необходимые денежные средства за счет средств муниципального бюджета, на устранение вышеуказанных нарушений федерального закона «О пожарной безопасности».
Определением Коминтерновского районного суда <адрес> от (ДД.ММ.ГГГГ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено (Госорган2) по <адрес>.
Определением Коминтерновского районного суда <адрес> от (ДД.ММ.ГГГГ) производство по делу в части требований об обязании (Наименование1) обеспечить гимназию прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны прекращено в связи с отказом от иска в данной части.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Башкирева В.Ф. поддержала заявленные исковые требования.
Ответчик – (Госорган1) <адрес> в судебное заседание представителя не обеспечила, о времени и месте судебного слушания дела извещалась надлежащим образом, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя, представила письменные пояснения (л.д.93-94).
Ответчик – (Наименование1) - в судебное заседание представителя не направил, о времени и месте судебного слушания дела извещался надлежащим образом, о причинах неявки представителя не сообщил, ранее в судебном заседании исковые требования признавал.
Ответчик – (Госорган3) <адрес> в судебное заседание представителя не направил, о времени и месте судебного слушания дела извещался надлежащим образом, о причинах неявки представителя не сообщил.
Третьи лица – (Госорган4) по <адрес>, (Госорган2) по <адрес> в судебное заседание представителя не обеспечили, о времени и месте судебного слушания дела извещались надлежащим образом, о причинах неявки представителя не сообщили.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, выслушав помощника прокурора <адрес> Башкиреву В.Ф., изучив материалы дела, находит исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 1 Федерального Закона «О пожарной безопасности» от (ДД.ММ.ГГГГ) ФЗ (№) пожарная безопасность определяется, как состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров;
требования пожарной безопасности определяются как специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Согласно ст. 3 Федерального Закона от (ДД.ММ.ГГГГ) ФЗ (№) основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 20 Федерального Закона от (ДД.ММ.ГГГГ) ФЗ (№) к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требование пожарной безопасности.
Ст. 34 ФЗ от (ДД.ММ.ГГГГ) № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» предусматривает, что граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара. Ст. 37 данного закона устанавливает, что руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
В соответствии с п. 1 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС России от (ДД.ММ.ГГГГ) (№), правила устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее - граждане) в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Согласно п.1.4 Устава (Наименование1) учредителем образовательного учреждения является (Госорган1) <адрес> (л.д.10-20).
На основании п.6.9 и 6.10 Устава учреждение самостоятельно распоряжается имеющимися у него денежными средствами и отвечает по своим обязательствам в порядке, предусмотренном законодательством РФ.
В Уставе закреплено, что собственник имущества (уполномоченный им орган) в порядке, установленном законодательством РФ, закрепляет за (Наименование1) в целях обеспечения его уставной деятельности, предусмотренной настоящим Уставом, здания, сооружения, оборудование, а также другое необходимое имущество. Земельные участки закрепляются за (Наименование1) в постоянное (бессрочное) пользование. Объекты права собственности, закрепленные в установленном порядке за (Наименование1), находятся в его оперативном управлении. Изъятие и (или) отчуждение собственности, закрепленной за (Наименование1) осуществляются в соответствии с законодательством РФ.
При этом, собственником имущества (Наименование1) в соответствии с п. 4 ст. 68, п. 7 ст. 77 Устава городского округа <адрес>, принятого Постановлением Воронежской городской Думы (№) от (ДД.ММ.ГГГГ), является муниципальное образование городского округа <адрес> в лице (Госорган1) <адрес>. Муниципальный долг полностью и без условий обеспечивается всем имуществом городского округа <адрес>.
В соответствии со статьей 9.2 Федерального закона от (ДД.ММ.ГГГГ) N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Согласно пункту 2 статьи 120 ГК РФ, учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.
В ходе судебного разбирательства было установлено и не оспаривалось лицами, участвующими в деле, что в ходе проведенной прокуратурой района с привлечением специалиста - старшего инспектора отдела надзорной деятельности по <адрес> проверки соблюдения законодательства о пожарной безопасности в (Наименование1), расположенном по адресу: <адрес>, выявлены следующие нарушения норм и требований пожарной безопасности: в нарушение п. 61 ППБ 01-03 в здании образовательного учреждения не предусмотрено автоматическое включение аварийного освещения при прекращении электропитания рабочего; в коридорах на полу путей эвакуации применяется линолеум с более высокой пожарной опасностью, что не соответствует требованиям п. 4.3.2 СНиП 21-01-97*; в нарушение п. 3,22, 23 ППБ 01-03, п.4.3 СНиП 21-01-97*, в проезде для пожарной техники, в отступление от проекта, под учебными классами, коридором гимназии устроены гаражи.
Указанные выше нарушения ФЗ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» выявлялись и ранее, о чем свидетельствуют внесенные руководству учреждения Предписания, а именно: Предписание (№) от (ДД.ММ.ГГГГ) (л.д.24-26), Предписание (№)от (ДД.ММ.ГГГГ), требования которых не выполнены до настоящего времени (л.д.37-39).
Постановлением мирового судьи судебного участка (№) <адрес> от (ДД.ММ.ГГГГ), директор (Наименование1) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.5 ч.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (л.д.42-43).
В соответствии с п.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Невыполнение (Наименование1) на протяжении длительного времени требований ФЗ «О пожарной безопасности», ставит под угрозу жизнь и здоровье учащихся, преподавателей и других работников учреждения, а также иных лиц, посещающих учреждение и находящихся рядом с ним, и может привести к тяжким последствиям в результате пожара.
При таких обстоятельствах, исковые требования прокурора <адрес> подлежат удовлетворению.
Основанием для возложения обязанности на (Госорган3) <адрес> по выделению денежных средств (Наименование1) необходимых для устранения нарушений законодательства о пожарной безопасности, является следующее.
Ст. 32 Закона РФ «Об образовании» от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) предусматривает, что образовательное учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся.
Статьей 31 Закона «Об образовании» установлено, что к компетенции органов местного самоуправления в области образования отнесено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии с п.9 ст.39 Закона РФ от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) «Об образовании» при недостаточности у образовательного учреждения денежных средств ответственность по его обязательствам несет собственник имущества, закрепленного за образовательным учреждением, в порядке, определенном законом.
С учетом положений абз. 2 п. 1 ст. 399 ГК РФ применительно к субсидиарной ответственности собственников учреждений закон выдвигает дополнительное условие – недостаточность находящихся в их распоряжении денежных средств. При этом в роли собственника – учредителя здесь выступают соответствующие публично-правовые образования в целом - Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования (п. 1 ст. 214 и п. 1 ст. 215 ГК РФ). От имени публично-правовых образований в гражданском обороте выступают их органы в рамках имеющейся у них компетенции (п.п. 1и 2 ст. 125, п. 3 ст. 214, п. 2 ст. 215 ГК РФ). Имуществом, предназначенным для удовлетворения претензий кредиторов публично-правовых образований, является нераспределенное между государственными и муниципальными юридическими лицами имущество, составляющее казну соответствующего публично-правового образования (абз. 1 п. 1 ст. 126, абз. 2 п. 4 ст. 214, абз. 2 п. 3 ст. 215 ГК РФ).
В силу п. 4 ст. 68 Устава городского округа <адрес>, утвержденного Постановлением Воронежской городской Думы от (ДД.ММ.ГГГГ) N 150-I, органы местного самоуправления от имени городского округа субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом.
Согласно п. 1.1 Положения о (Госорган3) <адрес>, утвержденного решением Воронежской городской Думы N 239-II от (ДД.ММ.ГГГГ), (Госорган3) <адрес> является уполномоченным органом (Госорган1) <адрес> по управлению средствами бюджета городского округа <адрес>, осуществляющим функции по составлению и исполнению бюджета городского округа.
Средства местного бюджета и иное имущество составляют муниципальную казну соответствующего муниципального образования (п. 3 ст. 215 ГК РФ).
Таким образом, обязанность по выделению (Наименование1) денежных средств, необходимых для устранения нарушений пожарной безопасности следует возложить на (Госорган3) <адрес>.
В силу статьи 48 Устава городского округа <адрес> к компетенции (Госорган1) <адрес> относится разработка проекта бюджета, организация его исполнения, управление муниципальной собственностью города, создание в соответствии с установленным городской Думой порядком муниципальных предприятий и учреждений, финансирование муниципальных учреждений.
В соответствии со статьей 73 Устава городского округа <адрес> формирование, утверждение, исполнение бюджета городского округа и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления городского округа самостоятельно. Порядок формирования, утверждения и исполнения бюджета городского округа определяется Положением о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городском округе, утверждаемым городской Думой в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами <адрес>.
На основании статьи 171 Бюджетного кодекса РФ составление проектов бюджетов - исключительная прерогатива Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местных администраций муниципальных образований.
Как следует из письменных пояснений (Госорган1) <адрес>, (ДД.ММ.ГГГГ) решением Воронежской городской Думы (№) утвержден бюджет городского округа город <адрес> на (ДД.ММ.ГГГГ), которым предусмотрена сумма расходов бюджета городского округа город <адрес> на (ДД.ММ.ГГГГ) по статье «Образование». Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, а также организация исполнения бюджета (Госорган1) <адрес> осуществляется в соответствии с Федеральным законом от (ДД.ММ.ГГГГ) N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», Бюджетным кодексом РФ и решением Воронежской городской Думы от (ДД.ММ.ГГГГ) N 313-11 «Об утверждении Положения о бюджетном процессе в городском округе <адрес>» в рамках установленных порядка и сроков. Как ранее поясняла в судебном заседании представитель Мальцева Е.А., бюджет сформирован, в случае удовлетворения требований будет нецелевое расходование денежных средств (л.д.84-85).
Оценивая данную ссылку ответчика в подтверждение возражений на иск, суд приходит к выводу о том, что нарушения пожарного законодательства выявлялись неоднократно, на протяжении длительного времени, что нашло свое подтверждение в материалах дела, в том числе в служебной записке директора (Наименование1) (ФИО2) начальнику отдела образования <адрес> (ФИО1) (л.д.33), где делалась отметка о недостаточности финансирования гимназии на устранение указанных нарушений. При этом, мер по выделению достаточных денежных средств для гимназии принято не было, в связи с чем суд считает данные доводы администрации несостоятельными, они не могут служить основанием для освобождения ответчика от ответственности по финансированию муниципального учреждения.
Суд учитывает, что устранение (Наименование1) нарушений Федерального закона «О пожарной безопасности» в соответствии с исковыми требованиями прокурора <адрес> потребует определенного количества времени, выполнения ремонтных работ в учреждении, а проведение всех видов ремонтных работ в присутствии обучающихся в общеобразовательном учреждении не допускается не основании пункта 4.32. СанПиН 2.4.2,2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от (ДД.ММ.ГГГГ) (№), суд считает возможным обязать (Наименование1) устранить нарушения пожарной безопасности в срок до (ДД.ММ.ГГГГ).
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к (Наименование1), (Госорган1) <адрес>, (Госорган3) <адрес> о понуждении к устранению нарушений пожарного законодательства, удовлетворить.
Обязать (Наименование1) в срок до (ДД.ММ.ГГГГ) устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности: предусмотреть в здании образовательного учреждения автоматическое включение аварийного освещения при прекращении электропитания рабочего; в коридорах на полу путей эвакуации произвести замену линолеума с более высокой пожарной опасностью; прекратить эксплуатацию в качестве гаражей помещений, устроенных в отступление от проекта в проезде для пожарной техники, под учебными классами и коридором гимназии.
В случае отсутствия денежных средств, необходимых для устранения нарушений законодательства о пожарной безопасности, обязать (Госорган3) <адрес> и (Госорган1) <адрес> выделить (Наименование1) денежные средства для устранения указанных нарушений.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд через Коминтерновский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующая подпись В.В.Ятленко
Решение суда в окончательной форме
изготовлено (ДД.ММ.ГГГГ)
Копия верна:
Судья:
Секретарь: