Дело № 12-67/2017
копия
Р Е Ш Е Н И Е
г.Красноуральск 12 октября 2017 года
Судья Красноуральского городского суда Свердловской области Карташов О.В.,
при секретаре Маклаковой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по жалобе ООО «Агрофирма «Северная» на постановление старшего государственного инспектора по Уральскому федеральному округу, заместителя начальника отдела надзора в области использования и охраны водных объектов, земельного надзора Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу Поступинского ФИО6 от 11.08.2017 № об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Старшим государственным инспектором по Уральскому федеральному округу, заместителем начальника отдела надзора в области использования и охраны водных объектов, земельного надзора Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу Поступинским ФИО7 вынесено постановление по делу об административном правонарушении от 11.08.2017 №, которым ООО «Агрофирма «Северная» привлечено к административной ответственности по ч.2 ст.8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 400 000 рублей.
В ходе внеплановой выездной проверки соблюдения требований природоохранного законодательства Российской Федерации, Департаментом Росприроднадзора по Уральскому федеральному округу предприятия ООО «Агрофирма «Северная», по адресу: <адрес>, проведенной на основании обращения от 20.02.2017 №39-обр., выявлены следующие нарушения природоохранного законодательства.
В целях выявления причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, установления характера и размера степени виновности лица в совершении административного правонарушения, степени негативного влияния на окружающую среду, смягчающих и отягчающих обстоятельств административной ответственности, а также руководствуясь ст.27.8 КоАП РФ и в соответствии с 27.8 КоАП РФ в период с 24 по 28 июля 2017 года произведен осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, а именно осмотр земельных участков с кадастровыми номерами №, расположенный по адресу: <адрес> (определение об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 19.07.2017). Осмотр проведен в присутствии представителя Администрации ГО Красноуральск и в присутствии арендатора земельного участка – Низамутдинова ФИО8
В ходе натурного осмотра участка установлено, что на земельном участке № местами складирован отход – помет куриный. Ограждение участка по периметру отсутствует. Определить является данный отход, размещенный на земле, отходом куриным свежим или перепревшим, а также объем складируемого отхода в ходе осмотра не представляется возможным (протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 26.04.2017 № 1). Кроме этого, в ходе осмотра деятельность на участке не производилась. Наличие отходов на земельном участке с кадастровым номером № не установлено.
Однако, в ходе проведения административного расследования в адрес Департамента представлен договор об оказании услуг от 02.03.2016 №, заключенный между ООО «Агрофирма «Северная» в лице директора ЕИО ООО «УК ЛИДЕР» Дементьева ФИО9 и Низамутдиновым ФИО10, согласно которому ООО «Агрофирма «Северная» своими силами вывозит помет куриный на вышеуказанные земельные участки (имеющими кадастровые номера №) для его размещения.
В ходе проведения настоящего расследования установлено, что в соответствии с данными содержащимися, в государственных статистических наблюдениях по форме № 2-ТП (отходы) за 2016 год ООО «Агрофирма Северная», на предприятии образовывалось 12 видов отходов I-V класса опасности общим количеством 4 657,070 тонн отходов за отчетный период.
Факт обращения с отходами производства и потребления на предприятии подтверждается данными учета в области обращения с отходами за 2016 год, а также сведениями об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления за 2016 год по Форме №2-ТП (отходы).
Согласно данным сведениям на производственной площадке по адресу <адрес>, предприятием ООО «Агрофирма «Северная» образовано всего 4 657,070 тонн отходов, в том числе: помет куриный свежий III класса опасности код по ФККО №, в объеме 2 972,660 тонн, помет куриный перепревший IV класса опасности код по ФККО №, в объеме 1 635,3 тонн.
Также согласно данным федеральной статистической отчетности 2-ТП отходы, ООО «Агрофирма «Северная» использует отход «помет куриный перепревший» (ФККО: №) в качестве удобрения сельскохозяйственных полей (договор № об оказания услуг по принятию помета от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с Низамутдиновым ФИО11 Однако, нет данных о правомерности использования данного отхода для внесения в почву в качестве органического удобрения на полях, расположенных по адресу: <адрес>, район городского кладбища участок №, общая площадь 869 622,0 кв.м., кадастровый №; <адрес>, район городского кладбища участок №, общая площадь 1 664 693,0 кв.м., кадастровый №.
Кроме того, согласно договора от 02.03.2016 №, исполнитель в лице ФИО2 оказывает услуги ООО «Агрофирма «Северная» по принятию помета куриного. Следовательно, собственниками отходов остается ООО «Агрофирма «Северная».
Таким образом, в ходе проведения административного расследования установлено, что юридическое лицо - ООО «Агрофирма «Северная» в результате нарушения правил обращения с отходами производства, выразившихся в сбросе отходов на почвы не обеспечило выполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.
Тем самым, ООО «Агрофирма «Северная» нарушило требования ч. 2, ч.3 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ, ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ, ч.1, ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Таким образом, ООО «Агрофирма «Северная» совершено административное правонарушение предусмотренное ч.2 ст.8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В своей жалобе представитель ООО «Агрофирма «Северная» в связи с тяжелым материальным положением предприятия, просит постановление по делу изменить, снизив размер наказания до 200 000 рублей.
В судебное заседание представитель ООО «Агрофирма «Северная» не явился.
Несмотря на своевременные извещения, представитель Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу в судебное заседание не явился, просила жалобу рассмотреть без их участия.
Заслушав защитника и исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено, в том числе решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
Состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях образуют действия по невыполнению установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.
Субъектами данного правонарушения являются, в том числе юридические лица.
В соответствии с чч. 2, 3 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.09.2001 № 136-ФЗ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Согласно п. 3 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.09.2001 № 136-ФЗ мероприятия по охране земель проводятся в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
На основании ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В силу ч.1 и ч.2 ст.39 Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:
использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;
соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;
не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Факт совершения ООО «Агрофирма «Северная» указанного правонарушения подтверждается: определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 03.07.2017, определением об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 19.07.2017, протоколом об административном правонарушении от 04.08.2017 №.
Проанализировав в совокупности все доказательства, старший государственный инспектор по Уральскому федеральному округу, заместитель начальника отдела надзора в области использования и охраны водных объектов, земельного надзора Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу Поступинский ФИО12 обоснованно пришел к выводу о виновности ООО «Агрофирма «Северная» в нарушении федерального природоохранного законодательства, ухудшении качественного состояния земель.
Доказательств, опровергающих указанные выше выводы не имеется.
Таким образом, действия ООО «Агрофирма «Северная» правильно квалифицированы по ч.2 ст.8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как несоблюдение экологических требований при обращении с отходами производства и потребления.
Вместе с тем, в силу части 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, в условиях, когда нижняя граница административных штрафов для юридических лиц за совершение административных правонарушений составляет как минимум сто тысяч рублей, обеспечение индивидуального - учитывающего характер административного правонарушения, обстановку его совершения и наступившие последствия, степень вины, а также имущественное и финансовое положение нарушителя - подхода к наложению административного штрафа становится крайне затруднительным, а в некоторых случаях и просто невозможным.
Конституционным Судом Российской Федерации постановлено, что впредь до внесения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях надлежащих изменений размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам, совершившим административные правонарушения, предусмотренные частью 1 статьи 7.3, частью 1 статьи 9.1, частью 1 статьи 14.43, частью 2 статьи 15.19, частями 2 и 5 статьи 15.23.1 и статьей 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а равно иные административные правонарушения, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен судом ниже низшего предела, предусмотренного для юридических лиц соответствующей административной санкцией, на основе требований Конституции Российской Федерации и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в названном Постановлении.
Впоследствии Федеральным законом от 31.12.2014 N 515-ФЗ "О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указанная норма дополнена частями 3.2 и 3.3, в силу которых при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Таким образом, с учетом изложенного, а также конкретных обстоятельств дела, тяжелого финансового положения ООО «Агрофирма «Северная», принимая во внимание то, что выявленные нарушения предприятием устранены, и в целях исключения избыточного ограничения прав юридического лица возможно назначение ООО «Агрофирма «Северная» административного наказания ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ч.2 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, учитывая, что в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II названного Кодекса, размер административного штрафа для ООО «Агрофирма «Северная» не может составить менее 200 000 рублей.
В связи с чем, суд считает необходимым изменить постановление старшего государственного инспектора по Уральскому федеральному округу, заместителя начальника отдела надзора в области использования и охраны водных объектов, земельного надзора Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу Поступинского ФИО13., снизив размер штрафа до 200 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь п.2 ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░14. ░░ 11.08.2017 № ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░.2 ░░.8.7 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░ «░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 200 000 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░:
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░