Дело № 2-108/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 мая 2018 г. г. Армянск, Республика Крым
Судья Армянского городского суда Республики Крым Феденева Т.Н., при секретаре Щелоковой А.И., с участием помощника прокурора г. Армянска Республики Крым Хоменко Н.В., представителя ответчика МУП « Армянскводоканал» г. Армянска Республики Крым Кошельной Л.Н., представителя ответчика Администрации г. Армянска Республики Крым Мацак А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-108/2018 по иску Прокурора г. Армянска Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц к МУП « Армянскводоканал» г. Армянска Республики Крым, Администрации г. Армянска Республики Крым, о возложении обязанности совершить определенные действия,
установил:
Прокурор г. Армянска Республики Крым обратился в суд с иском к МУП «Армянскводоканал» г. Армянска Республики Крым, Администрации г. Армянска Республики Крым, просил обязать Администрацию города Армянска, МУП «Армянскводоканал» г. Армянска Республики Крым организовать выполнение следующих работ: замену питьевого водопровода протяженностью 300 м., расположенного в <адрес> износ которого составляет 75%, замену питьевого водопровода протяженность 1500 м., расположенного в <адрес> <адрес>, износ водопровода составляет 95%, замену питьевого водопровода протяженностью 200 м., расположенного в <адрес>, износ водопровода составляет 79%, замену питьевого водопровода протяженностью 100 м., расположенного по <адрес>, износ водопровода составляет 96%, замену питьевого водопровода протяженностью 500 м., расположенного по <адрес>, ввод на центральную городскую больницу, износ водопровода составляет 99%, замену канализационного водопровода протяженностью 70 м., расположенного в <адрес> согласно которого износ трубопровода составляет 99%, замену канализационного водопровода протяженностью 50 м., расположенного по <адрес>, износ трубопровода составляет 95%, замену канализационного водопровода, самотечного коллектора протяженностью 75 м., расположенного в районе <адрес> согласно которого износ трубопровода составляет 95%.
В судебном заседании помощник прокурора г. Армянска Республики Крым Хоменко Н.В. доводы заявленного иска поддержал, пояснил, что с целью организации надлежащего и бесперебойного централизованного водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования городской округ Армянск Республики Крым постановлением администрации города Армянска Республики Крым от 20.01.2015 №3 МУП « Армянскводоканал» г. Армянска Республики Крым определено в качестве гарантирующей организации в сфере централизованного холодного водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования городской округ Армянск с 01 марта 2015 года. Между администрацией города Армянска Республики Крым и муниципальным унитарным предприятием «Армянскводоканал» г. Армянска Республики Крым заключен договор №2 от 12.01.2015г. о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения. МУП «Армянскводоканал» г. Армянска Республики Крым в 2016 году проведены технические осмотры сетей водоснабжения и водоотведения в г. Армянске по следующим адресам: микрорайон <адрес> <адрес> г. ФИО2, <адрес>, <адрес> <адрес>, <адрес> по результатам которых установлено их неудовлетворительное состояние, необходимость замены участков водопровода, что подтверждается соответствующими актами. МУП «Армянскводоканал» г. Армянска Республики Крым разработана производственная программа в сфере водоснабжения, утвержденная приказом Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от 13.12.2016 №48/3, которой предусмотрен перечень «Плановых мероприятий по ремонту объектов централизованной системы водоснабжения, мероприятий, направленных на улучшение качества в сфере водоснабжения» с запланированным объемом финансовых потребностей на реализацию мероприятий в размере 623 тыс. руб., а также перечень плановых мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности с запланированным объемом финансовых потребностей на реализацию мероприятий в размере 99,20 тыс. руб. Проведенной в МУП «Армянскводоканал» г. Армянска Республики Крым проверкой установлено, что запланированные производственными программами МУП «Армянскводоканал» г. Армянска Республики Крым в сфере водоотведения, а также водоснабжения, утвержденные приказом Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от 13.12.2016 №48/3, мероприятия предприятием в полном объеме не исполнены. Таким образом, имеет место нарушение организацией коммунального комплекса утвержденной производственной программы, что является основанием для досрочного пересмотра органами регулирования тарифов на услуги организаций коммунального комплекса. Меры по пересмотру тарифа на водоснабжение и водоотведение, утвержденного для МУП «Армянскводоканал» г. Армянска Республики Крым не принимались, в связи с чем, в силу требований законодательства на предприятии лежит обязанность по выполнению производственной программы в полном объеме. Не исполнение производственной программы приведет к ущемлению прав потребителей на получение коммунальных услуг в полном объеме, своевременно и надлежащего качества, поскольку не проведение предусмотренных программой ремонтных работ может привести к возникновению аварийной ситуации на объектах водоснабжения. Администрация г. Армянска Республики Крым является солидарным ответчиком по данному делу в силу пунктов 3, 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», а также как учредитель МУП «Армянскводоканал» г. Армянска Республики Крым и собственник имущества, переданного предприятию на праве хозяйственного ведения. На основании изложенного, просил иск удовлетворить.
Представитель ответчика МУП «Армянскводоканал» г. Армянска Республики Крым Кошельная Л.Н. в судебном заседании иск не признала, пояснив, что работы, запланированные предприятием к выполнению в 2017 году, согласно производственной программы предприятия, выполнены. МУП «Армянскводоканал» г. Армянска Республики Крым разработало проект производственной программы в сфере питьевого водоснабжения на 2017 год, на сумму 1055600,00 руб., а также проект производственной программы в сфере водоотведения на 2017 год, на сумму 992000,00 руб., указав конкретные адреса, на которых необходимо произвести замену трубопровода питьевого водоснабжения и канализационного трубопровода. Данные адреса совпадают с адресами, фигурирующими в исковом заявлении прокурора. Данные проекты производственной программы разработаны в целях их утверждения Государственным комитетом по ценам и тарифам Республики Крым для дальнейшего включения сумм, указанных в этих программах в тариф на водоснабжение и водоотведение на 2017 год. При рассмотрении производственных программ, Государственный комитет по ценам и тарифам Республики Крым утвердил производственную программу в сфере водоснабжения на сумму 623000,00 руб., указав при этом, что данные денежные средства предназначены на ремонт водопроводной сети в целом, а не на ремонт водопроводной сети по конкретным адресам, указанным в Проекте, как это предлагало МУП «Армянскводоканал» г. Армянска Республики Крым. Также Государственный комитет по ценам и тарифам Республики Крым утвердил производственную программу в сфере водоотведения на сумму 99200,00 руб., исключив статью расходов «замена канализационных трубопроводов», при этом внес только ремонт насосов и электрооборудования. МУП «Армянскводоканал» г. Армянска Республики Крым выполнены работы в 2017 году по текущему ремонту водопроводных сетей на сумму 623000,00руб., а также выполнены работы по ремонту насосов и электрооборудования по производственной программе в сфере водоотведения. Таким образом, считает, что все свои обязательства предприятие выполнило полном объеме, а следовательно, требования прокурора удовлетворению не подлежат. Кроме того, представитель ответчика считает, что выполнение, либо не выполнение предприятием производственной программы на 2017 год прав неопределенного круга лиц не нарушает. Несмотря на неудовлетворительное состояние сетей обязательство перед гражданами на бесперебойное водоснабжение и водоотведение исполняется, аварийные ситуации устраняются. Ремонт сетей водоснабжения и отведения одновременно произвести невозможно ввиду недостаточности финансирования. Основным источником финансирования на эти цели является плата, взымаемая с граждан за услуги по водоснабжению и водоотведению, но тарифы на эти цели контролирует Комитет по ценам и тарифам Республики Крым. Данным комитетом ограничивается повышение тарифов на эти услуги, по этой причине возникает нехватка средств на ремонт изношенных сетей.
Представитель ответчика Администрации г. Армянска Республики Крым Мацак А.И. в судебном заседании против заявленного иска возражала, пояснив, что к вопросам местного значения по организации водоснабжения и водоотведения не относится выполнение работ по замене питьевых водопроводов на территории городского округа. Выполнение текущего и капитального ремонта объектов водоснабжения, в том числе замена питьевых водопроводов, предусматривается производственной программой, которая разрабатывается непосредственно организацией водопроводно-канализационного хозяйства, а также инвестиционной программой, утверждаемой представительным органом местного самоуправления. Расходы организации, необходимые для реализации инвестиционной и производственной программы, планируются и включаются при расчете организацией водопроводно-канализационного хозяйства тарифов в сфере водоснабжения (водоотведения) (часть 5 статьи 32 Закона №416-ФЗ). Производственной программой МУП «Армянскводоканал» г. Армянска Республики Крым, утвержденной приказом Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от 13.12.2016 №48/3, предусмотрены работы по замене питьевых водопроводов, указанных в исковом заявлении и их стоимость входила в утвержденный тариф по водоснабжению и водоотведению на территории города Армянска. При этом, мероприятия по замене питьевых трубопроводов со стороны МУП «Армянскводоканал» г. Армянска Республики Крым не выполнены. Данное обстоятельство не может являться основанием для возложения данной обязанности на администрацию города Армянска, так как стоимость выполнения работ по замене питьевых водопроводов учтена при утверждении тарифа на водоснабжение и водоотведения для МУП «Армянскводоканал» г. Армянска Республики Крым на 2017 год. Невыполнение производственной программы является основанием для досрочного пересмотра органами регулирования тарифов на услуги организации коммунального комплекса, а не основанием для возложения обязанности по выполнению производственной программы на органы местного самоуправления. Более того, питьевые водопроводы, расположенные на территории г. Армянска по адресам: <адрес> микрорайон <адрес> <адрес>, <адрес> микрорайон <адрес>, <адрес> <адрес>, микрорайон имени генерала Корявко, 10, являющиеся объектом рассматриваемого гражданского дела, переданы для управления муниципальному предприятию, числятся в перечне переданного предприятию имущества и закреплены за последним на праве хозяйственного ведения. По обязательствам предприятия собственник Администрация г. Армянска не отвечает. Кроме того, считает что прокурор при подаче иска в суд не доказал тот факт, что в результате бездействия ответчиков нарушены права и законные интересы неопределенного круга лиц.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым, Таловер Г.П., в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие с учетом ранее направленных пояснений Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым. Согласно ранее направленных в суд пояснений Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым, Комитет является исполнительным органом государственной власти Республики Крым в области государственного регулирования цен (тарифов), уполномоченным осуществлять государственное регулирование цен (тарифов) на товары (услуги) организаций, осуществляющих регулируемую деятельность на территории Республики Крым, а также контроль за их применением в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Крым. Приказом Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от 13.12.2016 № 48/3 установлены тарифы на водоснабжение и водоотведение МУП «Армянскводоканал» г. Армянска Республики Крым на 2017 год. Этим же приказом утверждена производственная программа на 2017 год, согласно которой МУП «Армянскводоканал» г. Армянска Республики Крым предусмотрен перечень плановых мероприятий по ремонту объектов централизованной системы водоснабжения, мероприятий, направленных на улучшение качества в сфере водоснабжения с объемом финансирования в размере финансовых потребностей на реализацию мероприятий в размере 623,00 тыс. рублей. Организация, оказывающая услуги водоснабжения и водоотведения обязана предоставить в Государственный комитет по ценам и тарифам Республики Крым отчет об исполнении производственной программы, утвержденной на 2017 год в срок до 01 апреля 2018 года. Вопрос об исключении из необходимой валовой выручки экономически не обоснованных доходов прошлых периодов регулирования, в том числе, образовавшихся по причине невыполнения производственной программы, может быть рассмотрен Комитетом только при установлении тарифов на 2019 год. 02 апреля 2018 года в Государственный комитет по ценам и тарифам Республики Крым поступил отчет о выполнении производственной программы МУП «Армянскводоканал» г. Армянска Республики Крым на 2017 год. При изучении отчета специалистами Комитета установлено, что из утвержденного объема финансирования на текущий ремонт водопроводной сети в размере 623,0 тыс. рублей, предприятием фактически освоено 457,674 тыс. рублей, при этом отклонение составило 165,326 тыс. рублей. В соответствии с подпунктом «а» пункта 16 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», Государственный комитет по ценам и тарифам Республики Крым обязан исключить из необходимой валовой выручки денежные средства в размере 165,326 тыс. рублей, при установлении тарифов МУП «Армянскводоканал» на 2019 год.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд считает, что иск прокурора г. Армянск Республики Крым подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» закреплено право прокурора на обращение в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов публичных образований. Положения приведенных норм предоставляют прокурору, действующему в интересах неопределенного круга лиц, право обратиться в суд с настоящим иском.
В силу статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В силу статьи 2 Конституции РФ признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Статьей 17 Конституции РФ предусмотрено, что в Российской федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
В соответствии со ст.8 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», организации, осуществляющие холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны обеспечивать холодное водоснабжение, водоотведение, осуществлять иную регулируемую деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения путем эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем холодного водоснабжения, централизованных систем водоотведения или отдельных объектов таких систем в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст. 10 указанного Федерального закона собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.
Согласно ст. 23 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ, организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.2 ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В силу требований статьи 4 Федерального закона от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.
Согласно пункту 3 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно, то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг.
Судом установлено, что Главой Администрации г. Армянска Республики Крым вынесено постановление № 24 от 12.12.2014 г. «О создании муниципального унитарного предприятия «Армянскводоканал» муниципального образования городской округ Армянск Республики Крым», в соответствии с которым создано МУП «Армянскводоканал» г. Армянска Республики Крым, целью деятельности которого является выполнение работ, оказание услуг, удовлетворение общественных потребностей в сфере эксплуатации сетей водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования городской округ Армянск Республики Крым, предметом деятельности предприятия является осуществление транспортировки, отпуск воды из системы водоснабжения, водоотведение сточных вод.
В соответствии с постановлением № 3 от 20.01.2015 г. «Об определении гарантирующей организации по водоснабжению и водоотведению муниципального образования городской округ Армянск Республики Крым» главы Администрации г. Армянска Республики Крым, гарантирующей организацией в сфере централизованного холодного водоснабжения и водоотведения муниципального образования городской округ Армянск Республики Крым определено МУП «Армянскводоканал» г. Армянска Республики Крым, зоной деятельности которого определена территория муниципального образования городской округ Армянск Республики Крым. В соответствии с постановлением, на МУП «Армянскводоканал» г. Армянска Республики Крым возложена обязанность обеспечить эксплуатацию централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования городской округ Армянск Республики Крым в соответствии с требованиями действующего законодательства, соответствующими нормами и правилами.
12 января 2015 года между администрацией города Армянска Республики Крым и МУП «Армянскводоканал» г. Армянска заключен договор №2 о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения, предметом которого является передача администрацией города Армянска предприятию в хозяйственное ведение и закрепление за последним муниципального имущества, в отношении которого администрация осуществляет полномочия собственника, а также регулирование взаимоотношений сторон по владению, пользованию и распоряжению этим имуществом.
Имущество, закрепляемое за предприятием, указано в перечне объектов, переданных в хозяйственное ведение.
Питьевые водопроводы, расположенные на территории города Армянска по адресам: <адрес> <адрес>. 3<адрес>, <адрес> <адрес>, <адрес> <адрес>, <адрес> числятся в перечне переданного предприятию имущества и закреплены за последним на праве хозяйственного ведения.
Дополнительным соглашением к договору о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения от 13.06.2017 г. срок действия договора о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения с 12.01.2015г. по 21.12.2018 г. включительно.
Согласно пункту 1.3 имущество, закрепленное за предприятием в соответствии с настоящим Договором, является муниципальной собственностью муниципального образования городской округ Армянск Республики Крым.
Судом установлено, что МУП «Армянскводоканал» г. Армянска Республики Крым в 2016 году проведены технические осмотры сетей водоснабжения и водоотведения, расположенных в г. Армянске Республики Крым, по результатам которых установлено их неудовлетворительное состояние, необходимость замены участков водопровода, что подтверждается соответствующими актами:
- акт осмотра от 03.03.2016г. питьевого водопровода, расположенного в <адрес> согласно которого износ водопровода составляет 75%, за период эксплуатации на участке водопровода произошло 12 порывов,
- акт осмотра от 29.03.2016г. питьевого водопровода, расположенного в <адрес> согласно которого износ водопровода составляет 95%, за период эксплуатации на участке водопровода произошел 31 порыв,
- акт осмотра от 02.02.2016г. питьевого водопровода, расположенного в <адрес>, согласно которого износ водопровода составляет 79%, за период эксплуатации на участке водопровода произошло 5 порывов,
- акт осмотра от 04.03.2016г. питьевого водопровода, расположенного по <адрес>, согласно которого износ водопровода составляет 96%, за период эксплуатации на участке водопровода произошло 5 порывов,
- акт осмотра от 02.02.2016 г. питьевого водопровода, расположенного по <адрес>, ввод на центральную городскую больницу, согласно которого износ водопровода составляет 99%, за период эксплуатации на участке водопровода произошло 35 порывов,
- акт осмотра от 11.02.2016г. канализационного водопровода, расположенного в <адрес>, согласно которого износ трубопровода составляет 70%, за период эксплуатации произошло 7 засорений,
- акт осмотра от 11.02.2016г. канализационного водопровода, расположенного по адресу: <адрес> согласно которого износ трубопровода составляет 99%, за период эксплуатации произошло 7 засорений.
- акт осмотра от 03.03.2016г. канализационного водопровода,
Расположенного по <адрес>, согласно которого износ трубопровода составляет 95%, за период эксплуатации произошло 7 засорений,
- акт осмотра от 03.03.2016г. канализационного водопровода, самотечного коллектора, расположенного в <адрес>, согласно которого износ трубопровода составляет 95%, за период эксплуатации произошло 7 засорений.
Таким образом, суд считает установленным факт нахождения питьевых водопроводов, расположенных на территории г. Армянска по указанным выше адресам в ненадлежащем состоянии.
Доводы представителя ответчика МУП «Армянскводоканал» г. Армянска Республики Крым о том, что данные акты составлялись для обоснования Государственному комитету по ценам и тарифам Республики Крым производственной программы, разработанной МУП «Армянскводоканал» г. Армянска Республики Крым на 2017 год, предназначены исключительно для ведения внутреннего учета основанных средств предприятия и не свидетельствуют о фактическом неисправном состоянии систем трубопровода, по мнению суда, являются необоснованными, поскольку степень физического износа оборудования определяется, в первую очередь, для определения степени потери оборудованием своих основных свойств. Подобная степень износа, по мнению суда, не может не свидетельствовать о предельно высокой потери оборудованием своих основных свойств, что негативно сказывается на его работоспособности, и как обоснованно указано прокурором в иске, неизбежно приведет к созданию аварийной или чрезвычайной ситуации, что в свою очередь повлечет нарушение прав неопределенного круга лиц - пользователей в жилищно-коммунальной сфере на качественное оказание услуг по водоснабжению и водоотведению.
Суд также учитывает, что приказом Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от 13.12.2016 № 48/3 установлены тарифы на водоснабжение и водоотведение МУП «Армянскводоканал» г. Армянска Республики Крым на 2017 год. Этим же приказом утверждена производственная программа на 2017 год, согласно которой МУП «Армянскводоканал» г. Армянска Республики Крым предусмотрен перечень плановых мероприятий по ремонту объектов централизованной системы водоснабжения, мероприятий, направленных на улучшение качества в сфере водоснабжения с объемом финансирования в размере финансовых потребностей на реализацию мероприятий в размере 623,00 тыс. рублей. Как установлено судом, и не оспаривается лицами, участвующими в деле, специалистами Комитета установлено, что из утвержденного объема финансирования на текущий ремонт водопроводной сети в размере 623,0 тыс. рублей, МУП «Армянскводоканал» г. Армянска Республики Крым фактически освоено 457,674 тыс. рублей, при этом отклонение составило 165,326 тыс. рублей.
Таким образом, суд приходит к выводу, что доводы истца о том, что МУП «Армянскводоканал» г. Армянска Республики Крым не в полной мере выполнены обязательства перед потребителями, являются обоснованными.
Доводы ответчика МУП «Армянскводоканал» г. Армянска Республики Крым о том, что в соответствии с подпунктом «а» пункта 16 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», Государственный комитет по ценам и тарифам Республики Крым обязан исключить из необходимой валовой выручки денежные средства в размере 165,326 тыс. рублей, при установлении тарифов МУП «Армянскводоканал» на 2019 год, не имеют правового значения в данном деле и не свидетельствуют о выполнении ответчиком МУП «Армянскводоканал» г. Армянска Республики Крым своих текущих обязательств перед потребителями. Кроме того, МУП «Армянскводоканал» не запрещено вести иную деятельность, приносящую доходы, которые возможно использовать на улучшение сетей по водоснабжению и водоотведению.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований прокурора в части возложения на МУП «Армянскводоканал» г. Армянска Респуьлики Крым обязанности организовать выполнение работ, перечисленных в исковом заявлении.
Рассматривая требования прокурора в части возложения указанных в иске обязанностей на ответчика Администрацию г. Армянска Республики Крым, суд приходит к следующим выводам.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация в границах поселения водоснабжения населения отнесена к вопросам местного значения. При этом в силу ч. 2 ст. 18 названного закона финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по организации водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
В силу п. 1 ч. 1 ст. 6 названного закона к таковым полномочиям отнесено принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств. Данному положению корреспондируют положение ч. 2 ст. 23 того же закона, согласно которому органы местного самоуправления обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.
Таким образом, в силу приведенных норм права органы местного самоуправления городского округа в любом случае обязаны обеспечить бесперебойное и качественное водоснабжение населения на подконтрольной им территории, в том числе организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию систем, сетей и сооружений водоснабжения.
Судом установлено, и не оспаривается лицами, участвующим в деле, что учредителем МУП «Армянскводоканал» г. Армянска Республики Крым, является муниципальное образование городской округ Армянск Республики Крым, от имени которого функции и полномочия учредителя осуществляет администрация города Армянска Республики Крым.
Предприятие является организацией, не наделенной правом собственности на имущество, закрепленное администрацией города Армянска на праве хозяйственного ведения. Предприятие подотчетно и подконтрольно администрации города Армянска (пункт 1.4 Устава).
Доводы представителя ответчика Администрации г. Армянска о том, что в соответствии с Договором № 2 «О закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения» от 12.01.2015 г. питьевые водопроводы, расположенные на территории г. Армянска по адресам: <адрес> <адрес>, <адрес>, <адрес>, являющиеся объектом рассматриваемого гражданского дела, переданы для управления муниципальному предприятию, числятся в перечне переданного предприятию имущества и закреплены за последним на праве хозяйственного ведения, следовательно, собственник в данном случае, по обязательствам предприятия, не отвечает, при этом данное предприятие собственником не финансируется, не могут служить основанием для отказа в иске, по следующим основаниям.
В силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Передача имущества в хозяйственное ведение унитарному муниципальному предприятию (ст. 294 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона от 14.11.2002 №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях») на освобождает муниципалитет в лице его полномочных органов (ст. 215 Гражданского кодекса Российской Федерации) от всех обязанностей собственника этого имущества (не имущества самого предприятия).
Выявленное судом состояние сетей позволяет сделать вывод о необходимости ремонта, обязанность по организации которого, по мнению суда, должна быть возложена судом, в том числе, и на Администрацию г. Армянска Республики Крым как собственника сетей.
При этом не может быть принята во внимание в качестве основания для отказа в иске ссылка представителя ответчика Администрации г. Армянска на то, что обязанность по содержанию, находящегося в ведении МУП «Армянскводоканал» имущества возложена на данное предприятие в силу договорных отношений, поскольку организация проведения ремонта и его непосредственное проведение представляют собой разные действия (мероприятия).
При этом суд учитывает, что МУП «Армянскводоканал» не в полном объеме справляется со своими обязательствами по ремонту сетей водоснабжения и водоотведения, в связи с этим требуется как проведение организационных мероприятий со стороны собственника и МУП «Армянскводоканал», так и выполнения конкретных работ по ремонту со стороны МУП « Армянскводоканал».
Доводы об отсутствие доказательств нарушения прав неопределенного круга граждан, не могут быть приняты судом во внимание, учитывая, что эксплуатация изношенных водопроводных сетей может повлечь возникновение аварийных ситуаций, создающих угрозу безопасности жизни и здоровья граждан, их имуществу, принимая во внимание, что от этих сетей обеспечиваются снабжением водой жилые многоквартирные дома.
Доводы ответчиков о ненадлежащем финансировании не могут служить основанием для освобождения от обязанности по организации ремонта сетей водоснабжения и водоотведения.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения обязывающего ответчика совершить определенные действия суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая, что устранение выявленных нарушений требует согласованного финансирования и значительных временных затрат, срок в шесть месяцев является необходимым и достаточным для исполнения решения суда.
Таким образом, исковые требования прокурора г. Армянска Республики Крым являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.173, ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд,
Решил:
Иск прокурора г. Армянска Республики Крым удовлетворить.
Обязать Администрацию города Армянска, муниципальное унитарное предприятие «Армянскводоканал» г. Армянска Республики Крым в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда организовать выполнение работ на объектах водоснабжения и водоотведения, расположенных в г. Армянске Республики Крым, а именно: по замене питьевого водопровода протяженностью 300 м., расположенного в <адрес>, по замене питьевого водопровода протяженность 1500 м., расположенного по адресу: <адрес> по замену питьевого водопровода протяженностью 200 м., расположенного в г. ФИО2, <адрес>,
по замене питьевого водопровода протяженностью 100 м., расположенного по <адрес>, по замене канализационного водопровода протяженностью 70 м., расположенного в <адрес>, по замене канализационного водопровода протяженностью 50 м., расположенного в микрорайоне <адрес>, по замене канализационного водопровода протяженностью 50 м., расположенного по <адрес>, по замене канализационного водопровода, самотечного коллектора протяженностью 75 м., расположенного в <адрес>
Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым через Армянский городской суд Республики Крым в течение одного месяца с момента вынесения решения в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 28 мая 2018 года.
Председательствующий судья: Феденева Т.Н.