Дело № 2-93/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 апреля 2016 года село Кочево
Кочевский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Петровой Л.С.,
при секретаре Ушаковой Л.А.,
с участием истицы ФИО2,
представителя ответчика администрации Кочевского муниципального района ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Администрации Кочевского муниципального района, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края о признании решения комиссии по жилищным вопросам администрации Кочевского муниципального района незаконным и возложении обязанности восстановить ее в списке граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством»,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО2 обратилась в суд с иском к Администрации Кочевского муниципального района, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края о признании решения комиссии по жилищным вопросам администрации Кочевского муниципального района незаконным и возложении обязанности восстановить ее в списке граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».
Требования мотивировала тем, что ДД.ММ.ГГГГ она была поставлена на учет на получение государственного жилищного сертификата. С 2008 года заявления о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья не писала, так как в 2007 году переболела менингитом и после перенесенной инфекции заболела ревматоидным артритом. По поводу болезни состоит на учете в <данные изъяты> больнице и ежегодно несколько раз в год ездит на лечение и консультации в <адрес>.
За весь период ее никто не уведомлял, не напомнил о необходимости ежегодного предоставления заявлений.
В июле 2015 года она получила решение комиссии по жилищным вопросам администрации Кочевского муниципального района о снятии с учета и исключении из списка граждан, имеющих право на получение социальной выплаты как участника подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы». Данное решение считает незаконным, поскольку считает, что п.п. «е» п. 21 Положения о регистрации и учете граждан не является основанием для снятия с учета.
Просит признать решение комиссии по жилищным вопросам администрации Кочевского муниципального района незаконным и восстановить ее в списке граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».
В судебном заседании истица ФИО2, заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям указанным в иске, суду пояснила, что после перенесенной серьезной болезни она забыла о предоставлении ежегодных заявлений об участии в подпрограмме. За все это время ее никто не уведомил о предоставлении необходимых документов. Полагает, что специалисты администрации района могли написать ей письмо или позвонить, напомнив о предоставлении заявления. Однако, ничего ими сделано не было.
Представитель ответчика администрации Кочевского муниципального района ФИО2 исковые требования не признала, суду пояснила. что ФИО2 состояла в очереди на получение жилищного сертификата с ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с Федеральным законом № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» относилась к категории «пенсионеров». Согласно п. 24 Постановления Правительства РФ от 21.03.2006 № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы», в целях организации работы по выдаче сертификатов в планируемом году формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году. Для включения в такой список гражданин – участник подпрограммы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году. Последнее ежегодное заявление написано ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ. Отсутствие намерения ФИО2 продолжать участие в подпрограмме, выразившееся в несоблюдении условий подпрограммы, а именно ФИО2 не писала ежегодные заявления, послужило основанием для снятия с учета. ДД.ММ.ГГГГ учетное дело № исключено из списка участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», ФИО2 снята с учета. Доводы истицы об отсутствии уведомлений о необходимости писать ежегодные заявления несостоятельны, так как согласно заявлению от ДД.ММ.ГГГГ на участие в подпрограмме ФИО2 с условиями участия в подпрограмме была ознакомлена и обязалась их выполнять. Просила отказать в удовлетворении исковых требований ФИО2
Ответчик – представитель Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края ФИО4, действующая по доверенности, на судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом и своевременно, представила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Министерства и отзыв.
Из отзыва следует, что Министерство не согласно с исковыми требованиями, поскольку ФИО2 с 2008 года по настоящее время не подавала соответствующее заявление в Администрацию Кочевского муниципального района, т.е. не изъявляла желание получить сертификат, в связи с чем была снята с учета граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела и оценив доказательства в их совокупности, считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01 января 1992 г., имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в улучшении жилищных условий и не получавшим субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2002 года N 879 утверждено Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (далее Положение), устанавливающее порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии с вышеуказанным Федеральным законом.
Согласно пунктам 2, 3 Положения регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту их постоянного проживания.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществление полномочий по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья.
Контроль за осуществлением органами местного самоуправления регистрации и учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, обеспечивают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (п.7 Положения).
В пункте 9 Положения указан перечень необходимых для регистрации и постановки на учет документов, предоставляемых гражданами, имеющими право на получение социальной выплаты для приобретения жилья, в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления).
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, по заявлению ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ она поставлена на учет граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера, номер учетного дела №, с составом семьи из пяти человек. (л.д. 3, 21)
Данное обстоятельство подтверждает и архивная справка № от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 8)
Решением жилищной комиссии администрации Кочевского муниципального от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 снята с учета и исключена из списка граждан, имеющих право на получение социальной выплаты как участник подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» по основанию п.21 «е» Положения, а именно в связи с бездействием оформить документы, необходимые для предоставления ей социальных выплат для приобретения жилья. (л.д. 6-7, 57)
С данным решением комиссии по вопросам переселения граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей администрации Кочевского муниципального района, суд согласиться не может по следующим основаниям.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежегодно, до 15 февраля, утверждают единые списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, формируемые на основании списков, указанных в п. 17 Положения. Утвержденные списки граждан являются основанием для предоставления социальных выплат для приобретения жилья (пункты 24 и 25 Положения).
Из содержания вышеназванных норм закона следует, что законодатель, наделяя органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации функциями по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, одновременно возлагает на эти органы обязанность по соблюдению установленного порядка регистрации и учета указанной категории граждан.
Вместе с тем, требование к самим гражданам о ежегодном предоставлении заявления и документов, необходимых для предоставления им социальной выплаты для приобретения жилья, Положение не содержит.
В п. 9 Положения, как указывалось выше, указан перечень необходимых для регистрации и постановки на учет документов, предоставляемых гражданами, имеющими право на получение социальной выплаты для приобретения жилья, в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления).
При этом данный пункт Положения также не содержит информации об обязательном ежегодном предоставлении указанных документов в органы исполнительной власти.
На основании п. 24 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы", утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. N 153, в целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году.
Поскольку правоотношения носят заявительный характер, для реализации своего права на участие в подпрограмме, гражданин, изъявивший желание получить сертификат в планируемом году должен в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, предоставить в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году.
Следуя требованиям указанной нормы, если гражданин не подал заявления в указанный период и не изъявил желание получить сертификат в планируемом году, то он не попадает в список граждан изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, поскольку как указывалось выше, правоотношения носят заявительный характер, и указанные сроки являются пресекательными, следовательно, после 1 июля года, предшествующего планируемому, заявления не принимаются, однако, основанием для снятия гражданина с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, это не является.
Пункт 21 Положения о регистрации и учете содержит исчерпывающий перечень оснований для снятия граждан с учета имеющих право на получение жилищных субсидий:
а) получения социальной выплаты для приобретения жилья заявителем или членом его семьи;
б) выезда в другую местность на постоянное место жительства;
в) выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений;
г) неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о постановке на учет;
д) приобретения (строительства) жилья в других субъектах Российской Федерации (кроме случаев приобретения (строительства) жилья за счет ипотечных кредитов при условии использования средств социальных выплат для приобретения жилья на погашение основной ссудной задолженности по указанным кредитам);
е) их письменного отказа или совершения ими действий (бездействия), свидетельствующих об отсутствии намерения оформить документы, необходимые для предоставления им социальных выплат для приобретения жилья, в течение года после получения уведомления о принятии решения о постановке на учет имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья;
ж) подачи по месту учета заявления о снятии с учета;
з) смерти (при этом право на получение социальной выплаты сохраняется за членами семьи умершего гражданина (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности ее предоставления). В этом случае получателем социальной выплаты становится один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности на право получения социальной выплаты, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи);
и) изменения других условий, в результате чего исчезли основания для признания гражданина нуждающимся в переселении из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющим право на получение социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета.
По настоящему делу основания, предусмотренные п. 21 Положения, для снятия ФИО2 с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, отсутствуют.
Как следует из п. 21. Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации вышеуказанного Постановления № 153, органы исполнительной власти организуют работу по проверке органами местного самоуправления или подразделениями документов, представленных в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил. По результатам проверки принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы. В случае признания гражданина участником подпрограммы на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения. О принятом решении гражданин уведомляется в порядке, установленном органом исполнительной власти.
Таким образом, администрация Кочевского района, как орган местного самоуправления, признала ФИО2 участником подпрограммы в 2006 году, заведя учетное дело за № от даты подачи первоначального заявления ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 23)
Более того, несмотря на отсутствие с 2008 года ежегодных заявлений ФИО2 о включении ее в состав участников подпрограммы, администрация района включала последнюю в списки граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» по Кочевскому муниципальному району в категории «пенсионеры». (л.д. 33-34, 36-38, 39-41, 42-44, 45-47, 48-50, 51-52, 53-54,55-56)
Никаких уведомлений о предоставлении ежегодных заявлений с администрации Кочевского муниципального района в адрес ФИО2 направлено не было.
Кроме того, ФИО2 приобщены документы о наличии серьезных заболеваний, препятствующие предоставлению ежегодных заявлений. (л.д. 9)
Доводы представителя администрации Кочевского муниципального района о том, что ФИО2 с условиями участия в Подпрограмме была ознакомлена и обязалась их выполнять не могут быть приняты судом во внимание, поскольку действия администрации района свидетельствуют об обратном.
Таким образом, учитывая установленные обстоятельства и приведенные правовые нормы, регулирующие условия предоставления жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам РФ, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, суд приходит к выводу, что исковые требования ФИО2 подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 ГПК РФ. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
В соответствии с чеком-ордером от ДД.ММ.ГГГГ истицей при обращении в суд уплачена государственная пошлина в размере <данные изъяты> рублей. (л.д. 2)
С учетом удовлетворения требований в полном объеме с Администрации Кочевского муниципального района в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Иск ФИО2 к Администрации Кочевского муниципального района, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края о признании решения комиссии по жилищным вопросам администрации Кочевского муниципального района незаконным и возложении обязанности восстановить ее в списке граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», удовлетворить.
Признать решение комиссии по жилищным вопросам администрации Кочевского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ о снятии с учета и исключении из списка граждан, имеющих право на получение социальной выплаты как участника подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы», ФИО2, учетное дело №, незаконным.
Обязать администрацию Кочевского муниципального района восстановить ФИО2 в списке граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» в категории «пенсионеры» с датой постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Администрации Кочевского муниципального района в пользу ФИО2 судебные расходы в виде уплаченной при подаче иска суммы государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Пермского краевого суда через Кочевский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: Л.С. Петрова
Копия верна:
Судья Л.С. Петрова
<данные изъяты>