Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 мая 2015 года Промышленный районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Фокеевой Е.В.,
при секретаре П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по заявлению Матюнина М.А. о признании незаконным решения призывной комиссии от 8ДД.ММ.ГГГГ.,
У С Т А Н О В И Л:
Матюнин М.А. обратился в суд с вышеуказанным заявлением.
В обоснование заявленных требований указал, что решением призывной комиссии Отдела военного комиссариата Самарской области по Промышленному району г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ. он призван на военную службу, которое считает незаконным и необоснованным по следующим основаниям.
Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 4.07.2013г. № 565, установлен список врачей, осуществляющих освидетельствование граждан при призыве на военную службу: врач-хирург, врач-терапевт, врач-невролог, врач-психиатр, врач-офтальмолог, врач-отоларинголог, врач-стоматолог, и при необходимости врачи других специальностей.
Во время медицинского освидетельствования при проведении мероприятий, связанных с призывом на военную службу, отсутствовал врач-офтальмолог. Несмотря на это призывная комиссия смогла вынести решение о категории годности заявителя к военной службе, что является нарушением указанного Положения.
Пунктом 14 Положения установлен список диагностических исследований, обязательных для прохождения гражданами, призываемыми на военную службу, до начала медицинского освидетельствования. Заявитель необходимые исследования прошел, однако призывная комиссия не запросила у заявителя результаты исследований и вынесла решение о категории годности, не имея необходимых медицинских заключений, что является нарушением указанного Положения.
В связи с этим заявитель просил признать незаконным решение призывной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ. незаконным и отменить, обязать заинтересованное лицо устранить допущенные нарушения.
В судебном заседании заявитель Матюнин М.А. заявление поддержал, просил заявленные требования удовлетворить, показал, что врач-офтальмолог его не освидетельствовал, несмотря на то, что у него есть проблемы со зрением. Врачебная комиссия не запрашивала у него результаты флюорографии, ЭКГ, анализы крови, мочи, вынесла решение без учета результатов анализов. Анализы сдавал по направлению врачебной комиссии.
Представители заинтересованного лица призывной комиссии Промышленного района г.о. Самара по доверенности Ч., врач резервного состава по освидетельствованию граждан П. в судебном заседании с заявлением Матюнина М.А. не согласились, представили письменный отзыв, доводы которого полностью поддержали в судебном заседании, просили в удовлетворении требований отказать. П. показала, что заявитель не состоит в списках «Д»-учета, предоставляемых в призывную комиссию из поликлиник по месту жительства призывников. Анализы Матюнин М.А. сдавал по направлению врачебной комиссии, но результаты на заседании комиссии не передал. При выявлении патологии после сдачи анализов медучреждением также составляется список. Матюнин М.А. в такой список не был включен. Офтальмолог Г., имеющая диплом специалиста, сертификат, находилась в составе врачебной комиссии на рабочем месте ДД.ММ.ГГГГ., что подтверждается табелем учета рабочего времени. В карте учета призывника имеется подпись врача и запись о годности к военной службе с незначительными ограничениями. В ДД.ММ.ГГГГ. Матюнин М.А. был поставлен на учет у офтальмолога с диагнозом А4-близорукоть слабой степени и ДД.ММ.ГГГГ. этот диагноз был подтвержден. Если бы его заболевание прогрессировало, то он обращался бы к врачу-специалисту по месту жительства, проходил бы лечение, на него были бы предоставлены данные «Д»-учета. В данном случае такого нет, значит, к врачу он не обращался. Кроме того, данный диагноз не является основанием для освобождения от прохождения военной службы.
Заместитель председателя призывной комиссии по резервному составу К. в судебном заседании показал, что Матюнин М.А. в списках граждан, состоящих на диспансерном учете, не значился, при прохождении комиссии ДД.ММ.ГГГГ. жалоб на состояние здоровья не предъявлял, направление на исследования ему было выдано 8 февраля. Призывник вправе приложить к личному делу любые медицинские документы. Врачебная комиссия, в свою очередь, запрашивает все медицинские карты призывника. На основании медицинских данных Матюнин М.А. признан годным к военной службе с незначительными ограничениями.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела в их совокупности, материалы личного дела Матюнина М.А., суд приходит к выводу о том, что его заявление удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно статье 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации (часть 1); гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (часть 2).
В силу ст. 22 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 03.12.2012) "О воинской обязанности и военной службе" призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.
Решение о призыве граждан на военную службу может быть принято только после достижения ими возраста 18 лет.
В соответствии с п. 1 ст. 27 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" в состав призывной комиссии включаются: по согласованию глава местной администрации или иной представитель местной администрации - председатель призывной комиссии; должностное лицо военного комиссариата - заместитель председателя комиссии; секретарь комиссии; врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу; представитель соответствующего органа внутренних дел; представитель соответствующего органа, осуществляющего управление в сфере образования.
Положениями п. 1 ст. 28 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" установлено, что при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запас, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении них одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности. Призывная комиссия принимает соответствующие решения на основании настоящего Закона, других федеральных законов, Положения о призыве на военную службу и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Председатель призывной комиссии объявляет решение гражданину, в отношении которого оно принято, и по требованию гражданина выдает ему копию решения.
Согласно п. 7 ст. 28 Закона "О воинской обязанности и военной службе" решение призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в установленном законодательством Российской Федерации срок со дня получения гражданином копии указанного решения в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации или в суд.
Кроме того, исходя из положений части 2 статьи 25, части 6 статьи 61 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", гражданин, несогласный с результатом медицинского освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии, имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы. Такая экспертиза осуществляется в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 года N 574). В соответствии с пунктами 7, 8 данного Положения независимая военно-врачебная экспертиза производится по заявлению, которое подается гражданином в выбранное им экспертное учреждение, и за счет средств этого гражданина (его законного представителя) в соответствии с договором о производстве независимой экспертизы.
Вступившее в действие с 1 января 2014 г. новое Положение о военно-врачебной экспертизе (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. N 565), предусматривает аналогичный порядок оспаривания гражданином результатов освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии (абзац 5 пункта 8, пункт 102 Положения).
В соответствии со ст. 5.1 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (с изменениями), п. 17 Положения о военно-врачебной комиссии, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 123 от 25.02.2003 года, граждане при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования, призыве на военные сборы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, отоларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей. По согласованию с командиром (начальником) воинской части (военно-медицинского учреждения) для медицинского освидетельствования указанных граждан могут привлекаться военные врачи-специалисты. Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе.
Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе, утверждаемым уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию.
В соответствии с п. 16 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 N 565, персональный состав врачей-специалистов, привлекаемых для проведения освидетельствования граждан при призыве на военную службу, согласовывается с руководителями медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения и утверждается председателями призывных комиссий по представлению военного комиссара (начальника отдела военного комиссариата).
При этом в силу п. 5 в редакции, действующей и в настоящее время, Инструкции о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан Российской Федерации при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан Российской Федерации, получивших отсрочку от призыва на военную службу по состоянию здоровья, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации N 240, Минздрава Российской Федерации N 168 от 23 мая 2001 года медицинское освидетельствование призывников в районе, городе без районного деления или ином равном им муниципальном образовании проводится врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, отоларингологом, стоматологом, а случае необходимости - врачами других специальностей, привлекаемыми из медицинских учреждений органов здравоохранения. Персональный состав врачей - специалистов, привлекаемых к медицинскому освидетельствованию призывников, согласованный руководителем органа местного самоуправления в сфере здравоохранения, по представлении военного комиссара утверждается главой органа местного самоуправления. Один из врачей специалистов (как правило врач-специалист военного комиссариата), наиболее подготовленный по вопросам военно-врачебной экспертизы, включается в состав призывной комиссии и на него возлагается руководство работой по медицинскому освидетельствовании призывников.
Медицинский осмотр граждан, призванных на военную службу, перед направлением их месту прохождения военной службы осуществляется врачами - членами призывной комиссии субъекта Российской Федерации, привлекаемыми из медицинских учреждений органов здравоохранения. Контрольное медицинское освидетельствование призывников, получивших отсрочку, освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, а также заявивших о несогласии с заключениями о категории их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования осуществляется врачами - членами призывной комиссии субъекта Российской Федерации из состава военно-врачебной комиссии военной комиссариата субъекта Российской Федерации.
Судом в ходе рассмотрения дела установлено, что решением призывной комиссии Промышленного районного военного комиссариата № от ДД.ММ.ГГГГ. Матюнин М.А. признан годным к военной службе по подп. а п.1 ст. 22 ФЗ Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", по категории «А», призван на военную службу.
Из личного дела Матюнина М.А. следует, что в составе врачебной комиссии имеется запись врача-офтальмолога о годности к военной службе. Участие врача-офтальмолога Г. в составе врачебной комиссии ДД.ММ.ГГГГ. подтверждается табелем учета рабочего времени за ДД.ММ.ГГГГ., объяснительной врача-невролога С. Доказательств обратного заявителем суду не представлено. Кроме того, в выписке из протокола указан установленный при прохождении врачебной комиссии диагноз: близорукость слабой степени правого глаза.
При медицинском освидетельствовании Матюнин М.А. прошел все необходимые для определения категории годности к военной службе медицинские обследования, по результатам которых врачом, руководившим работой военно-врачебной комиссией по освидетельствованию граждан, дано соответствующее заключение.
При таких обстоятельствах суд не находит оснований для признания решения призывной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ. о призыве Матюнина М.А. на военную службу незаконным и его отмене.
В силу ч.4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Таким образом, заявление Матюнина М.А. не подлежит удовлетворению в полном объёме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления Матюнина М.А. отказать в полном объёме.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Промышленный районный суд г. Самары в течение месяца с момента составления решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме составлено 22 мая 2015г.
Председательствующий: (подпись) Е.В. Фокеева.
Решение вступило в законную силу________________________________________
Копия верна. Судья:
Секретарь: