Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-3947/2021 ~ М-2886/2021 от 20.04.2021

УИД 10RS0011-01-2021-007910-60

(№2а-3947/2021)

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

28 мая 2021 г. г. Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Кузнецовой И.А.,

при секретаре Аксеновой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Городилова Д. А. к федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Карелия» о признании незаконным решения о продлении срока нахождения на профилактическом учете,

установил:

Городилов Д.А., отбывающий наказание по приговору суда в виде лишения свободы, обратился в суд с административным исковым заявлением к федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Карелия» (далее - ФКУ ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия) о признании незаконным и отмене решения от 30 марта 2021 г. о продлении срока нахождения на профилактическом учете по склонности к побегу и суициду, поскольку считает его не имеющим на то оснований.

Определением судьи от 11 мая 2021 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено УФСИН России по Республике Карелия.

В судебном заседании административный истец Городилов Д.А., участие которого обеспечено путем использования систем видеоконференц-связи, заявленные требования поддержал в полном объеме.

Представитель административного ответчика ФКУ ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия Козина К.К., действующая на основании доверенности, в судебном заседании просила в удовлетворении заявленных требований отказать.

Представитель заинтересованного лица УФСИН России по Республике Карелия в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Суд, заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы настоящего дела, материалы дела , приходит к следующим выводам.

В силу части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Вступившим в законную силу решением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу отказано в удовлетворении требований Городилова Д.А. об оспаривании действий должностных лиц ФКУ ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия, в том числе в части его постановки ДД.ММ.ГГГГ на профилактический учет как лицо, склонное к побегу, суициду и членовредительству.

Вышеуказанным решением суда установлено, что решением административной комиссии ФКУ ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия №71 от ДД.ММ.ГГГГ Городилов Д.А. поставлен на профилактический учет как лицо, склонное к побегу; как лицо, склонное к суициду и членовредительству. Основанием для постановки Городилова Д.А. на указанный учет как лицо, склонное к побегу, послужил мотивированный рапорт оперуполномоченного оперативного отдела ФКУ ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия старшего лейтенанта внутренней службы ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о том, что, находясь в помещении дежурной части учреждения, заметил в окно, как осужденный Городилов Д.А. совершает попытку залезть под козырек информационного стенда, установленного вблизи дежурной части учреждения. Согласно заключению по результатам проверки о постановке на профилактический учет от ДД.ММ.ГГГГ, рапорту оперуполномоченного оперативного отдела ФКУ ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия старшего лейтенанта внутренней службы ФИО1, закрепленного за оперативным перекрытием отряда , в отношении Городилова Д.А. имеется оперативно-значимая информация по факту вынашивания осужденным противоправных намерений, предусмотренных статьей 313 Уголовного кодекса Российской Федерации (побег из места лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи, совершенный лицом, отбывающим наказание или находящимся в предварительном заключении). Основанием для постановки Городилова Д.А. на указанный учет как лица, склонного к суициду и членовредительству, послужил мотивированный рапорт оперуполномоченного оперативного отдела ФКУ ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия старшего лейтенанта внутренней службы ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о том, что при проведении профилактической беседы по незначительным нарушениям распорядка дня, в ходе которой истец высказал намерение на совершение акта членовредительства, а так же ранее оперативный отдел располагал оперативно-значимой информацией в отношении данного осужденного и о его намерениях совершить акт членовредительства путем порезов рук в области запястий.

Решением суда от ДД.ММ.ГГГГ также было установлено, что Городилов Д.А. присутствовал на заседании административной комиссии ФКУ ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия, с решением административной комиссии о его постановке на профилактический учет как лицо, склонное к побегу, и как лицо, склонное к суициду и членовредительству, был ознакомлен в день вынесения решения. Учитывая вышеизложенное, суд пришел к выводу о правомерности принятого администрацией ФКУ ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия решения о постановке Городилова Д.А. на профилактический учет и об отсутствии оснований для признания данного решения незаконным.

Судом установлено и из материалов настоящего дела следует, что решением административной комиссии ФКУ ИК-9 УФСИН России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, оформленным протоколом , осужденному Городилову Д.А. был продлен срок нахождения на профилактическом учете как лицу, склонному к совершению суицида и членовредительства, а также как лицу, склонному к совершению побега. Решение было принято единогласно. С данным решением административный ответчик был ознакомлен, кроме того Городилов Д.А. участвовал ДД.ММ.ГГГГ на заседании административной комиссии ФКУ ИК-9 УФСИН России по <адрес>.

Основанием для принятия такого решения послужил рапорт оперуполномоченного оперативного отдела ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, а также комплекс мероприятий, на основании которых сделан вывод о том, что административный истец от своих намерений к побегу и членовредительству не отказался. Кроме того, административный истец отказался от психологического обследования и оказания психологической помощи, о чем имеется справка начальника психологической службы ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

При этом в силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, принимается судом по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Из смысла приведенных правовых норм следует, что обязательным условием для удовлетворения судом требований об оспаривании решений и действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего является установление незаконности этих решений и действий и нарушение ими прав, свобод либо законных интересов административного истца.

Согласно пункту 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Осужденные не могут быть освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев, установленных федеральным законом.

Порядок организации и проведения мероприятий по профилактике правонарушений среди осужденных, подозреваемых и обвиняемых, отбывающих наказание и содержащихся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы (далее – учреждения УИС) устанавливается Инструкцией по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 20.05.2013 № 72 (далее - Инструкция, ранее действовал Приказ Минюста России от 20.11.2006 № 333 «Об утверждении Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы»).

В силу пунктов 2, 4, 5 Инструкции основной целью профилактической работы является недопущение правонарушений со стороны лиц, содержащихся в учреждениях УИС, посредством системы профилактических мероприятий. Деятельность сотрудников учреждений УИС по предотвращению правонарушений связана с выявлением лиц, имеющих намерение совершить правонарушение, и принятием к ним мер превентивного характера с целью недопущения реализации этих намерений (на стадии обнаружения умысла). При пресечении правонарушений устанавливаются лица, подготавливающие правонарушение, с принятием к ним превентивных мер в целях недопущения перерастания подготовительных действий в оконченное правонарушение (на стадии покушения). Профилактика правонарушений обеспечивается путем охраны, изоляции и надзора за лицами, содержащимися в учреждениях УИС, их размещения в соответствии с законом, выявления причин и условий, способствующих совершению правонарушений, разработки и осуществления мер по их устранению (общая профилактика), установления лиц, от которых можно ожидать совершения правонарушений, и принятия мер по оказанию на них необходимого воздействия (индивидуальная профилактика).

Основанием для постановки подозреваемого, обвиняемого или осужденного на профилактический учет являются наличие достоверных и проверенных сведений о его намерениях совершить правонарушение или негативном влиянии на других лиц, а также медицинские и психологические показания. Сбор и подготовка необходимых материалов по постановке подозреваемого, обвиняемого или осужденного на профилактический учет возлагается на сотрудников подразделения учреждения УИС, являющегося инициатором постановки на профилактический учет (пункт 8 Инструкции).

В силу пункта 23 Инструкции индивидуальная профилактика правонарушений включает в себя работу с лицами, поставленными на профилактический учет, путем проведения целенаправленной, планомерной и дифференцированной работы с учетом психологических особенностей их личности, характера и степени общественной опасности, совершенных ими правонарушений и других особенностей, имеющих значение для правильного выбора методов и средств воспитательного воздействия. За подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, состоящими на профилактическом учете, приказом учреждения УИС закрепляются сотрудники учреждения УИС.

Согласно пункту 24 Инструкции на профилактический учет берутся подозреваемые, обвиняемые и осужденные, в частности, склонные к совершению побега; склонные к совершению суицида и членовредительству.

Пунктами 32-35, 40, 41 Инструкции предусмотрено, что на заседании комиссии в присутствии подозреваемого, обвиняемого и осужденного заслушиваются: сотрудник, возбудивший ходатайство о постановке (снятии) его на профилактический учет (кроме сотрудников психологической службы), и другие должностные лица, имеющие возможность охарактеризовать это лицо. Кроме того, заслушиваются по желанию подозреваемого, обвиняемого и осужденного его объяснения. Материалы психологической диагностики на заседании комиссии не озвучиваются. По результатам рассмотрения комиссией учреждения может быть принято решение: о постановке на профилактический учет, снятии с профилактического учета, отказе в постановке на профилактический учет, отказе в снятии с профилактического учета. Решение комиссии принимается большинством голосов членов комиссии, оформляется протоколом, который утверждается начальником учреждения УИС и подписывается членами комиссии. Администрация учреждения УИС после вынесения решения комиссии относительно постановки подозреваемого, обвиняемого или осужденного на профилактический учет, снятия с профилактического учета либо продления срока нахождения на профилактическом учете ознакамливает с ним под роспись. В случае постановки конкретного лица на профилактический учет за ним закрепляется наиболее профессионально подготовленный сотрудник учреждения УИС, в дальнейшем ответственный за проведение профилактической работы с этим подозреваемым, обвиняемым или осужденным. Профилактическая работа с лицами, поставленными на профилактический учет, может проводиться в течение всего срока пребывания их в учреждении УИС, если в отношении них регулярно продолжает поступать информация о намерении совершить противоправные действия. О результатах профилактической работы закрепленный за лицом, поставленным на профилактический учет, сотрудник по истечении трех месяцев докладывает на заседании комиссии администрации учреждения УИС. Комиссия принимает решение о снятии лица с профилактического учета либо о продлении срока профилактической работы.

В силу пункта 42 Инструкции лицо, поставленное на профилактический учет, снимается с профилактического учета в случае: освобождения из учреждения УИС; решения административной комиссии, вынесенного на основании положительного результата психологической диагностики и мотивированного рапорта сотрудника оперативного подразделения учреждения УИС; решения административной комиссии по представленным положительно характеризующим лица, поставленного на профилактический учет, материалам не ранее чем по истечении трех месяцев пребывания в учреждении УИС - в отношении подозреваемых, обвиняемых или осужденных, поступивших в учреждения УИС из воспитательных колоний либо из следственных изоляторов (тюрем); смерти лица, состоявшего на профилактическом учете.

Учитывая положения вышеуказанных норм права и установленные по делу обстоятельства, принимая во внимание, что законность постановки Городилова Д.А. на профилактический учет как лица, склонного к совершению побега, суициду и членовредительству, была предметом рассмотрения по административному делу , а также то, что процедура продления срока такого профилактического учета административным ответчиком была соблюдена, оспариваемое решение принято компетентной комиссией в соответствии с нормами Инструкции; а основания для снятия административного ответчика с профилактического учета не были установлены ни в ходе заседания административной комиссии ФКУ ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия, ни в ходе рассмотрения настоящего дела, суд приходит к выводу, что отсутствуют основания для признания незаконным и отмене решения административной комиссии ФКУ ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия от 30 марта 2021 г., оформленного протоколом № 23. Таким образом, в удовлетворении административного искового заявления следует отказать.

Руководствуясь положениями статей 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления отказать.

Решение суда может быть обжаловано через Петрозаводский городской суд Республики Карелия:

в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме,

в кассационном порядке в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение 6 месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что ранее решение было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.

Судья И.А. Кузнецова

Мотивированное решение изготовлено 9 июня 2021 г.

2а-3947/2021 ~ М-2886/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Городилов Дмитрий Алексеевич
Ответчики
федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Карелия»
Другие
УФСИН России по Республике Карелия
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Кузнецова И.А.
Дело на странице суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
20.04.2021Регистрация административного искового заявления
20.04.2021Передача материалов судье
22.04.2021Решение вопроса о принятии к производству
11.05.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
11.05.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.05.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.05.2021Судебное заседание
09.06.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.11.2021Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее