Решение по делу № 2-135/2019 (2-1198/2018;) ~ М-1128/2018 от 11.12.2018

Дело

24RS0-66

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Балахта                             14 января 2019 г.

Балахтинский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Алексейцева И.И.,

с участием помощника прокурора Балахтинского района Красноярского края Шнайдер О.П.,

представителя ответчика – муниципального образования Балахтинский район в лице администрации Балахтинского района Красноярского края – Молоткова В.В.,

при секретаре Николаевой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Балахтинского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ Кожановская средняя общеобразовательная школа, муниципальному образованию Балахтинский район в лице администрации Балахтинского района Красноярского края, Муниципальному образованию поселок Балахта в лице администрации п. Балахта о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства о противодействии терроризму, установлении системы видеонаблюдения, замене ограждения территории школы,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Балахтинского района Красноярского края обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ Кожановская средняя общеобразовательная школа (далее по тексту МБОУ Кожановская СОШ), муниципальному образованию Балахтинский район в лице администрации Балахтинского района Красноярского края (далее по тексту администрация Балахтинского района), Муниципальному образованию поселок Балахта в лице администрации п. Балахта (далее по тексту администрация п. Балахта) о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства о противодействии терроризму; возложении обязанности на МБОУ Кожановская СОШ, администрацию Балахтинского района, администрацию п. Балахта по установлении системы видеонаблюдения, замене ограждения территории МБОУ Кожановская СОШ в течение трех месяцев с момента вступления решения в законную силу, по тем основаниям, что прокуратурой района проведена проверка исполнения МБОУ Кожановская СОШ требований законодательства о противодействии терроризму, по результатам которой установлено, что территория МБОУ Кожановская СОШ по периметру образовательного учреждения не огорожена. Также здание МБОУ Кожановская СОШ системой видеонаблюдения не оборудована, что может отрицательно сказаться на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, так как не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения, может способствовать совершению противоправных действий в отношении обучающихся. Поскольку учредителем МБОУ Кожановская СОШ является муниципальное образования Балахтинский район, в силу ст. 120 ГК РФ и Устава МБОУ Кожановская СОШ, при недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет собственник имущества - муниципальное образования Балахтинский район. Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления. По данному факту прокурором района руководителю Управления образования администрации Балахтинского района ДД.ММ.ГГГГ. внесено представление , по результатам рассмотрения которого нарушения закона не устранены. Из поступившего в прокуратуру района ответа на представление следует, что директором МБОУ Кожановская СОШ направлена заявка в отдел заказчика администрации Балахтинского района на разработку сметной документации по замене ограждения. Вместе с тем, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. вышеперечисленные требования законодательства о противодействии терроризма не исполнены, замена ограждения не произведена, видеонаблюдение не установлено. Отсутствие системы видеонаблюдения, ограждения образовательного учреждения способствует несанкционированному доступу в школу посторонних лиц, что отрицательно сказывается на комплексной безопасности, антитеррористической защищенности лиц, пребывающих в образовательном учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, что не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения, и, как следствие, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц, учащихся и работников школы, в том числе права на охрану жизни и здоровья, в связи с чем, истец обратился в суд с заявленными требованиями.

В судебном заседании помощник прокурора Балахтинского района Красноярского края Шнайдер О.П. исковые требования поддержала по изложенным в исковом заявлении основаниям.

Представитель ответчика муниципального образования Балахтинский район в лице администрации Балахтинского района Красноярского края – Молотков В.В., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании с исковыми требованиями согласился.

Представитель ответчика МБОУ Кожановская СОШ в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом.

Представитель ответчика муниципальное образования поселок Балахта в лице администрации п. Балахта в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом.

Представитель третьего лица Управления образования администрации Балахтинского района Красноярского края в судебное заседание не явился. О дате и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом, предоставил заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.

Выслушав помощника прокурора Шнайдер О.П., представителя ответчика Молоткова В.В., исследовав материалы дела, суд находит исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В соответствии с п. "д" ст. 11 "Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации", утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.

В п. 3 ст. 3 "Конвенции о правах ребенка" указано, что государства - участники конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности и противодействия терроризму в образовательных учреждениях.

В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 208-ФЗ) противодействие терроризму – деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по: предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

В соответствии с пунктом 6.1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района.

При этом на основании пункта 4 статьи 5.2 Федерального закона от 6 марта 2006 г. "О противодействии терроризму" органы местного самоуправления обязаны принимать меры по обеспечению антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.

Утвержденная Президентом Российской Федерации 05.10.2009 "Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации" предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму. В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов (п. 42 Концепции).

Действующее законодательство не ставит в зависимость выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению антитеррористической безопасности от их финансовой возможности.

В соответствии с п. 1 ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания, в здания с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, в том числе от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Согласно ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (в ред. Федеральных законов от 05.06.2012 N 52-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ) в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - ФЗ N 273-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

Соблюдение санитарных правил в силу ч. 3 ст. 39 приведенного закона является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 41 Закона, охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Приказом Федерального агентства по образованию от 01.09.2008 N 1126 "О комплексе мер по противодействию терроризму в сфере образования" установка периметрального ограждения отнесена к антитеррористическим мероприятиям.

В соответствии с п. 3.1 СанПин 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 N 189, территория общеобразовательной организации должна быть ограждена и озеленена. Отсутствие ограждения территории допускается только со стороны стен здания, непосредственно прилегающих к проезжей части улицы или пешеходному тротуару. Озеленение деревьями и кустарниками проводится с учетом климатических условий.

В силу части 13 статьи 30 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

Пунктом 6.48 СП 118.13330.2012 "Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009", утвержденного Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 635/10 (далее - Свод правил 118.13330.2012), предусмотрено, что для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112".

Перечень основных функционально-типологических групп зданий и сооружений и помещений общественного назначения, на которые распространяется Свод правил, приведен в ФИО8 к Своду правил 118.13330.2012. Согласно таблице В.1 требования об установке систем видеонаблюдения распространяются также на здания и помещения учебно-воспитательного назначения: дошкольные образовательные организации, общеобразовательные организации, организации профессионального образования.

В соответствии с пунктом 1 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ) учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Согласно пункту 1 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с ДД.ММ.ГГГГ) учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Согласно пункту 3 статьи 123.21 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4 - 6 статьи 123.22 и пунктом 2 статьи 123.23 настоящего Кодекса, несет собственник соответствующего имущества.

Судом установлено, что согласно п. 1.4 Устава МБОУ Кожановская СОШ учредителем школы и собственником ее имущества является муниципальное образование Балахтинский район. Функции и полномочия учредителя школы осуществляет Управление образования администрации Балахтинского района.

Пунктом 2.1 Устава МБОУ Кожановская СОШ установлено, что предметом деятельности школы, в том числе, является обеспечение охраны и укрепления здоровья, обеспечение отдыха обучающихся.

В соответствии с п. 4.1 Устава имущество школы находится в муниципальной собственности Балахтинского района, отражается на самостоятельном балансе школы и закреплено за ней на праве оперативного управления. В отношении этого имущества школа осуществляет в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им.

Земельные участки и здания, необходимые для выполнения образовательной организацией своих уставных целей, предоставляются ему на праве постоянного (бессрочного) пользования.

В силу действующего законодательства исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью, в том числе органов местного самоуправления.

В силу ст.ст. 36, 39 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» гигиеническое воспитание и обучение граждан осуществляется в процессе воспитания и обучения в дошкольных и других образовательных учреждениях. При этом соблюдение санитарных правил является обязательным для юридических лиц.

Согласно п. 3.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 территория образовательного учреждения должна быть ограждена забором.

В соответствии с п. 6.48 Свода правил СП 118.13330.2012. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009, утвержденного Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112"

В судебном заседании установлено, что прокуратурой проведена проверка исполнения МБОУ Кожановская СОШ законодательства о противодействии терроризма.

В ходе проверки установлено, что отсутствие в образовательном учреждении видеонаблюдения и отсутствие ограждения не позволяет обеспечить обучающихся и педагогического состава учреждения, поскольку территория школы является также проходной, что может отрицательно сказаться на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, так как не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения, может способствовать совершению противоправных действий в отношении обучающихся.

По указанному факту ДД.ММ.ГГГГ заместителем прокурора Балахтинского района ФИО7 руководителю управления образования администрации Балахтинского района, в порядке ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», внесено представление об устранении нарушений требований законодательства о противодействии терроризму.

Согласно ответа заведующего Управления образования администрации Балахтинского района Красноярского края от 14.03.2018г. , приняты меры к устранению отмеченных нарушений закона, а именно: запрещен доступ личного транспорта на территорию школы, директором МБОУ Кожановская СОШ направлена заявка в отдел заказчика администрации Балахтинского района на разработку сметной документации по замене ограждения; согласно стандарта безопасности образовательных учреждений, утвержденного заместителем Губернатора Красноярского края от 11.04.2013 года в МБОУ Кожановская СОШ планируется установить видеонаблюдение до ДД.ММ.ГГГГ.

При таких обстоятельствах, суд находит требования прокурора Балахтинского района Красноярского края обоснованными, так как отсутствие системы видеонаблюдения и ограждения территории в образовательном учреждении, не обеспечивающего безопасные условия пребывания детей в образовательном учреждении, нарушает вышеуказанные нормы права, не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения, может способствовать совершению противоправных действий в отношении обучающихся.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если эти действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Учитывая то, что ответчику для исполнения настоящего решения необходимо время, суд полагает целесообразным определить срок исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ и п.п. 2 п. 2 ст. 333.17 НК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, установленная п.п. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ в размере <данные изъяты> рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Балахтинского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать муниципальное образование Балахтинский район в лице администрации Балахтинского района, МБОУ Кожановская средняя общеобразовательная школа установить систему видеонаблюдения и заменить ограждение территории МБОУ Кожановская средняя общеобразовательная школа в соответствии с техническим регламентом зданий и сооружений для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в зданиях общеобразовательных учреждений, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, в том числе от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с МБОУ Кожановская средняя общеобразовательная школа в доход местного бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца с подачей жалобы через Балахтинский районный суд Красноярского края.

Председательствующий:

2-135/2019 (2-1198/2018;) ~ М-1128/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Балахтинского района
Ответчики
МБОУ Кожановская СОШ
Муниципальное образование Балахтинский район в лице администрации Балахтинского района Красноярского края
Другие
Управление образования администрации Балахтинского района Красноярского края
Суд
Балахтинский районный суд Красноярского края
Судья
Алексейцев Иван Иванович
Дело на странице суда
balahta--krk.sudrf.ru
11.12.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.12.2018Передача материалов судье
14.12.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.12.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.12.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.01.2019Судебное заседание
14.01.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.01.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.01.2019Дело оформлено
05.12.2019Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее