Дело №12-2/2016
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
24 февраля 2016 года пгт. Ленино
Судья Ленинского районного суда Республики Крым Казацкий Владимир Владимирович, при секретаре Бердниковой Р.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда пгт. Ленино (298200, РФ, Республика Крым, Ленинский район, пгт. Ленино, ул. Пушкина 33) жалобу Пресняковой Вилии Сергеевны на постановление старшего государственного инспектора Республики Крым – начальника управления экологического надзора Керченского региона Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым от 03 августа 2015 года, которым:
Преснякова Вилия Сергеевна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, гражданка <данные изъяты>, директор ООО «Детское заведение оздоровления и отдыха «Автомобилист», проживающая по адресу: <адрес>
была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, -
У С Т А Н О В И Л :
Постановлением №001703-0126/20 от 03.08.2015 года старшего государственного инспектора Республики Крым – начальника управления экологического надзора Керченского региона Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым Преснякова В.С. была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 10000 рублей за то что, допустила несоблюдение экологических санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой или иными опасными веществами, а именно ООО «Детское заведение оздоровления и отдыха «Автомобилист», директором которого является Преснякова В.С., осуществляло свою деятельность без паспортов отходов I-IV класса опасности, которые составляются на основании данных о составе и свойствах отходов, оценки их опасности.
Преснякова В.С. обратилась в суд с жалобой на постановление старшего государственного инспектора Республики Крым – начальника управления экологического надзора Керченского региона Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым от 03 августа 2015 года о привлечении ее к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ, в которой просит отменить обжалуемое постановление и прекратить производство по делу, поскольку на момент проверки отходы IV класса опасности на предприятии не образовались и соответственно паспорта на них не составлялись, т.к. невозможно было провести анализ отхода с целью подтверждения его класса опасности, а на отходы I и V класса опасности паспорта были составлены и направлены в Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым на согласование. Поскольку наличие отходов на предприятии на момент проверки вообще подтверждено не было, считает, что в ее действиях отсутствует состав данного правонарушения, в связи с чем просит производство по делу в отношении нее прекратить.
Заявитель Преснякова В.С., ее представитель в судебном заседании жалобу поддержали по указанным в ней основаниям, просят ее удовлетворить.
Старший государственный инспектор Республики Крым – начальник управления экологического надзора Керченского региона Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым Новиков А.В., старший государственный инспектор Республики Крым – заместитель начальника управления экологического надзора Керченского региона Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым ФИО1 в судебном заседании с жалобой не согласились и пояснили, что на момент проверки ООО «Детское заведение оздоровления и отдыха «Автомобилист» паспортов на отходы I-IV класса опасности представлено не было, имелись лишь паспорта на отходы V класса опасности. Паспорта на отходы I класса опасности начали оформляться только с 22.07.2015 года, т.е. после начала проверки, хотя должны были оформляться предприятием заранее согласно проведенной инвентаризации отходов, которая проводится соответствующими юридическими лицами, однако такой инвентаризации на момент проведения проверки также представлено не было. Кроме того, поскольку предприятием были представлены договора и акты на вывоз отходов за предыдущие месяца, соответственно у предприятия образовывались отходы иных классов опасности, паспорта на которые представлены не были, в связи с чем в действиях Пресняковой В.С. имеется состав административного правонарушения.
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля старший государственный инспектор Республики Крым – заведующий отделом экологического надзора Ленинского района управления экологического надзора Керченского региона Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым ФИО2 пояснил, что с 20.07.2015 года по 25.07.2015 года именно он принимал участие в проведении выездной внеплановой проверки ООО «Детское заведение оздоровления и отдыха «Автомобилист». В ходе проверки ему были представлены паспорта на отходы V класса опасности. Паспорта на отходы I класса опасности начали оформляться только с 22.07.2015 года, т.е. после начала проверки. Поскольку ему также были представлены акты о вывозе отходов с территории предприятия, он пришел к выводу о том, что у предприятия образовывались отходы и иных классов опасности, паспорта на которые ему представлены не были. Также пояснил, что в ходе проверки осмотра территории предприятия с целью выявления наличия либо отсутствия отходов на территории предприятия ним не осуществлялось, а вывод о наличии отходов был сделан только лишь на основании актов о вывозе отходов за предыдущие месяца. Протокол на директора ним был составлен именно за отсутствие паспортов на твердые бытовые отходы, которые относятся к IV классу опасности. Также ним были выявлены и иные нарушения экологического законодательства.
Выслушав пояснения заявителя, ее представителя, старшего государственного инспектора Республики Крым – начальника управления экологического надзора Керченского региона Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым Новикова А.В., старшего государственного инспектора Республики Крым – заместителя начальника управления экологического надзора Керченского региона Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым ФИО1, допросив в качестве свидетеля старшего государственного инспектора Республики Крым – заведующего отделом экологического надзора Ленинского района управления экологического надзора Керченского региона Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым ФИО2, исследовав материалы дела и дав оценку доказательствам по делу в их совокупности судья приходит к выводу о том, что обжалуемое постановление подлежит отмене с прекращением производства по делу, исходя из следующего.
Согласно п.3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы по делу об административном правонарушении может быть принято решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами. К субъектам состава данного административного правонарушения относятся, в том числе, и должностные лица.
Судом установлено, что приказом Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым №584 от 30.06.2015 года было определено провести внеплановую выездную проверку ООО «Детское заведение оздоровления и отдыха «Автомобилист», целью которой являлось выявление возможных нарушений требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами, в области использования и охраны водных объектов, в соответствии с обращением директора Центра Гражданского Общества «Новый Мир» ФИО3 Данным приказом установлен срок проведения проверки – 5 рабочих дней (с 20.07.2015 года по 24.07.2015 года). Согласно акта проверки от 24.07.2015 года №8 в ООО «Детское заведение оздоровления и отдыха «Автомобилист» выявлено отсутствие: - паспортов отходов I-IV класса опасности; - документов, подтверждающих прохождение директором и специалистами профессиональной подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности; - документов о прохождении профессиональной подготовки лицами, допущенными к обращению с отходами I-IV класса опасности, и вынесено предписание об устранении указанных нарушений. 24.07.2015 года в отношении директора ООО «Детское заведение оздоровления и отдыха «Автомобилист» Пресняковой В.С. составлен протокол об административном правонарушении №001703 за несоблюдение экологических санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой или иными опасными веществами, а именно ООО «Детское заведение оздоровления и отдыха «Автомобилист», директором которого является Преснякова В.С., осуществляло свою деятельность без паспортов отходов I-IV класса опасности, которые составляются на основании данных о составе и свойствах отходов, оценки их опасности. Постановлением старшего государственного инспектора Республики Крым – начальника управления экологического надзора Керченского региона Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым Новикова А.В. №001703-0126/20 от 03.08.2015 года директор ООО «Детское заведение оздоровления и отдыха «Автомобилист» Преснякова В.С. признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ, выразившееся в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, а именно ООО «Детское заведение оздоровления и отдыха «Автомобилист», директором которого является Преснякова В.С., осуществляло свою деятельность без паспортов отходов I-IV класса опасности, которые составляются на основании данных о составе и свойствах отходов, оценки их опасности, и ей назначено наказание в виде штрафа в размере 10000 руб.
В то же время, из материалов дела усматривается, что паспорта на отходы I и V класса опасности ООО «Детское заведение оздоровления и отдыха «Автомобилист» составлены были, был проведен расчет класса опасности отходов, по заказу заявителя была проведена инвентаризация отходов и общество направило пакет документов для согласования паспортов в Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым, который был принят 22.07.2015 года, однако паспортизация отходов проведена не была.
Согласно ч. 2, 3 ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. В силу ч. 3 ст. 14 вышеуказанного Закона на отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
Согласно пунктам 6, 7 Правил проведения паспортизации отходов 1-4 классов опасности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 г. №712, индивидуальные предприниматели и юридические лица для составления паспорта подтверждают отнесение отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, который в настоящее время не установлен. Данные Правила действуют с 01.08.2014 года.
Письмом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 28.10.14 года «Разъяснения о порядке привлечения к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.2 КоАП РФ» разъяснено, что если обязанность по составлению паспорта на отход I-IV класса опасности возникла у хозяйствующего субъекта после 01 августа 2014 года, то возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП или законами субъекта предусмотрена административная ответственность, у него не было, в связи с отсутствием в этот период вступившего в силу порядка подтверждения отнесения отходов к конкретному классу опасности.
Как следует из свидетельства о внесении сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц общество с ограниченной ответственностью «Детское заведение оздоровления и отдыха «Автомобилист» зарегистрировано 20.11.2014 года. Из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц следует, что основным видом деятельности ООО «Детское заведение оздоровления и отдыха «Автомобилист» является деятельность детских лагерей на время каникул (код ОКВЭД – 55.23.1).
Из материалов дела следует, и что также было подтверждено заявителем и его представителем, что отходы, подлежащие паспортизации, образовываются на территории детского оздоровительного лагеря только в период летних каникул.
Таким образом, отходы, подлежащие паспортизации, начали образовываться в ООО «Детское заведение оздоровления и отдыха «Автомобилист» с начала летнего сезона 2015 года. Доказательств обратного судье предоставлено не было.
Также, согласно пояснений заявителя и его представителя, на момент проведения проверки органом экологического контроля - с 20.07.2015 года по 24.07.2015 года - некоторые виды отходов образованы так и не были. При этом в материалах дела, материалах проверки и материалах дела об административном правонарушении доказательства нахождения отходов, подлежащих паспортизации, на территории детского лагеря на момент проведения проверки также отсутствуют, что подтверждается пояснениями участников процесса и отсутствием фиксации факта существования таких отходов административным органом (отсутствие соответствующего протокола осмотра и т.п.).
Согласно ч. 1 и 2 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В то же время, в материалах дела, материалах проверки и материалах дела об административном правонарушении (в частности в протоколе об административном правонарушении, составленном в отношении заявителя) отсутствуют сведения относительно того, на какие именно отходы у заявителя отсутствуют паспорта, а также сведения, когда они были образованы, где находятся на территории ООО «Детское заведение оздоровления и отдыха «Автомобилист» и т.д.
Частью 1 ст. 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с п. 4 ст. 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, судья приходит к выводу о том, что обязанность по составлению паспортов на отходы I-IV класса опасности возникла у ООО «Детское заведение оздоровления и отдыха «Автомобилист» после 01.08.2014 года и доказательств обратного административным органом суду представлено не было, в связи с чем возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых ст. 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, у общества (и у его директора в том числе) не было, в связи с чем в действиях Пресняковой В.С. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
На основании п. 2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, при отсутствии в деяниях лица, привлекаемого к административной ответственности, состава административного правонарушения.
Таким образом, обжалуемое постановление №001703-0126/20 от 03.08.2015 года в отношении Пресняковой В.С. подлежит отмене, а производство по делу подлежит прекращению в связи с отсутствием в деяниях Пресняковой В.С. состава административного правонарушения.
Каких либо существенных нарушений иных процессуальных норм КоАП РФ при проведении производства по делу об административном правонарушении в отношении Пресняковой В.С. судьей не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 24.5, ч.1 ст. 29.10, ст. 30.6, 30.7, 30.9 КоАП РФ судья-
РЕШИЛ:
Жалобу Пресняковой Вилии Сергеевны на постановление старшего государственного инспектора Республики Крым – начальника управления экологического надзора Керченского региона Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым от 03 августа 2015 года №001703-0126/20 – удовлетворить.
Постановление №001703-0126/20 от 03.08.2015 года старшего государственного инспектора Республики Крым – начальника управления экологического надзора Керченского региона Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым Новикова А.В. о привлечении Пресняковой Вилии Сергеевны к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ и наложении на нее административного взыскания в виде штрафа в размере 10000 рублей, отменить и производство по делу прекратить в связи с отсутствием в деяниях Пресняковой Вилии Сергеевны состава данного административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым через Ленинский районный суд Республики Крым в течение 10 суток с момента вынесения.
Судья В.В.Казацкий