Дело № 2-270/2020г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 октября 2020 года г. Беломорск
Беломорский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Полузеровой С.В.,
при секретаре Павлюк Н.Н.,
с участием представителя истца Осмоловской А.М.,
представителя ответчика Малоземовой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия, в лице Государственного казенного учреждения Республики Карелия «Беломорское центральное лесничество» к администрации муниципального образования «Беломорский муниципальный район» о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки,
установил:
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия (далее – Министерство), в лице Государственного казенного учреждения Республики Карелия «Беломорское центральное лесничество» (далее - ГКУ РК «Беломорское центральное лесничество») обратилось в суд с указанным выше иском к АМО «Беломорский муниципальный район» по следующим основаниям. Министерство в соответствии с переданными полномочиями осуществляет на землях лесного фонда федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану). В рамках осуществления переданных полномочий представителями Министерства - ГКУ РК «Беломорское центральное лесничество» было установлено, что в квартале 52 выделе 37 Беломорского участкового лесничества расположена несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов и иного мусора. 11.07.2019 на основании осмотра в адрес ответчика направлено письмо о принятии мер к ликвидации свалки. 08.05.2020 проведен повторный осмотр, в ходе которого установлено, что площадь несанкционированной свалки на землях лесного фонда составила 1,7 га., объемом 11000 куб.м., а на землях населенных пунктов на площади 6,6 га., объемом 66000 куб.м. Ответчику направлялось требование ликвидировать свалку, которое не было исполнено, составлен акт осмотра. Просят обязать администрацию МО «Беломорский муниципальный район» в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку, находящуюся в квартале 52 выделе 37 Беломорского участкового лесничества.
Определением суда от 31.08.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, привлечено Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия.
В судебном заседании представитель истца Осмоловская А.М. исковые требования поддержала по изложенным в нем доводам, дополнив, что указанная несанкционированная свалка отходов на землях лесного фонда образовалась в результате выхода санкционированной свалки на землях населенных пунктов за свои границы.
Представитель ответчика АМО «Беломорский муниципальный район» Малоземова М.А. в судебном заседании возражала против заявленных требований, указав, что несанкционированная свалка отходов расположена на землях населенных пунктов (земельный участок с кадастровым номером 10:11:00103:01:117), так и на землях лесного фонда. Площадь захламления на землях лесного фонда составляет 1,7 га., на землях населенных пунктов – 6,6 га. Они не являются собственником земельного участка с кадастровым номером 10:11:00103:01:117. Кроме того, на данном земельном участке вид разрешенного использования – для размещения полигона твердых бытовых отходов, на котором существует факт наличия несанкционированного объекта размещения отходов. 31.05.2019 Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Карелия была организована закупка на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации и проекта работ по ликвидации накопленного вреда по указанному объекту, начало работ запланировано на 2023 год. Финансирование мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок, ТКО на землях лесного фонда не может осуществляться за счет средств местного бюджета. Считают, что обязанность по ликвидации свалки должна быть возложена на собственника земельных участков - Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия.
Третье лицо Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия в судебное заседание своего представителя не направило, извещены о рассмотрении дела должным образом, представили отзыв, согласно которому земельный участок с кадастровым номером 10:11:0010301:117, на котором расположена свалка, относится к категории «земли населенных пунктов», «для размещения полигона твердых бытовых отходов», в собственности РФ не находится, таким образом, не разграничен. Таким образом, необходимо установить лицо, ответственное за данный земельный участок. Обязанность по ликвидации несанкционированных свалок твердых бытовых отходов, расположенных на неразграниченных землях, возлагается на органы местного самоуправления. Обращают внимание на то, что свалка может иметь признаки санкционированной свалки. При таких обстоятельствах, считают исковые требования подлежащими удовлетворению, дело просили рассмотреть в их отсутствие.
Третье лицо МО "Беломорское городское поселение" в судебное заседание своего представителя не направило, извещены о рассмотрении дела должным образом, возражений не представили.
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Согласно ч.2 ст.36 Конституции Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
На основании ст.ст.42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением; каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В соответствии с пп.7 п.9 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Республики Карелия, утвержденного Постановлением Правительства РК от 23.10.2017 N 367-П, Министерство в области лесных отношений осуществляет на землях лесного фонда охрану лесов, защиту лесов; федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану).
Согласно ч.1 ст.50.7, ч.1 ст.60.12 Лесного Кодекса Российской Федерации, леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с Лесным Кодексом РФ, Федеральным законом от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и другими федеральными законами.
Как следует из ст. 12 Земельного Кодекса РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Охрана лесов от загрязнения и иного негативного воздействия осуществляется физическими и юридическими лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии с настоящим Кодексом и Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (части 2,3 статьи 60.12 Лесного кодекса РФ).
Из положений ч.3 ст. 50.7 Лесного Кодекса РФ следует, что охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии со ст.4 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закона об охране окружающей среды) объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд.
Как следует из ч.1 ст.51 Закона об охране окружающей среды отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ.
При использовании лесов не допускается: загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса, что указано в пункте 14 Правил санитарной безопасности в лесах РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.05.2017г. №607.
В соответствии со ст.7 Закона об охране окружающей среды, с п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов относится к вопросам местного значения муниципального района.
Принцип охраны здоровья человека, поддержания или восстановления благоприятного состояния окружающей среды и сохранения биологического разнообразия установлен статьей 3 Федерального закона от 24.06.1998г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
В силу ст.13 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998г. «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Согласно ст.42 Земельного Кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Согласно п.14 ч.1 ст.10 Устава МО «Беломорский муниципальный район» к вопросам местного значения относится: участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории Беломорского муниципального района.
Как следует из ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998г. «Об отходах производства и потребления», твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Согласно ст. 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации).
Управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности РФ (федеральной собственностью), осуществляет Российская Федерация, от имени которой действуют федеральные органы государственной власти (пункт 2 статьи 9 ЗК РФ, пункт 1 статьи 125 и пункт 3 статьи 214 ГК РФ).
В силу ч. 1 ст. 4 Лесного кодекса Российской Федерации участниками лесных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, граждане и юридические лица.
Постановлением Правительства РФ от 04.05.2018 N 542 утверждены Правила организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде (далее – Правила №542).
Пунктом 2 Правил №542 установлено, что организацию работ по ликвидации накопленного вреда на объектах накопленного вреда, включенных в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде (далее - объекты), осуществляют органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
В судебном заседании установлено, что земельный участок, на котором было обнаружено лесонарушение, а именно захламление лесного участка на землях лесного фонда (несанкционированная свалка) в квартале 52 выделе 37 Беломорского участкового лесничества, расположен в границах Беломорского городского поселения.
Обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, подтверждаются: актами осмотра от 09.07.2019, 08.05.2020, 13.07.2020 и фототаблицами к ним.
Министерством природных ресурсов и экологии Республики Карелия, в лице ГКУ РК «Беломорское центральное лесничество», в администрацию МО «Беломорский муниципальный район» 08.06.2020 направлено требование ликвидировать в срок до 10.07.2020 несанкционированное складирование твердых бытовых отходов в квартале 52 выделе 37 Беломорского участкового лесничества ГКУ РК «Беломорское центральное лесничество» на общей площади 1,7 га, общим объёмом 11000 куб.м., а также явиться в контору Беломорского участкового лесничества для проведения проверки на предмет исполнения настоящего требования.
Как установлено в судебном заседании, до настоящего времени требование не исполнено.
Согласно ст.65 Устава МО «Беломорский муниципальный район» ответственность органов местного самоуправления Беломорского муниципального района перед физическими и юридическими лицами наступает в порядке, предусмотренном федеральными законами.
В соответствии со ст. 100 ЛК РФ лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке.
В силу пункта 1 ст. 1064 ГК РФ обязанность по возмещению вреда в полном объеме возлагается на причинителя вреда, если иное не установлено законом.
Судом установлено, что свалка, находящаяся на землях лесного фонда в квартале 52 выделе 37 Беломорского участкового лесничества (за пределами земельного участка с кадастровым номером 10:11:0010301:117), организована вследствие действий ответчика АМО «Беломорский муниципальный район», что не было опровергнуто в судебном заседании представителем ответчика.
При изложенных обстоятельствах, принимая во внимание отсутствие доказательств тому, что обнаруженная свалка ликвидирована, обязанность по ее ликвидации должна быть возложена на причинителя вреда - АМО «Беломорский муниципальный район».
В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд, с учетом положений ч.2 ст.206 ГПК РФ, принимая во внимание обстоятельства дела, климатические условия, объем и размер несанкционированной свалки, полагает возможным установить ответчику срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, - в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу. С учетом требований ст.206 ГПК РФ данный срок суд считает разумным и достаточным для исполнения решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Беломорский муниципальный район» в течение одного месяца с момента вступления в законную силу настоящего решения ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную в квартале 52 выделе 37 Беломорского участкового лесничества.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Беломорский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья С.В. Полузерова
Решение в окончательной форме изготовлено 06 октября 2020г.