№2-476/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Курсавка 24 мая 2016 года
Андроповский районный суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Танчук Л.Н., при секретаре судебного заседания Кривошеевой С.Н., с участием: заместителя прокурора Андроповского района Ставропольского края Карслиева А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-476/2016 по заявлению заместителя прокурора Андроповского района Ставропольского края в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет» информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,
У С Т А Н О В И Л:
Заместитель прокурора Андроповского района Ставропольского края обратился в Андроповский районный суд с заявлением в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет» информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в обосновании которого указано следующее. 31.03.2016 прокуратурой района, расположенной по адресу: <адрес>, в ходе мониторинга сети «Интернет» в части проверки исполнения федерального законодательства о трудовых правах граждан, установлен факт размещения и обеспечения свободного доступа неограниченного круга лиц к интернет-странице с адресом:<данные изъяты>, которая содержит статьи с указанием конкретного способа незаконного приобретения (покупки) трудовой книжки с соответствующими записями и оформлением, а также справки о доходах по форме 2 НДФЛ. Указанная информация побуждает неопределенный круг граждан к совершению действий, за которые предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность, облегчает их совершение. В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Закон №149-ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Как следует из п. 4 ст. 2 Закона №149-ФЗ информационно-телекоммуникационная сеть – технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники. Согласно ч. 5 ст. 15 Закона №149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами. Согласно ст. 4 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом <данные изъяты>, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань. В соответствии с п. 6 ст. 10 Закона №149-ФЗ запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность. На интернет – странице <данные изъяты> размещена информация о способах незаконной покупки оформленной трудовой книжки с записями о трудовой деятельности, трудовом стаже, справки о доходах физического лица по форме 2 НДФЛ при отсутствии трудовой деятельности и трудового стажа в организации, что подтверждается актом осмотра данного сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Согласно ст. 66 Трудового кодекса Российской Федерации, п.п. 2,3 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2003 №335, трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. Работодатель (за исключением работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) ведет трудовые книжки на каждого, проработавшего у него свыше пяти дней, в случае, когда работа у данного работодателя является для работника основной. Выдача работодателем трудовых книжек при других основаниях Трудовым кодексом Российской Федерации не предусмотрена. Далее, в соответствии с ч. 1 ст. 230 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, предоставленных физическим лицам налоговых вычетов, исчисленных и удержанных налогов в регистрах налогового учета. В соответствии с ч. 2 ст. 230 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации за этот налоговый период налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, форматам и в порядке, которые утверждены федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Справка о доходах по форме 2-НДФЛ составляется по каждому физическому лицу, получившему доходы от налогового агента. Кроме того, справка о доходах физического лица по форме 2 НДФЛ является одним из основных документов, необходимых для предоставления банком кредита физическому лицу. Таким образом, проверка показала, что информация, содержащаяся на интернет-странице<данные изъяты>, находится в свободном доступе для неограниченного круга лиц, содержит сведения о незаконных способах покупки трудовой книжки с записями о трудовой деятельности, трудовом стаже, справки о доходах физического лица по форме 2 НДФЛ при отсутствии трудовой деятельности и трудового стажа в организации. Кроме того, владелец указанной выше интернет-страницы получает от этого определенный доход. Вместе с тем, информация, указанная на указанной выше интернет – странице, побуждает неопределенный круг лиц к совершению действий, за которые предусмотрена как административная (ст. 19.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – «подделка документа, удостоверяющего личность, подтверждающего наличие у лица права или освобождение его от обязанности, а равно подделка штампа, печати, бланка, их использование, передача либо сбыт»), так и уголовная ответственность (ст. 324 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) – «незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, а также государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР»). В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в защиту прав неопределенного круга лиц и в интересах Российской Федерации. Кроме того, в целях ограничения доступа в сети «Интернет» к интернет-странице<данные изъяты>, содержащей информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, необходимо внесение данного сайта в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» в соответствии со ст. 15.1 Закона 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». В этой связи к рассмотрению настоящего заявления необходимо привлечь Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации (Роскомнадзор), как федеральный орган исполнительной власти, которым в соответствии с п. 5.1.7 Положения о Роскомнадзоре, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 №228, осуществляется создание, формирование и ведение указанного Единого реестра. Таким образом, привлечь лиц, осуществивших производство и распространение информации о способах приобретения (покупки) незаконным путем листков нетрудоспособности, чеков, медицинских справок при отсутствии медицинских показаний к получению указанных документов к участию в процессе не представляется возможным.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 45 ГПК РФ, просил суд:
Признать информацию, размещенную на интернет-странице<данные изъяты>, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Заместитель прокурора Андроповского района Ставропольского края Карслиев А.Г. в судебном заседании заявленные требования поддержал и просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель Управления Роскомнадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу Н.М.Н., будучи надлежащим образом уведомленный о дате, времени и месте слушания, дела в судебное заседание не явился, представил в суд заявление, с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие, в связи с чем на основании ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть и разрешить дело в его отсутствие. Кроме того, представлен отзыв, в котором указано, что Управление Роскомнадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу, рассмотрев заявление заместителя прокурора Андроповского района Ставропольского края в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», размещенной на интернет <данные изъяты> распространение которой на территории Российской Федерации запрещено. В ходе проверки установлено, что интернет – <данные изъяты> в Едином реестре нет, доступ к вышеуказанному сетевому адресу установлен. Внесение в единый реестр информации, признанной запрещенной для распространения на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с п. 9 постановления Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 №1101 в течении суток со дня получения вступившего в законную силу решения суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной.
Суд, выслушав объяснения участвующих лиц, рассмотрев доводы сторон и исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 4 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом <данные изъяты>, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань.
Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Пунктом 6 указанной статьи запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Согласно ст. 19.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – подделка документа, удостоверяющего личность, подтверждающего наличие у лица права или освобождение его от обязанности, а равно подделка штампа, печати, бланка, их использование, передача либо сбыт, влечет наложение административного штрафа.
Согласно ст. 324 Уголовного кодекса Российской Федерации – «незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, а также государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР») влечет уголовную ответственность.
В судебном заседании установлено, что на интернет – странице <данные изъяты> размещена информация о незаконных способах покупки оформленной трудовой книжки с записями о трудовой деятельности, трудовом стаже, справки о доходах физического лица по форме 2 НДФЛ, при отсутствии трудовой деятельности и трудового стажа в организации.
Согласно ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Вместе с тем, как установлено в судебном заседании и подтверждается представленными материалам дела, помощником прокурора Андроповского района в ходе мониторинга информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" был установлен факт свободного доступа неограниченного круга лиц к интернет-странице с адресом: <данные изъяты>, на которой размещена информация о незаконных способах покупки оформленной трудовой книжки с записями о трудовой деятельности, трудовом стаже, справки о доходах физического лица по форме 2 НДФЛ, при отсутствии трудовой деятельности и трудового стажа в организации.
Действующими на территории Российской Федерации нормативными правовыми актами не урегулирован порядок признания указанной выше информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Вместе с тем согласно ч. 3 ст. 11 ГПК РФ, в случае отсутствия норм права, регулирующих спорное отношение, суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм разрешает дело, исходя из общих начал и смысла законодательства (аналогия права).
Согласно п. 5 статьи 15 Закона №149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Статьей 15.1 Закона №149-ФЗ установлено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено». В указанный реестр, в том числе, включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение в Российской Федерации запрещено.
Основанием для включения в реестр сведений, указанных в ст. 15.1 Закона №149-ФЗ является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В ходе проверки, организованной прокуратурой района по факту выявления информации о незаконных способах приобретения (покупки) трудовой книжки с соответствующими записями и оформлением, а также справки о доходах по форме 2НДФЛ, осуществляемой посредством сети «Интернет», не представилось возможным установить личности и место жительства (место нахождения) лиц, осуществивших производство и распространение данных материалов, в этой связи привлечь лиц, осуществляющих указанную деятельность посредством сети «Интернет», не представляется возможным.
Вышеуказанные материалы обнаружены в служебном помещении кабинета прокуратуры Андроповского района, расположенном по адресу: <адрес>, в связи с чем заявление подается по подсудности в Андроповский районный суд.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в защиту прав неопределенного круга лиц и в интересах Российской Федерации.
С учётом установленных в судебном заседании обстоятельств, суд считает требования заместителя прокурора Андроповского района Ставропольского края обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░: <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ «░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░ «░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░».
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░