Дело № 2-2788/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 июня 2016 года г. Челябинск
Калининский районный суд г. Челябинска в составе:
председательствующего Панфиловой Н.В.,
при секретаре Дегелевич И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Орского транспортного прокурора в интересах Российской Федерации к ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы», Федеральному агентству по обустройству государственной границы Российской Федерации, Министерству транспорта Российской Федерации о возложении обязанности,
установил:
Орский транспортный прокурор в интересах Российской Федерации обратился в суд с исковым заявлением с требованием обязать ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы», а при недостаточности средств - Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации в течение 1 года со дня вступления судебного решения в законную силу оборудовать двухсторонний автомобильный пункт пропуска «Комсомольский» в соответствии с требованиями законодательства:
- оборудовать системой телевизионного видеонаблюдения, предназначенной для обеспечения визуального контроля пограничными органами объектов (территории) пункта пропуска с помощью электронных технических средств;
- оснастить системой инженерных средств охраны, контроля доступа и охранной сигнализации, которая оборудуется с применением совместно действующих технических средств охраны, объединенных системой инженерных сетей и коммуникаций и предназначена для обнаружения несанкционированного проникновения (попытки проникновения) на территорию и в режимные зоны пункта пропуска, сбора, обработки и представления в заданном виде информации на пульт оператора;
- оснастить места въезда и выезда с территории пункта системой принудительной остановки транспортных средств;
- оборудовать въезд и выезд на территорию пункта пропуска воротами, встроенными в разрыв ограждения.
В обоснование заявленных требований указал, что при проведении проверки исполнения требований законодательства о государственной границе Российской Федерации было установлено, что оборудование и техническое оснащение автомобильного пункта пропуска «Комсомольский» через государственную границу РФ не соответствует требованиям действующего законодательства. Бездействие ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» нарушает интересы Российской Федерации, поскольку не обеспечивает необходимых условий для организации государственного контроля, осуществляемого в пункте пропуска, а значит и безопасность Российской Федерации.
Указом Президента РФ от 02 февраля 2016 № 40 Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации было упразднено с передачей функций по обустройству государственной границы Российской Федерации Министерству транспорта Российской Федерации, в связи с чем последнее привлечено к участию в деле в качестве соответчика.
Орский транспортный прокурор в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Помощник Челябинского транспортного прокурора в судебном заседании исковые требования поддержала с учетом их уточнения.
Представитель ответчика ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» Волкова С.Ю. исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Представители ответчиков Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации, Министерства транспорта Российской Федерации в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Представитель третьего лица ФГКУ «Пограничное управление ФСБ России по Оренбургской области», в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, просили о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Выслушав лиц, принявших участие в судебном заседании, изучив все письменные материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии с положениями ст. 9 Закона Российской Федерации от 01 апреля 1993 № 47-30-1 «О государственной границе Российской Федерации» под пунктом пропуска через Государственную границу понимается территория (акватория) в пределах железнодорожной, автомобильной станции или вокзала, морского, речного порта, аэропорта, военного аэродрома, открытых для международных сообщений (международных полетов), а также иной специально выделенный в непосредственной близости от Государственной границы участок местности, где в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных. Пределы пунктов пропуска через Государственную границу и перечень пунктов пропуска через Государственную границу, специализированных по видам перемещаемых грузов, товаров и животных, определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно ст. 12 Закона РФ от 01.04.1993 г. N 4730-1 "О государственной границе Российской Федерации", общие требования к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению соответствующих зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемых в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, устанавливаются Правительством РФ.
Указом Президента Российской Федерации от 11.10.2007 г. N 1359 создано Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации.
В соответствии с п. 5.6.5 Положения о Федеральном агентстве по обустройству государственной границы Российской Федерации (Росграница), утвержденного, Постановлением Правительства РФ от 1 ноября 2007 г. N 734, Росграница осуществляет обеспечение функционирования (эксплуатации) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации ивне пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации при международных пассажирских перевозках железнодорожным транспортом, включая содержание, ремонт, оборудование и техническое оснащение (за исключением специального оборудования государственных контрольных органов) указанных зданий, помещений и сооружений, а также обеспечение функционирования (эксплуатации), содержание, ремонт, оборудование и техническое оснащение зданий, помещений и сооружений в местах пересечения государственной границы Российской Федерации.
Согласно п. 5.11 данного Положения Росграница осуществляет функции государственного заказчика по проектированию, строительству, реконструкции, оборудованию, техническому оснащению зданий, помещений, сооружений, транспортной и инженерной инфраструктур, информационных и телекоммуникационных систем, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации.
Распоряжением Правительства РФ от 11.09.2008 г. N 1308-р в целях обеспечения выполнения функций, связанных с проектированием, строительством и реконструкцией, эксплуатацией и техническим оснащением зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, обустройства мест пересечения государственной границы Российской Федерации, а также осуществления федеральными органами исполнительной власти полномочий в сфере защиты и охраны государственной границы Российской Федерации создано Федеральное государственное учреждение "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" (на основании приказа Росграницы от 13.01.2011 г. - ФГКУ Росгранстрой).
Постановлением Правительства РФ от 25.12.2007 г. N 930 утверждены "Общие требования к строительству, реконструкции и оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимые для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации".
Орским транспортным прокурором заявлены требования в отношении автомобильного пункта пропуска «Комсомольский», но в исковом заявлении (ни в тексте, ни в требованиях) не указано местонахождение этого пункта. Судом в ходе судебного разбирательства предлагалось представителю истца уточнить требования в указанной части, однако это сделано не было. Поскольку в материалы дела представлен паспорт автомобильного пункта пропуска «Комсомольский», местоположение которого указано: Российская Федерация, (адрес)), суд считает возможным рассмотреть требования относительно именно этого пункта пропуска.
Как следует из материалов дела, по вышеуказанному адресу расположен автомобильный грузо-пассажирский постоянный двусторонний круглосуточный пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации «Комсомольский», сопредельное государство – ***
Орский транспортный прокурор, полагая, что материально-техническое оснащение пункта пропуска через государственную границу не соответствует требованиям действующего законодательства, обратился в суд с исковым заявлением.
В обоснование заявленных требований представил акт проверки от (дата), из которого следует, что территория пункта пропуска:
- не оснащена системой охранной сигнализации (п.14.5 Типовых требований, утверждённых приказом ФСБ России от (дата) №; пп.4.2.1, 5.7 Типовых технических требований, утверждённых ФПС России (дата)).
В исковом заявлении прокурор транспортный ссылается также на нарушение п.п.12, 22 Типовых требований к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимые для организации пограничного контроля в пунктах пропуска через Российско-Казахстанскую границу, утверждённых первым заместителем Пограничной службы ФСБ России (дата) по согласованию с заместителем Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации (далее Типовые требования от (дата)):
- не оснащен системой видеонаблюдения, что не соответствует п.п.12, 20 Типовых требований от (дата);
- система принудительной остановки транспортных изготовлены кустарным способом и не позволяют остановить транспортное средство, что не соответствует п.43Типовых требований от (дата);
- системы инженерных средств охраны, контроля доступа и охранная сигнализация отсутствуют, что не соответствует п. 22 Типовых требований от (дата);
- въезд на территорию пункта пропуска и выезд из него не оборудованы воротами, втроенными в разрыв ограждения, вместо них используется шлагбаум (нарушение п.5.7.4).
В соответствии с ч. 2 ст. 12 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 № 47-30-1 «О государственной границе Российской Федерации» открытие пункта пропуска через Государственную границу как единого объекта осуществляется после строительства (реконструкции), оборудования и принятия в эксплуатацию заинтересованным федеральным органом исполнительной власти соответствующих зданий, помещений, сооружений по проектам, согласованным с пограничными органами, а также таможенными и другими органами, участвующими в контроле в пункте пропуска через Государственную границу. При разработке указанных проектов должны предусматриваться помещения и сооружения, необходимые для организации пограничного и иных видов контроля. Проектирование, строительство (реконструкция) и оборудование помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска через Государственную границу, осуществляются за счет средств федерального бюджета и иных источников финансирования, предусмотренных законодательством Российской Федерации (при условии передачи на безвозмездной основе помещений и сооружений для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска через Государственную границу).
Порядок установления, открытия, функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через Государственную границу, а также общие требования к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению соответствующих зданий, помещений и сооружений, необходимые для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемых в пунктах пропуска через Государственную границу, устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 4 ст. 12).
Согласно пункту 3 (1) Правил установления, открытия, функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.2008 № 482, проектирование, строительство (реконструкция) и оборудование зданий, помещений, сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска, осуществляются за счет средств федерального бюджета и иных источников финансирования, предусмотренных законодательством Российской Федерации. При этом оборудование пунктов пропуска и их техническое оснащение осуществляются в соответствии с проектной документацией до момента их открытия после строительства либо реконструкции, по окончанию которых осуществляется проверка пункта пропуска как единого объекта установленным требованиям (разделы 4 и 7 Правил).
Общие требования к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению соответствующих зданий, помещений и сооружений, необходимые для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2007 № 930, из которых также усматривается, что оборудование и техническое оснащение пунктов пропуска осуществляется после строительства новых либо реконструкции действующих пунктов пропуска.
Из содержания Типовых требований от 05.12.2011усматривается, что они приняты во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 25.12.2007 № 930.
Таким образом, в отношении действующих пунктов пропуска правовое регулирование устанавливает, что их переоснащение и переоборудование осуществляется при реконструкции.
Под реконструкцией пункта пропуска в Правилах установления, открытия, функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.2008 № 482, понимается реконструкция имеющихся, строительство новых зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска, а также проведение иных работ, направленных на изменение вида, классификации, категории, пропускной способности и (или) пределов пункта пропуска (п. 29 Правил).
В соответствии с п.п.25, 26Типовых требований от (дата) перечень и состав систем определяются на этапе проектирования для каждого пункта, оборудование и техническое оснащение зданий, помещений и сооружений осуществляется индивидуально для каждого пункта пропуска, с учетом: вида транспортного сообщения; технологической схемы организации пропуска лиц, транспортных средств и грузов; режима работы пункта пропуска; интенсивности движения транспортных средств; интенсивности пассажиропотока, установленного норматива времени проведения контрольных процедур; технических требований ФСБ России к оборудованию и техническому оснащению; установленных правил режима в пункте пропуска; наличия и состояния инженерно-технического оборудования.
Принимая во внимание изложенное, проведение работ по оборудованию пункта пропуска через государственную границу системой телевизионного видеонаблюдения, предназначенной для обеспечения визуального контроля пограничными органами объектов (территории) пункта пропуска с помощью электронных технических средств; системой инженерных средств охраны, контроля доступа и охранной сигнализации, которая оборудуется с применением совместно действующих технических средств охраны, объединенных системой инженерных сетей и коммуникаций и предназначена для обнаружения несанкционированного проникновения (попытки проникновения) на территорию и в режимные зоны пункта пропуска, сбора, обработки и представления в заданном виде информации на пульт оператора; оборудование въезда и выезда, являются реконструкцией, доказательства обратного транспортный прокурор не представил.
При этом из представленных в материалы дела документов, а именно кадастровых паспортов, следует, что здания и сооружения пункт пропуска введены в эксплуатацию в 1991 и 1996 годах, то есть до введения в действие нормативных актов, приведенных в обоснование иска прокурором.
Также суд учитывает, что транспортный прокурор не указал в соответствии с какими техническими требованиями необходимо произвести оборудование пункта пропуска системой инженерных средств охраны, контроля доступа и охранной сигнализации, системой телевизионного видеонаблюдения, также не указал состав, вид такого оборудования.
В ходе судебного разбирательства суд предлагал истцу уточнить исковые требования, а именно указать вышеуказанные сведения, но транспортный прокурор исковые требования не уточнил.
Кроме того, из акта проверки следует, что пункт пропуска оборудован системой принудительной остановки транспортных средств. Оценивая указанный акт в качестве доказательства заявленных требований по правилам ст.67 ГПК РФ, суд считает, что вывод, о том, что имеющиеся средства изготовлены кустарным способом и не позволяют остановить транспортное средство, в отсутствие иных доказательств, является необоснованными, поскольку ничем не подтвержден, является предположением. При этом, акт не содержит описания имеющейся системы, доводы и методы исследования, сведение о проведении каких-либо исследований, технические и иные требования предъявляемые к такому оборудованию.
При таких обстоятельствах, суд находит, что в ходе судебного разбирательства факт того, что имеющаяся в пункте пропуска система принудительной остановки транспортных средств не отвечает предъявляемым к ней требованиям, Орским транспортным прокурором не был доказан.
Согласно ч.3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям, следовательно, применительно к рассматриваемому спору, суд не может самостоятельно определять вид, состав такого оборудования и технические требования к нему. С учетом вышеприведенных нормативных актов, суд приходит к выводу, что вопросы о виде, составе оборудования и технических требованиях к нему могут быть разрешены только при непосредственном проектировании реконструкции пункта пропуска с учетом особенностей каждого конкретного пункта пропуска и согласования с заинтересованными контрольными службами, что также подтверждает вышеуказанные выводы суда.
В обратном случае, решение суда будет подменять собой деятельность уполномоченных государством органов, что не может быть признано допустимым, а в отсутствие ясно и недвусмысленно обозначенного предмета требований, такое решение суда будет неисполнимым.
Кроме того, в нарушение требований ст.56 ГПК РФ транспортный прокурор не привел никаких доказательств того, что отсутствие в пункте пропуска системы телевизионного видеонаблюдения, системы инженерных средств охраны, контроля доступа и охранной сигнализации, фактически не обеспечивает необходимых условий для организации государственного контроля, осуществляемого в пункте пропуска, безопасность Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Орского транспортного прокурора в интересах Российской Федерации к ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы», Федеральному агентству по обустройству государственной границы Российской Федерации, Министерству транспорта Российской Федерации о возложении обязанности по оборудованию двустороннего автомобильного пункта пропуска «Комсомольский» отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Калининский районный суд г. Челябинска в течение одного месяца с момента составления мотивированного решения.
Председательствующий: