Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-358/2015 ~ М-298/2015 от 14.05.2015

Дело № 2-358/2015

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 июня 2015 года пос. Игра Удмуртская Республика

Игринский районный суд УР в составе:

председательствующего судьи Малых Т.В.

с участием помощника прокурора Игринского района Удмуртской Республики Воронова А.В.

при секретаре Максимовой Е.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Игринского района Удмуртской Республики в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «Зуринское» о возложении обязанности по постановке на учет бесхозяйных гидротехнических сооружений,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Игринского района Удмуртской Республики в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации МО «Зуринское» о возложении обязанности по постановке на учет бесхозяйных гидротехнических сооружений, указывая при этом, что прокуратурой Игринского района УР проведена проверка исполнения органами местного самоуправления законодательства о безопасности гидротехнических сооружений (далее- ГТС), в ходе которой установлено следующее.

На земельном участке общей площадью 26 450 кв.м с адресным ориентиром: <адрес> МО «Зуринское» расположен водоем – пруд. Пруд имеет ГТС, которое состоит из земляной насыпи ориентировочной длиной – 120 м, шириной – 7 м, высотой – 6 м.

На земельном участке общей площадью 18 650 кв.м с адресным ориентиром: <адрес> МО «Зуринское» расположен водоем – пруд. Пруд имеет ГТС, которое состоит из земляной насыпи ориентировочной длиной – 120 м, шириной – 7 м, высотой– 6 м.

Согласно информации, представленной Администрацией МО «Игринский район», Игринским филиалом ГУП «Удмуртский республиканский центр технической инвентаризации и учета недвижимого имущества», Игринским отделом Управления Росреестра по УР, сведения о регистрации прав на указанные выше гидротехнические сооружения прудов, по указанному адресу, отсутствуют.

    В соответствии с п.п. 1,3 ст. 225 Гражданского Кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

    Вопросы, касающиеся принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей урегулированы Приказом Минэкономразвития России от 22.11.2013 года №701 (ред. от 08.12.2014 года) «Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей».

В соответствии с п.п. 2 Приказа на учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.

Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет (далее – заявление):

-органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях – органа местного самоуправления муниципальных районов, в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований;

-исполнительного органа государственной власти городов Федерального значения Москвы, Санкт – Петербурга и Севастополя в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих городов.

Таким образом, в данном случае единственным органом, наделенным правом для обращения с соответствующим заявлением о постановке на учет бесхозяйных ГТС, является Администрация МО «Зуринское».

    Однако Администрацией МО «Зуринское» указанные действия не выполнены, с заявлением в Игринский отдел Управления Федеральной Регистрационной службы по УР о принятии указанных гидротехнических сооружений Администрация муниципального образования «Зуринское» не обращалась, до настоящего времени собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация не определены.

    В связи с отсутствием собственника указанных гидротехнических сооружений прудов, эксплуатирующей его организации, а также не принятия мер Администрации МО «Зуринское» по их определению и постановке указанных гидротехнических сооружений на учет, постоянный контроль за состоянием гидротехнических сооружений, соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при его эксплуатации, предусмотренные ст. 9 Федерального Закона от 21.07.1997 г. № 1117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», не обеспечиваются, документов, выданных уполномоченными органами о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности, не имеется.

Исходя из смысла ст. 3 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений», основным назначением гидротехнического сооружения, к которым, в частности, относятся плотины, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, является использование водных ресурсов и предотвращение вредного воздействия вод и жидких отходов. Безопасность гидротехнических сооружений - свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов.

Однако, гидротехнические сооружения прудов, как следует из изложенного выше, указанными свойствами не обладают, в связи с чем, существует угроза причинения ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, материальных потерь и нарушения условий жизнедеятельности людей, и указанные обстоятельства согласно ст. 3 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» имеют признаки чрезвычайной ситуации.

Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации в случае возникновения чрезвычайных ситуаций имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества, возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу.

Согласно Федеральному закону от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставу МО «Зуринское» предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального образования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера отнесено к вопросам местного значения муниципального образования - поселения.

Указанные водоемы относятся к естественным источникам и могут быть использованы в целях пожаротушения.

Ввиду установления сухой и жаркой погоды постановлением Правительства УР от 29.04.2015 года №212 на территории Удмуртской Республики с 01.05.2015 года установлен особый противопожарный режим.

Происходящие на территории субъектов Российской Федерации лесные пожары и неконтролируемое возгорание сухой травы обострили актуальность проблем в сфере пожарной безопасности. Указанные нарушения требований могут создать реальную угрозу наступления гибели граждан и уничтожения лесного фонда, который находится в собственности РФ.

В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации, ст. 3, ст.11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия и на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

По требованию статьи 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду. Хозяйственная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека и обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду.

Указанные конституционные права граждан обеспечиваются соблюдением хозяйствующими субъектами установленных экологических требований и нормативов, при несоблюдении которых гражданам не гарантируется благоприятная среда обитания, что создает угрозу причинения вреда здоровью человека.

Таким образом, непринятие Администрацией МО «Зуринское» мер по определению собственника гидротехнических сооружений прудов, эксплуатирующей его организации, постановке указанных гидротехнических сооружений на учёт нарушает гарантированные Конституцией РФ и федеральными законами права и законные интересы граждан в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также в области охраны окружающей среды, что создаёт угрозу причинения ущерба здоровью и имуществу граждан, а также окружающей среде.

Реализуя предоставленные законом полномочия, в силу ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор обратился в суд с настоящим иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, просит суд обязать Администрацию МО «Зуринское» в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры по постановке на учёт бесхозяйных гидротехнических сооружений прудов, расположенных по адресным ориентирам: <адрес> <адрес>

Представитель прокуратуры Игринского района УР Воронов А.В. в судебном заседании требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении. Просит удовлетворить требования прокурора.

Представитель ответчика – Глава Администрации МО «Зуринское» Ш.А.Н. требования прокурора Игринского района УР признал полностью, при этом пояснил, что Администрацией МО «Зуринское» в ближайшее время будут приняты меры по постановке на учет гидротехнических сооружений прудов, расположенных по адресным ориентирам: <адрес> <адрес>

Третье лицо на стороне ответчика Л.П.К. в судебном заседании пояснил, что каких-либо действий по оформлению прав собственности на данные объекты им до настоящего времени, действительно, не предпринято.

Суд, выслушав представителя прокуратуры Игринского района УР, представителя ответчика, третье лицо на стороне ответчика, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему.

Согласно уведомлениям, выданным Игринским отделом Управления Росреестра по УР следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о правах на объекты недвижимого имущества: гидротехнические сооружения прудов расположенных по адресным ориентирам: <адрес>; <адрес>, отсутствуют.

Из справок, представленных Игринским филиалом ГУП «Удмуртский республиканский центр технической инвентаризации и учета недвижимого имущества» видно, что сведений о зарегистрированных правах на гидротехнические сооружения прудов, расположенных по адресным ориентирам: <адрес>; <адрес>, не имеется.

Согласно информации, представленной Администрацией МО «Игринский район», Администрацией МО «Зуринское» установлено, что собственника, балансодержателя гидротехнических сооружений прудов расположенных по адресным ориентирам: <адрес>; <адрес>, не имеется. На учет в Игринском отделе Управления Росреестра по УР, данные пруды не поставлены. Из Постановлений администрации МО «Игринский район», договоров аренды земельных участков, актов приема – передачи в аренду земельных участков следует, что земельные участки, на которых расположены гидротехнические сооружения, предоставлены в аренду Л.В.П..

Из договоров об уступке прав по договору аренды земельного участка следует, что Л.В.П. передал право аренды земельных участков площадью 26450 кв. м по адресу: УР, <адрес> площадью 18650 кв.м. по адресу: УР, <адрес> на землях сельскохозяйственного назначения, находящихся в ведении Администрации МО «Игринский район», разрешенное использование: размещение замкнутого водоема, Л.П.К..

Согласно ст. 3 Федерального закона от 21 июля 1997 года №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» гидротехническими сооружениями являются плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные и водоспускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 7 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

В силу данной статьи основным назначением гидротехнического сооружения является использование водных ресурсов и предотвращение вредного воздействия вод и жидких отходов. Безопасность гидротехнических сооружений - свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов.

Однако, гидротехнические сооружения прудов, расположенных по адресным ориентирам: <адрес>; <адрес>, как следует из изложенного выше, указанными свойствами не обладают, в связи с чем существует угроза причинения ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, материальных потерь и нарушения условий жизнедеятельности людей и указанные обстоятельства согласно ст. 3 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» имеют признаки чрезвычайной ситуации.

Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации в случае возникновения чрезвычайных ситуаций имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества, возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу.

В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации, ст. 3, ст.11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия и на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

По требованию статьи 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду. Хозяйственная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека и обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду

Указанные конституционные права граждан обеспечиваются соблюдением хозяйствующими субъектами установленных экологических требований и нормативов, при несоблюдении которых гражданам не гарантируется благоприятная среда обитания, что создает угрозу причинения вреда здоровью человека.

Согласно Федеральному закону от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставу МО «Зуринское» предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального образования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера отнесено к вопросам местного значения муниципального образования - поселения.

В судебном заседании установлено, что гидротехнические сооружения прудов расположенных по адресным ориентирам: <адрес>; <адрес>, имеют признаки бесхозяйного.

В силу ст. 225 Гражданского кодекса РФ единственным органом, наделенным правом для обращения с заявлением о постановке имущества на учет как бесхозяйного, является орган местного самоуправления, в данном случае Администрация МО «Зуринское».

Однако, Администрацией МО «Зуринское» указанные действия не выполнены, до настоящего времени собственник гидротехнических сооружений и эксплуатирующая организация не определены.

Исходя из установленного, суд считает, что непринятием Администрацией МО «Зуринское» мер по определению собственника гидротехнических сооружений прудов, расположенных по адресным ориентирам: <адрес>; <адрес>, эксплуатирующей его организации, постановке указанных гидротехнических сооружений на учёт нарушаются гарантированные Конституцией РФ и федеральными законами права и законные интересы граждан в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также в области охраны окружающей среды, что создаёт угрозу причинения ущерба здоровью и имуществу граждан, а также окружающей среде.

Таким образом, суд, исследовав доказательства по делу в их совокупности, считает, что исковые требования прокурора <адрес> УР подлежат удовлетворению в полном объеме. Срок, до которого прокурор просит принять меры по постановке на учет бесхозяйных гидротехнических сооружения прудов, расположенных по адресным ориентирам: <адрес>; <адрес>, а, именно до ДД.ММ.ГГГГ года, по мнению суда, является разумным.

Вместе с тем, постановка спорного имущества на учет как бесхозяйного не предполагает в последующем автоматического признания права на него муниципальной собственности. Лицо, считающее себя собственником спорного гидротехнического сооружения, не лишен возможности заявить о своих правах.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

    РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Игринского района Удмуртской Республики к Администрации МО «Зуринское» о возложении обязанности принять меры по постановке на учет бесхозяйных гидротехнических сооружений удовлетворить.

Обязать Администрацию МО «Зуринское» в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры по постановке на учет бесхозяйных гидротехнических сооружений прудов, расположенных по адресным ориентирам: <адрес>; <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Игринский районный суд Удмуртской Республики.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

2-358/2015 ~ М-298/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор
Ответчики
Администрация МО Зуринское
Другие
Лекомцев Валерий Павлович
Суд
Игринский районный суд Удмуртской Республики
Судья
Малых Татьяна Владимировна
Дело на странице суда
igrinskiy--udm.sudrf.ru
14.05.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.05.2015Передача материалов судье
15.05.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.05.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.06.2015Подготовка дела (собеседование)
01.06.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.06.2015Судебное заседание
22.06.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.06.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.07.2015Дело оформлено
30.12.2015Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее