2-2748/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 октября 2017 года
Копейский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего А.В. Лебедевой
при секретаре А.А. Соколовой
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Черновой Т.Н. к Чернову О.Н. о признании сделок - договоров дарения недействительными, применении последствий недействительности сделки, признании за ней право собственности,
УСТАНОВИЛ:
Чернова Т.Н. обратилась в суд с иском к Чернову О.Н. (с учетом уточнения) просит признать сделки - договор дарения от 01 июня 2011 года земельного участка с кадастровым номером НОМЕР, общей площадью 1200 кв. метров, расположенный по адресу АДРЕС заключенный между Черновым О.Н.и Черновым Н.И. в части дарения 1\2 доли участка недействительным, дарения жилого строения (садового дома) общей площадью 64 кв. метра, расположенного на вышеуказанном земельном участке в части дарения 1\2 доли указанного строения, также признать недействительным, признать недействительными договора дарения от 23 августа 2017 года заключенные между Черновым О.Н. и Черновой М.А. и Черновым О.Н. и Черновой Д.О. о дарении Черновым О.Н. указанного имущества по 1\2 доли Черновой М.А.и Черновой Д.О., применить последствия недействительности сделок, погасить запись в едином государственном реестре прав о праве собственности на земельный участок и жилое строение за Черновой М.А. и Черновой Д.О., признать право собственности в порядке наследования на 1\2 долю в праве собственности на спорный земельный участок и жилое строение за Черновой Т.Н.
В обоснование исковых требований указала, что ее родителями Черновым Н.И. и Ч.Н.С. в период брака приобретено имущество земельный участок площадью 1200 кв. метров, расположенный в СНТ «Березка 1» ул. 7 участок 43 и жилое строение, расположенное на указанном участке площадью 64 кв. метра, данное имущество было оформлено на отца Чернова Н.И. Ч.Н.С. умерла ДАТА. Истица Чернова Т.Н. приняла наследство после смерти матери Ч.Н.С. в виде доли в квартире и денежных вкладов, остальные наследники отказались от принятия наследства. В августе 2016 года истцу стало известно из выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и со слов Чернова Н.И., что собственником земельного участка и строения расположенного на участке является Чернов О.Н. Считает, что Чернов Н.И. неправомерно распорядился 1\2 долей указного имущества по тем основаниям, что имуществ нажито во время брака, следовательно, 1\2 доля указанного имущества принадлежит ей как наследнику, принявшему наследство после смерти Ч.Н.С.
В судебном заседании Чернова Т.Н. исковые требования поддержала, по основаниям указанным в иске, с применением срока исковой давности не согласна, считает, что срок не пропущен, так как ей стало известно, что Чернов Н.И. распорядился имуществом только в августе 2016 года.
Ответчик Чернов О.Н. с иском не согласен, суду пояснил, что после смерти матери Ч.Н.С., открылось наследство, о наследственном имуществе и ему и Черновой Т.Н. было все известно, наследники определись, так что, поскольку квартира остается сестрам Ч.Т.Н. и Черновой О.Н. ему будет передан земельный участок в АДРЕС и строение на нём. Данное соглашение сторонами было исполнено, Чернова Т.Н. приняла 1\2 долю в квартире, а другую долю в квартире Чернов Н.И. подарил второй сестре Ч.О.Н., а Чернову О.Н. отец подарил земельный участок и строение на нем. В последующем Чернов О.Н. распорядился данным имуществом и подарил земельный участок и строение по 1\2 доли жене Черновой М.А. и дочери Черновой Д.О. Просит применить срок исковой давности.
Ответчик Чернова М.А. с иском не согласна, поддержала доводы Чернова О.Н.
Ответчик Чернова Д.О. в суд не явилась, о дне слушания дела извещена.
Третьи лица Чернов Н.И., Чернова О.Н., нотариус нотариального округа Челябинского городского округа Челябинской области, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственно регистрации кадастра картографии» по Челябинской области о дне слушания дела извещены, в суд не явились.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело без не явившихся лиц.
Выслушав пояснения сторон, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд пришел к убеждению, что требования истца удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Судом установлено, что Ч.Н.С. умерла ДАТА (л.д. 34 свидетельство о смерти), после ее смерти наследниками являются Чернов Н.И. - супруг, Чернова Т.Н. – дочь, Чернова О.Н. – дочь и Чернов О.Н. – сын.
В силу ст. 1110 ГК РФ при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное.
Согласно ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В соответствии со ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Согласно ст. 1150 ГК РФ принадлежащее пережившему супругу наследодателя в силу завещания или закона право наследования не умаляет его права на часть имущества, нажитого во время брака с наследодателем и являющегося их совместной собственностью. Доля умершего супруга в этом имуществе, определяемая в соответствии со статьей 256 настоящего Кодекса, входит в состав наследства и переходит к наследникам в соответствии с правилами, установленными настоящим Кодексом.
Статьей 1152 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что для приобретения наследства наследник должен его принять.
Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
Не допускается принятие наследства под условием или с оговорками.
Согласно ст. 1157 ГК РФ наследник вправе отказаться от наследства в пользу других лиц (статья 1158) или без указания лиц, в пользу которых он отказывается от наследственного имущества.
Из материалов наследственного дела следует, что Чернова Т.Н. 28 марта 2011 года обратилась за принятием наследства после смерти матери Ч.Н.С., в заявлении о принятии наследства указала, что наследственное имущество состоит из доли в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу АДРЕС, денежных средств, хранящиеся в Сберегательном банке РФ (л.д. 38) Чернов Н.И., Чернова О.Н. и Чернов О.Н. отказались от принятия наследства после смерти Ч.Н.С. в пользу Черновой Т.Н. (л.д. 62-63).
Истице Черновой Т.Н. было выдано свидетельство о праве на наследство на денежные вклады и на 1\2 долю в праве собственности на трехкомнатную квартиру, расположенную по адресу АДРЕС.
Ответчик Чернов О.Н., третьи лица Чернов Н.И., Чернова О.Н. отказались от принятия наследства в пользу Черновой Т.Н.
Статьей 34 Семейного кодекса РФ предусмотрено, что имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью.
Судом установлено, что супругами Черновым Н.И. и Ч.Н.С. был приобретен в период брака земельный участок площадью 1200 кв. метра с кадастровым номером НОМЕР и жилое строение без права регистрации проживания, расположенный по адресу АДРЕС (л.д.
30-31)., право собственности на данное имущество было оформлено на Чернова Н.И.
Истца Чернова Т.Н. в предварительном судебном заседании пояснила, что ей было известно, о существовании и земельного участка и строения на нем, и то что данное имущество являлось совместно нажитым имуществом Чернова Н.И. и Ч.Н.С. однако она не стала оформлять свидетельство о праве на наследство на спорное имущество в связи с затруднительным материальным положением. С настоящим иском в суд Чернова Т.Н. обратилась, так как узнала от Чернова Н.И., что Чернов О.Н. намерен передать земельный участок и строение, расположенное на нем, в залог банку для получения кредита.
Судом установлено, что Чернов Н.И. и Чернов О.Н. 01 июня 2011 года заключили договор дарения земельного участка площадью 1200 кв. метров, категории земель: земли населенных пунктов – для садоводства, кадастровый НОМЕР и жилого строения без права регистрации проживания, расположенного на садовом земельном участке, назначение: нежилое, общей площадью 64 кв. метра, этажность 2 по адресу АДРЕС. В заявлении поданном Черновым Н.И. в Копейский отдел Управления федеральной Службы государственной регистрации Кадастра и картографии по Челябинской области указано, что Чернов Н.И. сообщает, что указанное имущество не является совместно нажитым имуществом супругов, (нажитым супругами во время брака), поэтому никто не в праве претендовать на него в порядке ст. 35 СК РФ (л.д. 66-114).
Договор дарения и переход права собственности зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество.
Истца просит признать договор дарения заключенный между Черновым О.Н.и Черновым Н.И. недействительным по тем основаниям, что Чернов Н.И. не мог распоряжаться 1\2 долей в праве собственности на указанное имущество, на основании ст. 166, 168 Гражданского кодекса РФ, считает, что данная сделка является оспоримой.
Согласно ст. 166 Гражданского кодекса РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе.
Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия.
В случаях, когда в соответствии с законом сделка оспаривается в интересах третьих лиц, она может быть признана недействительной, если нарушает права или охраняемые законом интересы таких третьих лиц.
Сторона, из поведения которой явствует ее воля сохранить силу сделки, не вправе оспаривать сделку по основанию, о котором эта сторона знала или должна была знать при проявлении ее воли.
Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
Согласно ст. 167 Гражданского кодекса РФ лицо, которое знало или должно было знать об основаниях недействительности оспоримой сделки, после признания этой сделки недействительной не считается действовавшим добросовестно.
В соответствии со ст. 10 Гражданского кодекса РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.
Из объяснений участников процесса истца Черновой Т.Н. которая, указала, что знала о наличии земельного участка, однако считала, что срочности в оформлении данного участка не имеется, передала все документы по саду в начале 2011 года Чернову О.Н.; пояснений Чернова О.Н., Чернова Н.И.. Черновой О.Н., что существовала договоренность между наследниками, что сад и земельный участок будут оформлены на Чернова О.Н., а квартира на сестер Чернову Т.Н.и Чернову О.Н., поэтому Чернов Н.И. при жизни подарил сад сыну Чернову О.Н.; показаний свидетелей Л.Г.Ф. Ж.А.В., которые указали, что Чернов Н.И. решил, после смерти супруги, что сыну отдает сад, а дочерям квартиру, суд считает, что действия сторон по оформлению договора дарении были согласованы, и совершены в том числе с ведома Черновой Т.Н.
Ответчиком в судебном заседании заявлено о применении срока исковой давности.
Истица указала, что узнала о том, что земельный участок и строение расположенное на нем находятся в собственности у Чернова О.Н. 19 августа 2016 года, когда получила выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним
Срок исковой давности по требованию о признании оспоримой сделки недействительной и о применении последствий ее недействительности составляет один год. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня прекращения насилия или угрозы, под влиянием которых была совершена сделка (пункт 1 статьи 179), либо со дня, когда истец узнал или должен был узнать об иных обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной.
Согласно ст. 192 Гражданского кодекса РФ срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующий месяц и число последнего года срока.
В суд с иском о признании и сделки договора дарения оспоримой сделкой и применении последствий оспоримой сделки Чернова Т.Н. обратилась 31 августа 2 017 года, то есть с пропуском срока исковой давности, доказательств уважительности причин пропуска срока исковой давности не представила
Таким образом, суд пришел к убеждению, что требования Черновой Т.Н. о признании недействительной сделку - договор дарения от 01 июня 2011 года земельного участка с кадастровым номером НОМЕР, общей площадью 1200 кв. метров, расположенный по адресу АДРЕС заключенный между Черновым О.Н.и Черновым Н.И. в части дарения 1\2 доли участка недействительным, дарения жилого строения (садового дома) общей площадью 64 кв. метра, расположенного на вышеуказанном земельном участке в части дарения 1\2 доли указанного строения, удовлетворению не подлежит в связи с пропуском истцом срока исковой давности по данному требованию, поскольку судом установлено, что истица с 19 августа 2016 года знали о совершенной сделки, а действуя добросовестно и разумно в части принятия наследства в виде 1\2 доли земельного участка и строении на нем имела возможность и ранее узнать о совершенной сделки.
В связи с отказом в удовлетворении требований о признании сделки договора дарения от 01 июня 2011 года между Черновым Н.И. и Черновым О.Н. недействительным не подлежат и удовлетворению требования Черновой Т.Н. о признании недействительными договора дарения от 23 августа 2017 года заключенные между Черновым О.Н. и Черновой М.А. и Черновым О.Н. и Черновой Д.О. о дарении Черновым О.Н. указанного имущества по 1\2 доли Черновой М.А.и Черновой Д.О., применении последствий недействительности сделок, погашении записи в едином государственном реестре прав о праве собственности на земельный участок и строение за Черновой М.А. и Черновой Д.О., признании право собственности в порядке наследования на 1\2 долю в праве собственности на спорный земельный участок и жилое строении за Черновой Т.Н.
Руководствуясь ст. 1 93-199 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований Черновой Т.Н. к Чернову О.Н., Черновой М.А., Черновой Д,О. о признании сделки от 01 июня 2011 года договора дарения недействительным, сделки – договора дарения от 23 августа 2017 года недействительной, применить последствия недействительности сделок, погашении записи в едином государственном реестре прав о праве собственности на земельный участок и жилое строение за Черновой М.А. и Черновой Д.О., признании право собственности в порядке наследования на 1\2 долю в праве собственности на земельный участок и жилое строении за Черновой Татьяной Николаевной отказать.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Копейский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья А.В.Лебедева