Дело № 2-240/2014
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
Республика Карелия г. Лахденпохья 13 августа 2014 года
Лахденпохский районный суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Каменева А.Б., при секретаре Герасимове Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Решетневой Оксаны Ивановны к администрации Лахденпохского муниципального района о понуждении к действиям,
установил:
Решетнева О.И. обратилась в суд с иском к администрации Лахденпохского муниципального района (далее по тексту ЛМР) о понуждении к действиям. Иск обоснован тем, что Решетнева О.И. в период с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ неоднократно обращалась с заявлениями в администрацию ЛМР о согласовании и предоставлении земельного участка в <адрес>, в кадастровом квартале № под индивидуальное жилищное строительство. В согласовании и предоставлении вышеуказанного земельного участка ей было отказано по тем основаниям, что на испрашиваемом земельном участке расположен объект культурного наследия, и на ее заявление поступило возражение Министерства Культуры Республики Карелия, которое в настоящее время осуществляет работы по установлению границ объекта культурного наследия. Также ответчик указал, что в настоящее время, до установления границ объекта культурного наследия – «Яккимская кирха», предоставление земельного участка под ИЖС не представляется возможным. Полагает, что бездействия администрации ЛМР, выраженные в не рассмотрении её заявлений по существу, нарушают её конституционное право на приобретение земельного участка. В связи с чем, истица просила обязать администрацию ЛМР согласовать границы земельного участка в <адрес> в кадастровом квартале № под ИЖС.
ДД.ММ.ГГГГ Решетнева О.И. представила заявление об уточнении заявленных требований, в котором просила обязать администрацию ЛМР утвердить схему расположения земельного участка площадью хх.хх.хх. кв.м., кадастровый квартал №, расположенного в <адрес>, около объекта культурного наследия «Кирха», под ИЖС.
В судебном заседании истица Решетнева О.И. поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении и в заявлении об уточнении заявленных требований, поддержала доводы своего представителя.
Представитель истца по устному ходатайству Решетнев Ю.М. в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении и заявлении об уточнении заявленных требований. Также пояснил, что отсутствие границ памятника культуры - вина Министерства культуры РК. Ранее на испрашиваемом участке стоял финский дом, значит, никаких финских захоронений там не было. Полагает, что отказ в предоставлении земельного участка обусловлен его конфликтом с бывшим заместителем Главы администрации ЛМР - В. Правее Кирхи участки для строительства гражданам предоставлены.
Ответчик – представитель Администрации ЛМР в судебное заседание не явился, извещен о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом. Представили отзыв, в котором полагали исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Объект «Кирха, 1851», расположенный в <адрес>, поставлен на государственную охрану постановлением Правительства РК от 09.06.2001 г. № 144, как объект культурного наследия регионального значения. Министерство Культуры РК подало заявку на формирование земельного участка, как объекта права, под объектами культурного наследия «Кирха» и кладбища финских воинов. В связи с чем, до установления границ земельного участка под указанным объектом культурного наследия, утверждение схемы земельного участка под ИЖС истице возможным не представляется. Кроме того, в соответствии с планами землепользования и застройки, испрашиваемая территория входит в состав «зеленой зоны», то есть строительство на данной территории запрещено. Позицию Министерства Культуры РК, выраженную в отзыве, поддерживают.
Третьи лица Администрация ЛГП, Муниципальное казенное учреждение «Комитет по земельным и имущественным отношениям», Государственное казенное учреждение Республики Карелия (далее по тексту ГКУ РК) «Государственный центр по охране объектов культурного наследия», Министерство культуры РК в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Министерство культуры РК представило отзыв, в котором указали, что на земельном участке с кадастровым № расположен объект культурного наследия регионального значения - «Кирха» (1851 года). Испрашиваемый земельный участок Решетневой О.И. располагается в пределах объекта культурного наследия. Данный объект представляет интерес как одно из наиболее крупных культовых сооружений юго-восточной Финляндии середины 19 века. На прилегающей территории этого объекта расположено кладбище. К территории объекта культурного наследия отнесен земельный участок в следующих границах: с юга – вдоль <адрес>, с юго-востока – вдоль имеющейся застройки по <адрес>, с востока и с севера граница проходит вдоль лесной полосы, с запада – вдоль кладбища. В настоящее время подана заявка на проведение работ по определению границ территорий объектов культурного наследия. Ориентировочный срок окончания работ – ДД.ММ.ГГГГ. На основании вышеизложенного и ссылаясь на п. 2 ст.35, ст.3 Федерального закона от 25.06.2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ», просили в удовлетворении заявленных исковых требований отказать, рассмотреть дело без участия их представителя.
ГКУ РК «Государственный центр по охране объектов культурного наследия» представило отзыв аналогичный отзыву Министерства культуры РК. Просили в удовлетворении заявленных исковых требований отказать, рассмотреть дело без их участия.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании установлено следующее.
Решетнева О.И., зарегистрированная и проживающая в <адрес>, неоднократно (ДД.ММ.ГГГГ обращалась в Администрацию ЛМР с заявлениями (ДД.ММ.ГГГГ, с целью предоставлении ей права аренды земельного участка площадью хх.хх.хх. кв.м. под ИЖС в <адрес>, в кадастровом квартале № (л.д. 35, 36, 37, 39).
Окончательно, в своем письме (исх.№ от ДД.ММ.ГГГГ.) администрация ЛМР сообщила Решетневой О.И., что на испрашиваемом земельном участке расположен объект культурного наследия, необходимо согласовать границы испрашиваемого земельного участка с Министерством Культуры Республики Карелия, в связи с чем, в настоящее время рассмотрение заявления по существу не представляется возможным (л.д. 6).
Согласно приложению к Постановлению Правительства Республики Карелия № от ДД.ММ.ГГГГ на <адрес> в <адрес> расположен объект культурного наследия «Кирха» (1851г.) (л.д.47).
В соответствии с приказом Министерства Культуры Республики Карелия № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден список вновь выявленных объектов, представляющих историческую, художественную или иную культурную ценность, в том числе кладбище финских воинов, расположенного в <адрес> (л.д.48).
В настоящее время ГКУ РК «Республиканский центр по государственной охране объектов культурного наследия», на основании приказа Министерства Культуры РК с хх.хх.хх. заключен государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение работ по определению границ территорий объектов культурного наследия, расположенных в <адрес>, в том числе объекта «Кирха» в <адрес> (л.д. 106-117).
Из представленного сторонами картографического материала следует, что испрашиваемый Решетневой О.И. земельный участок располагается в пределах территории объекта культурного наследия «Кирха» (1851г.). На прилегающей к данному объекту культурного наследия территории, расположено кладбище финских воинов (л.д. 9, 61-62, 81-82).
Свидетель А показала, что ранее, на месте испрашиваемого участка, стоял частный дом финской постройки, в котором проживала подруга её матери – Б Дом расселили в 1974 году. Слева от «Кирхи» стоял еще один дом, в котором жили семьи Александровых и Анисимовых.
Из положений части 3 ст. 30.1 Земельного кодекса РФ (далее ЗК РФ) следует, что предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.
Согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 10 ст. 3 Федерального закона РФ «О введении в действие ЗК РФ» от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Пунктом 6 ч. 1 ст.1 ЗК РФ определен приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель, занятых защитными лесами, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами.
В силу положений части 2 и п. 4 части 5 ст. 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;
На основании ст.3 Федерального закона от 25.06.2002 года от №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
В силу п.8 ст.18 того же Федерального закона, выявленные объекты культурного наследия до принятия решения о включении их в реестр либо об отказе включить их в реестр подлежат государственной охране в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Исходя из положений п.1 ст.34 того же Федерального закона, в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.
Согласно положениям п.2 ст.35 того же Федерального закона, проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории памятника или ансамбля запрещаются, за исключением работ по сохранению данного памятника или ансамбля и (или) их территорий, а также хозяйственной деятельности, не нарушающей целостности памятника или ансамбля и не создающей угрозы их повреждения, разрушения или уничтожения.
В соответствии ч. 3 ст. 44 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ (деле по тексту Федеральный закон № 7-ФЗ) в целях охраны окружающей среды городских и сельских поселений создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны, озелененные территории, зеленые зоны, лесопарковые зоны и иные изъятые из интенсивного хозяйственного использования защитные и охранные зоны с ограниченным режимом природопользования.
Из положений частей 1 и 2 ст. 61 Федерального закона № 7-ФЗ зеленый фонд городских поселений, сельских поселений представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения, в том числе в зеленых зонах, лесопарковых зонах, и других озелененных территорий в границах этих поселений.
Охрана зеленого фонда городских и сельских поселений предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды.
На территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения.
При таких обстоятельствах суд полагает заявленные требования не подлежащими удовлетворению. По мнению суда, администрация ЛМР правомерно приняла решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка истицы до установления границ территории объекта культурного наследия «Кирха (1851 г.)». В настоящее время заключен государственный контракт на установление границ культурных объектов, в том числе и объекта «Кирха», рядом с которым расположен испрашиваемый земельный участок. Исходя из представленного картографического материала, можно сделать предварительный вывод о том, что испрашиваемый участок располагается в границах земельного участка объекта культурного наследия «Кирха».
При этом суд учитывает, что проведение капитального строительства в границах объекта культурного наследия необратимо изменит ландшафтное окружение и визуальное восприятие объекта культурного наследия, а также может привести к его уничтожению, что противоречит действующему законодательству.
Кроме того, из сообщения из Лахденпохского городского поселения следует, что согласно генеральному плану Лахденпохского городского поселения испрашиваемый участок входит в территорию озелененной зоны общего пользования, строительство индивидуальных жилых строений в которой не допускается.
Также, необходимо учесть, что фактически администрация ЛМР не отказала истице в предоставлении земельного участка, а приостановила разрешение данного вопроса до установления границ территории объекта культурного наследия - «Кирха».
Доводы истца и его представителя о том, что ранее на данном участке стоял финский дом, суд во внимание не принимает, так как это не свидетельствует о том, что испрашиваемый участок не может находиться в пределах границ объекта культурного наследия.
Остальные доводы истца и его представителя суд полагает несостоятельными, так как они не могут служить основанием для удовлетворения иска.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
р е ш и л:
Исковые требования оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Лахденпохский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий: А. Б. Каменев
Решение в окончательной форме изготовлено: 18 августа 2014 года.
Председательствующий: А. Б. Каменев