Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 апреля 2011 года, Полевской городской суд Свердловской области в составе :
председательствующего судьи Гончаровой ВИ
при секретаре Обвинцевой ОВ
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2- 374 по иску Усольцева М.К. и Усольцевой В.А. к Администрации Полевского городского округа, Органу местного самоуправления «Управление муниципальным имуществом» Полевского городского округа о предоставлении благоустроенного жилого помещения на условиях социального найма,
установил:
Усольцев М.К. и Усольцева В.А. обратились в суд с иском к Администрации Полевского городского округа и Органу местного самоуправления «Управление муниципальным имуществом» Полевского городского округа(далее ОМС «УМИ»ПГО) о предоставлении благоустроенного жилого помещения на условиях социального найма, мотивируя свои доводы тем, что с 1991 года они проживают в квартире <адрес изъят> многоквартирного дома <адрес изъят>, который постановлением Главы Полевского городского округа от "дата изъята" признан аварийным и подлежащим сносу. В жилом помещении по указанному адресу они проживали до октября 2010 года и были выселены фактически без расселения и предоставления им другого благоустроенного жилого помещения. На их постоянные требования в адрес администрации Полевского городского округа предоставить им в соответствии с законом, взамен аварийного, другое благоустроенное жилое помещение на условиях социального найма, поступает отказ, по основанию отсутствия в муниципальном жилищном фонде свободного жилого помещения, равнозначного по общей площади занимаемой ими ранее квартиры.
В судебном заседании истец Усольцев М.К. исковые требования и доводы заявления поддержал в полном объеме и суду пояснил, что он работал на Гумешевском руднике, и в 1991 году ему на семью из трех человек, а именно его, жену и сына предоставили по ордеру трехкомнатную квартиру по адресу: <адрес изъят>. Они были вселены и зарегистрированы. Был заключен договор социального найма. Дом двухэтажный, неблагоустроенный, 8-ми квартирный, они занимали квартиру на втором этаже. В квартире имелся свет, газ, паровое отопление. В квартире они проживали до октября 2009года. Дом был признан аварийным. К осени стенка угла дома отошла, образовалась щель, под квартирой на первом этаже стал бить ключ и разрушать дом. Осенью просто не подключили отопление, отключили энергию. Было объявление об отселении, часть жильцов расселили, а они были вынуждены выехать, им не сказали, в какие сроки их отселят, их не известили об их отселении. Он после смерти родителей вступил в права наследования на однокомнатную квартиру, которая расположена в бараке, и они переехали в указанную квартиру, и она тоже не отвечает надлежащим условиям проживания. Они неоднократно обращались в администрацию Полевского городского округа, им предложили комнату под <адрес изъят> в <адрес изъят> в <адрес изъят>, но этот дом также признан аварийным. Его жена <данные изъяты> ей необходимо <данные изъяты> определенные условия для проживания, которых у них в настоящее время не имеется.
Истец Усольцева В.А. исковые требования и доводы заявления и истца Усольцева М.К. поддержала в полном объеме.
Ответчик- Представитель Администрации Полевского городского округа в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, согласно которого просит рассмотреть дело в отсутствие представителя. По существу иска указал, что Администрация Полевского городского округа не отрицает своей обязанности по предоставлению жилья истцам в соответствии со статьями 86-89 ЖК РФ, при наличии равнозначного жилого помещения. В первую очередь из аварийного дома были расселены граждане, которые не имеют иных жилых помещений для проживания и объективно нуждаются в жилье. Истцы на основании ордера занимают трехкомнатную квартиру. Свободного жилого помещения муниципального жилищного фонда, равнозначного по общей площади занимаемой Усольцевыми квартире, отвечающего установленным требованиям и находящимся в черте данного населенного пункта, в настоящее время не имеется. На учете граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий Усольцев М.К. и Усольцева В.А. не состоят. Усольцев М.К. имеет на праве собственности квартиру по адресу: <адрес изъят>, где зарегистрирован и проживает, также имеет на праве общей долевой собственности жилой дом в <адрес изъят>. Исходя из объективной нуждаемости истцов в жилом помещении, учитывая тот факт, что Усольцев М.К. является собственником жилых помещений, Усольцева В.А. член семьи собственника жилых помещений, т.е. <адрес изъят> по адресу: <адрес изъят> не является постоянным и единственным жилым помещением, просит суд принять во внимание указанные обстоятельства, отказать истцу в удовлетворении заявленных требований.
Ответчик-представитель ОМС «УМИ»ПГО в судебное заседание не явился, представил отзыв, согласно которого просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, по существу иска указал, что в компетенцию Управления не входит вопрос по распределению и предоставлению жилых помещений в случае признания дома аварийным. Данный вопрос находится в ведении Администрации Полевского городского округа.
Третье лицо- Усольцев И.М. поддержал требования истцов и суду пояснил, что дом признан аварийным, в нем нет реальных условий для проживания. Он не претендует на жилье. Он женат, его жене, как молодому специалисту, по программе «Социального развития села до 2012 года» предоставлен дом на условиях коммерческого найма, с правом выкупа, где он с женой и двумя детьми проживает.
Исследовав доказательства по делу, заслушав объяснения истцов и их представителя Сурнина О.В., третье лицо, суд приходит к следующему:
В соответствии со ст.40 Конституции Российской Федерации каждый иметь право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления прав на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными нормами.
Согласно ст.2 Жилищного кодекса Российской Федерации- Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе:
- используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений;
- в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда;
-обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда;
-обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Согласно ч.1, 3,4 ст.49 Жилищного кодекса Российской Федерации- По договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
(часть третья в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 250-ФЗ)
Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Согласно п.3 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации - Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
- проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В соответствии с ч.1, п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации- Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:
гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Согласно п.1 ст.85 Жилищного кодекса Российской Федерации-Граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если: дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу.
Согласно ст.86 Жилищного кодекса Российской Федерации- Если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
В соответствии с ч.1 ст.89 Жилищного кодекса Российской Федерации- Предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.
Согласно Списка ветхого муниципального жилья(Приложение №1 к постановлению Главы МО «Город Полевской» от 17.02.1999 года №230)(л.д.25), к таковому относится дом <адрес изъят>, год постройки <адрес изъят>.
Постановлением от 04.05.2009 года №551 и.о. Главы Полевского городского округа постановил: признать многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес изъят> аварийным и подлежащим сносу. Произвести отселение жильцов, проживающих в указанном жилом доме, в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Создать рабочую группу по отселению жильцов из указанного дома. Рабочей группе, в срок до "дата изъята" разработать и представить на утверждение Главе Полевского городского округа план мероприятий по отселению жильцов из жилого дома.
Согласно предоставленных суду постановлений Главы ПГО за период с мая по октябрь 2009года из спорного аварийного дома было расселено пять семей и им предоставлено жилье в связи со сносом дома.
В письме от "дата изъята" (л.д.23) Усольцевой В.А. сообщили, что вопрос отселения из аварийного жилья находится на контроле Администрации ПГО. В настоящее время нет свободных жилых помещений, которые возможно было бы предложить.
В письме Полевского городского округа от "дата изъята"(л.д.24) Усольцевой В.А. сообщили, что свободного жилого помещения муниципального жилищного фонда, равнозначного по общей площади занимаемой ее семьей квартире, в настоящее время не имеется. Предложили двухкомнатную квартиру по <адрес изъят> временно до предоставления жилого помещения, соответствующего требованиям законодательства.
Согласно ордера № от "дата изъята"(л.д.9-10) квартира по адресу: <адрес изъят> была предоставлена Усольцеву М.К. на семью из трех человек, Усольцева М.К. как нанимателя, Усольцеву В.А.- жену, Усольцева И.М.- сына
Согласно Договора найма жилого помещения(л.д.11-12) "дата изъята" МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство №2», именуемое «Наймодатель» предоставляет Усольцевой В.А.. -«Нанимателю» и членам его семьи во владение и пользование изолированное жилое помещение, состоящее из трех комнат в трехкомнатной квартире, общей площадью 62.3 кв.м., в том числе жилой 48.3 кв.м. по адресу: <адрес изъят>. Вместе с Нанимателем проживают: Усольцев М.К и Усольцев И.М.
Согласно справки Территориального Управления поселка Зюзельский (л.д.17) Усольцева В.А. имеет регистрацию по адресу: <адрес изъят> фактически проживает "дата изъята" по адресу: <адрес изъят>
Усольцев М.К. и Усольцева В.А. состоят в зарегистрированном браке с "дата изъята", что подтверждается свидетельством о заключении брака (л.д.18)
<данные изъяты>
Согласно ст.1 Гражданского кодекса Российской Федерации- гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Таким образом, судом установлено, что Жилищные права Усольцева М.К. и Усольцевой В.А., проживающих в <адрес изъят> в <адрес изъят>, признанном аварийным и подлежащим сносу нарушены. Постановлением Полевского городского округа от "дата изъята" дом по указанному адресу признан аварийным и подлежащим сносу, следовательно, Усольцев М.К. и Усольцева В.А. относятся к категории граждан, которым законом жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. Данным постановлением было принято решение по отселению жильцов из указанного дома, предлагалось в срок до "дата изъята" разработать и представить на утверждение главе ПГО план мероприятий по отселению жильцов из указанного дома. Представитель ПГО к отзыву на иск предоставил пять постановлений о предоставлении жилья лицам из спорного дома, однако сам план мероприятий по отселению жильцов, в том числе и истцов Усольцевых, из <адрес изъят> в <адрес изъят> суду не представлен. В соответствии с ч.2 ст.57 ЖК РФ Усольцевым должно быть предоставлено жилье по договору социального найма вне очереди.
При этом необходимо отметить, что указанная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди(список внеочередников), тем более от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права- права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
Иное толкование приведенных выше положений ст.57 ЖК РФ противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего порядка очередности предоставления жилых помещений для лиц, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции.
Жилищным кодексом РФ право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.
Предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения гражданина в какую либо очередь.
Усольцевым жилье должно быть предоставлено вне очереди, поскольку их жилье, расположенное в доме, собственником которого является Полевской городской округ, признано непригодным для проживания, дом отключен от систем жизнеобеспечения еще осенью 2009года и принято решение о его сносе.
Согласно ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ» об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности, а также его сохранность относится к вопросам местного значения и должны решаться администрацией Полевского городского округа. Таким образом, обязанность по предоставлению жилья семье <данные изъяты> лежит на собственнике спорного дома -Полевском городском округе, которое и приняло решение о сносе дома. Жилье должно быть предоставлено истцу вне очереди, благоустроенным применительно к условиям города Полевского, равнозначным по общей площади ранее занимаемого жилого помещения, отвечать установленным требованиям.
С учетом изложенного требования истцов заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению.
Доводы представителя ответчика о том, что у Усольцева М.К.на праве собственности имеется однокомнатная квартира, не является основанием для ограничения прав истца, поскольку указанная квартира также расположена в бараке и <адрес изъят> являлась его постоянным местом проживания.
Суд полагает необходимым освободить стороны от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е шил:
Исковые требования Усольцева М.К. и Усольцевой В.А. удовлетворить.
Обязать Администрацию Полевского городского округа Свердловской области предоставить Усольцеву М.К. и Усольцевой В.А. вне очереди благоустроенное жилое помещение в городе Полевском Свердловской области равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечающее установленным требованиям, по договору социального найма.
Стороны от уплаты государственной пошлины освободить.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Свердловский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения, с подачей жалобы через Полевской городской суд.
Резолютивная часть решения изготовлена в совещательной комнате.
Мотивированное решение изготовлено 26.04.2011года.
Судья: