Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-21/2019 (2-2562/2018;) ~ М-2435/2018 от 01.08.2018

                                                                    Р Е Ш Е Н И Е                                       Дело № 2-21/2019

Именем Российской Федерации

г. Минусинск                                       4 февраля 2019 года

    Минусинский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи                        Шкарина Д.В.,

при секретаре                                                  Витютневой П.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Морозова В.А. к администрации города Минусинска о возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

Морозов В.А. в интересах своего малолетнего сына Е.В. обратился в Минусинский городской суд с иском к администрации г. Минусинска о возложении на ответчика обязанности предоставить вне очереди Е.В., <данные изъяты> благоустроенное жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее нормы предоставления на одного человека с учетом права на дополнительную жилую площадь. Свои требования мотивировав тем, что Е.В. является ребенком – инвалидом, страдает заболеванием F84, входящим в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно проживание граждан в одном жилом помещении, утвержденный постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 г. №378, а также имеет право на дополнительную жилую площадь в соответствии с пунктом 2 Перечная заболеваний, дающих инвалидам, страдающими ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденного постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 г. №817. Постановлением администрации г. Минусинска от 01.12.2017 г. №АГ-2397-п «О принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении» Е.В. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и включен в список граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, пользующихся правом внеочередного предоставления жилых помещений, в связи с наличием тяжёлой формы хронического заболевания. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ номер очереди Е.В. в списке граждан, состоящих на учете в администрации г. Минусинска в качестве нуждающихся в жилых помещениях - 617, в списке граждан пользующихся правом внеочередного предоставления жилого помещения – 32. Согласно позиции ответчика, администрация г. Минусинска не препятствует предоставлению Е.В. жилого помещения, вместе с тем, указывает на отсутствие жилых помещений муниципального жилищного фонда социального использования, предназначенных для предоставления гражданам, в связи, с чем он вынужден обратиться в суд (л.д. 4-6).

ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований были привлечены: Барбунова В.В. и Барбунов А.В., в лице их законного представителя Барбунова В.П. (л.д. 63).

ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечена - администрация Большеничкинского сельсовета (л.д. 122).

В судебном заседании законный представитель Е.В. – Морозов В.А. на требованиях настаивал в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске. Также суду пояснил, что жилое помещение, в котором у его сына Е.В. имеется ? доля в праве собственности не пригодно для проживания, что подтверждается заключением эксперта. Жилое помещение, которое предоставлялось администрацией <адрес>, очень маленькое, его площадь 9,6 кв.м. и не пригодно для проживания двух человек. В жилом помещении по адресу: <адрес> комната 807, является общежитием и там общая кухня на несколько комнат, что исключено для его сына, так как последний болеет психическим заболеванием, а жилое помещение в <адрес> бор находиться очень далеко от <адрес>. Своего жилья Морозов В.А. не имеет и так как несовершеннолетнему Е.В. требуется постоянный уход с его стороны, они претендуют на дополнительную жилую площадь.

Представитель ответчика администрации <адрес> по доверенности Казачкова Л.А. (л.д. 137) исковые требования Морозова В.А. не признала, поддержала ранее предоставленный письменный отзыв на исковое заявление (л.д. 88). Суду пояснила, что Морозов В.А. состоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, пользующихся правом внеочередного предоставления жилых помещений и на сегодняшний день его номер в данном списке 12. Администрация <адрес> не препятствует Морозову В.А. в предоставлении жилого помещения, что подтверждается тремя расписками Морозова В.А. об отказе в получении жилого помещения в <адрес> и двух помещений в самом г. <адрес>ю 18,68 кв.м., 17,3 кв.м. и 9,6 кв.м. соответственно. Данные жилые помещения предоставлялись Морозову В.А. с учетом уже имеющейся в собственности Е.В. площади в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>. Предоставленное Морозовым В.А. заключение эксперта о непригодности вышеуказанного жилья, находящегося в собственности Е.В. является не надлежащим доказательством, так как для признания жилья непригодным для проживания Законом установлен иной порядок.

Законный представитель третьих лиц Барбунова В.В. и Барбунов А.В.- Барбунов В.П., а также представитель администрации Большеничкинского сельсовета в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, причины неявки суду не сообщили. Суд, руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав явившиеся стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. ст. 8, 9 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Граждане по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 14 от 02.07.2009 г., основанием для заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса РФ решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 ст. 57, ст. 63 ЖК РФ). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, Указом Президента РФ или законом субъекта РФ (п. 6 ст. 12, п. 5 ст. 13, ч. 3, 4 ст. 49 ЖК РФ).

Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека установлено, что в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Как разъяснил Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении N 455-О от 03 ноября 2006 года, "согласно Конституции Российской Федерации (статья 7 часть 1) Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Данное положение получило свое развитие в статье 40 Конституции Российской Федерации, закрепляющей право каждого на жилище (часть 1) и обязывающей органы государственной власти и органы местного самоуправления создавать условия для его осуществления (часть 2). При этом Конституция Российской Федерации, ее статья 35 (часть 2), гарантирует каждому право иметь имущество (в том числе жилое помещение) в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

Конституционные цели социальной политики Российской Федерации, обусловленные признанием высшей ценностью человека, а также его прав и свобод, которыми определяется смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и которые обеспечиваются правосудием (статьи 2 и 18 Конституции Российской Федерации), предполагают такое правовое регулирование отношений по владению, пользованию и распоряжению объектами жилищного фонда, которое гарантировало бы каждому реализацию конституционного права на жилище.

В результате анализа представленных доказательств в их совокупности суд установил, что Е.В. <данные изъяты> является ребенком инвалидом, что подтверждается справкой серии (л.д. 11).

Согласно выписке из единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости за Е.В. ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности на ? долю жилого помещения общей площадью 30,2 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 82), другими собственниками данного жилого помещения являются Барбунов А.В., Барбунова В.В., Барбунова О.А. по ? доли в праве каждый (л.д. 44).

Из сообщения нотариуса нотариальной палаты Минусинского нотариального округа Красноярского края Кожуховой Г.П. следует, что после смерти ДД.ММ.ГГГГ Барбуновой О.А. было заведено наследственное дело и Е.В. было выдано свидетельство о праве на наследство по закону, в том числе на 1/12 долю жилого дома расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 71-72).

Также судом установлено, что постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Морозов В.А., <данные изъяты>, регистрация по месту жительства: <адрес>, имеющий состав семьи – Е.В., <данные изъяты>, был признан малоимущим для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (л.д. 30).

На основании постановления администрации г. Минусинска №АГ-2397-п от ДД.ММ.ГГГГ Морозов <данные изъяты>, <данные изъяты>, в составе семьи– Е.В., <данные изъяты>, был включен в список граждан, состоящих на учете в администрации <адрес> в качестве нуждающихся в жилых помещениях, пользующихся правом внеочередного предоставления жилых помещений (л.д. 21).

В силу ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В целях реализации названных конституционных положений в ч. 2 ст. 49 ЖК РФ предусмотрено, что малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в установленном данным кодексом порядке предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда.

В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 этой статьи случаев.

Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.

В п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 данного кодекса перечне.

Согласно этой норме гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Такой перечень был утвержден действовавшим в момент возникновения спорных правоотношений постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире"

При этом каких-либо иных (дополнительных) требований для предоставления жилого помещения вне очереди, кроме наличия у гражданина, состоящего на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в перечне, п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ не предусмотрено. Для предоставления такому гражданину жилого помещения вне очереди исходя из данной нормы необходимы такие условия, как принятие гражданина на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений и наличие у него тяжелой формы хронического заболевания, указанного в перечне.

Таким образом, реализация прав граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в перечне, на получение вне очереди жилых помещений по договорам социального найма по основаниям, предусмотренным п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, относится к компетенции органов местного самоуправления.

Действующим законодательством предусмотрена возможность реализации права инвалидов на предоставление жилых помещений в другом порядке не из муниципального, а из государственного жилищного фонда.

Статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.

Согласно справке ВК от ДД.ММ.ГГГГ Е.В., <данные изъяты> состоит на учете у врача психиатра филиала №3 КГБУЗ «Красноярский краевой психоневрологический диспансер №1» с диагнозом F84 (л.д. 13) и обучается в 1 «б» классе по адаптивной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на 2018-2019 учебный год (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.) в КГБОУ «Минусинская школа » и не находиться на полном государственном обеспечении (л.д. 121).

В связи с признанием утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 378, с ДД.ММ.ГГГГ действует Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ N 987н.

Заболевание Е.В. (психическое расстройство F84) не включено в Приказ N 987н.

Вместе с тем, право на внеочередное обеспечение жилым помещением возникло у Е.В. до изменения действующего законодательства. Внеочередной характер обеспечения жилым помещением предполагает немедленную реализацию данного права после возникновения данного права.

То обстоятельство, что Е.В. не был обеспечен органом местного самоуправления жилым помещением до 01.01.2018 г. не может рассматриваться как обстоятельство, освобождающее администрацию г. Минусинска от исполнения обязанности, которая была возложена на нее законом, поскольку акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие (ч. 1 ст. 6 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, изменение законодательства после возникновения права и его реализации в установленном порядке не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований Морозова В.А..

Как разъяснено в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 22.01.2018 N 4-П, п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании которого несовершеннолетним гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в перечне, предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 данного Кодекса, предоставляются вне очереди жилые помещения по договорам социального найма, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования обязывает правоприменительные органы при принятии соответствующих решений обеспечивать баланс прав и законных интересов таких несовершеннолетних, их родителей и других проживающих совместно с ними в одном жилом помещении лиц, в том числе несовершеннолетних детей, а также граждан, включенных администрацией муниципального образования в список нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Это означает, что п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации во всяком случае не предполагает вынесения решения о предоставлении несовершеннолетнему гражданину, страдающему соответствующим заболеванием, жилого помещения без учета того, что он не может быть лишен возможности получать должные уход и воспитание, т.е. без учета необходимости постоянного обеспечения его особых нужд и потребностей, а следовательно, проживания в предоставляемом ему жилом помещении по крайней мере еще одного взрослого члена семьи.

Таким образом, судом установлено, что Морозов В.А. в установленном законом порядке ДД.ММ.ГГГГ, в составе семьи – Е.В., ДД.ММ.ГГГГ был включен в список граждан, состоящих на учете в администрации города Минусинска в качестве нуждающихся в жилых помещениях, пользующихся правом внеочередного предоставления жилых помещений, в связи с тем, что его сын Е.В. страдает тяжелой формой хронических заболеваний, однако до настоящего времени жилым помещением до договору социального найма ответчиком не обеспечен.

Учитывая вышеуказанные нормы права и установленные обстоятельства суд приход к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований Морозова В.А. в полном объеме.

          Суд не принимает во внимание доводы представителя ответчика о том, что на сегодняшний день Морозов В.А. стоит 12 в списке граждан пользующихся правом внеочередного предоставления жилого помещения и ему будет предоставлено жилое помещение как подойдет его очередь, так как действующее жилищное законодательство (пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) не ставит право на внеочередное предоставление жилого помещения в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников). Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилое помещение указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди.

Суд считает несостоятельными доводы представителя ответчика о том, что у администрации города Минусинска отсутствуют свободные помещения маневренного и муниципального жилищного фонда пригодные для предоставления по договору социального либо коммерческого найма, а также отсутствует финансирование для приобретения данного жилья, так как порядок обеспечения жилыми помещениями такой категории граждан, как граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно, указанных в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, установлен Жилищным кодексом Российской Федерации. При этом дополнительных условий реализации прав на предоставление жилья в установленном законом порядке указанной категории граждан, таких как фактическое финансирование и наличие в муниципальном жилищном фонде жилья, федеральное законодательство не содержит, соответственно, указанные граждане не могут быть лишены права на обеспечение жилыми помещениями в том порядке, который гарантирован им федеральным законом.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

                             Р Е Ш И Л:

Исковые требования Морозова В.А. к администрации города Минусинска о возложении обязанности - удовлетворить в полном объеме.

Возложить на администрацию города Минусинска обязанность по предоставлению во внеочередном порядке Е.В. и его отцу Морозову В.А. по договору социального найма изолированного, благоустроенного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, находящегося в границах г. Минусинска, не менее нормы предоставления площади жилого помещения в муниципальном образовании г. Минусинск Красноярского края, в соответствии с требованиями жилищного законодательства, с учетом права на дополнительную площадь, а также с учетом приходящейся на Е.В. 1/3 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.

        Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в течение одного месяца, со дня его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий:

Мотивированный текст решения изготовлен 09 февраля 2019 года

2-21/2019 (2-2562/2018;) ~ М-2435/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Морозов Владимир Александрович
Ответчики
Администрация г. МИнусинска
Другие
администрация Большеничкинского сельсовета
барбунов Валерий Павлович
Суд
Минусинский городской суд Красноярского края
Судья
Шкарин Дмитрий Викторович
Дело на странице суда
minusa--krk.sudrf.ru
01.08.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.08.2018Передача материалов судье
02.08.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.08.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.09.2018Подготовка дела (собеседование)
12.09.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.09.2018Судебное заседание
26.10.2018Судебное заседание
27.11.2018Судебное заседание
18.12.2018Судебное заседание
25.01.2019Судебное заседание
04.02.2019Судебное заседание
09.02.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.02.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.04.2019Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее