УИД № 66RS0009-01-2018-003330-42 Дело № 12-219/2018
РЕШЕНИЕ
город Нижний Тагил 17 декабря 2018 года
Судья Дзержинского районного суда города Нижнего Тагила Свердловской области Ильютик Н.В.,
с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Фаррахова М.Р.,
его защитника адвоката ФИО3,
рассмотрев на основании ст. 30.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях жалобу Фаррахова М.Р. на постановление <№> и.о. начальника Межрайонной ИФНС России № 16 по Свердловской области ФИО4 от 05 сентября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 14.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении директора Общества с ограниченной ответственностью «Фармат-НТ» Фаррахова М.Р., родившегося ДД.ММ.ГГГГ в городе <Адрес>, гражданина РФ, <данные изъяты>, ранее не привлекавшегося к административной ответственности по главе 14 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
05 сентября 2018 года постановлением <№> и.о. начальника Межрайонной ИФНС России № 16 по Свердловской области ФИО4 директор Общества с ограниченной ответственностью «Фармат-НТ» (далее ООО «Фармат-НТ») Фаррахов М.Р. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 14.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях, ему назначено наказание в виде административного штрафа, который в соответствии со ст. 4.1.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях заменен на предупреждение.
Согласно постановлению должностного лица Фаррахов М.Р., являясь директором ООО «Фармат-НТ», в срок до 28 августа 2017 года не направил в арбитражный суд заявление о признании должника банкротом, при наличии у Общества совокупной задолженности, просроченной более трех месяцев, в размере 561874 рубля, чем нарушил требования п. 1 и 2 ст. 9 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
Не согласившись с данным постановлением, Фаррахов М.Р. подал жалобу в суд с просьбой постановление отменить. В обоснование жалобы указал, что постановление должностного лица вынесено 05 сентября 2018 года по истечении 13 месяцев с момента составления 17 июля 2017 года протокола об административном правонарушении, что является существенным нарушением процессуальных требований. В постановлении налоговой инспекции указана дата правонарушения 29 августа 2017 года, тогда как дата составления протокола об административном правонарушении 17 июля 2017 года, то есть инспекция ссылается на протокол, составленный до определяемой налоговой инспекцией даты совершения правонарушения, что недопустимо. На момент вынесения постановления он не являлся директором ООО «Фармат-НТ», в связи с чем вынесение в отношении него постановления по истечении 11 месяцев с момента освобождения его от должности руководителя не отвечает целям административного наказания. Также ссылается на то, что само возникновение обязательств по оплате налогов не свидетельствовало об объективном банкротстве организации, он, как директор, добросовестно рассчитывал на преодоление временных затруднений в разумный срок, приложил необходимые усилия для достижения такого результата, выполняя экономически обоснованный план.
В судебном заседании лицо, привлекаемое к административной ответственности, Фаррахов М.Р. доводы жалобы поддержал в полном объеме, просил постановление должностного лица отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения. При этом пояснил, что с конца 2016 года в организации возникли финансовые затруднения. Он и его компаньон ФИО5, выполнили определенные работы для ООО «Основа», однако за работу данная организация с ними не расплатилась, долг был более 1 миллиона рублей, в связи с этим у Общества не хватало денег, в том числе, на оплату налогов, однако они не собирались банкротиться, ждали поступления денег. Кроме того, никакой почтовой корреспонденции из налоговой инспекции он не получал, о составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела его не уведомляли.
Защитник в судебном заседании поддержал доводы жалобы в полном объеме, полагает, что налоговой инспекцией не приведены доказательства того, что ООО «Фармат-НТ» является банкротом или должно было быть признанным таковым.
Должностное лицо, вынесшее оспариваемое постановление, - и.о. начальника Межрайонной ИФНС России № 16 по Свердловской области ФИО4 в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения жалобы был извещен надлежащим образом. Суду был предоставлен отзыв, согласно которому представитель Межрайонной ИФНС России № 16 по Свердловской области просит постановление об административном правонарушении оставить без изменения, а жалобу Фаррахова М.Р. – без удовлетворения.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме, прихожу к следующему:
Частью 5 статьи 14.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за неисполнение руководителем юридического лица обязанности по подаче заявления о признании юридического лица банкротом в арбитражный суд в случаях, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве).
В силу ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.
Частями 1 и 2 ст. 9 указанного Федерального закона предусмотрено, что руководитель должника обязан обратиться с заявлением в арбитражный суд в случае, если должник отвечает признакам неплатежеспособности и (или) признакам недостаточности имущества.
Заявление должника должно быть направлено в арбитражный суд в случаях, предусмотренных пунктом 1 данной статьи, в кратчайший срок, но не позднее чем через месяц с даты возникновения соответствующих обстоятельств.
Под неплатежеспособностью понимается прекращение исполнения должником части денежных обязательств или обязанностей по уплате обязательных платежей, вызванное недостаточностью денежных средств. При этом недостаточность денежных средств предполагается, если не доказано иное. Недостаточность имущества – превышение размера денежных обязательств и обязанностей по уплате обязательных платежей должника над стоимостью имущества (активов) должника (ст. 2 Закона).
На основании п. 2 ст. 6 Закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, производство по делу о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику – юридическому лицу в совокупности составляют не менее чем 300 тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что 07 апреля 2017 года Межрайонной ИФНС России № 16 по Свердловской области в отношении ООО «Фармат-НТ», директором которого являлся Фаррахов М.Р., было выставлено требование <№> об уплате в срок до 27 апреля 2017 года налога, сбора, пени, штрафа, процентов на общую сумму 608138 рублей 35 копеек, в том числе, по налогам (сборам) в сумме 561874 рубля.
16 мая и 30 августа 2017 года Межрайонной ИФНС России № 16 по Свердловской области в отношении ООО «Фармат-НТ» были выставлены аналогичные требования на общую сумму 614687 рублей 92 копейки и 638725 рублей 60 копеек соответственно, в том числе, по налогам (сборам) на сумму 562396 рублей и 567274 рубля соответственно.
Согласно данным оперативного учета по состоянию на 29 августа 2017 года ООО «Фармат-НТ» имело задолженность по налогам и сборам свыше трех месяцев в размере значительно более 300000 рублей (налог на доходы, страховые взносы на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование в общей сумме 567274 рубля, а с учетом пени и штрафов в сумме 639916 рублей 86 копеек). В связи с наличием у Общества признаков неплатежеспособности у руководителя Общества Фаррахова М.Р. с 28 июля 2017 года возникла предусмотренная ст. 9 Закона о банкротстве обязанность обратиться с заявлением в арбитражный суд о признании юридического лица банкротом.
Срок, установленный п. 1 ст. 9 Закона о банкротстве, истек 28 августа 2017 года.
Неисполнение данной обязанности в установленный срок образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 14.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Учитывая, что Фаррахов М.Р. до октября 2017 года, в том числе, на дату совершения правонарушения, являлся руководителем ООО «Фармат-НТ», следовательно, он является субъектом ответственности по ч. 5 ст. 14.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Факт правонарушения зафиксирован в протоколе об административном правонарушении <№> от 17 июля 2018 года, который соответствует требованиям ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Оценив собранные по делу доказательства на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и.о. начальника Межрайонной ИФНС России № 16 по Свердловской области ФИО4 обоснованно пришел к выводу о наличии в действиях Фаррахова М.Р. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 14.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
У Фаррахова М.Р. имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, однако им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, что в силу ч. 2 ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, что свидетельствует о наличии вины должностного лица в совершении вмененного административного правонарушения.
Фаррахов М.Р. при наличии признаков неплатежеспособности должен был понимать противоправный характер своего бездействия, но не принимал соответствующие меры к его прекращению. Доказательств невозможности соблюдения директором Общества обязанности, предусмотренной п. 1 ст. 9 ФЗ Закона о банкротстве в материалах дела не имеется.
Прекращение трудовых отношений Обществом с Фарраховым М.Р. не исключает возможности возбуждения производства по делу об административном правонарушении в отношении этого лица и привлечения его к административной ответственности, так как правонарушение допущено им в период исполнения служебных обязанностей (полномочий руководителя предприятия).
Налоговая инспекция уведомлением 13 июня 2018 года известила Фаррахова М.Р. по месту его жительства (г.Н.Тагил, <Адрес>) о необходимости явки 17 июля 2018 года к 12:00 часам для составления протокола об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 5 ст. 14.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях (направлено по почте заказным письмом 15 июня, согласно сайта "Почта России" неудачная попытка вручения 18 июня, выслано обратно отправителю 17 июля, получено отправителем 20 июля 2018 года).
Инспекцией 17 июля 2018 года в отношении Фаррахова М.Р. составлен протокол об административном правонарушении <№> по ч. 5 ст. 14.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Протокол направлен по почте заказным письмом 19 июля 2018 года, согласно сайта "Почты России" неудачная попытка вручения 20 июля 2018 года, выслан обратно отправителю 20 августа 2018 года и получено отправителем 04 сентября 2018 года.
Таким образом, должностным лицом ИФНС предприняты надлежащие меры об извещении Фаррахова М.Р. о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении, рассмотрении дела об административном правонарушении, ему была направлена копия протокола об административном правонарушении.
Основанием для вывода о наличии события административного правонарушения, выразившегося в неисполнении Фарраховым М.Р. обязанности по обращению в арбитражный суд с заявлением о признании ООО «Фармат-НТ» банкротом, послужили обстоятельства по неуплате Обществом свыше трех месяцев задолженности по платежам в бюджет в сумме 561874 рубля.
С учетом принятия ИФНС действий, направленных на взыскание с юридического лица обязательных платежей (принятие 04 мая, 13 июня и 09 ноября 2017 года руководителем ИФНС решений <№>, <№> и <№> о взыскании налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и процентов за счет денежных средств, а также электронных денежных средств ООО «Фармат-НТ», вынесение 02 октября 2017 года и 23 января 2018 года постановлений <№> и <№> о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет имущества ООО «Фармат-НТ»), доводы жалобы об отсутствии вины являются несостоятельными.
Доказательств того, что руководитель предприятия Фаррахов М.Р., несмотря на временные финансовые затруднения, добросовестно рассчитывал на их преодоление в разумный срок, выполняя экономически обоснованный план, в материалах дела отсутствуют и суду не представлены.
Поскольку статья 9 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» обязанность по обращению руководителя организации с заявлением должника в арбитражный суд связывает с тем, что должник не отвечает хотя бы признакам неплатежеспособности (то есть правовое значение имеет совокупный объем возникших долговых обязательств), установление того, отвечает ли должник признакам недостаточности имущества, структура долговых обязательств, не влияют на квалификацию его действий. Установление достаточности имущества должника и наличии оснований для признания его банкротом, подлежат рассмотрению арбитражным судом в случае принятии соответствующего заявления к производству суда. При этом согласно п. 2 ст. 33 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ заявление о признании должника банкротом принимается арбитражным судом, если требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее, чем триста тысяч рублей и указанные требования не исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Назначенное Фаррахову М.Р. административное наказание соответствует санкции ч. 5 ст. 14.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях и положениям ст. 3.1, 3.5, 4.1, 4.1.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, является справедливым и соразмерным содеянному. Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемого постановления и решения должностных лиц не имеется.
Вопреки доводам жалобы, указание во вводной части постановления по делу об административном правонарушении о рассмотрении должностным лицом протокола об административном правонарушении «от 17.07.2017» является технической опиской и на выводы о виновности Фаррахова М.Р. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 14.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не влияет, не свидетельствует о том, что протокол и постановление по делу составлены с нарушением требований Кодекса РФ об административных правонарушениях. Кроме того, в описательно-мотивировочной части постановления должностного лица дата составления протокол указана верно – 17 июля 2018 года.
Руководствуясь статьями 30.6-30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░ <№> ░.░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ № 16 ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░4 ░░ 05 ░░░░░░░░ 2018 ░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 5 ░░. 14.13 ░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░-░░» ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░