Дело № сентября 2020 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Курганский городской суд Курганской ФИО2
в составе председательствующего судьи Дерябиной Ю.А.
при секретаре ФИО3
с участием представителя истца ФИО5, представителя УМВД России по Курганской ФИО2 ФИО6, представителя ОМВД России по <адрес> ФИО7, рассмотрев в открытом судебном заседании в городе ФИО9 ДД.ММ.ГГГГ гражданское дело № (45RS0№-68) по иску ФИО1 к УМВД России по Курганской ФИО2, ОМВД России по <адрес> о включении периодов службы в расчет выслуги лет в льготном исчислении, перерасчете пенсии и выходного пособия,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к УМВД России по Курганской ФИО2, ОМВД России по <адрес> о включении периодов службы в расчет выслуги лет в льготном исчислении, перерасчете пенсии и выходного пособия. В обоснование заявленных требований истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ приказом начальника ОМВД России по <адрес> №лс уволен со службы на основании п. 8 ч. 2 ст. 82 (по состоянию здоровья) Федерального закона № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». При этом для него определена выслуга лет по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ для назначения пенсии и выплаты единовременного пособия: 23 года, 8 месяцев, 10 дней. ДД.ММ.ГГГГ УМВД России по Курганской ФИО2 направило ему уведомление №, из которого следует, что с ДД.ММ.ГГГГ ему назначена пенсия за выслугу лет (23 года) в размере 12 257,90 руб. в месяц. ДД.ММ.ГГГГ сотрудником ОМВД России по <адрес> с ним составлена беседа, в которой ему сообщено, что льготная выслуга лет для назначения пенсии составляет 00 лет 04 месяца 22 дня, из них период нахождения в служебной командировке с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. При этом по коэффициенту 1:3 учтено 7 дней. Считает расчеты, произведенные ответчиками, незаконными, поскольку ДД.ММ.ГГГГ решением Кетовского районного суда Курганской ФИО2 по гражданскому делу по иску ФИО1 и ФИО4 к МВД РФ, Объединенной группировке войск (сил) на Северном Кавказе, УВД Курганской ФИО2 изменено с 7 до 100 количество дней фактического участия истца в боевых действиях. Решение сторонами не обжаловалось и вступило в законную силу. Копия решения находится в личном деле истца, о чем свидетельствует лист беседы от ДД.ММ.ГГГГ, составленный работником ответчика ОМВД России по Курганской ФИО2. Таким образом, количество дней, подлежащих включению в льготный стаж для исчисления пенсии, составляет: 100 - 7 = 93 дня, что увеличивает период льготной выслуги лет до 00 лет 07 месяцев 25 дней.
На основании изложенного, с учетом изменений, заявленных в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), просит обязать ОМВД России по <адрес> включить в льготный стаж службы (один день службы за три дня) 93 дня в календарном исчислении, 279 дней в льготном исчислении из периода нахождения в служебной командировке с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, обязать УМВД России по Курганской ФИО2 произвести перерасчет пенсии и выходного пособия за выслугу лет, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, исходя из выслуги лет 24 года 05 месяцев 19 дней.
В судебном заседании представитель истца ФИО5, действующий на основании доверенности, на удовлетворении исковых требований настаивал по доводам иска.
Представитель ответчика УМВД России по Курганской ФИО2 ФИО6, действующий на основании доверенности, в судебном заседании с требованиями не согласился, ссылался на доводы отзыва.
Представитель ответчика ОМВД России по <адрес> ФИО7, действующая на основании доверенности, в судебном заседании с требованиями не согласилась, ссылалась на доводы отзыва.
Представитель третьего лица Временной оперативной группировки органов внутренних дел и подразделений МВД России в составе Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона РФ в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в письменном заявлении просили в исковых требованиях ФИО1 отказать.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Суд, заслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы по делу, приходит к следующим выводам.
Из письменных материалов гражданского дела усматривается, что ФИО1 уволен из органов внутренних дел Российской Федерации по п. 8 ч. 2 ст. 82 Федерального закона РФ от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (по состоянию здоровья) с ДД.ММ.ГГГГ (приказ ОМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № лс).
Выслуга лет истца по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляла для назначения пенсии и выплаты единовременного пособия 23 года 08 месяцев 10 дней; льготная выслуга лет для назначения пенсии составила 00 лет 04 месяца 22 дня. При этом, истцу при расчете льготной выслуги лет в льготном исчислении как один день службы за три дня были учтены периоды его непосредственного участия в контртеррористической операции, указанные в приказах ВОГиП МВД России № от ДД.ММ.ГГГГ (ДД.ММ.ГГГГ), № от ДД.ММ.ГГГГ (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), № от ДД.ММ.ГГГГ (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), № от ДД.ММ.ГГГГ (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно Приказу УВД России по Курганской ФИО2 № дсп от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 находился в служебной командировке на территории Северо-Кавказского региона с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и военнослужащих, в том числе и исчисление выслуги лет для назначения пенсии, регулируется Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее - Закон Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-I).
В статье 1 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-I перечислены лица, на которых распространяется действие данного закона, в частности на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, в Государственной противопожарной службе, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и семьи этих лиц.
Согласно части 3 статьи 18 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-I порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 этого закона, определяется Правительством Российской Федерации.
Подпунктом «е» пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 №941«О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» предусмотрено в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывать на льготных условиях, один день службы за три дня, время непосредственного участия, в контртеррористической операции - на основании приказов, издаваемых командирами воинских частей, начальниками органов и подразделений федеральных органов исполнительной власти, военнослужащие и сотрудники которых привлекались для проведения контртеррористической операции, и утвержденных руководителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией не ранее 3 августа 1998 г. или утвержденных руководителем контртеррористической операции не ранее 10 марта 2006 г. (подпункт «е» введен постановлением Правительства Российской Федерации от 04.11.2006 № 651, вступившим в силу с 01.01.2007).
Указом Президента Российской Федерации от 07.06.2000 № 1054 «О льготных условиях исчисления срока военной службы (службы) в воинских (специальных) званиях», утратившим силу с 09.07.2007, было предусмотрено засчитывать с 1 августа 1999 г. военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудникам Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и сотрудникам уголовно-исполнительной системы время непосредственного участия в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации в срок военной службы (службы) в воинских (специальных) званиях на льготных условиях - один месяц военной службы (службы) за три месяца.
В соответствии спунктом 1постановления Правительства Российской Федерации от 11.12.1995 № 1210 «Об определении зоны вооруженного конфликта в Чеченской Республике» (утратило силу в связи с изданием Правительством Российской Федерациипостановленияот 26.12.2001 № 896 «О зонах вооруженных конфликтов») к зоне, на которую распространялось действиеЗаконаРоссийской Федерации «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах», отнесена вся территория Чеченской Республики.
ПостановлениемПравительства Российской Федерации от 26.12.2001 № 896 «О зонах вооруженных конфликтов» к выполнению задач в зоне вооруженного конфликта отнесено выполнение задач военнослужащими, а также лицами рядового и начальствующего состава, курсантами и слушателями учебных заведений Министерства внутренних дел Российской Федерации на всей территории Чеченской Республики в период с декабря 1994 г. по декабрь 1996 г. (абзац третий пункта 1данного постановления).
Из содержанияподпункта «а» пункта 1иподпункта «в» пункта 4постановления Правительства Российской Федерации от 09.02.2004 № 65 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации» следует, что военнослужащим Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в воинских частях и подразделениях Вооруженных Сил Российской Федерации, дислоцированных на постоянной основе на территории Республики Дагестан, Республики Ингушетия и Чеченской Республики, в выслугу лет для назначения пенсии засчитывается время непосредственного участия в составе специальных сил и сил Объединенной группировки в контртеррористических операциях из расчета 1 месяц военной службы за 3 месяца. При этом периоды (время) непосредственного участия военнослужащих в контртеррористических операциях определяются на основании приказов командиров воинских частей, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия соответствующих военнослужащих в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба, а со 2 августа 2006г. - руководителем контртеррористической операции.
ЗаконРоссийской Федерации от 21.01.1993 № 4328-I «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территории Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах», устанавливая вчасти 2 статьи 2льготное исчисление выслуги лет военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах (один месяц военной службы за три месяца), вопросы пенсионного обеспечения при этом не регламентирует, они конкретизированы в иных нормативных актах, в том числе принятых Правительством Российской Федерации во исполнение положенийстатьи 7данного закона. В целях льготного исчисления выслуги лет для назначения пенсии названной категории военнослужащих подлежит установлению факт выполнения военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах в порядке, утвержденномпостановлениемПравительства Российской Федерации от 31.03.1994 № 280.
При этом учитывается только время фактического выполнения ими задач на территории, где введено чрезвычайное положение, либо в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта.
Действие настоящего Закона распространяется на лиц рядового и начальствующего состава, курсантов и слушателей образовательных организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации, выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах (статья 8 Закона Российской Федерации от 21.01.1993 № 4328-I в редакции Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ).
Согласно статье 7 Закона Российской Федерации от 21.01.1993 № 4328-I определение порядка установления факта выполнения военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и установление порядка предоставления дополнительных гарантий и компенсаций, предусмотренных данным Законом, отнесено к компетенции Правительства Российской Федерации.
Из содержания приведенных нормативных положений следует, что предоставление соответствующих дополнительных гарантий и компенсаций производится не всем военнослужащим и сотрудникам, обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, а только тем из них, кто проходил службу в подразделениях, которые в установленном порядке компетентным должностным лицом были привлечены к проведению контртеррористических операций, и непосредственно в них участвовали в конкретные дату или периоды.
Периоды выполнения военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, а также время непосредственного участия в контртеррористической операции определяются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп, то есть само по себе нахождение военнослужащего в период прохождения службы на территории, на которой объявлено чрезвычайное положение или которая отнесена к зоне вооруженного конфликта, проведения контртеррористической операции, не означает фактического участия военнослужащего в выполнении соответствующих задач, участия в контртеррористической операции.
Таким образом, с учетом действующего правового регулирования при разрешении спора о включении в выслугу лет военнослужащему периодов прохождения им службы в особых условиях (в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, в условиях проведения контртеррористической операции) юридически значимым обстоятельством является установление времени фактического выполнения им задач на территории, где введено чрезвычайное положение, либо в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта, и времени непосредственного участия в контртеррористической операции, непрерывного нахождения на лечении в госпиталях и других лечебных учреждениях в случае получения ранения, контузии, увечья или заболевания в связи с непосредственным участием в этой операции.
Непосредственное участие ФИО1 в контртеррористических операциях должно быть доказано по делу и может быть подтверждено только определенными средствами доказывания (ст. 60 ГПК РФ), а именно приказами уполномоченных должностных лиц (командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп) о проведении таких операций и его в них участия, поскольку территория Чеченской Республики в период нахождения истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в служебной командировке в <адрес> не была отнесена к зоне вооруженного конфликта.
Согласно расчету выслуги лет спорные периоды службы истца включены в выслугу лет с применением коэффициента 1,5, периоды непосредственного участия ФИО1 в контртеррористических операциях согласно приказам, которые обозревались в судебном заседании, с применением коэффициента 3. При этом, допустимых доказательств непосредственного участия ФИО1 в контртеррористических операциях в иные периоды в материалы дела не представлено, до настоящего времени изменения в приказы руководителя ВОГОиП МВД России относительно дней фактического участия ФИО1 в контртеррористических операциях не внесены.
Доводы представителя истца о преюдициальном значении вступившего в законную силу решения Кетовского районного суда Курганской ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ судом во внимание не принимаются, поскольку указанным решением не разрешался вопрос о пенсионных правах истца, предмет и основания рассмотренного ранее иска и искового заявления, рассматриваемого в настоящем деле, различны по характеру, целям и правоотношениям сторон, что отражается на распределении бремени доказывания. Обязанность предоставления допустимых и достоверных доказательств по иску о признании права на льготное исчисление пенсии возлагается на истца. Указанное судебное решение не имеет для данного спора преюдициального значения, поскольку им разрешен спор о другом предмете и по другим основаниям. Правовым основанием для исчисления выслуги лет в соответствии с подп. «е» п. 3 Постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № является акт - приказ.
На основании изложенного суд приходит к выводу об отказе истцу в удовлетворении иска в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление ФИО1 к УМВД России по Курганской ФИО2, ОМВД России по <адрес> о включении в льготный стаж службы как один день службы за три дня 93 дня в календарном исчислении, 279 дней в льготном исчислении из периода нахождения в служебной командировке с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, перерасчете пенсии и выходного пособия оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение месяца через Курганский городской суд со дня вынесения мотивированного решения.
Судья Ю.А. Дерябина