Дело № 2-578/2014 г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 сентября 2014 г. г. Беломорск
Беломорский районный суд Республики Карелия
в составе: председательствующего судьи Сидорова А.А.,
при секретаре Павлюк Н.Н.,
с участием: истицы Соловьевой Е.А., представителя ответчика ГУ УПФ РФ в Беломорском районе РК по доверенности Матросовой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Соловьевой Е.А. к ГУ УПФ РФ в Беломорском районе РК об отмене решения об отказе в установлении пенсии, включении периодов работы в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, обязании назначить досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ,
у с т а н о в и л:
Соловьева Е.А. обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ в Беломорском районе РК (далее – УПФ) по тем основаниям, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей досрочной пенсии по старости в порядке п.п.2 п.1 ст.27, ст.28.1 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» по Списку № раздел ХХIV п.22600000-14467, утвержденного Кабинетом Министров СССР. Решением УПФ от ДД.ММ.ГГГГ № в установлении досрочной трудовой пенсии ей было отказано. Основанием для отказа послужило недостаточное количество требуемого стажа. При этом, в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, ответчик не включил период ее работы в должности <данные изъяты> ГБУЗ РК «Беломорская ЦРБ» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, обосновав отсутствием возможности установления наличия либо отсутствия должности <данные изъяты> и невозможности установления полной занятости по уходу за больными ввиду отсутствия должностных инструкций. Истица считает данное решение ответчика незаконным и необоснованным. Ссылаясь на Список №, раздел ХХIV п.22600000-14467, утвержденный Кабинетом Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ № 10, Письмо Министерства труда и социального развития от 26.06.2003 г., истица указывает, что имеет право на включение периода ее работы в должности <данные изъяты> в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии. Работая в указанной должности, она фактически выполняла работу <данные изъяты>, практически все рабочее время находилась в кабинете и была занята полный рабочий день. Продолжительность рабочего дня составляла <данные изъяты> часов – с <данные изъяты> до <данные изъяты> часов и с <данные изъяты> до <данные изъяты> часов, <данные изъяты> дней в неделю. При этом сокращенный рабочий день был установлен в связи с вредными условиями труда. В круг ее должностных обязанностей входил весь перечень необходимых работ, включая <данные изъяты>, сбор <данные изъяты>, <данные изъяты>. Кроме этого, в конце каждого рабочего дня она проводила уборку помещений для удаления радиационных загрязнений.
Истица просила суд: 1) отменить решение ГУ УПФ РФ в Беломорском районе РК от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в установлении пенсии; 2) обязать ответчика включить в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости период ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; 3) обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости на основании пп.2 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» с ДД.ММ.ГГГГ
В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца было привлечено ГБУЗ РК «Беломорская ЦРБ» (далее - ГБУЗ РК «Беломорская ЦРБ»).
Истица Соловьева Е.А. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, пояснив, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она работала в должности <данные изъяты> и у нее была полная рабочая занятость.
Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в Беломорском районе РК Матросова Е.Н. в судебном заседании исковые требования не признала, поддержав свои доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление.
В отзыве и дополнении к нему указано, что в соответствии со Списком № (раздел ХХIV, п.22600000-14467), утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10, правом на досрочное назначение трудовой пенсии пользуются младшие медицинские сестры по уходу за больными, занятые в рентгеновских (отделениях) кабинетах. Согласно Письму Министерства труда и социального развития РФ от 26.06.2003 г. № 5031-ЮЛ, санитарки рентгеновских кабинетов могут пользоваться правом на досрочное назначение трудовой пенсии при условии выполнения ими постоянно, полный рабочий день, работы младших медицинских сестер по уходу за больными, при отсутствии в штатном расписании младших медицинских сестер по уходу за больными в рентгеновских отделениях и кабинетах. Как следует из «Обзора руководящих материалов по вопросам льготного пенсионного обеспечения трудящихся» Министерства социального обеспечения РСФСР, правом на льготное пенсионное обеспечение пользовались санитарки рентгеновских и рентгено-терапевтических кабинетов больниц. ДД.ММ.ГГГГ Соловьева Е.А. обратилась в УПФ с заявлением о назначении пенсии в связи с особыми условиями труда. Среди документов, представленных истицей при подаче заявления, имелись две справки, уточняющие характер работы, от ДД.ММ.ГГГГ № и №, выданные ГБУЗ РК «Беломорская ЦРБ». Справка № подтверждает работу истицы в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Согласно справки №, Соловьева Е.А. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности <данные изъяты>. Актом по результатам документальной проверки достоверности выдачи справки от ДД.ММ.ГГГГ №, справка № от ДД.ММ.ГГГГ признана выданной ГБУЗ РК «Беломорская ЦРБ» неправомерно в связи с тем, что не возможно установить полную занятость истицы по уходу за больными в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ввиду отсутствия должностных инструкций, а также отсутствует возможность установления наличия, либо отсутствия в штатном расписании должности <данные изъяты> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ С указанным актом администрация ГБУЗ РК «Беломорская ЦРБ» согласилась и не обжаловала его. С учетом изложенного, страховой стаж истицы в календарном исчислении составил <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней, в т.ч. стаж работы с тяжелыми условиями труда – <данные изъяты> года <данные изъяты> месяца <данные изъяты> дня с учетом работы в РКС <данные изъяты> года <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней, что меньше требуемого.
Представитель третьего лица ГБУЗ РК «Беломорская ЦРБ» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В отзыве на иск указывают, что должности <данные изъяты> нет, имеется лишь должность <данные изъяты>. <данные изъяты> выполняет те же должностные обязанности, что и <данные изъяты>. Исковые требования Соловьевой Е.А. считают обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.7 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с пп.1 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам:
мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.
В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам;
В силу пп.2 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 10 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет.
В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона,… женщинам - на один год за каждые 2 года такой работы.
Как установлено п.2 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии со Списком № 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 г. № 1173, в разделе XXI право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах закреплено за рентгенологами, техниками-рентгенологами, инженерами-рентгенологами, лаборантами-рентгенологами, врачами-рентгенологами и другими работниками, занятыми в рентгеновских кабинетах и лабораториях.
С 1 января 1992 г. действует Список № 2 производств, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10. В соответствии с кодом позиции 22600000-14467 раздела XXIV «Учреждения здравоохранения и социального обеспечения» указанного Списка № 2, правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости пользуются младшие медицинские сестры по уходу за больными, занятые в рентгеновских отделениях (кабинетах).
Письмом от 27.05.1992 г. N 1062-РБ Министерства труда и занятости населения РФ «О льготном пенсионном обеспечении санитарок рентгеновских отделений (кабинетов)» разъяснено, что действующим на территории Российской Федерации с 1 января 1992 года законодательством льготное пенсионное обеспечение по Списку N 2 установлено младшим медицинским сестрам по уходу за больными, занятым в рентгеновских отделениях (кабинетах). Как видно из приложенных к письму материалов, Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 5 июля 1968 г. N 517 в учреждениях здравоохранения должность «санитарка (няня)» была переименована на должность «младшая медицинская сестра по уходу за больными». Поэтому в классификаторе профессий и должностей санитарки не значатся. Вместе с тем на практике такое переименование осуществлено лишь в стационарных отделениях. В рентгеновских отделениях (кабинетах) должность санитарки осталась и до настоящего времени предусматривается схемой должностных окладов (приложение N 3 к Постановлению Совета Министров РСФСР от 23 февраля 1991 г. N 116). До 1 января 1992 года санитарки рентгеновских кабинетов пользовались правом на льготную пенсию. Учитывая изложенное, санитаркам рентгеновских отделений (кабинетов) льготные пенсии следует назначать по Списку № 2, разделу XXIV «Учреждения здравоохранения и социального обеспечения» как младшим медицинским сестрам по уходу за больными, занятым рентгеновских отделениях (кабинетах).
Согласно Письма Министерства труда и социального развития РФ от 26.06.2003 г. N 5031-ЮЛ, действующей Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава РФ от 15.10.1999 N 377, предусматриваются две самостоятельные должности младшего медицинского персонала «санитарка» и «младшая медицинская сестра по уходу за больными». При таких обстоятельствах назначение пенсии санитаркам рентгеновских отделений (кабинетов) по Списку N 2 в соответствии с письмом Минтруда РФ от 27.05.1992 N 1062-РБ возможно при соблюдении изложенных в данном письме условий, а именно при выполнении санитарками постоянно, полный рабочий день, работы младших медицинских сестер по уходу за больными, при отсутствии в штатном расписании младших медицинских сестер по уходу за больными в рентгеновских отделениях и кабинетах.
Постановлением Пленума Верховного суда РФ от 11.12.2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня. При разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 г., то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
ДД.ММ.ГГГГ Соловьева Е.А., ДД.ММ.ГГГГ г.рождения обратилась в УПФ с заявлением о назначении ей досрочной пенсии по старости (пп.2 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»).
Решением УПФ № от ДД.ММ.ГГГГ, Соловьевой Е.А. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.2 п.1 ст.27, ст.28.1 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с недостаточным количеством специального стажа. При этом ответчиком было учтено, что стаж работы Соловьевой Е.А. в районах Крайнего Севера и страховой стаж составляет <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней. В льготный стаж истицы был включен период ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> ГБУЗ «Беломорская ЦРБ» продолжительностью <данные изъяты> года <данные изъяты> месяца <данные изъяты> дня, что с учетом работы в РКС составляет <данные изъяты> года <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней. Истице было отказано во включении периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> ГБУЗ «Беломорская ЦРБ» в льготный стаж. Отказ мотивирован невозможностью установления полной занятости истицы по уходу за больными в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ввиду отсутствия должностных инструкций, а также невозможностью установления наличия, либо отсутствия в штатном расписании должности <данные изъяты> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Записями в трудовой книжке подтверждается, что Соловьева Е.А. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности <данные изъяты> Беломорской ЦРБ (в настоящее время ГБУЗ «Беломорская ЦРБ»).
Согласно штатного расписания Беломорской ЦРБ за ДД.ММ.ГГГГ в штате рентгеновского кабинета больницы были предусмотрены должности: <данные изъяты> - 1; <данные изъяты> - 1,5; <данные изъяты> – 5, <данные изъяты> – 2.
Из лицевых счетов по рентгеновскому кабинету Беломорской ЦРБ за ДД.ММ.ГГГГ следует, что оплата производилась работникам, занимающим следующие должности: <данные изъяты>; <данные изъяты>; <данные изъяты>. При этом весь медицинский персонал, в том числе санитарки, получали доплату за «вредность». Подсчет работы велся в полных рабочих днях.
Указанные выше документы подтверждают доводы истицы и представителей ГБУЗ «Беломорская ЦРБ» о том, что в исковой период в рентгеновском кабинете (отделении) Беломорской ЦРБ отсутствовали должности <данные изъяты>, в связи с чем, их функции выполняли <данные изъяты>.
Оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что в спорный период истица работала в <данные изъяты> постоянно, полный рабочий день, выполняла работу <данные изъяты>.
Работа истицы в качестве <данные изъяты> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлась работой с вредными условиями труда (<данные изъяты> года <данные изъяты> месяц и <данные изъяты> дней), предусмотренной пп.1 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». В связи с введением нового нормативного регулирования с ДД.ММ.ГГГГ работа истицы в качестве <данные изъяты> с указанного момента и до ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты> год <данные изъяты> месяцев) уже должна была учитываться как работа с тяжелыми условиями труда, предусмотренной пп.2 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». При подсчете стажа работы с тяжелыми условиями труда подлежит сложению с стажем работы с вредными условиями труда (ст.13 Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ»).
На дату обращения к ответчику - ДД.ММ.ГГГГ, возраст истицы Соловьевой Е.А. составлял <данные изъяты> лет. Учитывая, что Соловьева Е.А. имела стаж работы в районах Крайнего Севера свыше 15 лет, а также имела необходимый страховой стаж, в силу пп.1 и 2 п.1 ст.27, п.2 ст.28.1 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», с учетом наличия более половины от необходимого стажа на работах с вредными условиями труда и тяжелыми условиями труда (с учетом суммирования с работой в должности <данные изъяты> и работы с вредными условиями труда) на дату обращения истица имела право на назначение пенсии с уменьшением установленного возраста как на основании пп.1 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях», так и на основании пп.2 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсияхв РФ».
Таким образом, ответчик необоснованно не включил в стаж льготной работы истицы период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и незаконно отказал ей в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
Согласно ст.19 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Принимая во внимание, что на момент первоначального обращения в пенсионный орган – ДД.ММ.ГГГГ истица имела право на льготную пенсию, суд удовлетворяет требование истицы об обязании ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ
Учитывая, что суд пришел к выводу о том, что истица имеет право на льготную пенсию, решение УПФ № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении пенсии Соловьевой Е.А. подлежит отмене.
На основании изложенного, суд удовлетворяет исковые требования в полном объеме.
В силу ст.98 ГПК РФ, с ответчика в пользу истицы подлежат взысканию судебные расходы, связанные с уплатой госпошлины при подаче иска, в размере <данные изъяты> рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Иск удовлетворить.
Решение ГУ УПФ РФ в Беломорском районе РК № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении пенсии Соловьевой Е.А. отменить.
Обязать ГУ УПФ РФ в Беломорском районе РК включить Соловьевой Е.А. в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в соответствии с пп.2 п.1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Обязать ГУ УПФ РФ в Беломорском районе РК назначить Соловьевой Е.А. досрочную трудовую пенсию по старости в порядке пп.2 п.1 ст.27 Федерального закона Российской федерации № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ
Взыскать с ГУ УПФ РФ в Беломорском районе РК в пользу Соловьевой Е.А. судебные расходы в размере <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Беломорский районный суд в течение 1 (одного) месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий: Сидоров А.А.
Решение в окончательной форме изготовлено 16.09.2014 г.