№ 2-295/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
8 июля 2016 года с. Черный Яр Астраханской области
Черноярский районный суд Астраханской области в составе председательствующего судьи Рясковой Н.А.,
при секретаре Козловой Е.М.,
с участием представителя истца Ткачевой А.Г.,
ответчика Пеньковой Л.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ткачевой А.Г. в лице Бибиева В.И. к Пеньковой Л.П., Пенькову А.А., Пенькову С.А. о признании права собственности на жилой дом и земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Ткачева А.Г. в лице Бибиева В.И. обратилась в суд с иском к Пеньковой Л.П., Пенькову А.А, Пенькову С.А. о признании права собственности на дом и земельный участок.
В судебном заседании представитель истца Ткачева А.Г. исковые требования поддержала и пояснила, что в январе 2000 года истец Бибиев В.И. приобрел жилой дом и земельный участок по <адрес> у ФИО7 за 150000 рублей, договор был оформлен ДД.ММ.ГГГГ. Обязательства по договору были сторонами выполнены, он оплатил продавцу стоимость недвижимости по договору и вселился в дом. Однако зарегистрировать переход права в органе регистрации прав на недвижимость не представилось возможным, ввиду разночтений в документах, поскольку в свидетельстве о праве собственности на землю, выданным на имя ФИО7, площадь земельного участка 592 кв.м., а в государственном кадастре недвижимости 500 кв.м., жилой дом по техническому паспорту 28,7 кв.м., по данным кадастрового учета 28,4 кв.м. После устранения выявленных ошибок продавец ФИО7 умер и истец не успел обратиться в регистрационный орган. С момента заключения договора и до настоящего времени истец проживает в указанном жилом доме, пользуется земельным участком, то есть владеет имуществом как собственным. Просит признать за ним право собственности на данный жилой дом и земельный участок.
Истец Бибиев В.И. на судебное заседание при надлежащем извещении не явился, его интересы представляла Ткачева А.Г.
Ответчик Пенькова Л.П. исковые требования признала в полном объеме, пояснила по существу иска, что ФИО7 владел жилым домом и земельным участком по <адрес>, позже дому был присвоен новый почтовый адрес <адрес>. В январе 2000 г. Бибиев В.И. купил за 150000 рублей указанные дом и земельный участок, договор был надлежащим образом оформлен в 2012 году. Деньги были переданы при заключении сделки, она давала нотариальное согласие на совершение данной сделки супругу ФИО7 При регистрации договора были выявлены неточности в документах, после их устранения ФИО7 умер, дом и участок по документам значатся за ним. Но Бибиев В.И. все эти годы проживал в указанном доме, делал ремонт, содержал дом и участок на свои средства.
Ответчики Пеньков С.А., Пеньков А.А. на судебное заседание при надлежащем извещении не явились, направили заявления о согласии с иском.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Согласно со ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
По правилам ст. 454 ГК РФ по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
Из представленного суду письменного договора установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ФИО7 действующим в лице представителя по доверенности ФИО14 именуемым в дальнейшем «Продавец» и Бибиевым В.И. именуемым в дальнейшем «Покупатель» был заключен договор купли-продажи, по которому Продавец продал, а Покупатель купил жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> за 140000 рублей и земельный участок по этому адресу за 10000 рублей. Расчеты произведены при подписании договора.
Суду представлена копия доверенности, подтверждающей полномочия ФИО15 при заключении сделки от имени ФИО7
На совершение указанной сделки было дано нотариальное согласие супруги продавца Пеньковой Л.П. <адрес>4 за № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно техническому паспорту, кадастровому паспорту на жилое помещение №, кадастровому паспорту № на земельный участок общая площадь дома по <адрес> составляет 28,7 кв.м., площадь земельного участка 592 кв.м.
Право собственности продавца на земельный участок подтверждается свидетельством о праве собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ, на жилой дом - договором от ДД.ММ.ГГГГ №, из которого следует, что ФИО9 продала жилой дом общей площадью 28,7 кв.м. по адресу <адрес> ФИО7
На основании постановления администрации МО «Солодниковский сельсовет» № от ДД.ММ.ГГГГ почтовый адрес жилого дома и земельного участка, принадлежащих ФИО7, был уточнен с <адрес>.
По сообщению ФГУП «Ростехинвенатризация-Федеральное БТИ» жилой дом по <адрес> принадлежит ФИО7 на основании вышеуказанного договора.
По сведениям, представленным суду Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области, в Едином Государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, записи о регистрации прав, ограничений (обременений) на земельный участок расположенные по названному адресу не имеется.
Из сообщения нотариуса нотариального округа «Енотаевский район» Завадской Н.С. после смерти ФИО7 было заведено наследственное дело, спорные объекты недвижимости в наследственную массу не включались.
Свидетели ФИО11, ФИО12 суду показали, что проживают по соседству с Бибиевым В.И. и хорошо с ним знакомы. Подтверждают, что жилой дом и земельный участок по адресу: <адрес> Бибиев В.И. приобрел в 2000 году у ФИО7 С тех пор он проживает по данному адресу со своей семьей. Сделал ремонт в доме, вставил пластиковые окна, занимается огородом.
По правилам ст. 223 ГК РФ в случае, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
Пунктом 1 ст. 551 ГК РФ предусмотрено, что переход к покупателю права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости подлежит государственной регистрации.
Согласно свидетельству о смерти сер. I-КВ № ФИО7 умер ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 2 ФЗ от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав и сделок с ним» (с изменениями от 18.12.2006 года) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В силу п. 1 ст. 6 ГК РФ в случаях, когда предусмотренные п. 1 и 2 ст. 2 ГК РФ отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
Отношения, возникающие в случае прекращения правоспособности одной из сторон до момента государственной регистрации прав, состоят в невозможности участия этой стороны в осуществлении государственной регистрации. Эти отношения очевидно сходны с отношениями, возникающими при уклонении стороны от участия в государственной регистрации права.
Поэтому ст. 165, 551 ГК РФ, абз. 3 п. 1 ст. 16 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» к случаям прекращения сторонами правоспособности до момента государственной регистрации права должны применяться по аналогии в той части, что государственная регистрация в этих случаях должна осуществляться на основании решения суда.
Согласно ч. 1 ст. 17 вышеуказанного закона основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются вступившие в законную силу судебные акты.
В силу ст. 3 ГПК РФ истица вправе обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. Иным путем восстановить свое право истице невозможно.
В данном случае истица избрала способ защиты своего права как иск о признании права собственности.
Судом установлено, что между сторонами было достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Договор был сторонами исполнен, имущество передано от продавца к покупателю. Правомерность заключения договора никем не оспорена. Взаимные обязательства, вытекающие из договора купли-продажи жилого помещения, стороны исполнили надлежащим образом.
Договор купли-продажи не был зарегистрирован в органах по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в связи со смертью продавца ФИО7 Действующим законодательством не предусмотрен срок, в течение которого стороны договора должны обратиться в орган по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним за государственной регистрацией договора и перехода права собственности. Поскольку договор купли-продажи недвижимости был совершен в надлежащей форме, фактически был исполнен, продавец обладал необходимыми полномочиями по отчуждению данного жилого дома и участка, единственным препятствием к регистрации договора и перехода права собственности явилась смерть продавца, то сделка по отчуждению является состоявшейся, а договор купли-продажи следует считать заключенным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Бибиева В.И. о признании права собственности на жилой дом и земельный участок удовлетворить в полном объеме.
Признать право собственности Бибиева В.И. на жилой дом общей площадью 28,7 кв.м. и земельный участок площадью 592 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд через Черноярский районный суд в течение месяца.
Решение изготовлено в совещательной комнате на компьютере.
Судья Н.А. Ряскова