Дело № 2-140/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 февраля 2020 года город Белебей
Республика Башкортостан
Белебеевский городской суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Савиной О.В.,
с участием истца Никулиной И.Р.,
при секретаре Дементьевой Н.В.,
рассмотрев гражданское дело по исковому заявлению Никулиной Ирины Раисовны к Администрации муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан о признании права собственности на жилое строение – индивидуальный жилой дом,
третьи лица: Никулин В.Н., Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Управления Росреестра,
установил:
Никулина И.Р. обратилась в суд с вышеуказанным исковым заявлением, в котором просит признать за ней право собственности на жилое строение – индивидуальный жилой дом (литер Б), общей площадью 52.0 кв.м, в том числе, жилой площадью 26.5 кв.м., находящееся по адресу: <адрес>
В обоснование заявленных требований указала о том, что по договору купли-продажи от 02.10.2006 приобрела в собственность жилой дом, общей площадью 38.5 кв.м, в том числе, жилой площадью 20,4 кв.м и земельный участок, общей площадью 2742 кв.м., находящиеся по адресу: <адрес> за 100000 рублей у Харисовой ФИО1 Право собственности истцом зарегистрировано. В 2019 году, истец, рядом с приобретенным жилым домом построила жилой дом (литер Б) общей площадью 52.0 кв.м., в том числе, жилой площадью 26.5 кв.м., самовольно, без разрешения и без оформления соответствующих документов. При обращении в Администрацию муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан 05.09.2018 года было выдано уведомление о несоответствии параметров разрешенного строительства реконструкции объекта капитального строительства. Возведенный ею жилой дом не нарушает права и интересы собственника соседнего земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>
Ответчик – Администрация муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан своевременно и надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в суд своего представителя не направили, в адрес суда поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя Администрации, просят принять решение на усмотрение суда, с учетом уведомления отдела архитектура Администрации муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве от 05.09.2018 года № 17 и с учетом мнения собственников смежных земельных участков.
Никулин В.Н., привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился, направил в адрес суда заявление о рассмотрении дела в его отсутствии, в котором указал о том, что не возражает против признания права собственности за его супругой, Никулиной И.Р., просит рассмотреть дело в его отсутствии.
Привлеченные судом к участию в деле в качестве третьего лица Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Управления Росреестра, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в суд своего представителя не направили. В материалах дела имеется заявление о рассмотрении дела в отсутствии представителя, просят вынести решение на усмотрение суда.
С учетом положений ст. 167 ГПК РФ, мнения истца, суд полагает возможным рассмотреть гражданское дело при состоявшейся явке.
В судебном заседании истец Никулина И.Р. поддержала исковые требования в полном объеме. Настаивала на их удовлетворении. Обстоятельства, изложенные в иске, подтвердила.
Выслушав истца, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ), право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Согласно ч. 2 ст. 218 ГК РФ, право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В силу п. 1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
В соответствии с п. 3 этой же статьи право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:
если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;
если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям;
если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.
Юридически значимыми обстоятельствами, подлежащими доказыванию по данному делу, являются: наличие прав на земельный участок, на котором расположен спорный объект недвижимости, и порядок создания объекта: наличие разрешений на строительство, соответствие градостроительным и строительным нормам и правилам.
Согласно п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, реконструкцией является изменение параметров объектов капитального строительства, их частей и качества инженерно-технического обеспечения.
В п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку.
В соответствии с ч. 1 ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.
На реконструированный объект недвижимости распространяются положения ст. 222 ГК РФ.
В судебном заседании установлено, что по договору купли-продажи от 02.10.2006 года Никулина И.Р., истец по настоящему делу, приобрела у Харисовой ФИО2. в собственность жилой дом, общей площадью 38.5 кв.м, в том числе, жилой площадью 20,4 кв.м и земельный участок, общей площадью 2742 кв.м., находящиеся по адресу: <адрес> что подтверждается представленным в материалы дела договором купли-продажи.
На основании вышеуказанного договора купли-продажи, 16.10.2016 года Никулиной И.Р. в Управлении Федеральной регистрационной службы по Республике Башкортостан было зарегистрировано право собственности на жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>
В 2019 году, истец, рядом с приобретенным жилым домом построила жилой дом (литер Б) общей площадью 52.0 кв.м., в том числе, жилой площадью 26.5 кв.м., самовольно, без разрешения и без оформления соответствующих документов, что и не оспаривалось ею в ходе настоящего судебного заседания.
Согласно представленной в материалы дела копии домовой книги, истец зарегистрирована в жилом доме. С момента приобретения жилого дома и земельного участка, а в дальнейшем и строительства нового дома, оплачивает все платежи по содержанию жилых домов, что подтверждается также представленными документами.
Технический паспорт, составленный по состоянию на 06.06.2019 года содержит сведения о том, что индивидуальный жилой дом (литер Б) – объект индивидуального жилищного строительства по адресу: <адрес>, имеет инвентарный номер №. Год постройки Б: 2019, общая площадь жилого дома 52.0, жилая – 26,5.
При обращении истцом в Администрацию муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан 05.09.2018 года было выдано уведомление о несоответствии параметров, указанных в уведомлении предельных параметров разрешенного строительства реконструкции объекта капитального строительства. Возведенный жилой дом не нарушает права и интересы собственника соседнего земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>
В материалах дела имеется заявление Тимофеева ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., которым заявлением от 08.08.2019 года он подтвердил, что является собственником жилого дома и земельного участка по адресу: <адрес> и ему известно о построенном в 2019 году Никулиной И.Р. жилом доме по адресу: <адрес> на расстоянии 3 метра от его сарая. Каких-либо претензий относительно жилого дома <адрес>, не имеет, жизни и здоровью угрозу вышеуказанный жилой дом не создает.
Как следует из представленной по запросу суда выписок из ЕГРН об основных характеристиках и основных права на объекты недвижимости, правообладателем здания по адресу: <адрес>, являются Майорова ФИО4., Майорова ФИО5., Гареев ФИО6. – общая долевая собственность от 27.09.2012, доля в праве по 1/3; земельный участок выдан на основании договора аренды от 02.11.2012 года с 01.10.2012 г.
Правообладателем здания и земельного участка по адресу: <адрес> является Никулина И.Р. Сведения о правообладателе здания и земельного участка по адресу: <адрес> отсутствуют.
Судом установлено и стороной истца не оспаривалось, что жилой дом построен самовольно без соответствующих документов.
Согласно заключения землеустроительной и строительно-технической судебной экспертизы Муниципального унитарного предприятия «Архитектура и градостроительство» № № от 07.02.2020 года, в ходе обследования жилого дома <адрес> установлено, что жилой дом (Литер Б,б) площадью всех частей здания 61,9 кв.м (по внутреннему обмеру), жилой площадью 26,5 кв.м (по внутреннему обмеру), построен самовольно. Жилой дом (литер Б) построен на расстоянии 7,65 (м) от смежного домовладения <адрес> на расстоянии 21.95 (м) от смежного домовладения <адрес> с соблюдением требований и на расстоянии 1,47 (м) от границы земельного участка, нарушая градостроительные требования п. 7.1 СП 42.13330.2016 Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*, п. 19.1 главы 19 Правил землепользования и застройки сельского поселения Аксаковский сельсовет муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан, утвержденных решением Совета муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан от 27.10.2010 года № 426, согласно которым минимальный отступ жилых домов со стороны окон жилых помещений комнат, кухонь и веранд от соседних жилых домов, капитальных хозяйственных построек (сараев, гаражей и т.п.), расположенных на соседних земельных участках должно быть не менее 6,0 (м); минимальное расстояние от жилого дома до границы участка по санитарно-бытовым условиям должно быть не менее чем 3,0 (м). Самовольно построенный жилой дом <адрес> не соответствует градостроительным требованиям. Данные нарушения являются неустранимыми. Самовольно построенный жилой дом (литер Б,б) № <адрес> не соответствует градостроительным и противопожарным требованиям, при этом нарушают права и охраняемые законом интересы собственников смежных земельных участков. Возможна вероятная угроза жизни и здоровью людей в случае возникновения пожара.
Фактические границы и площадь землепользования с кадастровым номером № определенные по результатам изысканий, не соответствуют месторасположению границ и площади земельного участка с кадастровым номером № согласно сведений ЕГРН. Фактическая площадь землепользования (2580 кв.м) не соответствует площади участка согласно правоудостоверяющего документа на земельный участок с кадастровым номером № (2742 кв.м) Фактическая площадь земельного участка меньше площади земельного участка согласно правоустанавливающих документов. Оценка расхождения фактических данных о площади участка с данными кадастрового учета и данными правоудостоверящего документа составляет 2580-2742=-162 кв.м Расхождение площади не укладывается в величину допустимой погрешности. Допустимое отклонение координат точек земельных участков для земель населенных пунктов составляет 0,1 м.
При этом, объекты капитального строительства – жилой дом (лит. А,а), вновь возведенный жилой дом (литеры Б,б) баня (литеры Г3, Г4), сарай (литеры Г8, Г9) укладываются в границы земельного участка с кадастровым номером №. Согласно выводов, самовольно построенный жилой дом, площадью всех частей здания 61,9 кв.м (по внутреннему обмеру), жилой площадью 26,5 кв.м (по внутреннему обмеру), расположенный по адресу: <адрес>, соответствует строительно-техническим, санитарно-эпидемиологическим требованиям. Самовольно построенный жилой дом(литеры Б,б) по <адрес>, не соответствует градостроительным и противопожарным требованиям, при этом нарушает права и охраняемые законом интересы собственников смежных земельных участков. Возможна вероятная угроза жизни и здоровью людей в случае возникновения пожара. Градостроительные нарушения являются неустранимыми. Соблюдение норм противопожарного разрыва (расстояния) между домами возможно путем устройства противопожарных преград в соответствии с положениями ст. 37 Федерального закона № 123-ФЗ Технический регламент о требованиях пожарной безопасности.
Таким образом, в судебном заседании достоверно установлено, что самовольно возведенный жилой дом соответствует строительно-техническим, санитарно-эпидемиологическим требованиям, но не соответствует градостроительным и противопожарным требованиям. При этом, нарушение противопожарных норм является устранимым.
С учетом изложенного, суд считает исковые требования истца подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Никулиной Ирины Раисовны удовлетворить.
Признать за Никулиной Ириной Раисовной право собственности на жилое строение – индивидуальный жилой дом (литер Б), общей площадью 52.0 кв.м, в том числе, жилой площадью 26.5 кв.м., находящееся по адресу: <адрес>
Разъяснить о том, что мотивированное решение будет изготовлено в течение пяти рабочих дней, то есть по 04 марта 2020 года включительно.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан через Белебеевский городской суд Республики Башкортостан в течение месяца.
Судья Белебеевского городского суда
Республики Башкортостан Савина О.В.