КОПИЯ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 июля 2019 года г. Камышлов
Камышловский районный суд Свердловской области
в составе председательствующего Бачевской О.Д.,
при секретаре Боровских О.С.,
с участием помощников Камышловского межрайонного
прокурора <адрес> Смирновой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-453/2019 по иску Камышловского межрайонного прокурора Свердловской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному унитарному предприятию «Водоканал Камышлов», Администрации Камышловского городского округа о возложении обязанности совершить определенные действия,
установил:
23 апреля 2019 года Камышловский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к МУП «Водоканал Камышлов», Администрации МО Камышловский городской округ о возложении обязанности МУП «Водоканал Камышлов» провести техническое обследование системы водоотведения Камышловского городского округа, провести текущий ремонт системы водоотведения Камышловского городского округа, возложении обязанности на администрацию Камышловского городского округа в течение 12 месяцев после вступления решения в законную силу разработать (актуализировать) схему водоотведения Камышловского городского округа с учетом результатов технического обследования. В указанный срок разработать проект реконструкции системы водоотведения Камышловского городского округа, в том числе разработать и утвердить техническое задание на разработку инвестиционной программы системы водоотведения Камышловского городского округа. В течение 36 месяцев после вступления решения в законную силу провести реконструкцию и модернизацию системы водоотведения Камышловского городского округа, включая строительство новых объектов системы водоотведения.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Камышловской межрайонной прокуратурой проведена проверка по факту аварийной ситуации в сфере водоотведения, сложившейся на территории Камышловского городского округа, в ходе которой установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в 13:39 на центральной канализационной насосной станции, расположенной по <адрес>, являющейся частью централизованной системы водоотведения Камышловского городского округа, произошла коммунальная авария (затопило 2 насоса, которые откачивали сточные воды на очистные сооружения, насосы вышли из строя), в результате которой вода из канализационной системы стала поступать в машинное отделение станции, тем самым затопив его и выведя из рабочего состояния электрооборудование. Без водоснабжения остались 8792 человека, в том числе 2930 детей, 298 многоквартирных домов, 146 частных домов, 9 дошкольных организаций, 6 школ, 5 социально-значимых объекта с круглосуточным пребыванием. Здание канализационно-насосной станции по адресу: <адрес>, на которой произошла авария, 1973 года постройки, требует реконструкции. Физический износ всей системы водоотведения <адрес> составляет не менее 86 %. В связи с прохождением МУП «Водоканал Камышлов» процедуры банкротства денежные средства запланированы руководством предприятия только на текущий ремонт аварийных участков водоснабжения и водоотведения, средств для капитального ремонта системы водоотведения Камышловского городского округа, реконструкцию - нет. Администрацией Камышловского городского округа выделение денежных средств на реконструкцию, модернизацию централизованной системы водоотведения Камышловского городского округа не планируется. Указанная ситуация создает угрозу возникновения новых аварий на системе водоотведения <адрес>, угрожающих благополучию и здоровью населения.
Право Прокурора обратиться в суд с данным иском предусмотрено ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и ч. 3 ст. 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О прокуратуре Российской Федерации».
В ходе судебного заседания ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица привлечено общество с ограниченной ответственностью «АВТ Восток», составившее акт технического обследования системы водоснабжения и водоотведения города Камышлов.
В судебном заседании помощник прокурора исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Администрации Камышловского городского округа Гаан А.И., действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 166), в судебном заседании исковые требования признал частично. Представил письменные возражения в которых указал, что согласно плана работ администрации КГО в 2018 году проведено техническое обследование головных сооружений водопровода, скважин и резервуаров чистой воды, канализационной насосной станции, очистных сооружений ЮОС, сетей водоснабжения и водоотведения. Указанные работы по муниципальному контракту проводило ООО «АВТ Восток» и им составлен акт. На основании акта технического обследования системы водоснабжения и водоотведения г. Камышлова, стороной ответчика, в соответствии с требованиями Федерального закона №94-ФЗ, заказаны и составлены схемы водоснабжения и водоотведения КГО, в которых указаны мероприятия по их реконструкции и модернизации. Данные схемы утверждены постановлением администрации КГО от ДД.ММ.ГГГГ № и №. Согласно названным схемам определен перечь работ, который требует больших временных и финансовых затрат. Научным методом определено, что на исполнение разработанной схемы потребуется 15 лет. Таким образом, требования прокурора частично исполнены, а срок выполнения требования о проведении реконструкции и модернизации системы водоотведения Камышловского городского округа, включая строительство новых объектов системы водоотведения просит увеличить до 2034 года.
Представитель ответчика МУП «Водоканал Камышлов» Вильд С.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 178), в судебном заседании возражала против удовлетворения требований, поскольку предприятие решением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, которого на момент рассмотрения дела не окончено. У предприятия отсутствует возможность проводить текущий ремонт, поскольку не располагает денежными средствами. На сегодняшний день предприятие проводит только аварийный ремонт. Кроме того, администрацией представлен акт технического обследования, данная вид деятельности не требует лицинзирования. Доводы, изложенные в письменном отзыве поддержала, согласно которого для проведения технического обследования системы водоотведения необходимо привлечение специализированной организации, поскольку в штате отсутствует специалисты, а также не имеется оборудования, что требует финансовых затрат. В связи с банкротством предприятия и на основании Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» текущий платежи подлежат удовлетворению только в пятую очередь, при том что на сегодняшний день производиться оплата только первой очереди. Полагают что требования должны быть заявлены к собственнику сетей Администрации КГО.
Представитель третьего лица ООО «АВТ Восток», в судебное заседание не явился, извещен своевременно и надлежащим образом о месте, времени и дате судебного заседания, в срок достаточный для подготовки к рассмотрению дела.
Заслушав стороны, исследовав письменные доказательства по делу, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
По общему правилу, установленному положениями части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (п. 6 ст. 113) и Федеральным законом от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (п. 2 ст. 7), собственник имущества унитарного предприятия не отвечает по обязательствам своего унитарного предприятия, за исключением случаев, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана собственником его имущества; в таком случае на собственника при недостаточности имущества муниципального предприятия может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.
В то же время, в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижении размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.
Согласно п. п. 4.2, 4.3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения.
В силу ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» собственник и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоотведения относятся организации водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжения и водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Судом установлено МУП «Водоканал Камышлов», согласно устава является коммерческой организацией, не наделенной правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. Имущество предприятия является муниципальной собственностью Камышловского городского округа, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (л.д. 194-206). Между Комитетом по управлению имуществом и земельными ресурсами администрации Камышловского городского округа и МУП «Водоканал Камышлов» заключен договор № от ДД.ММ.ГГГГ о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения (л.д. 248-250). В рамках договора МУП «Водоканал Камышлов» обязано обеспечить сохранность имущества и использовать его по целевому назначению, осуществлять его текущий и капитальный ремонт. Согласно актов приема-передачи Комитет по управлению имуществом и земельными ресурсами администрации Камышловского городского округа передал внешнему управляющему МУП «Водоканал Камышлов» сети водоснабжения, расположенные на территории Камышловского городского округа (л.д. 208, 223 оборот, 251). Постановлением Главы Камышловского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № определена гарантирующая организация для централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения на территории Камышловского городского округа МУП «Водоканал Камышлов», установлена зона деятельности МУП «Водоканал Камышлов» по осуществлению холодного водоснабжения и водоотведения, эксплуатации водопроводных и канализационных сетей Камышловского городского округа - территорию Камышловского городского округа (л.д. 73).
Доводы представителя ответчика МУП «Водоканал Камышлов» об отсутствии денежных средств на ремонтные работы опровергается письмом предприятия, согласно которого указано, что в 2017, 2018 годах предприятием были произведены ремонтные работы на сетях водоснабжения и водоотведения, в 2017 году было потрачено 6 028 075,52 руб., в 2018 году 7 444 046,80 руб.. В 2019 году на проведение ремонтных работ запланировано 6 500 000 руб. (л.д. 17-18). Суд учитывает, что процедура банкротства в отношении МУП «Водоканал Камышлов» длиться с ДД.ММ.ГГГГ, то есть более пяти лет и на момент рассмотрения дела не окончена, таким образом на ответчика должна быть возложена обязанность о проведении текущего ремонта системы водоотведения Камышловского городского округа.
Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» положениями о лицензировании конкретных видов деятельности устанавливаются исчерпывающие перечни выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, в случае, если указанные перечни не установлены федеральными законами.
Деятельность по проведению технического обследования системы водоотведения не относиться к виду деятельности подлежащему лицензированию. В связи с чем доводы стороны истца об отсутствии у ООО «АВТ Восток» права на составление акта технического обследования судом отклоняются.
Представленный суду акт ООО «АВТ Восток» (л.д. 77-120) составлен в соответствии с Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и Требованиями к проведению технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения утверждены приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №/<адрес> согласован сторона (л.д. 280). В рамках составленного акта определено общее состояние головных сооружений водопровода, скважин и резервуаров чистой воды, канализационной насосной станции, очистительных сооружений БОС, сетей водоснабжения и канализации, обследованы схемы водоснабжения, документы о текущем и катальном ремонте, на некоторых участках водопроводов водоснабжения в колодцах выполнен визуальный наружный осмотр, кроме сетей находящихся под землей, произведен анализ повреждений, выявленных в процессе эксплуатации, их характер, анализ проводимых ремонтов. На основании данного акта разработаны схемы водоотведения и водоснабжения Камышловского городского округа до 2034 года.
Таким образом, требования прокурора о возложении обязанности на МУП «Водоканал Камышлов» провести техническое обследование системы водоотведения Камышловского городского округа удовлетворению не подлежат, поскольку доказательств не соответствия представленного акта обстоятельствам дела, а именно износа системы водоснабжения и водоотведения не менее чем на 86 %, суду не представлено. Кроме того, сведениями МУП «Водоканал Камышлов» по запросу прокурора также предоставлялись сведения о состоянии системы водоснабжения и водоотведения (л.д. 21-25), которые соответствуют представленному акту. Суд не усматривает оснований для проведения повторного технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, что потребует дополнительных финансовых затрат.
Относительно требований истца о возложении обязанности на Администрацию Камышловского городского округа по разработке (актуализации) схемы водоотведения Камышловского городского округа с учетом результатов технического обследования, суд не усматривает оснований для его удовлетворения, поскольку оно исполнено в добровольном порядке. Так суду представлены схемы водоотведения и водоснабжения Камышловского городского округа на период до 2034 года (л.д. 121-139, 140-163). Данные схемы утверждены постановлениями Администрации Камышловского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № и № (л.д. 74).
При этом не состоятельны доводы представителя ответчика Администрации Камышловского городского округа о выполнении требований по разработке проекта реконструкции системы водоотведения Камышловского городского округа, в том числе технического задания на разработку инвестиционной программы системы водоотведения Камышловского городского округа
Представленные и утвержденные схемы содержат предложения по строительству, реконструкции и модернизации (техническому перевооружению) объектов централизованной системы водоотведения и водоснабжения, при этом проект реконструкции водоотведения ответчиком не разработан.
В силу ч. 2 ст. 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» инвестиционная программа утверждается при наличии утвержденных схем водоснабжения и водоотведения.
Порядок разработки и принятия инвестиционных программ определен в ст. 40 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении». Согласно этому порядку к полномочиям органа местного самоуправления городского округа относится утверждение технического задания на разработку инвестиционной программы, а также в случае, когда инвестиционная программа утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, - согласование такой программы. Инвестиционная программа разрабатывается не менее чем на три года и может ежегодно корректироваться с учетом изменения объективных условий деятельности соответствующих организаций (часть 10).
Правила разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Поскольку на момент рассмотрения дела ответчиком суду технического задания на разработку инвестиционной программы не представлено, на Администрацию Камышлоского городского округа должна быть возложена эта обязанность.
Судом установлено и не оспаривалось сторона, что система водоотведения Камышловского городского округа находятся в ненадлежащем состоянии. Основными техническими проблемами сетей канализации являются: старение сетей канализации и колодцев, увеличение протяженности сетей с износом 80% и в связи с этим увеличение роста аварийности; отсутствие централизованного водоотведения в части районов городского округа; низкая энергоемкость оборудования насосного оборудования КНС. Основные технические проблемы очистных сооружений канализации: отсутствие корректного учета поступающих объемов сточных вод; несоответствие технологий современным требованиям по обеспечению качества очистки сточных вод; для обеззараживания применяется опасный реагент - гипохлорит натрия марки «А»; отсутствует технология сушки осадка, обезвоживание сводиться только к естественному высушиванию на иловых полях; технологически не решен вопрос с дальнейшим использованием осадка с очистных сооружений; отсутствие охранной санитарно-защитной зоны вокруг очистных сооружений. Данные обстоятельства подтверждаются и представленным актом технического обследования и утвержденной схемой водоотведения. В части требований провести реконструкцию и модернизацию системы водоотведения Камышловского городского округа, включая строительство новых объектов системы водоотведения представитель ответчик признал, но просил установить срок исполнения данной обязанности 15 лет с момента вступления решения в законную силу. На основании изложенного и в соответствии с требованиями Федерального закона № 131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федерального закона № 416-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О водоснабжении и водоотведении» данная обязанность должна быть возложена на Администрацию Камышловского городского округа.
Согласно ст. 204 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, на это указывается в резолютивной части решения суда.
При принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом (ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Суд считает разумным срок для МУП «Водоканал Камышлов» провести текущий ремонт системы водоотведения Камышловского городского округа в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; для возложения обязанности на администрацию Камышловского городского округа разработать проект реконструкции системы водоотведения Камышловского городского округа, в том числе разработать и утвердить техническое задание на разработку инвестиционной программы системы водоотведения в течение 12 месяцев после вступления решения в законную силу; для проведения реконструкции и модернизации системы водоотведения Камышловского городского округа, включая строительство новых объектов системы водоотведения в течение 10 лет после вступления решения в законную силу.
При установлении разумного срока в 10 лет, суд исходит с обстоятельств, установленных по делу, а именно состояние системы водоотведения износ 80%, общая протяженность сетей водоотведения на территории <адрес> <данные изъяты> км., объемов необходимых работ и мероприятий, финансовую затратность: соотношение отдачи к издержкам. При этом суд полагает разумным возложить обязанность на ответчика Администрацию Камышловского городского округа в течение 5 лет с момента вступления решения в законную силу исполнить обязательные мероприятия определенные актом технического обследования ООО «АВТ Восток»: капитальный ремонт очистных сооружений с автоматизацией процессов; замена насосного оборудования, обеспечение резерва; строительство новых КНС взамен КНС «Свердлова», «Пролетарская», «Северная», «Боровая»; выполнить проект санитарно-защитных зон объектов водоотведения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 12, 194-199, 320, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Камышловского межрайонного прокурора <адрес> удовлетворить частично.
Возложить обязанность на Муниципальное унитарное предприятие «Водоканал Камышлов» в течение 6 месяцев после вступления решения в законную силу провести текущий ремонт системы водоотведения Камышловского городского округа.
Возложить обязанность на Администрацию Камышловского городского округа в течение 12 месяцев после вступления решения в законную силу разработать проект реконструкции системы водоотведения Камышловского городского округа, в том числе разработать и утвердить техническое задание на разработку инвестиционной программы системы водоотведения.
Возложить обязанность на Администрацию Камышловского городского округа в течение 10 лет после вступления решения в законную силу провести реконструкцию и модернизацию системы водоотведения Камышловского городского округа, включая строительство новых объектов системы водоотведения, при этом в течение 5 лет с момента вступления решения в законную силу исполнить обязательные мероприятия определенные актом технического обследования ООО «АВТ Восток»: капитальный ремонт очистных сооружений с автоматизацией процессов; замена насосного оборудования, обеспечение резерва; строительство новых КНС взамен КНС «Свердлова», «Пролетарская», «Северная», «Боровая»; выполнить проект санитарно-защитных зон объектов водоотведения.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Камышловский районный суд <адрес> путем подачи апелляционной жалобы, представления в течение одного месяца с момента изготовления мотивированного текста решения.
Председательствующий - подпись. Бачевская О.Д.
Мотивированный текст решения изготовлен 19 июля 2019 года.
Копия верна. Судья - Бачевская О.Д.