63RS0039-01-2021-004045-19
2а-3074/2021
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
16 июля 2021 года г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Ивановой А.И., при секретаре Ахметовой Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-3074/2021 по административному исковому заявлению Щербининой Юлии Александровны к Министерству строительства Самарской области о признании решения незаконным, устранении допущенных нарушений,
установил:
Щербинина Ю.А. обратилась в суд с административным иском к Министерству строительства Самарской области о признании незаконным отказа во включении в реестр пострадавших участников долевого строительства.
В обоснование заявления указано, что Щербинина Ю.А. является участником долевого строительства жилого дома по адресу: г.Самара, ул. Владимирская/ проспект Карла Маркса, 21 «А», застройщиком которого являлось ООО «Кросс». Свои обязательства по договору застройщик не исполнил, жилой дом не построил, квартиру не передал. В рамках дела о банкротстве требования Щербининой Ю.А. включены в реестр требований о передачи жилых помещений должника ООО «Кросс». В 2015 году Министерством строительства Самарской области в отношении Щербининой Ю.А. принято решение о включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирного дома и чьи права нарушены.
23.12.2020 Щербинина Ю.А. обратилась в Министерство строительства Самарской области с заявлением о включении в реестр пострадавших участников долевого строительства. Уведомлением от 06.04.2021 № МС/2434 ей отказано во включении в реестр в связи с непредставлением необходимых документов и несоответствием пострадавшего участника долевого строительства критериям, указанным в ст.5 Закона Самарской области от 08.07.2019 №84-ГД.
С данным решением истец не согласна, просит признать его незаконным и обязать Министерство строительство Самарской области устранить в полном объеме нарушение ее прав, заново рассмотрев и приняв решение по заявлению от 23.12.2020 о включении в реестр пострадавших участников долевого строительства, ведение которого осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 13.12.2019 №927.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Киреева Ю.О. требования поддержала, просила удовлетворить.
Представитель Министерства строительства Самарской области по доверенности Таркина Ю.А. иск не признала по основаниям, изложенным в отзыве.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
Из материалов дела следует, что 10.06.2002 между застройщиком ООО «Кросс» и дольщиком ООО «ММ-Консалт» заключен договор №160/163 о переуступке доли в строительстве жилого дома по адресу: г.Самара, Железнодорожный район, пос. Кузнецова, пересечение ул. Владимирская и пр. Карла Маркс, 21 А (строительный адрес). Расчет по договору между сторонами подтвержден справкой от 20.12.2002.
В последующем между ООО «ММ-Консалт» и новым дольщиком Девяткиным В.Л. заключен договор №15/1 от 30.12.2002 о переуступке доли в строительстве. Оплата новым дольщиком переуступаемой доли с учетом дополнительного соглашения от 10.07.2007 подтверждена квитанциями к приходным кассовым ордерам и справкой ООО «Кросс» от 10.07.2007.
На основании договора №15/2П от 10.07.2007 Девяткин В.Л. переуступил свои права требования ООО ГСК «Междуречье», которое, в свою очередь, по договору от 07.08.2007 №15/3П переуступило права ООО «Степ».
Далее, между ООО «Кросс», ООО «Степ» и Щербининой Ю.А. (истцом) заключен договор о переуступке от 08.08.2007 № 15/4П, в соответствии с которым к истцу перешло право требования в отношении двухкомнатной квартиры №109 (строительный) на 11 этаже в вышеуказанном доме, общей площадью 77,10 кв.м.
Оплата указанного договора подтверждена приходным кассовым ордером №001 от 16.04.2007 и актом приема-передачи векселя от 16.04.2007.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 02.02.2012 по делу №А55-10763/2010 требование Щербининой Ю.А. включено в реестр требований о передаче жилых помещений должника ООО «Кросс».
Из уведомления Министерства строительства Самарской области от 17.11.2015 следует, что в отношении Щербининой Ю.А. было принято решение о включении в Реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, ведение которого осуществлялось в соответствии с приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 20.09.2013 №403 «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших и правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены».
Законом Самарской области от 08.07.2019 №84-ГД «О мерах государственной поддержки участников долевого строительства и лиц, обеспечивающих удовлетворение прав требований участников долевого строительства на территории Самарской области» установлены меры государственной поддержки пострадавших участников долевого строительства.
Постановлением Правительства Самарской области от 13.12.2019 №927 утвержден Порядок ведения реестра пострадавших участников долевого строительства.
В соответствии с п. 1.3 указанного Порядка уполномоченным на ведение реестра пострадавших участников долевого строительства органом является Министерство строительства Самарской области.
23.12.2020 истец обратилась в Министерство строительства Самарской области с заявлением о включении в реестр пострадавших участников долевого строительства.
Уведомлением от 06.04.2021 № МС/2434 ей сообщено об отказе во включении в реестр пострадавших участников долевого строительства на основании подп. «а», «г» пункта 2.5 Порядка ведения реестра пострадавших участников долевого строительства в связи с несоответствием пострадавшего участника долевого строительства критериям, указанным в статье 5 Закона Самарской области от 08.07.2019 №84-ГД, и непредставлением документов, указанных в пункте 2.2 Порядка.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона Самарской области от 08.07.2019 №84-ГД пострадавшим от действий недобросовестного застройщика признается гражданин Российской Федерации, соответствующий одновременно следующим условиям:
1) наличие заключенного с недобросовестным застройщиком договора участия в долевом строительстве на приобретение жилого помещения;
2) исполнение им обязательств в соответствии с условиями договора участия в долевом строительстве;
3) заключение договора долевого участия в строительстве и (или) договора уступки прав требования по такому договору до признания объекта проблемным и (или) введения в отношении застройщика одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве застройщика;
4) признание гражданина потерпевшим согласно постановлению следователя, дознавателя, судьи или определению суда в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (при наличии уголовного дела по факту нарушения прав и интересов граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и (или) жилых домов блокированной застройки, состоящих из трех и более блоков);
5) отсутствие на момент заключения договора долевого участия в строительстве близкого родства с учредителем недобросовестного застройщика, и (или) лицом, осуществляющим полномочия его единоличного исполнительного органа, и (или) членами коллегиального органа управления недобросовестного застройщика, и (или) членами его коллегиального исполнительного органа;
6) отсутствие оплаты по договору долевого участия в строительстве в виде зачета взаимных требований по договорам поставки и (или) подряда и (или) иным договорам.
Согласно п. 2.2 Порядка ведения реестра пострадавших участников долевого строительства к заявлению пострадавшего участника долевого строительства прилагаются в том числе:
- платёжные документы, подтверждающие исполнение пострадавшим участником долевого строительства обязательств в соответствии с договором участия в долевом строительстве, заключённым с недобросовестным застройщиком (первичные бухгалтерские документы);
- постановление следователя, дознавателя, судьи или определение суда в соответствии с действующим законодательством РФ о признании пострадавшего участника долевого строительства потерпевшим (в случае наличия уголовного дела по факту нарушения прав и интересов граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и (или) жилых домов блокированной застройки, состоящих из 3 и более блоков).
В оспариваемом решении ответчик ссылается на то, что не представлены платежные документы, подтверждающие исполнение обязательств ООО «ММ-Консалт» по договору долевого участия №160/163 от 10.06.2002, а также отсутствуют платежные документы, подтверждающие оплату договоров №15/2П от 10.07.2007 и №15/3П от 07.08.2007. Также не представлено постановление о признании заявителя потерпевшим по уголовному делу.
Между тем, Щербинина Ю.В. не является стороной указанных договоров. Платёжные документы, подтверждающие исполнение ею обязательств в соответствии с договором о переуступке доли в строительстве жилого дома № 15/4П от 08.08.2007, ею представлены.
Отсутствие платежных документов, подтверждающих исполнение обязательств по договору долевого участия иными лицами, не являющимися пострадавшими участниками долевого строительства, не может являться основанием для отказа во включении в реестр. Из буквального содержания п. 2.2 Порядка ведения реестра следует, что платежные документы должны подтверждать исполнение обязательств именно лицом, пострадавшим от действий недобросовестного застройщика и претендующим в связи с этим на меры государственной поддержки.
Факт исполнения Щербининой Ю.В. обязательств по договору является достоверно установленным, о чем свидетельствует, в том числе, включение ее в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, а также включение ее требований в реестр требований кредиторов застройщика-банкрота.
То обстоятельство, что заявителем не представлено решение о признании потерпевшим в рамках уголовного дела, не могло являться основанием для отказа во включении в реестр, так как в заявлении о включении в реестр ею указано, что она является потерпевшей по уголовному делу согласно приговору Ленинского районного суда г.Самары от 12.04.2016.
В связи с изложенным суд приходит к выводу, что отказ Министерства строительства Самарской области во включении административного истца в реестр пострадавших участников долевого строительства по приведенным в нем основаниям не соответствует закону, нарушает права и законные интересы административного истца.
В случае признания решения, действия (бездействия) незаконными на соответствующий орган или должностное лицо возлагается обязанность в течение определенного судом срока принять решение по конкретному вопросу, совершить определенные действия либо иным способом устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца (статья 227 КАС РФ).
Учитывая, что судебные акты не могут подменять собой решения органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам, отнесенным к их компетенции, когда на эти органы законом прямо возложена обязанность принятия соответствующих решений, надлежащим способом восстановления нарушенных прав административного истца в рассматриваемом случае является возложение на административного ответчика обязанности заново рассмотреть и принять решение по заявлению о включении в реестр пострадавших участников долевого строительства.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Щербининой Юлии Александровны к Министерству строительства Самарской области удовлетворить.
Признать незаконным решение Министерства строительства Самарской области об отказе во включении Щербининой Ю.А. в реестр пострадавших участников долевого строительства, изложенное в уведомлении от 06.04.2021 № МС/2434.
Обязать Министерство строительства Самарской области устранить в полном объеме допущенное нарушение прав Щербининой Ю.А., заново рассмотрев и приняв решение по заявлению от 23.12.2020 о включении в реестр пострадавших участников долевого строительства.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья (подпись) А.И. Иванова
Копия верна: судья
Мотивированное решение изготовлено 23.07.2021.