Дело № 2-577/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Ленинский районный суд Волгоградской области в составе председательствующего судьи Бирюкова А.В.,
при секретаре Севрюковой .В.,
с участием истца Р.Т.Н.,
представителя ответчика Слобуновой М.Г.,
рассмотрев ДД.ММ.ГГГГ в городе Ленинске Волгоградской области в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Р.Т.Н. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе Волгоградской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии, об обязании включить в трудовой стаж периоды работы и назначении досрочной страховой пенсии,
у с т а н о в и л:
Р.Т.Н. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе Волгоградской области, далее - УПФР, о признании незаконным решения УПФР об отказе в назначении досрочной страховой пенсии № от ДД.ММ.ГГГГ, об обязании включить в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости лицу, не менее 25 лет осуществлявшему педагогическую деятельность, периоды:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (02 года 06 дней) - работа в должности старшей пионервожатой;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – период обучения в Волгоградском государственном педагогическом университете;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01 месяц 03 дня) - нахождение на курсах повышения квалификации;
ДД.ММ.ГГГГ (01 день) нахождение в командировке;
ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ (02 дня) - нахождение на семинарах.
Также истец просит суд назначить ей пенсию с ДД.ММ.ГГГГ, на момент обращения за назначением досрочной страховой пенсии, так как у неё на этот момент уже был выработан педагогический стаж 25 лет.
В исковом заявлении истцом указано, что она с ДД.ММ.ГГГГ осуществляет педагогическую деятельность.
ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в УПФР по вопросу назначения ей досрочной страховой пенсии по старости.
Решением УПФР от ДД.ММ.ГГГГ № Р.Т.Н. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого специального стажа.
При этом УПФР незаконно не были включены в её специальный стаж периоды работы, требуемые ею к включению согласно исковому заявлению.
С учетом уточненных в судебном заседании исковых требований истец просит суд признать незаконным решение УПФР об отказе в назначении досрочной страховой пенсии № от ДД.ММ.ГГГГ и обязать включить в её трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицу, не менее 25 лет осуществлявшему педагогическую деятельность, периоды:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (02 года 06 дней) - работа в должности старшей пионервожатой;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - период обучения в Волгоградском государственном педагогическом университете;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01 месяц 03 дня) - нахождение на курсах повышения квалификации;
ДД.ММ.ГГГГ (01 день) нахождение в командировке;
ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ (02 дня) - нахождение на семинарах.
Также истец просит суд обязать УПФР назначить ей досрочную страховую пенсию по старости с момента обращения, но не ранее возникновения права.
В судебном заседании истец настаивала на удовлетворении исковых требований, суду помимо доводов, изложенных в исковом заявлении показала, что ответчиком незаконно не были включены в её стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, спорные периоды её трудовой деятельности.
Представитель УПФР в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований истца, полагает, что на момент обращения в УПФР по вопросу назначения досрочной страховой пенсии по старости истец не имела достаточного специального стажа для назначения указанной пенсии. Требования истца о включении в её специальный стаж курсов повышения квалификации, командировок, периодов нахождения на семинарах, периода обучения в Волгоградском государственном педагогическом университете необоснованны и не подлежат удовлетворению.
Выслушав истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования истца подлежат удовлетворению.
Конституцией Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39).
При определении права на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью применяется Федеральный закон «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, далее - ФЗ «О страховых пенсиях».
Согласно п.п. 19 п.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях» право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, не менее 25 лет осуществляющие педагогическую деятельность в учреждениях для детей независимо от возраста.
ДД.ММ.ГГГГ Р.Т.Н. обратилась в УПФР с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости как лицу, 25 лет осуществлявшему педагогическую деятельность.
Решением УПФР от ДД.ММ.ГГГГ № Р.Т.Н. включены в специальный трудовой стаж периоды её педагогической работы в общей сложности 18 лет 23 дня. При этом не включены в её специальный стаж периоды командировки, периоды нахождения на курсах повышения квалификации, периоды нахождения на семинарах, её работа в должности старшей пионервожатой, период обучения в Волгоградском государственном педагогическом университете.
В судебном заседании истец показала, а ответчик не оспаривал того, что Р.Т.Н. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала старшей пионервожатой Ильичевской школы, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - старшей пионервожатой Ленинской средней школы №, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучалась в Волгоградском государственном педагогическом университете, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала учителем русского языка и литературы в основной школе № <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает учителем русского языка и литературы МКОУ «Ленинская средняя общеобразовательная школа №» <адрес>.
Реализация прав граждан на трудовые пенсии в период спорных правоотношений осуществлялась в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В соответствии со ст. 7 названного Закона право на трудовую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии не менее пяти лет страхового стажа.
Согласно п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 данного Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Для определения права граждан на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с деятельностью в должности старшей пионервожатой подлежит применению Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ
В разделе «Наименование должностей» Списка должность пионервожатая не указана.
Не предусматривалась вышеназванная должность и действовавшими до ДД.ММ.ГГГГ нормативными правовыми актами, которые принимались в соответствии с Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О государственных пенсиях в Российской Федерации».
Вместе с тем, согласно п. 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ №, учителям и другим работникам просвещения работа в штатных должностях пионервожатых включалась в стаж работы по специальности.
Указанная работа подлежала включению в стаж при определенном условии.
В силу п. 4 данного Положения период работы в должности «пионервожатая» засчитывался в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проходило в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №-П, а также в ряде его определений, ст. 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Законодатель же не принял мер для создания правовой определенности, в результате чего педагогические работники не могли предвидеть в дальнейшем исключение из педагогического стажа работы в должности «пионервожатая».
С учетом этого обстоятельства и исходя из вышеприведенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, данный период подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, при условии соблюдения механизма его зачета, то есть работником должно быть выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Поскольку на момент обращения в УПФР с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости истец отработала более 2/3 стажа, требуемого для назначении пенсии, периоды работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (02 года 06 дней) подлежат включению в её стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости.
Приведенная выше позиция суда согласуется с «Обзором законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2007 года» (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ в ред. от ДД.ММ.ГГГГ).
В соответствии с абз. 4 пункта 2 Положения «О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утвержденного постановлением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ №, учителям, преподавателям и другим педагогическим работникам в стаж педагогической работы засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец осуществляла педагогическую деятельность в должности старшей пионервожатой, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучалась в Волгоградском государственном педагогическом университете, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает учителем русского языка и литературы в образовательных учреждениях.
Таким образом, период обучения истца в педагогическом учебном заведении подлежит включению в её стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости.
На основании ст. 187 Трудового кодекса РФ в редакции, действующей в период спорных правоотношений, при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
Период нахождения на курсах повышения квалификации, семинарах, командировках и прочих отвлечениях являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд России, и, соответственно, данные периоды включаются в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии.
Таким образом, периоды нахождения на курсах повышения квалификации, семинарах, в командировках и прочих отвлечениях приравниваются к работе, во время исполнения которой работник направлялся на указанные отвлечения, и, следовательно, исчисление стажа в данный период времени следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность.
Исходя из приведенных норм, периоды нахождения на курсах повышения квалификации, в учебных отпусках и прочие отвлечения по работе являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем они подлежат включению в специальный стаж для назначения пенсии по старости.
Исходя из пенсионного дела Р.Т.Н., в спорные периоды её нахождения на курсах повышения квалификации (2007 и 2011 годы), нахождения в командировке (2012 год), нахождения на семинарах (2005 и 2012 годы) работодателем производились отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Таким образом, спорные периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации, нахождения в командировке и семинарах подлежат включению в её стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что исковые требования истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению, а решение УПФР об отказе в назначении Р.Т.Н. досрочной страховой пенсии № от ДД.ММ.ГГГГ в связи с невключением в её стаж спорных периодов работы является незаконным.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
При обращении в суд истец понесла судебные издержки, связанные с оплатой государственной пошлины при обращении в суд, в размере 300 рублей.
Поскольку исковые требования истца подлежат удовлетворению в полном объёме, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию понесенные последней судебные издержки, связанные с оплатой государственной пошлины при обращении в суд, в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р е ш и л:
Признать решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в назначении досрочной страховой пенсии Р.Т.Н. незаконным.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> включить в специальный стаж Р.Т.Н., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицу, не менее 25 лет осуществлявшему педагогическую деятельность, периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (02 года 06 дней) - работа в должности старшей пионервожатой;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - период обучения в Волгоградском государственном педагогическом университете;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01 месяц 03 дня) - нахождение на курсах повышения квалификации;
ДД.ММ.ГГГГ (01 день) - нахождение в командировке;
ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ (02 дня) - нахождение на семинарах.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе Волгоградской области назначить Р.Т.Н. досрочную страховую пенсию по старости со дня обращения в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе Волгоградской области, но не ранее возникновения права на досрочную страховую пенсию по старости.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе Волгоградской области в пользу Р.Т.Н. в счет судебных издержек, понесенных в связи с оплатой государственной пошлины при обращении в суд, 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Волгоградского областного суда через Ленинский районный суд Волгоградской области в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.В. Бирюков
Копия верна
Судья А.В. Бирюков