2а-392/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 апреля 2019 года |
........ |
Кондопожский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Бахориной М.А.,
при секретаре Бахаревой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Енькова С. А. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ........ о признании решения незаконным, обязании совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец обратился в суд с названным иском по тем основаниям, что на основании свидетельства о государственной регистрации права является собственником земельного участка с кадастровым № ..., общей площадью <...> кв.м., расположенного по адресу: ........, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства. На земельном участке расположен жилой ........ года постройки, площадью <...> кв.м. с кадастровым № ..., в отношении которого осуществлен кадастровый учет. ХХ.ХХ.ХХ обратился с заявлением о государственной регистрации права собственности на жилой дом, которая ХХ.ХХ.ХХ приостановлена административным ответчиком в связи с отсутствием правоустанавливающих документов. Просит признать решение незаконным и обязать административного ответчика осуществить государственную регистрацию прав на спорный жилой дом.
Административный истец и его представитель Синько И.М., действующий на основании доверенности, в судебном заседании поддержали позицию, изложенную в иске. Дополнительно указали, что земельный участок, на котором расположен дом, находится в собственности, на дом отсутствуют правоустанавливающие документы и технический паспорт, однако положения ФЗ № 340-ФЗ позволяли осуществить регистрацию жилого дома до ХХ.ХХ.ХХ в упрощенном порядке.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещены, представили письменный отзыв.
ГУП РК РГЦ «Недвижимость», будучи надлежащим образом извещенным, в судебное заседание своего представителя не направило.
Выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
В силу ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из положений ст. 219 КАС РФ следует, что административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Согласно ч. 1 ст. 14 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее Закон) государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии с п.2 ст. 8.1 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ) права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Статьей 29 Закона предусмотрено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав предполагает проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Статья 26 Закона содержит исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета. В частности, осуществление государственного кадастрового учета приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; (п. 5 ст. 26 Закона).
Приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд (ч. 12 ст. 29 Закона).
В соответствии с ч. 5 Федерального закона от 03.08.2018 № 340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (действующего на момент возникновения спорных правоотношений) (далее ФЗ № 340-ФЗ) правообладатель дачного или садового земельного участка, правообладатель земельного участка, предназначенного для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства, в границах населенного пункта, на которых до дня вступления в силу настоящего Федерального закона начаты строительство или реконструкция жилого дома, жилого строения или объекта индивидуального жилищного строительства, вправе до 1 марта 2019 года направить в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления предусмотренное частью 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) уведомление о планируемых строительстве или реконструкции на соответствующем земельном участке жилого дома, жилого строения или объекта индивидуального жилищного строительства. При этом применяются положения статьи 51.1, частей 16 - 21 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона). В данном случае получение разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не требуется. В случае, предусмотренном частью 5 настоящей статьи, государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные на дачном или садовом земельном участке, земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства, в границах населенного пункта жилой дом, жилое строение или объект индивидуального жилищного строительства осуществляются по правилам государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты индивидуального жилищного строительства, садовые дома, предусмотренным Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (в редакции настоящего Федерального закона) (ч.6 Закона).
Из ч. 1 ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ следует, что в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома соответствующие сведения.
Судом установлено, что Еньков С.А. является собственником земельного участка с кадастровым № ..., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью <...> кв.м., по адресу: РК, ........, на котором расположено здание жилого ........, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ХХ.ХХ.ХХ, кадастровым паспортом на земельный участок и кадастровой выпиской в отношении него.
Из справки администрации <...> от ХХ.ХХ.ХХ следует, что в похозяйственной книге №ХХ.ХХ.ХХ-ХХ.ХХ.ХХ., лицевой счет № ... имеются следующие записи: ........, член хозяйства, записанный первым – Еньков С.А., год постройки ХХ.ХХ.ХХ (со слов собственника), площадь дома <...> кв.м.
Еньков С.А. представил административному ответчику заявление о государственной регистрации права собственности на спорный жилой дом.
ХХ.ХХ.ХХ государственным регистратором прав принято решение о приостановлении государственной регистрации прав на жилой дом по тем основаниям, что в нарушение ч. 4 ст. 18 Закона не представлено документов, на основании которых возможна государственная регистрация права собственности.
Доводы представителя административного истца о том, что регистрация жилого дома могла быть осуществлена до 01.03.2019 в упрощенном порядке на основании положений ФЗ № 340-ФЗ, судом не могут быть приняты во внимание, поскольку в соответствии с ч. 7 ст. 16 указанного закона до 01.03.2019 допускалось осуществление государственной регистрации прав на жилые дома, созданные на земельных участках, предоставленных для ведения садоводства, дачного хозяйства, без направления уведомлений о планируемых строительстве или реконструкции указанных объектов и уведомлений об окончании строительства или реконструкции указанных объектов, однако данная норма не применялась в отношении объектов индивидуального жилищного строительства, находящихся на земельных участках, расположенных в границах населенного пункта и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства.
Проанализировав нормы права, подлежащие применению, и документы, представленные в дело, а также государственному регистратору, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение (в виде уведомления о приостановлении государственной регистрации прав) не противоречит и вынесено в полном соответствии с действующим законодательством, не нарушает права и законные интересы административного истца, в связи с чем, оснований для признания решения Управления Росреестра по РК от ХХ.ХХ.ХХ незаконным и обязании осуществить государственную регистрацию права собственности административного истца на вышеуказанный жилой дом, не имеется.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Кондопожский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья |
М.А. Бахорина |
Мотивированное решение изготовлено ХХ.ХХ.ХХ.