№ 5-149/20
УИД №
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
1 июня 2020 года г. Ижевск
Судья Индустриального районного суда г. Ижевска УР Фролычева Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела по ч. 1 ст. 12.34 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении отраслевого органа администрации города Ижевска Управления благоустройства и охраны окружающей среды администрации города Ижевска (ИНН №),
У С Т А Н О В И Л:
отраслевой орган администрации города Ижевска Управление благоустройства и охраны окружающей среды администрации города Ижевска, являясь ответственным лицом за состояние дорог в безопасном для движения состоянии, в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, допустило нарушения требований ст.ст. 3, 12 Федерального закона РФ от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 года № 1090).
В соответствии с пунктами 4.5.1., 4.5.1.1. ГОСТ Р 52766-2007 (Далее – ГОСТ Р 52766-2007) «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» Тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты. На дорогах I - III категорий по ГОСТ Р 52398 тротуары обязательны на всех участках, проходящих через населенные пункты, независимо от интенсивности движения пешеходов, а также на подходах к населенным пунктам от зон отдыха при интенсивности движения пешеходов, превышающей 200 чел./сут.
В соответствии с пунктом 4.6.1.1. ГОСТ Р 52766-2007 Стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают: на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м, по [4]; на дорогах I категории с расчетной интенсивностью движения 20 тыс. авт./сут и более; на средних и больших мостах (путепроводах) в соответствии с таблицей 7; на пересечениях дорог I и II категорий между собой в одном и разных уровнях, а также на всех соединительных ответвлениях пересечений в разных уровнях и на подходах к ним на расстоянии не менее 250 м от начала переходно-скоростных полос; на подходах к железнодорожным переездам на расстоянии не менее 250 м; в транспортных автодорожных тоннелях и на подходах к въездным порталам по [5]; под путепроводами, на дорогах I - III категорий, если длина проезда под ними превышает 30 м; на внеуличных пешеходных переходах; на участках дорог в зоне размещения переходно-скоростных полос на съездах к сооружениям обслуживания движения, действующим в темное время суток; на автобусных остановках, пешеходных переходах, велосипедных дорожках, на участках концентрации дорожно-транспортных происшествий в темное время суток, у расположенных вблизи от дороги клубов, кинотеатров и других мест сосредоточения пешеходов в населенных пунктах, где нет уличного освещения, при расстоянии до мест возможного подключения к распределительным сетям не более 500 м.
В силу требований ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» для целей технических регламентов применение ГОСТ Р 52766-2007 является обязательным.
В ходе постоянного надзора 2 марта 2020 г. выявлено, что Управлением благоустройства и охраны окружающей среды администрации города Ижевска допускаются несоблюдения требований по обеспечению безопасности дорожного движения, на улично-дорожной сети г. Ижевска выявлены недостатки, угрожающие безопасности движения, а именно:
1. ... - 1) в нарушение требований п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-20077 отсутствует стационарное электрическое освещение 2) в нарушение п. 4.5.1.1. ГОСТ Р 52766-20077 отсутствует тротуар;
2. ... - 1) в нарушение требований п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-20077 отсутствует стационарное электрическое освещение 2) в нарушение п. 4.5.1.1. ГОСТ Р 52766-20077 отсутствует тротуар;
3. ... - в нарушение п. 4.5.1.1. ГОСТ Р 52766-20077 отсутствует тротуар;
4. ... - в нарушение п. 4.5.1.1. ГОСТ Р 52766-20077 отсутствует тротуар;
5. ... - в нарушение п. 4.5.1.1. ГОСТ Р 52766-20077 отсутствует тротуар;
6. ... - в нарушение п. 4.5.1.1. ГОСТ Р 52766-20077 отсутствует тротуар;
7. ... - в нарушение п. 4.5.1.1. ГОСТ Р 52766-20077 отсутствует тротуар;
8. ... - в нарушение требований п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-20077 отсутствует стационарное электрическое освещение;
9. ... - в нарушение требований п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-20077 отсутствует стационарное электрическое освещение;
10. ул. Фурманова, напротив здания № 102 ул. Леваневского (школа № 17) – в нарушение требований п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-20077 на нерегулируемом пешеходном переходе отсутствует стационарное электрическое освещение;
11. ... - в нарушение п. 4.5.1.1. ГОСТ Р 52766-20077 отсутствует тротуар.
Меры по обеспечению безопасности дорожного движения не приняты, указанные участки дорог не обозначены временными дорожными знаками и ограждающими устройствами. Проводилась фотофиксация фотокамерой «Самсунг».
В судебном заседании представитель лица, привлекающегося к административной ответственности, ФИО1., действующая на основании доверенности, пояснила, что Управлением благоустройства и охраны окружающей среды Администрации г.Ижевска при формировании с -Дата- по -Дата- на выделение для строительства сетей наружного освещения запрашивались лимиты бюджетных обязательств от 150000,0 тыс. руб. до 200 000,0 тыс. руб. в бюджете муниципального образования «Город Ижевск», однако не предусматривалось достаточных средств на строительство сетей наружного освещения. В -Дата- при подаче бюджетной заявки на -Дата-. Управлением учитывались расходы на содержание, эксплуатацию и новое строительство линий освещения вдоль автомобильных дорог общего пользования, включая участки по ..., ..., ... от .... однако, в бюджете муниципального образования «Город Ижевск» на -Дата- объем ассигнований, выделяемый по целевой статье «Уличное освещение», покрывает в основном затраты только на содержание и обслуживание существующих общегородских сетей наружного освещения. По поводу ул. Фурманова в районе МБОУ «СОШ №17» по ... пояснила, что по ... рабочая линия освещения имеется и закреплена за МКП г.Ижевск «Горсвет» на праве оперативного управления для содержания и обслуживания. На обустройство тротуаров на -Дата- выделено из бюджета муниципального образования «Город Ижевск» 125 000,0 тыс. рублей. Таким образом, доводы о бездействии Управления в части указанных автомобильных дорог не находят подтверждения. Заявила ходатайство при назначении наказания в виде административного штрафа уменьшить его размер до 100 000 рублей, с учетом ч. 3.2., 3.3. ст. 4.1 КоАП РФ.
Вина Управлением благоустройства и охраны окружающей среды Администрации г.Ижевска в совершении административного правонарушения подтверждается совокупностью исследованных при рассмотрении дела доказательств:
- протоколом об административном правонарушении № от -Дата-;
- актом выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения, составленным -Дата- старшим государственным инспектором дорожного надзора отдела ГИБДД Управления МВД России по городу Ижевску майором полиции ФИО2., государственным инспектором дорожного надзора отдела ГИБДД Управления МВД России по городу Ижевску ст. лейтенантом полиции Кулюшиным А.М. в ходе постоянного надзора за состоянием улично-дорожной сети города Ижевска, в присутствии двух свидетелей, согласно которому выявлены недостатки содержания дорог;
- фотоматериалом, приложенным к Акту от -Дата-;
- постановлением от -Дата-. №;
- решением от -Дата-. № об учреждении отраслевого органа – структурного подразделения администрации города Ижевска – управления благоустройства и охраны окружающей среды администрации города Ижевска.
В соответствии с ч.1 ст. 12.34 КоАП РФ несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
В соответствии с Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон № 196-ФЗ) настоящий Федеральный закон определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации. Задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Согласно статье 2 Федерального закона № 196-ФЗ дорожное движение - совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог; безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий; обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий; дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований (статья 6 Федерального закона № 196-ФЗ).
В соответствии со статьей 12 Федерального закона № 196-ФЗ обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В силу п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны: содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
В соответствии с пунктами 4.5.1., 4.5.1.1. ГОСТ Р 52766-2007 (Далее – ГОСТ Р 52766-2007) «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» Тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты. На дорогах I - III категорий по ГОСТ Р 52398 тротуары обязательны на всех участках, проходящих через населенные пункты, независимо от интенсивности движения пешеходов, а также на подходах к населенным пунктам от зон отдыха при интенсивности движения пешеходов, превышающей 200 чел./сут.
В соответствии с пунктом 4.6.1.1. ГОСТ Р 52766-2007 Стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают: на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м, по [4]; на дорогах I категории с расчетной интенсивностью движения 20 тыс. авт./сут и более; на средних и больших мостах (путепроводах) в соответствии с таблицей 7; на пересечениях дорог I и II категорий между собой в одном и разных уровнях, а также на всех соединительных ответвлениях пересечений в разных уровнях и на подходах к ним на расстоянии не менее 250 м от начала переходно-скоростных полос; на подходах к железнодорожным переездам на расстоянии не менее 250 м; в транспортных автодорожных тоннелях и на подходах к въездным порталам по [5]; под путепроводами, на дорогах I - III категорий, если длина проезда под ними превышает 30 м; на внеуличных пешеходных переходах; на участках дорог в зоне размещения переходно-скоростных полос на съездах к сооружениям обслуживания движения, действующим в темное время суток; на автобусных остановках, пешеходных переходах, велосипедных дорожках, на участках концентрации дорожно-транспортных происшествий в темное время суток, у расположенных вблизи от дороги клубов, кинотеатров и других мест сосредоточения пешеходов в населенных пунктах, где нет уличного освещения, при расстоянии до мест возможного подключения к распределительным сетям не более 500 м.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации», дорожная деятельность включает в себя деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог. При этом содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Субъектами правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 12.34 ч.1 КоАП РФ, являются, в том числе, юридические лица, ответственные за состояние дорог.
В соответствии со ст. 2.10 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу п.2 ст. 12 Закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1.1. Положения об Управление благоустройства и охраны окружающей среды Администрации г. Ижевска, утвержденного решением Городской думы г. Ижевска от 24 апреля 2008 г. № 391 (далее - Положение), Управление благоустройства и охраны Администрации города Ижевска (далее - Управление) является отраслевым органом - структурным подразделением Администрации города Ижевска, осуществляющим управленческие функции в области использования автомобильных дорог, осуществления дорожной деятельности и обеспечения безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, организации благоустройства и озеленения территории городского округа, организации похоронного дела и ритуальных услуг, содержания мест захоронений, освещения улиц, а также в сфере создания условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах муниципального образования «Город Ижевск».
Согласно п. 1.3. Положения Управление выступает как вышестоящий орган управления для муниципальных учреждений благоустройства города Ижевска и осуществляет координацию и контроль за их деятельностью.
В силу п.п. 2.1. и 2.1.1. Положения полномочиями Управления в соответствии с действующим законодательством и муниципальными правовыми актами являются: в сфере ф использования автомобильных дорог, осуществления дорожной деятельности и обеспечения безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения: организация и контроль за осуществлением мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог местного значения, включая конструктивные элементы и дорожные сооружения, являющиеся их технологической частью (далее - автомобильные дороги местного значения), иных объектов дорожного хозяйства в границах города.
В соответствии с п. 2.4. и 2.4.1 Положение в сфере организации освещения улиц Управление наделено следующими полномочиями: координация и контроль за организацией деятельности по строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию наружного освещения города подведомственными муниципальными учреждениями.
Согласно п. 6 Постановления Администрации г. Ижевска от 20 марта 2015 № 231 «Об организации благоустройства и обеспечения дорожной деятельности в границах муниципального образования «Город Ижевск» Управлению благоустройства и транспорта Администрации города Ижевска обеспечить организацию деятельности по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержание наружного освещения города Ижевска.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что Управление благоустройства и oxpaны окружающей среды Администрации города Ижевска, являясь ответственным лицом за состояние дорог в безопасном для движения состоянии, своевременно не приняло меры по обеспечению безопасности дорожного движения, так как отсутствие тротуара и уличного освещения на улицах г. Ижевска, в том числе и на пешеходных переходах, свидетельствует о недостаточности принимаемых мер и отсутствии должного контроля за их исполнением.
Действия Управление благоустройства и oxpaны окружающей среды Администрации города Ижевска суд квалифицирует по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ как несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
Согласно ч.ч. 1, 3 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом.
В силу ст. 3.1 КоАП РФ целью административного наказания, в том числе административного штрафа, является предупреждение совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Согласно ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При этом в соответствии с ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Принимая во внимание характер административного правонарушения, принятие Управлением благоустройства и oxpaны окружающей среды Администрации города Ижевска мер по устранению выявленных нарушений, финансовое положение организации, суд считает возможным назначить наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей. Данный размер наказания будет отвечать принципу справедливости наказания, его соразмерности совершенному правонарушению, учитывая то обстоятельство, что размер административного наказания не должен носить карательный характер.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
П О С Т А Н О В И Л :
назначить Управлению благоустройства и oxpaны окружающей среды Администрации города Ижевска за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 12.34 Кодекса РФ об административных правонарушениях, наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Штраф подлежит перечислению по следующим реквизитам:
№
№
№
№
В соответствии со ст. 32.2 ч.1 КоАП РФ административный штраф должен был быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления в законную силу. Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, обязано представить в суд, вынесший постановление.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 10 суток со дня получения или вручения копии постановления через Индустриальный районный суд г. Ижевска.
Судья Е.А. Фролычева