Решение по делу № 2-1703/2020 ~ М-1062/2020 от 10.03.2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

6 августа 2020 года                                 г. Улан-Удэ

Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ в составе судьи Цыденовой Н.М., помощнике Бардахановой О.Е., при секретаре судебного заседания Дармаевой Л.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона в защиту интересов РФ к Улан-Удэнскому лесничеству МО РФ-филиал ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" МО РФ, ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" МО РФ о понуждении произвести действия,

УСТАНОВИЛ:

    Обращаясь в суд, истец просит обязать ФГКУ «УЛХиП» Минообороны России и Улан-Удэнское лесничество Минообороны России до ДД.ММ.ГГГГ провести работы по очистке мест незаконных рубок лесных насаждений от порубочных остатков путем сбора на выделе квартала <адрес> Минобороны России. Исковые требования мотивированы нарушением ответчиками лесного законодательства, а также Правил пожарной безопасности, свидетельствующие о наличии угрозы повреждения и уничтожения имущества, находящегося в федеральной собственности.

    Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Цыремпилов Л.Г.

    В судебном заседании старший помощник военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона Потехин С.Б. исковые требования уточнил, суду пояснил, что в целях предупреждения лесных пожаров в пожароопасный период ДД.ММ.ГГГГ военной прокуратурой Улан-Удэнского гарнизона проведена проверка исполнения должностными лицами Улан-Удэнского лесничества МО РФ, являющегося филиалом ФГКУ «УЛХиП» МО РФ, требований законодательства о лесопользовании, в ходе которой выявлен 1 факт незаконной рубки лесных насаждений на площади 0,21 га, объемом вырубленных лесных насаждений (сосна) 6,96куб.м. на территории выдеов № квартала <адрес> МО РФ.    При этом, работы по уборке порубочных остатков, образовавшихся в результате незаконной рубки лесных насаждений, не проведены, до настоящего времени порубочные остатки находятся на территории вышеуказанного выдела, что создает реальную угрозу их возгорания в пожароопасный период. Просит обязать ФГКУ «УЛХиП» Минообороны России и Улан-Удэнское лесничество Минообороны России провести работы по очистке мест незаконных рубок лесных насаждений от порубочных остатков в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

    В судебном заседании представитель ответчика ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны РФ Швакова И.Н., не оспаривая факт наличия порубочных остатков на территории указанного квартала. На месте незаконной рубки задержан Цыремпилов Л.Г. Просит в иске к ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны РФ отказать, обязать Цыремпилова произвести очистку места совершения незаконной рубки лесных насаждений от порубочных остатков. Срок проведения работ просит установить до ДД.ММ.ГГГГ

Представитель ответчика Министерства обороны РФ Мирошникова С.Б. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, направив возражения на иск, в котором указала, что Министерство обороны РФ является ненадлежащим ответчиком по заявленным требованиям, поскольку обязанность по защите, охране и воспроизводству лесов на землях обороны возложена на ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны РФ.

В судебное заседание ответчики Министерства обороны РФ, Улан-Удэнского лесничества Министерства обороны РФ, третье лицо Министерство Обороны РФ, Цыремпилов Л.Г. не явились, будучи надлежаще извещенным о рассмотрении дела.

    На основании ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявивишихся лиц.

    Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. ст. 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, обязан охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития жизни и деятельности народов, проживающих на территории РФ.

В соответствии с п. п. 2, 6, 8 ст. 1 Лесного кодекса РФ лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются, в том числе, на следующих принципах: 1) сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; 2) обеспечение охраны и защиты лесов; 3) использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия.

Охрана лесов осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. ст. 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (ч. 2 ст. 51 Лесного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений, в том числе: 4) организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях.

Судом установлено, что военной прокуратурой Улан-Удэнского гарнизона в пожароопасный период 2020 года проведена проверка исполнения федерального законодательства в сфере лесопользования.

    По результатам проверки на территории лесного участка, выделе квартала <адрес> МО РФ зафиксирован факт незаконной рубки лесных насаждений на площади 0,21га, объемом вырубленных лесных насаждений (сосна) 6,96 куб.м. Данные обстоятельства подтверждены рапортом от ДД.ММ.ГГГГ, из содержания которого следует, что незаконно срублены сухостойные деревья в количестве 8 шт., протоколом о лесонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, из содержания которого следует, что в квартале выдел <адрес> МО РФ сотрудниками ИОЗЛ совместно с сотрудником ДЛХ по СФО обнаружено лесонарушение: незаконная рубка растущего леса в количестве 8 шт., лесонарушитель Цыремпилов Л.Г.

    Факт незаконной рубки лесных насаждений и наличие порубочных остатков на указанном лесном участке представителем ФГКУ «УЛХиП» МО РФ в судебном заседании не оспаривался.

Правила пожарной безопасности в лесах, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 N 417 устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.

В соответствии с п. 3 данных Правил меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: а) предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров); б) мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; в) разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; г) иные меры пожарной безопасности в лесах.

Согласно п. 4 Правил пожарной безопасности в лесах (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.05.2007 N 417) меры пожарной безопасности в лесах, указанные в п. 3 настоящих Правил, осуществляются, в том числе, а федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обороны и безопасности, - в отношении лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, находящихся в федеральной собственности.

Пункт 4 ч. 1 ст. 55 Лесного кодекса РФ, п. 28 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 года N 414, предусматривают, что в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляется очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия.

    Согласно п. 16 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства от 30.06.2007г. №417, при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.

Как следует из Постановления Конституционного суда РФ от 13.10.2015 № 26-П, установленный действующим законодательством порядок использования и охраны лесного фонда включает в себя обязанность субъектов, осуществляющих использование лесов, проводить мероприятия по защите соответствующих земель от загрязнения отходами производства и потребления и иного негативного воздействия (статьи 13 и 42 ЗК РФ, статья 51 ЛК РФ). Мероприятия санитарно-оздоровительного характера на лесных участках, связанные с исполнением публично-правовых обязанностей лесопользователя, по смыслу взаимосвязанных положений статьи 55 Лесного кодекса РФ и утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 июня 2007 года N 414 во исполнение части 3 данной статьи Правил санитарной безопасности в лесах, должны осуществляться и в том случае, если невозможно установить лицо, виновное в их захламлении, загрязнении и ином негативном воздействии на них.

В соответствии с положениями п.19 и 20 Устава ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны РФ, данное учреждение является юридическим лицом, от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и неимущественные права, несет обязанности самостоятельно, выступает истцом и ответчиком в судах общей юрисдикции, отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, осуществляет свою деятельность в целях управления и контроля в области ведения лесного хозяйства в лесах, расположенных на землях, предоставленных для нужд Министерства обороны Российской Федерации. Для достижения указанных целей учреждение осуществляет организацию оперативной работы по охране лесов от незаконных рубок иных нарушений лесного законодательства, проведение рейдов, патрулирования лесов в целях оперативного выявления и пресечения правонарушений.

Таким образом, в настоящем случае проведение мероприятий по очистке указанной территории от порубочных остатков на землях обороны возлагается на ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации.

Несоблюдение данным ответчиком, которому Министерство обороны РФ делегировало полномочия по охране и контролю в сфере лесных отношений и лесного хозяйства, законодательства о пожарной безопасности и охране окружающей среды нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, права на защиту окружающей среды от негативного воздействия, а также может повлечь более тяжкие последствия.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о наличии оснований для возложения обязанности по проведению работ по очистке мест незаконных рубок лесных насаждений от порубочных остатков путем сбора на выделе квартала № <адрес> МО РФ на ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

С учетом фактических обстоятельств дела, учитывая объем подлежащих выполнению работ и порядок финансирования ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации, а также наличие реальной угрозы возгорания и сроков начала пожароопасного периода, суд полагает возможным согласиться с представителем истца в соответствующей части и установить ответчику срок для устранения нарушений – до ДД.ММ.ГГГГ

При этом суд не усматривает оснований для возложения равной обязанности на Улан-Удэнское лесничество Министерство обороны РФ, поскольку как следует из его Положения лесничество является филиалом ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны РФ, а следовательно, не относится к юридическим лицам и в силу требований ст. 48, 49, 55 ГК РФ не может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Рассматривая требования истца к Министерству обороны Российской Федерации, суд не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований в соответствующей      части, поскольку военным прокурором не представлено доказательств нарушений действующего законодательства в области охраны окружающей среды, допущенных Министерством обороны Российской Федерации. Исходя из Устава ФГКУ «УЛХиП» МО РФ является некоммерческой организацией, самостоятельно осуществляющей права и обязанности. В данном случае Министерство обороны РФ лишь выполняет функции и полномочия учредителя ФГКУ «УЛХиП» МО РФ, возложение на которого обязанности обеспечить выполнение подведомственным учреждением каких-либо работ не основано на законе.

Учитывая, что в данном случае законодательно закреплена обязанность ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» МО РФ устранить вышеуказанные нарушения, имеющее обособленное имущество и самостоятельно отвечающее по своим обязательствам, требования к Министерству обороны Российской Федерации удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

    Исковые требования Военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона в защиту интересов Российской Федерации к Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации, Улан-Удэнскому лесничеству Министерства обороны Российской Федерации-филиал ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации о понуждении произвести действия удовлетворить частично.

Обязать ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации провести работы по очистке мест незаконных рубок лесных насаждений от порубочных остатков путем их сбора на выделе квартала <адрес> Министерства обороны Российской Федерации.

          Данное решение подлежит исполнению в срок до ДД.ММ.ГГГГ

В остальной части исковые требования Военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Бурятия через Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.

                    Судья                                                                     Н.М.Цыденова

2-1703/2020 ~ М-1062/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Военный прокурор Улан-Удэнского гарнизона в защиту интересов РФ
Ответчики
Улан-Удэнское лесничество МО РФ-филиал ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" МО РФ
ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" МО РФ
Другие
Министерство обороны РФ
Суд
Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ Республики Бурятия
Судья
Цыденова Н.М.
Дело на странице суда
oktiabrsky--bur.sudrf.ru
10.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.03.2020Передача материалов судье
16.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.04.2020Подготовка дела (собеседование)
01.04.2020Производство по делу приостановлено
22.05.2020Производство по делу возобновлено
22.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.05.2020Судебное заседание
28.07.2020Производство по делу возобновлено
06.08.2020Судебное заседание
13.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.10.2020Дело оформлено
01.11.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее