Дело № 2-484/15
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Можга Удмуртской Республики 09 июня 2015 года
Можгинский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Смагиной Н.Н.,
при секретаре Кузнецовой Л.А.,
с участием:
истца Волкова И.Ю.,
представителей ответчика – администрации муниципального образования «Город Можга» Саитовой Е.С., действующей по доверенности №*** от дд.мм.гггг, сроком по дд.мм.гггг, Кузнецовой А.Г., действующей по доверенности №*** от дд.мм.гггг, сроком на дд.мм.гггг года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Волкова И.Ю. к администрации муниципального образования «Город Можга», Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации в лице Казны Российской Федерации о признании незаконным решения администрации, признании права на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета, обязании включить в список граждан, изъявивших желание на обеспечение жилыми помещениями в 2015 году, выдаче свидетельства, выделении средств для единовременной денежной выплаты, перечислении средств единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Волков И.Ю. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Город Можга», Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации в лице Казны Российской Федерации о признании незаконным решения администрации, признании права на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета, обязании включить в список граждан, изъявивших желание на обеспечение жилыми помещениями в 2015 году, выдаче свидетельства, выделении средств для единовременной денежной выплаты, перечислении средств единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения.
В обоснование искового заявления истец указал, что дд.мм.гггг он обратился с заявлением в администрацию муниципального образования «Город Можга» о выделении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения в рамках закона Удмуртской Республики от 13.07.2011 №41-РЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями некоторых категорий граждан в Удмуртской Республике».
Ввиду неоднократного отказа работников администрации МО «Город Можга» принять заявление и документы от истца лично и его представителя, истец был вынужден направить указанные документы почтой с уведомлением о вручении. дд.мм.гггг решением администрации МО «Город Можга» истцу отказано в обеспечение жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета в рамках переданных государственных полномочий.
Отказ мотивирован тем, что истец принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении на общих основаниях. При этом, Глава администрации не учитывает тот факт, что на момент постановки на учет в <***> году истец еще не был уволен со службы, следовательно, не мог быть поставлен на учет в соответствии с Постановлением Правительства №1054 от 06.09.1998.
Истец считает, что отказ является незаконным и необоснованным, нарушающим его конституционные права и свободы, в том числе, предусмотренные ст. 19, 40, 55 Конституции РФ, идет в разрез с Постановлением Конституционного Суда РФ №25-П от 22.11.2013.
В соответствии с изменениями в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» истец считает, что имеет право на обеспечение жилым помещением в соответствии с Законом Удмуртской Республики №41-РЗ от 13.07.2011.
В судебном заседании Волков И.Ю. исковые требования поддержал в полном объеме, просит иск удовлетворить, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представители ответчика – администрации МО «Город Можга» Саитова Е.С., Кузнецова А.Г. исковые требования Волкова И.Ю. не признали, просят в удовлетворении иска отказать. При этом, в обоснование возражений суду пояснили, что порядок постановки на учет в органах местного самоуправления и порядок предоставления жилья гражданам, уволенным со службы, в том числе из учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, определены в Правилах учета, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 №1054, также регламентируется Инструкцией, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 30.09.20140 №1280.
Согласно Инструкции, военнослужащие подают заявление в структурное подразделение уполномоченного Министром обороны РФ органа (специализированную организацию (структурное подразделение специализированной организации), с приложением соответствующих документов. Соответственно уволенные военнослужащие имеют право на обеспечение жилыми помещениями только при условии принятия их в установленном порядке на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Волков И.Ю. дд.мм.гггг по своему желанию подал заявление о постановке на учет по месту жительства на общих основаниях. По представленным на момент постановки на учет документам не было оснований для включения его в список военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в органе местного самоуправления в соответствии с ФЗ «О статусе военнослужащих».
Поскольку Волков И.Ю. на учете в льготном списке граждан, нуждающихся улучшении жилищных условий, не состоял, то права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета он не имеет.
Ввиду того, что денежные средства в бюджет МО Город Можга из бюджета УР в 2015 году не поступали, список граждан, изъявивших желание на обеспечение жилыми помещениями, сформирован быть не может, следовательно, требования Волкова И.Ю. о включении его в список, на 2015 году, являются несостоятельными.
Требования истца о возложении на администрацию обязанности выдать свидетельство по форме, установленной Президентом УР, и перечислить средства единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения удовлетворению не подлежат, поскольку орган местного самоуправления оформляет и выдает свидетельства гражданам, включенным в список граждан, имеющих право на получение выплаты, в течение 30 дней со дня его утверждения, Волков И.Ю. в список не включен и включен быть не может.
Ввиду того, что договор на приобретение либо строительство жилья не заключен, требование истца о перечислении единовременной выплаты необоснованно.
Представитель ответчика Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ в судебное заседание не явился, направив в суд ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ответчика Минфина РФ в лице Управления Федерального казначейства по УР Вахрушев А.В. в судебное заседание не явился, направив в суд ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, в возражениях указал, что постановлением Правительства РФ от 17.12.2011 №1050 утверждена Федеральная целевая программа «Жилище на 2011-2015 годы» и подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».
В соответствии с Паспортом указанной подпрограммы государственным заказчиком является Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, следовательно, Минфин РФ является ненадлежащим ответчиком.
Представитель третьего лица Министерства строительства, архитектуры и жилищной политики УР Степанова М.М. в судебное заседание не явилась, просит дело рассмотреть в ее отсутствие, в отзыве на иск указала, что Минстрой УР иск не признает, поскольку Волков И.Ю. состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в общей очереди. В связи с тем, что им не соблюдены условия для принятия на учет в очередь военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, исковые требования удовлетворению не подлежат.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие представителей ответчиков- Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, Минфина РФ в лице Управления Федерального казначейства по УР, представителя третьего лица- Министерства строительства, архитектуры и жилищной политики УР.
Заслушав объяснения истца, представителей ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено и сторонами не оспаривались следующие обстоятельства.
С дд.мм.гггг по настоящее время Волков И.Ю. состоит на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в администрации муниципального образования «Город Можга».
Приказом №*** от дд.мм.гггг Волков И.Ю. дд.мм.гггг уволен с должности инспектора ФБУ МРУИИ №*** по основанию, предусмотренному п. «<***>» ст. <***> Положения о службе в органах внутренних дел РФ (<***>).
Выслуга лет по состоянию на дату увольнения составила в календарном исчислении <***> год <***> месяца <***> дня, в льготном исчислении <***> лет <***> месяцев <***> дня.
дд.мм.гггг Волков И.Ю. направил в администрацию МО «Город Можга» заявление об обеспечении жилыми помещениями в текущем году в форме предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, приложив копии документов.
Письмом №*** от дд.мм.гггг администрация МО «Город Можга» уведомила Волкова И.Ю. о невозможности обеспечить его жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета в рамках переданных государственных полномочий, сославшись на письма Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от дд.мм.гггг №*** и Министерства строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики от дд.мм.гггг №***.
Данный отказ послужил поводом для обращения в суд с настоящим иском.
Как усматривается из материалов дела, право истца на получение социальной меры в виде обеспечения жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета было предметом судебного разбирательства.
Так, дд.мм.гггг постановлением главы Администрации муниципального образования «Город Можга» №*** Волкову И.Ю. отказано в признании участником подпрограммы «Выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.Не согласившись с данным решением, истец обратился в <***> суд с заявлением об оспаривании постановления главы администрации МО «Город Можга» от дд.мм.гггг №***.
Решением суда от дд.мм.гггг в удовлетворении заявления Волкова И.Ю. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда УР от дд.мм.гггг решение <***> суда от дд.мм.гггг отменено, по делу принято новое решение, которым признано незаконным и отменено постановление главы Администрации МО «Город Можга» от дд.мм.гггг №*** об отказе во включении Волкова И.Ю. в список участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. № 1050.
Из мотивировочной части указанного апелляционного определения следует, что Волков И.Ю. соответствует критериям, установленным п. 2.1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и имеет право на включение в список уволенных военнослужащих для участия в подпрограмме.
Решением <***> суда от дд.мм.гггг по иску Волкова И.Ю. к администрации МО «Город Можга», Минстрою УР, удовлетворены исковые требования истца, суд обязал администрацию МО «Город Можга» включить Волкова И.Ю. в список участников подпрограммы программы «Жилище» с дд.мм.гггг, в список участников подпрограммы по обеспечению жильем в дд.мм.гггг году, обязал Минстрой УР включить Волкова И.Ю. в сводный список граждан-получателей сертификатов в дд.мм.гггг году.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда УР от дд.мм.гггг решение <***> суда от дд.мм.гггг отменено, по делу принято новое решение, которым исковые требования Волкова И.Ю. к администрации МО «Город Можга», Минстрою УР оставлены без удовлетворения.
Отменяя решение суда, судебная коллегия указала, что истцом избран неверный способ защиты, поскольку, в связи с принятыми изменениями в Федеральный закон «О статусе военнослужащих», Волков И.Ю. может реализовать свое право на улучшение своих жилищных условий в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы не в форме выдачи государственного жилищного сертификата, а за счет средств федерального бюджета по его выбору в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Кроме того, подчеркнула, что право истца на участие в указанной подпрограмме подтверждено апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда УР от дд.мм.гггг.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от дд.мм.гггг также подтверждена незаконность вынесенного постановления главы администрации МО «Город Можга» об отказе во включении Волкова И.Ю. в список участников подпрограммы.
Согласно п. 1 Закона УР от 13.07.2011 №41-РЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации» по обеспечению жилыми помещениями некоторых категорий граждан в Удмуртской Республике» органам местного самоуправления городских округов, образованных на территории Удмуртской Республике, передаются государственные полномочия Российской Федерации по обеспечению граждан, предусмотренных ст.2 настоящего закона, по предоставлению на территории Удмуртской Республики жилого помещения в собственность бесплатно, жилого помещения на территории Удмуртской Республики по договору социального найма, предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Подпункт 1 п. 2 указанной нормы предусматривает, что органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями граждан следующих категорий:
граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающие с ними члены их семей, являющиеся таковыми в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
В соответствии с ч.2 ст. 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и полежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В связи с чем, суд считает отказ администрации МО «Город Можга» в праве Волкова И.Ю. на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета не соответствующим закону ни по форме, ни по содержанию.
Таким образом, требования истца о признании незаконным отказа администрации от дд.мм.гггг на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета и признании за истцом права на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета в рамках закона Удмуртской Республики №41-РЗ от 13.07.2011 суд считает подлежащими удовлетворению.
Порядок обеспечения жилыми помещениями граждан указанной категории, утвержден Указом Президента Удмуртской Республики от 17.10.2011 №205 «О порядке обеспечения жилыми помещениями некоторых категорий граждан в Удмуртской Республике».
Согласно п.7, 8 указанного нормативного акта, орган местного самоуправления в течение 30 дней с момента поступления из бюджета Удмуртской Республики в бюджет муниципального образования субвенции и по результатам рассмотрения документов, предусмотренных в п.8 настоящего Порядка, формирует по форме список граждан, изъявивших желание на обеспечение жилыми помещениями на текущий год.
Список формируется в соответствии с хронологической последовательностью подачи гражданами документов в соответствии с настоящим Порядком.
Для включения в список гражданин предоставляет в орган местного самоуправления заявление об обеспечении жилым помещением в текущем году по форме согласно приложению к настоящему Порядку.
К заявлению прилагаются документы (копии документов) согласно перечню документов, предоставляемых для включения в список граждан, изъявивших желание на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с приложением к настоящему Порядку.
Поскольку законодательством предусмотрено формирование списка и выдача свидетельств после поступления из бюджета Удмуртской Республики в бюджет муниципального образования субвенции, то исковые требования в этой части удовлетворению не подлежат.
Также суд считает не подлежащими удовлетворению требования истца о возложении на Министерство финансов РФ, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства обязанности выделить средства для единовременной денежной выплаты Волкову И.Ю. на приобретение или строительство жилья в текущем году и, так как обеспечение жильем граждан указанной категории осуществляется органами государственной власти субъектов РФ за счет финансового обеспечения, предоставляемого из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ в виде субвенций. Вопросы выделения денежных средств из бюджета Российской Федерации в бюджет Удмуртской Республики или муниципального образования «Город Можга» относятся к межбюджетным и не являются предметом данного спора.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования Волкова И.Ю. подлежат частичному удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Волкова И.Ю. к администрации муниципального образования «Город Можга», Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Казне Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о признании незаконным решения администрации, признании права на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета, обязании включить в список граждан, изъявивших желание на обеспечение жилыми помещениями в 2015 году, выдаче свидетельства, выделении средств для единовременной денежной выплаты, перечислении средств единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения удовлетворить частично.
Признать незаконным решение администрации МО «Город Можга» от дд.мм.гггг, которым Волкову И.Ю. отказано в обеспечении жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета в рамках переданных государственных полномочий.
Признать за Волковым И.Ю. право на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета в рамках Закона Удмуртской Республики №41-РЗ от 13.07.2011 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями некоторых категорий граждан в Удмуртской Республики».
В остальной части исковые требования Волкова И.Ю. оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме через Можгинский районный суд УР.
Решение в окончательной форме изготовлено 19 июня 2015 года.
Председательствующий судья - Н.Н. Смагина