Дело <номер>а-964/2016
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Бобров Воронежская область |
«10» ноября 2016 г. |
Бобровский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего судьи Майорова Д.А.,
при секретаре Петриевой Г.И.,
с участием
представителя административного истца Никитиной Ю.А, действующей на основании доверенности от <дата> № ДВР16-Т20/2 и диплома о высшем юридическом образовании,
административных ответчиков Чистова В.В., Яндарбаева Б.А., Лоскутова Д.Н., Лоскутова Н.П. и Спесивцева В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску Центрального банка Российской Федерации в лице отделения по Воронежской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу (Отделение Воронеж) к сельскохозяйственному кредитному потребительскому кооперативу «ЛУЧ», ФИО7, ФИО8, ФИО2, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО14, ФИО13, ФИО15, ФИО3, ФИО16, ФИО6, ФИО17, ФИО4, ФИО5 о ликвидации сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива «ЛУЧ»,
УСТАНОВИЛ:
Центральный банк Российской Федерации в лице отделения по Воронежской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу (далее - Отделение Воронеж) обратился в Бобровский районный суд Воронежской области с административным иском к сельскохозяйственному кредитному потребительскому кооперативу «ЛУЧ» (далее – СКПК «ЛУЧ»), Худякову А.С., Худякову С.А., Губченко Н.И., Лоскутову Н.П., Маркину А.П., Тринееву С.П., Чистову В.В., Яндарбаеву Б.А., Спесивцеву В.Н., Артемьеву А.Н., Калашникову А.Я., Зинченко И.Н., Рябинину Н.Г., Глазневой О.В., Лоскутову Д.Н., Власенко Ю.В., Малчевскому С.А. о ликвидации СКПК «ЛУЧ».
В соответствии с определением Бобровского районного суда Воронежской области от 17.10.2016 административное исковое заявление было принято к производству суда.
В соответствии с определением Бобровского районного суда Воронежской области от <дата> производство по административному делу прекращено по п. 5 ч. 1 ст. 194 КАС РФ в части требований Отделения Воронеж к ФИО21 о ликвидации СКПК «ЛУЧ».
Согласно административного искового заявления административный истец просит суд вынести решение о ликвидации СКПК «ЛУЧ», возложив обязанность по осуществлению ликвидации СКПК «ЛУЧ» на его учредителей, по тем основаниям, что кооператив грубо и неоднократно нарушил нормы действующего законодательства, что препятствует осуществлению Банком России возложенных на него контрольных и надзорных функций в области финансовых рынков и достижению целей регулирования, контроля и надзора за некредитными финансовыми организациями.
В судебном заседании представитель административного истца заявленные требования поддержала и просила суд удовлетворить административный иск по основаниям в нём указанным.
Административные ответчики Чистов В.В., Яндарбаев Б.А., Лоскутов Д.Н., Лоскутов Н.П. и Спесивцев В.Н. в судебном заседании полагали необходимым удовлетворить заявленные административным истцом требования.
Административные ответчики СКПК «ЛУЧ», Худяков А.С., Худяков С.А., Губченко Н.И., Маркин А.П., Тринеев С.П., Калашников А.Я., Зинченко И.Н., Рябинин Н.Г., Глазнева О.В., Власенко Ю.В., Малчевский С.А. в судебное заседание не явились, своих представителей не направили, о месте и времени рассмотрения дела извещены судом надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявили.
Заинтересованное лицо в судебное заседание своего представителя не направила, о месте и времени рассмотрения дела извещена судом надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщила, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявила.
При указанных обстоятельствах, с учётом положений ч. 4 ст. 263 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения административного дела надлежащим образом.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, исследовав представленные письменные доказательства, находит заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу п. 9.1 ст. 4, ст. 76.5 Федерального закона от <дата> № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) (далее - Закон о Центральном банке) Банк России осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами, проводит проверки деятельности некредитных финансовых организаций, направляет некредитным финансовым организациям обязательные для исполнения предписания, а также применяет к некредитным финансовым организациям предусмотренные федеральными законами иные меры.
Согласно п. 17 ст. 76.1 Закона о Центральном банке лица, осуществляющие деятельность сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, признаются некредитными финансовыми организациями.
Частью 13 ст. 40.1 Федерального закона от <дата> <номер>-Ф3 «О сельскохозяйственной кооперации» (далее - Закон <номер>-Ф3) предусмотрено, что регулирование деятельности кредитных кооперативов, союзов (ассоциаций) и иных объединений кредитных кооперативов осуществляется Банком России.
В соответствии с п. 2 Приказа Центрального банка Российской Федерации (Банка России) от <дата> № ОД-3565 «О распределении обязанностей по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации саморегулируемыми организациями кредитных потребительских кооперативов, микрофинансовыми организациями, ломбардами, кредитными потребительскими кооперативами, сельскохозяйственными кредитными потребительскими кооперативами, жилищными накопительными кооперативами в Банке России» контроль и надзор за сельскохозяйственными кредитными потребительскими кооперативами осуществляют территориальные учреждения Банка России на подведомственных им территориях.
Частью 1 ст. 40.2 Закона <номер>-Ф3 предусмотрено, что в отношении сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов Банк России осуществляет, в том числе, следующие полномочия: издает в пределах своей компетенции нормативные акты, регулирующие деятельность кредитных кооперативов; ведет государственный реестр кредитных кооперативов на основе сведений, полученных от уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, в соответствии с порядком, установленным Банком России; осуществляет надзор за выполнением кредитными кооперативами требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и нормативными актами Банка России; запрашивает в едином государственном реестре юридических лиц информацию о кредитном кооперативе; дает кредитному кооперативу в порядке, установленном нормативными актами Банка России, обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений; вправе обращаться в суд с заявлением о ликвидации кредитного кооператива в случае: неоднократного неисполнения в течение одного года кредитным кооперативом предписания об устранении выявленных нарушений в установленный Банком России срок; однократного неисполнения в течение одного года кредитным кооперативом предписания Банка России о запрете кредитному кооперативу осуществлять привлечение займов от членов кредитного кооператива, ассоциированных членов кредитного кооператива, прием в кредитный кооператив новых членов и выдачу займов до устранения нарушений или до прекращения обстоятельств, послуживших основанием для направления предписания о соответствующем запрете; неоднократного в течение одного года нарушения кредитным кооперативом настоящего Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных актов Банка России.
Согласно сведениям о юридическом лице, размещенным на сайте ФНС России (www.nalog.ru), по состоянию на дату составления настоящего административного искового заявления СКПК «ЛУЧ» (ОГРН 1063652009453, ИНН 3602008740, адрес/место нахождения: 397731, <адрес>) является действующим юридическим лицом.
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы <номер> по <адрес> на основании запроса Отделения Воронеж представлены документы (копии учредительных документов), согласно которым СКПК «ЛУЧ» зарегистрирован в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) <дата>. Членами (учредителями) СКПК «ЛУЧ» на момент его создания являлись 16 физических лиц: ФИО7, ФИО8, ФИО2, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО14, ФИО13, ФИО21, ФИО15, ФИО3, ФИО16, ФИО22, ФИО17, ФИО4 (л.д. 68-80).
Согласно протоколу <номер> от <дата> общего собрания учредителей (пайщиков) СКПК «ЛУЧ» в состав членов СКПК «ЛУЧ» включен ФИО23(л.д. 66).
В результате осуществления надзора за деятельностью СКПК «ЛУЧ» Отделением Воронеж установлен факт неоднократного в течение одного года нарушения СКПК «ЛУЧ» требований Закона <номер>-Ф3. В частности, согласно ч. 3 ст. 40.2 Закона <номер>-Ф3 кредитный кооператив ежеквартально самостоятельно или через объединения кредитных кооперативов, саморегулируемые организации кредитных кооперативов обязан представлять в Банк России документы, содержащие отчет о своей деятельности и бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Кредитный кооператив ежегодно самостоятельно или через объединения кредитных кооперативов, саморегулируемые организации кредитных кооперативов обязан представлять в Банк России документы, содержащие отчет о персональном составе своих руководящих органов, а в случае изменения в составе своих руководящих органов обязан представлять указанный отчет не позднее чем в течение пятнадцати дней после таких изменений. Формы, сроки и порядок составления и представления кредитным кооперативом указанных документов устанавливаются Банком России.
Пунктами 3, 4 Указания Банка России от <дата> <номер>-У «О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России документов, содержащих отчет о деятельности сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива и отчет о персональном составе руководящих органов сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива» предусмотрено, что отчет о деятельности сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива (далее - отчет о деятельности) представляется: за первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года не позднее 30 календарных дней по окончании отчетного периода; за календарный год в два этапа - не позднее 30 календарных дней по окончании календарного года и не позднее 115 календарных дней по окончании календарного года. Отчет о персональном составе руководящих органов сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива представляется по окончании календарного года, а также в случае изменения сведений, содержащихся в отчете о персональном составе, не позднее 15 календарных дней после окончания отчетного года или даты изменения сведений.
Указанием Банка России от <дата> <номер>-У «О порядке взаимодействия Банка России с некредитными финансовыми организациями и другими участниками информационного обмена при использовании ими информационных ресурсов Банка России, в том числе личного кабинета, а также порядке и сроках направления другими участниками информационного обмена уведомления об использовании или уведомления об отказе от использования личного кабинета» предусмотрено, что некредитные финансовые организации направляют в Банк России отчетность, документы (информацию), сведения, осуществляют иные права и обязанности, установленные законодательством Российской Федерации, а также получают от Банка России документы, в том числе запросы, требования (предписания) Банка России, в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью юридического лица или физического лица (далее - УКЭП), посредством использования информационных ресурсов, а именно: посредством использования индивидуального раздела на сайте Банка России, доступ к которому осуществляется по защищенному соединению (личный кабинет).
В нарушение указанных требований СКПК «ЛУЧ» не зарегистрировал личный кабинет на сайте Банка России, не представил отчет о деятельности за 2015 год (первый и второй этап представления), отчет о персональном составе по окончании 2015 года, отчет о деятельности за первый квартал 2016 года (л.д. 31).
Кроме того, п.п. 1, 4, 7 Указания Банка России от <дата> <номер>-У «Об отчетности некредитных финансовых организаций об операциях с денежными средствами» предусмотрено, что отчетность об операциях с денежными средствами составляется, в том числе сельскохозяйственными кредитными потребительскими кооперативами, начиная с отчетности за сентябрь 2015 года (л.д. 31).
Микрофинансовые организации, кредитные потребительские кооперативы, в том числе сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы, ломбарды, предоставившие за квартал займы на сумму менее 7500 тысяч рублей, до <дата> представляют отчетность об операциях с денежными средствами за отчетные месяцы следующего квартала по запросу Банка России в срок и за период, указанный в запросе Банка России. С <дата> (начиная с отчетности за февраль 2016 года) отчетность об операциях с денежными средствами представляется указанными организациями в соответствии с п. 4 настоящего Указания (ежемесячно).
В нарушение указанных требований СКПК «ЛУЧ» не представил в Банк России отчетность об операциях с денежными средствами за февраль, март, апрель, май 2016 года (л.д. 31).
Данные обстоятельства свидетельствуют о грубом и неоднократном нарушении СКПК «ЛУЧ» ч. 3 ст. 40.2 Закона <номер>-Ф3 и принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России, что препятствует осуществлению Банком России возложенных на него контрольных и надзорных функций в области финансовых рынков и достижению целей регулирования, контроля и надзора за некредитными финансовыми организациями, определённых ст. 76.1 Закона о Центральном банке.
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 40.2 Закона <номер>-Ф3 Банк России вправе обращаться в суд с заявлением о ликвидации кредитного кооператива в случае неоднократного в течение одного года нарушения кредитным кооперативом настоящего Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных актов Банка России.
Таким образом, судом установлены случаи нарушений СКПК «ЛУЧ» действующего законодательства.
Указанные выше неоднократные нарушения СКПК «ЛУЧ» Закона <номер>-Ф3 и нормативных актов Банка России являются самостоятельным и достаточным основанием для инициирования Банком России процедуры ликвидации такого кредитного кооператива в судебном порядке.
В соответствии с пп. 3 п. 3 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа, которому право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
На основании п. 5 ст. 61 ГК РФ решением суда обязанность по совершению действий по ликвидации кредитного кооператива может быть возложена на его учредителей (участников).
В этой связи требование в части возложения обязанности по осуществлению процедур ликвидации предъявляются к известным в настоящее время учредителям (участникам).
Для государственной регистрации ликвидации юридического лица необходимо прохождение процедуры ликвидации юридического лица в соответствии с требованиями ст.ст. 62-64 ГК РФ. Поскольку сведения об административных ответчиках ФИО7, ФИО8, ФИО2, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО14, ФИО13, ФИО15, ФИО3, ФИО16, ФИО6, ФИО17, ФИО4, ФИО5 как об учредителях (участниках) СКПК «ЛУЧ», внесённые в ЕГРЮЛ никем из них не оспорены, суд считает необходимым возложить обязанность прохождения процедуры ликвидации на административных ответчиков, как учредителей (участников) СКПК «ЛУЧ».
Регламентированный положениями ГК РФ порядок ликвидации юридического лица не устанавливает сроки, ограничивающие осуществление ликвидационных процедур, положения Закона <номер>-Ф3 также не устанавливают сроки осуществления ликвидации.
Согласно ч. 2 ст. 178 КАС РФ также при необходимости устанавливается порядок и срок исполнения решения.
При таких обстоятельствах требование о возложении обязанности по осуществлению ликвидации СКПК «ЛУЧ» на его учредителей (участников) в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу, также следует удовлетворить.
Для выполнения ликвидационных процедур административный истец считает достаточным предоставление учредителям (участникам) шестимесячного срока.
В соответствии со ст. 114 КАС РФ, п. 8 ч. 1 ст. 333.20 НК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой административный истец освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскивается с административного ответчика, не освобожденного от ее уплаты.
На основании изложенного, суд считает необходимым взыскать с административных ответчиков Худякова А.С., Худякова С.А., Губченко Н.И., Лоскутова Н.П., Маркина А.П., Тринеева С.П., Чистова В.В., Яндарбаева Б.А., Спесивцева В.Н., Калашникова А.Я., Зинченко И.Н., Рябинина Н.Г., Глазневой О.В., Лоскутова Д.Н., Власенко Ю.В., Малчевского С.А. пропорционально, в равных долях, государственную пошлину в доход местного бюджета, размер которой в соответствии со ст. 333.19 Налогового кодекса РФ составляет в общей сложности 2000 рублей, а для каждого из административных ответчиков по 125 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 174-180, 264-265 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
административное исковое заявление Центрального банка Российской Федерации в лице отделения по Воронежской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу (Отделение Воронеж) к сельскохозяйственному кредитному потребительскому кооперативу «ЛУЧ», ФИО7, ФИО8, ФИО2, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО14, ФИО13, ФИО15, ФИО3, ФИО16, ФИО6, ФИО17, ФИО4, ФИО5 о ликвидации сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива «ЛУЧ», удовлетворить.
Ликвидировать сельскохозяйственный кредитный потребительский кооператив «ЛУЧ» (ОГРН <номер>, место нахождения: 397731, <адрес>), исключить данные о нём из Единого государственного реестра юридических лиц.
Обязать сельскохозяйственный кредитный потребительский кооператив «ЛУЧ» произвести все необходимые действия, связанные с его ликвидацией в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
Возложить обязанности по осуществлению ликвидации сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива «ЛУЧ» на учредителей (участников): ФИО7, ФИО8, ФИО2, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО14, ФИО13, ФИО15, ФИО3, ФИО16, ФИО6, ФИО17, ФИО4 и ФИО5.
Взыскать с ФИО7 (<дата> года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>А) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 125 (сто двадцать пять) рублей.
Взыскать с ФИО8 (<дата> года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>А) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 125 (сто двадцать пять) рублей.
Взыскать с ФИО2 (<дата> года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 125 (сто двадцать пять) рублей.
Взыскать с ФИО9 (<дата> года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>А) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 125 (сто двадцать пять) рублей.
Взыскать с ФИО17 (<дата> года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>А) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 125 (сто двадцать пять) рублей.
Взыскать с ФИО10 (<дата> года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 125 (сто двадцать пять) рублей.
Взыскать с ФИО11 (<дата> года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 125 (сто двадцать пять) рублей.
Взыскать с ФИО12 (<дата> года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 125 (сто двадцать пять) рублей.
Взыскать с ФИО14 (<дата> года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>Т) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 125 (сто двадцать пять) рублей.
Взыскать со ФИО13 (<дата> года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 125 (сто двадцать пять) рублей.
Взыскать с ФИО15 (<дата> года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>ёжная, <адрес>) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 125 (сто двадцать пять) рублей.
Взыскать с ФИО3 (<дата> года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 125 (сто двадцать пять) рублей.
Взыскать с ФИО16 (<дата> года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 125 (сто двадцать пять) рублей.
Взыскать с ФИО6 (<дата> года рождения, уроженки <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>А) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 125 (сто двадцать пять) рублей.
Взыскать с ФИО4 в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 125 (сто двадцать пять) рублей.
Взыскать с ФИО5 (<дата> года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>А) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 125 (сто двадцать пять) рублей.
Копию решения направить лицам, участвующим в деле, не присутствовавшим в судебном заседании.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца в Воронежский областной суд через Бобровский районный суд <адрес>.
Председательствующий судья Д.А. Майоров
Дело <номер>а-964/2016
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Бобров Воронежская область |
«10» ноября 2016 г. |
Бобровский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего судьи Майорова Д.А.,
при секретаре Петриевой Г.И.,
с участием
представителя административного истца Никитиной Ю.А, действующей на основании доверенности от <дата> № ДВР16-Т20/2 и диплома о высшем юридическом образовании,
административных ответчиков Чистова В.В., Яндарбаева Б.А., Лоскутова Д.Н., Лоскутова Н.П. и Спесивцева В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску Центрального банка Российской Федерации в лице отделения по Воронежской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу (Отделение Воронеж) к сельскохозяйственному кредитному потребительскому кооперативу «ЛУЧ», ФИО7, ФИО8, ФИО2, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО14, ФИО13, ФИО15, ФИО3, ФИО16, ФИО6, ФИО17, ФИО4, ФИО5 о ликвидации сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива «ЛУЧ»,
УСТАНОВИЛ:
Центральный банк Российской Федерации в лице отделения по Воронежской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу (далее - Отделение Воронеж) обратился в Бобровский районный суд Воронежской области с административным иском к сельскохозяйственному кредитному потребительскому кооперативу «ЛУЧ» (далее – СКПК «ЛУЧ»), Худякову А.С., Худякову С.А., Губченко Н.И., Лоскутову Н.П., Маркину А.П., Тринееву С.П., Чистову В.В., Яндарбаеву Б.А., Спесивцеву В.Н., Артемьеву А.Н., Калашникову А.Я., Зинченко И.Н., Рябинину Н.Г., Глазневой О.В., Лоскутову Д.Н., Власенко Ю.В., Малчевскому С.А. о ликвидации СКПК «ЛУЧ».
В соответствии с определением Бобровского районного суда Воронежской области от 17.10.2016 административное исковое заявление было принято к производству суда.
В соответствии с определением Бобровского районного суда Воронежской области от <дата> производство по административному делу прекращено по п. 5 ч. 1 ст. 194 КАС РФ в части требований Отделения Воронеж к ФИО21 о ликвидации СКПК «ЛУЧ».
Согласно административного искового заявления административный истец просит суд вынести решение о ликвидации СКПК «ЛУЧ», возложив обязанность по осуществлению ликвидации СКПК «ЛУЧ» на его учредителей, по тем основаниям, что кооператив грубо и неоднократно нарушил нормы действующего законодательства, что препятствует осуществлению Банком России возложенных на него контрольных и надзорных функций в области финансовых рынков и достижению целей регулирования, контроля и надзора за некредитными финансовыми организациями.
В судебном заседании представитель административного истца заявленные требования поддержала и просила суд удовлетворить административный иск по основаниям в нём указанным.
Административные ответчики Чистов В.В., Яндарбаев Б.А., Лоскутов Д.Н., Лоскутов Н.П. и Спесивцев В.Н. в судебном заседании полагали необходимым удовлетворить заявленные административным истцом требования.
Административные ответчики СКПК «ЛУЧ», Худяков А.С., Худяков С.А., Губченко Н.И., Маркин А.П., Тринеев С.П., Калашников А.Я., Зинченко И.Н., Рябинин Н.Г., Глазнева О.В., Власенко Ю.В., Малчевский С.А. в судебное заседание не явились, своих представителей не направили, о месте и времени рассмотрения дела извещены судом надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявили.
Заинтересованное лицо в судебное заседание своего представителя не направила, о месте и времени рассмотрения дела извещена судом надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщила, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявила.
При указанных обстоятельствах, с учётом положений ч. 4 ст. 263 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения административного дела надлежащим образом.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, исследовав представленные письменные доказательства, находит заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу п. 9.1 ст. 4, ст. 76.5 Федерального закона от <дата> № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) (далее - Закон о Центральном банке) Банк России осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами, проводит проверки деятельности некредитных финансовых организаций, направляет некредитным финансовым организациям обязательные для исполнения предписания, а также применяет к некредитным финансовым организациям предусмотренные федеральными законами иные меры.
Согласно п. 17 ст. 76.1 Закона о Центральном банке лица, осуществляющие деятельность сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, признаются некредитными финансовыми организациями.
Частью 13 ст. 40.1 Федерального закона от <дата> <номер>-Ф3 «О сельскохозяйственной кооперации» (далее - Закон <номер>-Ф3) предусмотрено, что регулирование деятельности кредитных кооперативов, союзов (ассоциаций) и иных объединений кредитных кооперативов осуществляется Банком России.
В соответствии с п. 2 Приказа Центрального банка Российской Федерации (Банка России) от <дата> № ОД-3565 «О распределении обязанностей по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации саморегулируемыми организациями кредитных потребительских кооперативов, микрофинансовыми организациями, ломбардами, кредитными потребительскими кооперативами, сельскохозяйственными кредитными потребительскими кооперативами, жилищными накопительными кооперативами в Банке России» контроль и надзор за сельскохозяйственными кредитными потребительскими кооперативами осуществляют территориальные учреждения Банка России на подведомственных им территориях.
Частью 1 ст. 40.2 Закона <номер>-Ф3 предусмотрено, что в отношении сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов Банк России осуществляет, в том числе, следующие полномочия: издает в пределах своей компетенции нормативные акты, регулирующие деятельность кредитных кооперативов; ведет государственный реестр кредитных кооперативов на основе сведений, полученных от уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, в соответствии с порядком, установленным Банком России; осуществляет надзор за выполнением кредитными кооперативами требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и нормативными актами Банка России; запрашивает в едином государственном реестре юридических лиц информацию о кредитном кооперативе; дает кредитному кооперативу в порядке, установленном нормативными актами Банка России, обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений; вправе обращаться в суд с заявлением о ликвидации кредитного кооператива в случае: неоднократного неисполнения в течение одного года кредитным кооперативом предписания об устранении выявленных нарушений в установленный Банком России срок; однократного неисполнения в течение одного года кредитным кооперативом предписания Банка России о запрете кредитному кооперативу осуществлять привлечение займов от членов кредитного кооператива, ассоциированных членов кредитного кооператива, прием в кредитный кооператив новых членов и выдачу займов до устранения нарушений или до прекращения обстоятельств, послуживших основанием для направления предписания о соответствующем запрете; неоднократного в течение одного года нарушения кредитным кооперативом настоящего Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных актов Банка России.
Согласно сведениям о юридическом лице, размещенным на сайте ФНС России (www.nalog.ru), по состоянию на дату составления настоящего административного искового заявления СКПК «ЛУЧ» (ОГРН 1063652009453, ИНН 3602008740, адрес/место нахождения: 397731, <адрес>) является действующим юридическим лицом.
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы <номер> по <адрес> на основании запроса Отделения Воронеж представлены документы (копии учредительных документов), согласно которым СКПК «ЛУЧ» зарегистрирован в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) <дата>. Членами (учредителями) СКПК «ЛУЧ» на момент его создания являлись 16 физических лиц: ФИО7, ФИО8, ФИО2, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО14, ФИО13, ФИО21, ФИО15, ФИО3, ФИО16, ФИО22, ФИО17, ФИО4 (л.д. 68-80).
Согласно протоколу <номер> от <дата> общего собрания учредителей (пайщиков) СКПК «ЛУЧ» в состав членов СКПК «ЛУЧ» включен ФИО23(л.д. 66).
В результате осуществления надзора за деятельностью СКПК «ЛУЧ» Отделением Воронеж установлен факт неоднократного в течение одного года нарушения СКПК «ЛУЧ» требований Закона <номер>-Ф3. В частности, согласно ч. 3 ст. 40.2 Закона <номер>-Ф3 кредитный кооператив ежеквартально самостоятельно или через объединения кредитных кооперативов, саморегулируемые организации кредитных кооперативов обязан представлять в Банк России документы, содержащие отчет о своей деятельности и бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Кредитный кооператив ежегодно самостоятельно или через объединения кредитных кооперативов, саморегулируемые организации кредитных кооперативов обязан представлять в Банк России документы, содержащие отчет о персональном составе своих руководящих органов, а в случае изменения в составе своих руководящих органов обязан представлять указанный отчет не позднее чем в течение пятнадцати дней после таких изменений. Формы, сроки и порядок составления и представления кредитным кооперативом указанных документов устанавливаются Банком России.
Пунктами 3, 4 Указания Банка России от <дата> <номер>-У «О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России документов, содержащих отчет о деятельности сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива и отчет о персональном составе руководящих органов сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива» предусмотрено, что отчет о деятельности сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива (далее - отчет о деятельности) представляется: за первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года не позднее 30 календарных дней по окончании отчетного периода; за календарный год в два этапа - не позднее 30 календарных дней по окончании календарного года и не позднее 115 календарных дней по окончании календарного года. Отчет о персональном составе руководящих органов сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива представляется по окончании календарного года, а также в случае изменения сведений, содержащихся в отчете о персональном составе, не позднее 15 календарных дней после окончания отчетного года или даты изменения сведений.
Указанием Банка России от <дата> <номер>-У «О порядке взаимодействия Банка России с некредитными финансовыми организациями и другими участниками информационного обмена при использовании ими информационных ресурсов Банка России, в том числе личного кабинета, а также порядке и сроках направления другими участниками информационного обмена уведомления об использовании или уведомления об отказе от использования личного кабинета» предусмотрено, что некредитные финансовые организации направляют в Банк России отчетность, документы (информацию), сведения, осуществляют иные права и обязанности, установленные законодательством Российской Федерации, а также получают от Банка России документы, в том числе запросы, требования (предписания) Банка России, в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью юридического лица или физического лица (далее - УКЭП), посредством использования информационных ресурсов, а именно: посредством использования индивидуального раздела на сайте Банка России, доступ к которому осуществляется по защищенному соединению (личный кабинет).
В нарушение указанных требований СКПК «ЛУЧ» не зарегистрировал личный кабинет на сайте Банка России, не представил отчет о деятельности за 2015 год (первый и второй этап представления), отчет о персональном составе по окончании 2015 года, отчет о деятельности за первый квартал 2016 года (л.д. 31).
Кроме того, п.п. 1, 4, 7 Указания Банка России от <дата> <номер>-У «Об отчетности некредитных финансовых организаций об операциях с денежными средствами» предусмотрено, что отчетность об операциях с денежными средствами составляется, в том числе сельскохозяйственными кредитными потребительскими кооперативами, начиная с отчетности за сентябрь 2015 года (л.д. 31).
Микрофинансовые организации, кредитные потребительские кооперативы, в том числе сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы, ломбарды, предоставившие за квартал займы на сумму менее 7500 тысяч рублей, до <дата> представляют отчетность об операциях с денежными средствами за отчетные месяцы следующего квартала по запросу Банка России в срок и за период, указанный в запросе Банка России. С <дата> (начиная с отчетности за февраль 2016 года) отчетность об операциях с денежными средствами представляется указанными организациями в соответствии с п. 4 настоящего Указания (ежемесячно).
В нарушение указанных требований СКПК «ЛУЧ» не представил в Банк России отчетность об операциях с денежными средствами за февраль, март, апрель, май 2016 года (л.д. 31).
Данные обстоятельства свидетельствуют о грубом и неоднократном нарушении СКПК «ЛУЧ» ч. 3 ст. 40.2 Закона <номер>-Ф3 и принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России, что препятствует осуществлению Банком России возложенных на него контрольных и надзорных функций в области финансовых рынков и достижению целей регулирования, контроля и надзора за некредитными финансовыми организациями, определённых ст. 76.1 Закона о Центральном банке.
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 40.2 Закона <номер>-Ф3 Банк России вправе обращаться в суд с заявлением о ликвидации кредитного кооператива в случае неоднократного в течение одного года нарушения кредитным кооперативом настоящего Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных актов Банка России.
Таким образом, судом установлены случаи нарушений СКПК «ЛУЧ» действующего законодательства.
Указанные выше неоднократные нарушения СКПК «ЛУЧ» Закона <номер>-Ф3 и нормативных актов Банка России являются самостоятельным и достаточным основанием для инициирования Банком России процедуры ликвидации такого кредитного кооператива в судебном порядке.
В соответствии с пп. 3 п. 3 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа, которому право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
На основании п. 5 ст. 61 ГК РФ решением суда обязанность по совершению действий по ликвидации кредитного кооператива может быть возложена на его учредителей (участников).
В этой связи требование в части возложения обязанности по осуществлению процедур ликвидации предъявляются к известным в настоящее время учредителям (участникам).
Для государственной регистрации ликвидации юридического лица необходимо прохождение процедуры ликвидации юридического лица в соответствии с требованиями ст.ст. 62-64 ГК РФ. Поскольку сведения об административных ответчиках ФИО7, ФИО8, ФИО2, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО14, ФИО13, ФИО15, ФИО3, ФИО16, ФИО6, ФИО17, ФИО4, ФИО5 как об учредителях (участниках) СКПК «ЛУЧ», внесённые в ЕГРЮЛ никем из них не оспорены, суд считает необходимым возложить обязанность прохождения процедуры ликвидации на административных ответчиков, как учредителей (участников) СКПК «ЛУЧ».
Регламентированный положениями ГК РФ порядок ликвидации юридического лица не устанавливает сроки, ограничивающие осуществление ликвидационных процедур, положения Закона <номер>-Ф3 также не устанавливают сроки осуществления ликвидации.
Согласно ч. 2 ст. 178 КАС РФ также при необходимости устанавливается порядок и срок исполнения решения.
При таких обстоятельствах требование о возложении обязанности по осуществлению ликвидации СКПК «ЛУЧ» на его учредителей (участников) в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу, также следует удовлетворить.
Для выполнения ликвидационных процедур административный истец считает достаточным предоставление учредителям (участникам) шестимесячного срока.
В соответствии со ст. 114 КАС РФ, п. 8 ч. 1 ст. 333.20 НК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой административный истец освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскивается с административного ответчика, не освобожденного от ее уплаты.
На основании изложенного, суд считает необходимым взыскать с административных ответчиков Худякова А.С., Худякова С.А., Губченко Н.И., Лоскутова Н.П., Маркина А.П., Тринеева С.П., Чистова В.В., Яндарбаева Б.А., Спесивцева В.Н., Калашникова А.Я., Зинченко И.Н., Рябинина Н.Г., Глазневой О.В., Лоскутова Д.Н., Власенко Ю.В., Малчевского С.А. пропорционально, в равных долях, государственную пошлину в доход местного бюджета, размер которой в соответствии со ст. 333.19 Налогового кодекса РФ составляет в общей сложности 2000 рублей, а для каждого из административных ответчиков по 125 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 174-180, 264-265 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
административное исковое заявление Центрального банка Российской Федерации в лице отделения по Воронежской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу (Отделение Воронеж) к сельскохозяйственному кредитному потребительскому кооперативу «ЛУЧ», ФИО7, ФИО8, ФИО2, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО14, ФИО13, ФИО15, ФИО3, ФИО16, ФИО6, ФИО17, ФИО4, ФИО5 о ликвидации сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива «ЛУЧ», удовлетворить.
Ликвидировать сельскохозяйственный кредитный потребительский кооператив «ЛУЧ» (ОГРН <номер>, место нахождения: 397731, <адрес>), исключить данные о нём из Единого государственного реестра юридических лиц.
Обязать сельскохозяйственный кредитный потребительский кооператив «ЛУЧ» произвести все необходимые действия, связанные с его ликвидацией в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
Возложить обязанности по осуществлению ликвидации сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива «ЛУЧ» на учредителей (участников): ФИО7, ФИО8, ФИО2, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО14, ФИО13, ФИО15, ФИО3, ФИО16, ФИО6, ФИО17, ФИО4 и ФИО5.
Взыскать с ФИО7 (<дата> года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>А) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 125 (сто двадцать пять) рублей.
Взыскать с ФИО8 (<дата> года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>А) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 125 (сто двадцать пять) рублей.
Взыскать с ФИО2 (<дата> года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 125 (сто двадцать пять) рублей.
Взыскать с ФИО9 (<дата> года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>А) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 125 (сто двадцать пять) рублей.
Взыскать с ФИО17 (<дата> года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>А) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 125 (сто двадцать пять) рублей.
Взыскать с ФИО10 (<дата> года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 125 (сто двадцать пять) рублей.
Взыскать с ФИО11 (<дата> года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 125 (сто двадцать пять) рублей.
Взыскать с ФИО12 (<дата> года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 125 (сто двадцать пять) рублей.
Взыскать с ФИО14 (<дата> года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>Т) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 125 (сто двадцать пять) рублей.
Взыскать со ФИО13 (<дата> года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 125 (сто двадцать пять) рублей.
Взыскать с ФИО15 (<дата> года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>ёжная, <адрес>) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 125 (сто двадцать пять) рублей.
Взыскать с ФИО3 (<дата> года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 125 (сто двадцать пять) рублей.
Взыскать с ФИО16 (<дата> года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 125 (сто двадцать пять) рублей.
Взыскать с ФИО6 (<дата> года рождения, уроженки <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>А) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 125 (сто двадцать пять) рублей.
Взыскать с ФИО4 в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 125 (сто двадцать пять) рублей.
Взыскать с ФИО5 (<дата> года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>А) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 125 (сто двадцать пять) рублей.
Копию решения направить лицам, участвующим в деле, не присутствовавшим в судебном заседании.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца в Воронежский областной суд через Бобровский районный суд <адрес>.
Председательствующий судья Д.А. Майоров