дело №2-3648/15
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Емельяново 03 сентября 2015 года
Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Горбачевой Е.Н.
при секретаре – Рудикове С.Н.
с участием прокурора Свириденко С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прусский В.Н. о признании незаконными действий (бездействия) Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов <адрес> Совета депутатов по одномандатному избирательному округу № по непринятию мер к выявлению и запрету распространения листовки в поддержку кандидата Подус Л.В.,
У С Т А Н О В И Л:
Прусский В.Н. обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов <адрес> Совета депутатов <адрес> пятого созыва по одномандатному избирательному округу № по непринятию мер к выявлению и запрету распространения листовки в поддержку кандидата в депутаты по одномандатному избирательному округу № Подус Л.В.
Требования мотивированы тем, что решением окружной избирательной комиссии по выборам депутатов <адрес> Совета депутатов по одномандатному избирательному округу № от ДД.ММ.ГГГГ № Подус Л.В. зарегистрирована кандидатом в депутаты <адрес> Совета депутатов по одномандатному избирательному округу № В поддержку данного кандидата была выпущена листовка, в которой содержится фраза, что поддерживая кандидатов «Единой России», вы поддерживаете политику руководства страны и <адрес> ФИО5 на развитие страны и Красноярья, на движение вперед; Команде Губернатора – народную поддержку! Считает, что данный агитационный материал содержит нарушение действующего законодательства, является оскорбительным для других кандидатов, поскольку информационные материалы, размещаемые в средствах массовой информации, или распространяемые иным способом, должны быть объективными, достоверными, не должны нарушать равенства кандидатов. При этом избирательная комиссия в силу требований закона должна контролировать соблюдение установленного порядка проведения предвыборной агитации, принимать меры по устранению допущенных нарушений.
В судебное заседание заявитель Прусский В.Н. не явился, был извещен надлежащим образом.
В судебном заседании Подус Л.В. и ее представитель ФИО6 (действующий по устному ходатайству) возражали против удовлетворения заявленных требований, поскольку изготовление материала оплачено из средств избирательного фонда кандидата Подус Л.В. Кандидат самостоятельно определяет содержание своей предвыборной агитации, избирательная комиссия не вправе вмешиваться, давать оценку лозунгу кандидата.
Представитель Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов <адрес> Совета депутатов пятого созыва по одномандатному округу № ФИО7 (действующий по доверенности) в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, пояснив суду, что нарушений со стороны Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов <адрес> Совета депутатов пятого созыва по одномандатному округу № не было. Присутствующие на оборотной стороне листовки фотографические изображения лидеров списка партии «Единая Россия» в <адрес> ФИО8, ФИО12., ФИО9 с указанием биографических данных, подтверждены представленными в избирательную комиссию согласиями названных лиц на использование их изображений на листовке. Приведенные заявителем основания, касающиеся содержания листовки, правонарушающими не являются.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего требования заявителя не подлежащими удовлетворению, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 259 ГПК РФ избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.
Согласно ст. 44 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» информационное обеспечение выборов и референдумов включает в себя информирование избирателей, участников референдума, предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума и способствует осознанному волеизъявлению граждан, гласности выборов и референдумов.
Так, в силу ст.45 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» содержание информационных материалов, размещаемых в средствах массовой информации или распространяемых иным способом, должно быть объективным, достоверным, не должно нарушать равенство кандидатов, избирательных объединений. В информационных теле- и радиопрограммах, публикациях в периодических печатных изданиях сообщения о проведении предвыборных мероприятий, мероприятий, связанных с референдумом, должны даваться исключительно отдельным информационным блоком, без комментариев. В них не должно отдаваться предпочтение какому бы то ни было кандидату, избирательному объединению, инициативной группе по проведению референдума, иной группе участников референдума, в том числе по времени освещения их предвыборной деятельности, деятельности, связанной с проведением референдума, объему печатной площади, отведенной для таких сообщений.
В соответствии со ст. 48 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», регулирующих вопросы предвыборной агитации, агитация по вопросам референдума, граждане Российской Федерации, общественные объединения вправе в допускаемых законом формах и законными методами проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума. Предвыборной агитацией, осуществляемой в период избирательной кампании, признаются: а) призывы голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов либо против него (них); б) выражение предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению, в частности указание на то, за какого кандидата, за какой список кандидатов, за какое избирательное объединение будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения в соответствии с пунктом 2 статьи 46 настоящего Федерального закона); в) описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен или не будет допущен к распределению депутатских мандатов; г) распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с позитивными либо негативными комментариями; д) распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей; е) деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов.
Кандидат, избирательное объединение, инициативная группа по проведению референдума самостоятельно определяют содержание, формы и методы своей агитации, самостоятельно проводят ее, а также вправе в установленном законодательством порядке привлекать для ее проведения иных лиц. Расходы на проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума осуществляются исключительно за счет средств соответствующих избирательных фондов, фондов референдума в установленном законом порядке. Агитация за кандидата, избирательное объединение, оплачиваемая из средств избирательных фондов других кандидатов, избирательных объединений, запрещается.
В соответствии со ст. 56 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», предусматривающей ограничения при проведении предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, предвыборные программы кандидатов, избирательных объединений, иные агитационные материалы (в том числе размещаемые в информационно-телекоммуникационных сетях, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, включая сеть "Интернет"), выступления кандидатов и их доверенных лиц, представителей и доверенных лиц избирательных объединений, представителей инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума, граждан на публичных мероприятиях, в средствах массовой информации (в том числе размещаемые в информационно-телекоммуникационных сетях, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, включая сеть "Интернет") не должны содержать призывы к совершению деяний, определяемых в статье 1 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (далее - Федеральный закон "О противодействии экстремистской деятельности") как экстремистская деятельность, либо иным способом побуждать к таким деяниям, а также обосновывать или оправдывать экстремизм. Запрещается агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную рознь, унижающая национальное достоинство, пропагандирующая исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, а также агитация, при проведении которой осуществляются пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени их смешения. Не может рассматриваться как разжигание социальной розни агитация, направленная на защиту идей социальной справедливости. При проведении предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума также не допускается злоупотребление свободой массовой информации в иных, чем указанные в пункте 1 настоящей статьи, формах. Запрещается агитация, нарушающая законодательство Российской Федерации об интеллектуальной собственности.
Согласно ч. 7 ст. 54 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» комиссии контролируют соблюдение установленного порядка проведения предвыборной агитации, агитации при проведении референдума и принимают меры по устранению допущенных нарушений. В случае распространения подложных печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов, распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов с нарушением требований указанных пунктов 2-6, 8 и 10 статьи 54 настоящего Федерального закона, соответствующая комиссия обязана обратиться в правоохранительные органы, суд, орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций, с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности, об изъятии незаконных агитационных материалов и о привлечении организации телерадиовещания, редакции периодического печатного издания, их должностных лиц, иных лиц к ответственности в соответствии с законодательством
Российской Федерации. Правоохранительные и иные органы обязаны принимать меры по пресечению противоправной агитационной деятельности, предотвращению изготовления подложных и незаконных предвыборных печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов и их изъятию, устанавливать изготовителей указанных материалов и источник их оплаты, а также незамедлительно информировать соответствующую избирательную комиссию, комиссию референдума о выявленных фактах и принятых мерах.
Как следует из п. 34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.03.2011 № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» – Федеральным законом от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ установлено, что информационное обеспечение выборов и референдумов включает в себя информирование избирателей, участников референдума и предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума (статья 44, пункты 2 и 5 статьи 45, пункты 1 и 5 статьи 50). Учитывая это, судам необходимо разграничивать деятельность организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, по информированию избирателей, участников референдума от использования средств массовой информации для предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума.
В отличие от агитации информирование не имеет цели побудить голосовать за определенных кандидатов, списки кандидатов или против него (них), поддержать инициативу проведения референдума либо отказаться от такой поддержки, голосовать либо отказаться от голосования на референдуме, поддержать или отвергнуть вынесенный на референдум вопрос. Организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, не лишены права высказывать свое мнение, давать комментарии по поводу проведения избирательной кампании, кампании референдума, но только за пределами информационных блоков. Оценивая действительный характер сообщений о предвыборных мероприятиях, мероприятиях, связанных с референдумом, надлежит выяснять совокупность всех факторов, характеризующих степень распространения и воздействия на избирателей, участников референдума информационного материала или сообщения о проведении предвыборных мероприятий, мероприятий, связанных с проведением референдума. В частности, следует учитывать вид средства массовой информации, род теле- или радиопрограммы (информационная, информационно-аналитическая, общественно-политическая, авторская и т.п.), форму изложения материала и его характер (нейтральный, позитивный или негативный), уровень информативности, содержание выступления (сообщения) лиц, представляющих избирательное объединение, и лиц, приглашенных на предвыборное мероприятие.
Из материалов дела следует, что в поддержку кандидата Подус Л.В., которая решением окружной избирательной комиссии по выборам депутатов <адрес> Совета депутатов по одномандатному избирательному округу № от ДД.ММ.ГГГГ № зарегистрирована кандидатом в депутаты <адрес> Совета депутатов по одномандатному избирательному округу №, была выпущена листовка, в которой содержится фраза, что поддерживая кандидатов «Единой России», вы поддерживаете политику руководства страны и <адрес> ФИО5 на развитие страны и Красноярья, на движение вперед; Команде Губернатора – народную поддержку!
Указанная листовка изготовлена по заказу ООО «Издательство Поликор», <адрес>, ИНН №, оплачена на пропорциональной основе из средств избирательного фонда избирательного объединения «Красноярское региональное отделение Всероссийской политической партии «Единая Россия» и кандидата в депутаты <адрес> Совета депутатов по одномандатному избирательному округу № Подус Л.В., что свидетельствует о полноте и достаточности приведенной информации.
Также одновременно с предоставлением экземпляра агитационного материала в избирательную комиссию были предоставлены согласия использовать свое изображение на листовке лидеров списка партии «Единая Россия» в <адрес> ФИО8, Луц М.Г., ФИО9, что отвечает требованиям, указанным в п. 9 ст. 48 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Изображений ФИО10, ФИО5 в агитационной материале не приводится, равно как и не приводятся высказывания указанных лиц о кандидате Подус Л.В.
Доводы заявителя, что не смотря на то, что в листовках нет изображения ФИО10 и ФИО5, но используется их образ в предвыборной агитации, формирующий у избирателя устойчивое мнение, что эти лица лично поддерживают кандидата Подус Л.В., объективного подтверждения в ходе судебного разбирательства не нашли.
Фразы, что поддерживая кандидатов «Единой России», вы поддерживаете политику руководства страны и <адрес> ФИО5 на развитие страны и Красноярья, на движение вперед; а также, что Команде Губернатора – народную поддержку!, являются способом агитации, избранным кандидатом. В существо агитационных лозунгов избирательная комиссия не может вмешиваться, если они не противоречат ограничениям, установленным ст. 56 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», т.е. не содержат призывы к экстремистской деятельности, либо иным способом побуждают к таким деяниям, обосновывают или оправдывают экстремизм, не возбуждают социальную, расовую, национальную или религиозную рознь, унижающая национальное достоинство, не пропагандируют исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, не осуществляется пропаганда и демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени их смешения.
В этой связи судом не усматривается оснований для возложения на избирательную комиссию обязанности отреагировать на указанный агитационный материл, путем его изъятия, воспрепятствования его распространению, поскольку все предъявляемые законом требования к нему, в части порядка и фонда его оплаты, указания выходных данных, наличия согласия используемых в материале физических лиц и др., были кандидатом в депутаты Подус Л.В. соблюдены. Само содержание агитационного материала также не противоречит требованиям закона.
В отличие от агитации, информирование не имеет цели побудить голосовать за определенных кандидатов, списки кандидатов или против него (них), поддержать инициативу проведения референдума либо отказаться от такой поддержки, голосовать либо отказаться от голосования на референдуме, поддержать или отвергнуть вынесенный на референдум вопрос. Данная листовка не является информацией и бесспорно относится к агитационным материалам, содержание, формы и методы, которой по общему правилу определяются самим кандидатом.
При этом другой кандидат, который не согласен с позицией, изложенной в агитационном материале, не лишен возможности выступить с его опровержением, либо выпустить иной агитационный материал, раскрывающий свою кандидатуру, избирательное объединение, к которому он принадлежит, в положительном свете, также не противоречит закону и агитационный материал, который показывает иных кандидатов в отрицательном свете, поскольку согласно п. 2 ст. 48 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» агитацией является в том числе и распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с позитивными либо негативными комментариями; деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов. Соответственно в данном случае не нарушается принцип равенства кандидатов.
Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии оснований к признанию бездействия Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов <адрес> Совета депутатов по одномандатному избирательному округу № по непринятию мер к запрету распространения листовки в поддержку кандидата Подус Л.В., поскольку представленный последней агитационный материал не противоречит требованиям закона.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199, 259-261 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований Прусский В.Н. о признании незаконными действий (бездействия) Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов <адрес> Совета депутатов по одномандатному избирательному округу № по непринятию мер к выявлению и запрету распространения листовки в поддержку кандидата Подус Л.В., отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение пяти дней со дня его вынесения.
Мотивированное решение изготовлено 03.09.2015 г.
Председательствующий:
Копия верна:
Судья Емельяновского районного суда Е.Н. Горбачева