Дело № 2-4265/3-2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 мая 2014 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Маловой Н.Б.,
при секретаре Павловой Е.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Фетюлиной Н. Е. к Администрации Петрозаводского городского округа об обязании выдать разрешение на строительство индивидуального жилого дома,
у с т а н о в и л:
Исковые требования заявлены на том основании, что на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ истица приобрела у Туркиныа Г. Г.ча жилой дом, находящийся в <адрес>, расположенный на земельном участке площадью <данные изъяты> квадратных метров. Указанный земельный участок, но уже общей площадью <данные изъяты> квадратных метров приобретен истицей в собственность, о чем выдано свидетельство о праве собственности серии № от ДД.ММ.ГГГГ. Земельный участок обозначен, как категория земель населенных пунктов и предназначен для размещения индивидуального жилого дома (его эксплуатации). Никаких ограничений и обременений права зарегистрировано не было. В 2011 году истица обратилась в комитет управления муниципальным имуществом и землепользования при Администрации Петрозаводского городского округа с просьбой о подготовке градостроительного плана земельного участка для строительства индивидуального жилого дома по указанному выше адресу. Письмом от 23 августа 2011 года было отказано. Администрация мотивировала свой отказ, сославшись на п.7 ст.76 "Правил землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа" Утвержденных решением Петрозаводского городского Совета от 11.03.2010 N 26/38-771. 27 марта 2014 года истица повторно обратилась к Администрации Петрозаводского городского округа с аналогичным заявлением. Однако, в приеме заявления ей отказали, сославшись на ранее выданный отказ, и предложили обращаться в суд. Таким образом, отказ в выдаче разрешения на строительство жилого дома на земельном участке не является правомерным, поскольку я являюсь собственником указанного земельного участка и жилого дома. Разрешенное использование земельного участка эксплуатация и обслуживание жилого дома, что отражено в свидетельстве о праве собственности на земельный участок. На основании изложенного истица просила суд обязать Администрацию Петрозаводского городского округа выдать ей, Фетюлиной Н. Е., разрешение на строительство индивидуального жилого дома а земельном участке, расположенном в <адрес> кадастровый номер №
Определением судьи к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ОАО «РЖД».
Истица в судебном заседании заявленные требования поддержала, пояснила, что градостроительный план на земельный участок отсутствует, планирует построить новый дом.
Представитель Администрации Петрозаводского городского округа в судебное заседание не явился, извещен судом о времени и месте рассмотрения дела, представил письменный отзыв по существу требований.
Представитель третьего лица - Власова Я.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании пояснила, что участок истица находится за пределами полосы отвода железной дороги, однако в ее санитарной зоне.
Суд, заслушав пояснения истицы, представителя третьего лица, исследовав письменные материалы дела, считает заявленные требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Судом установлено, что истица является собственником земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, а также жилого дома, находящегося на указанном земельном участке.
Истица обращалась в Администрацию за утверждением градостроительного плана земельного участка, однако письмом от 23.08.2011 года ей было отказано в утверждении такого плана.
27.03.2014 года истица повторно обратилась за выдачей градостроительного плана участка для строительства индивидуального жилого дома.
Однако градостроительный план указанного участка так и не утвержден, отказ в выдаче такого плана истицей не оспаривался и не оспаривается.
Обращаясь в суд истица просит обязать Администрацию выдать ей разрешение на строительство индивидуального жилого дома на принадлежащем ей участке. Однако, как пояснила Администрация в представленном отзыве, в Администрацию с таким заявлением истица не обращалась.
Согласно ст. 2 Градостроительного кодекса РФ (далее – ГрК РФ) законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципах, в том числе таких, как обеспечение устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования; обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности; осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории; участие граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечение свободы такого участия и т.д.
К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относится в том числе: подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городских округов; утверждение правил землепользования и застройки городских округов; утверждение подготовленной на основе документов территориального планирования городских округов документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ; выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов и др.
Требования к подготовке и содержанию градостроительного плана определены в ст. 44 и 46 ГрК РФ. Так подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам. Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа. Форма градостроительного плана земельного участка устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. 17 ст. 46 ГрК РФ в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 ст. 46 ГрК РФ, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.
Оснований для отказа в утверждении и выдаче градостроительного плана ГрК РФ не содержит.
В соответствии с п. 1 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ.
Согласно ч.7 ст.51 ГрК РФ В целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в орган местного самоуправления. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство заявителем должны быть представлены документы, обозначенные в ст. 51 ГрК РФ, в том числе одним из таких документов является градостроительный план земельного участка и другие документы.
В соответствии с п.11 ст. 51 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления, в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: 1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; 2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям; 3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
В соответствии с п. 13 ст.51 ГрК РФ орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 ст. 51 ГрК РФ, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Судом было установлено что истица в Администрацию с заявлением о выдаче разрешения на строительство не обращалась, градостроительный план участка не утвержден.
Учитывая, что истицей заявлены требования в исковом порядке, то в целях удовлетворения заявленных требований о понуждении Администрации к выдаче разрешения на строительство обоснованность получения такого разрешения должна быть оценена судом. Однако при отсутствии указанного градостроительного плана земельного участка дать оценку обоснованности выдачи разрешения на строительство конкретного объекта, соответствия параметров строящегося объекта сведениям градостроительного плана не представляется возможным. Кроме того истицей не соблюден заявительный порядок выдачи такого разрешения посредством обращения в Администрацию Петрозаводского городского округа.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 12, 55, 56, 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Заявленные требования оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.Б.Малова
Мотивированное решение изготовлено 14 мая 2014 года.