№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Краснокамск ДД.ММ.ГГГГ
Краснокамский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Шабуниной К.С.,
при секретаре Фроловой О.В.,
с участием представителя истца по доверенности Бойко П.В.,
представителя ответчика по доверенности Болдина Я.Л.,
прокурора Сибиряковой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Краснокамского городского суда гражданское дело по иску Гилева Михаила Афанасьевича к Администрации Краснокамского городского поселения о возложении обязанности на ответчика заключить соглашение о выкупе жилого помещения в связи с изъятием земельного участка для муниципальных нужд,
у с т а н о в и л :
Истец является собственником жилого помещения – комнаты в трехкомнатной квартиры на первом этаже двухэтажного деревянного дома, расположенной по адресу: <адрес> которое признано аварийным и подлежащим сносу. Краснокамским отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, проведена государственная регистрация решения об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд путем выкупа..
Истец обратился в суд с иском о возложении обязанности на ответчика заключить соглашение о выкупе жилого помещения, а также об установлении выкупной цены принадлежащей ему квартиры в размере 452 000 рублей. Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ ответчик принял постановление № о сносе аварийного дома и о расселении граждан дома в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Истец имеет право на выкуп жилого помещения с учетом его рыночной стоимости. Согласно отчету о рыночной стоимости квартиры и земельного участка, стоимость жилого помещения составляет 452 000 рублей. Истец имеет право требовать выкупа занимаемого жилого помещения, так как Межведомственная комиссия приняла решение о том, что указанный жилой дом представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине аварийного состояния. Поскольку дом по <адрес> признан аварийным, его следует снести в разумный срок, поэтому земельный участок подлежит изъятию для муниципальных нужд.
Истец о времени и месте рассмотрения дела извещен. Просил рассмотреть дело в свое отсутствие с участием представителя по доверенности.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Бойко П.В. исковые требования поддерживал по доводам, изложенным в заявлении. Представитель ответчика по доверенности Болдина Я.Л. с заявленными требованиями не согласилась, пояснила, что согласно ст. 32 ЖК РФ условия определяются соглашением сторон. Администрация Краснокамского городского поселения не уклоняется от исполнения соглашения. Срок расселения сторонами определен до конца 2018 года, срок не истек.
Прокурор в заключении указала, что оснований для удовлетворения иска не имеется.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Статья 40 Конституции РФ, гарантирующая каждому гражданину право на жилище, запрещает произвольное лишение граждан их жилища.
Часть 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации предусматривает, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
В силу пункта 6 части 1 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
В соответствии с частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Частью 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (часть 2 указанной статьи).
Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику жилого помещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не установлено иное (часть 6 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (часть 8 указанной статьи).
в силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. При этом положения части 4 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.
Жилищным кодексом Российской Федерации не установлены правовые последствия признания в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции многоквартирного дома, в котором проживают не только собственники жилых помещений, но и наниматели жилых помещений по договору социального найма. Учитывая это, при рассмотрении споров, связанных с обеспечением жилищных прав собственников жилых помещений в таком многоквартирном доме, суд вправе исходя из норм части 1 статьи 7 Жилищного кодекса Российской Федерации о применении жилищного законодательства по аналогии применить к названным отношениям положения части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации об изъятии жилого помещения у собственника путем выкупа либо о предоставлении ему другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Судом установлено, что в собственности Гилева Михаила Афанасьевича находится комната в трехкомнатной квартире по адресу: <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м., на основании договора безвозмездной передачи жилья в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8).
Заключением Межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ на основании акта обследования помещения № от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу, жилые помещения в данном доме признаны непригодными для проживания, предложено собственникам жилых помещений дома за счет собственных средств осуществить снос аварийного дома (л.д. 12,13), о чем истцу от ДД.ММ.ГГГГ направлено извещение ответчиком.
Решением комиссии по жилищным вопросам администрации Краснокамского городского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ истец не признан малоимущим в целях признания нуждающимся в получении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма.
Согласно отчету об определении рыночной стоимости от ДД.ММ.ГГГГ, комната в 3-комнатной квартире, величина убытков, рыночная стоимость права требования компенсации за не произведенный капитальный ремонт комнаты, составляет в размере 452 000 рублей.
Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ администрации Краснокамского городского поселения утвержден график расселения до ДД.ММ.ГГГГ, ассигнований на выкуп не предусмотрено, при этом изъятие для муниципальных нужд предусмотрено до ДД.ММ.ГГГГ.Комитетом имущественных отношений подана заявке на участие в 2018 в программе «переселение граждан из аварийного жилого фонда», в перечень включен дом по адресу: <адрес>.
Если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, жилищные права собственника жилого помещения в таком доме обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, то есть путем выкупа изымаемого жилого помещения.
Во исполнение части 4 статьи 15 ЖК РФ, устанавливающей, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).
В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Решение о признании <адрес> аварийным и подлежащим сносу принято именно тем органом, к полномочиям которого относится решение данного вопроса в соответствии с вышеуказанным Положением, то есть – Межведомственной комиссией.
В соответствии с пунктом 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов. ("Обзор судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ).
Постановлением администрации Краснокамского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ установлены сроки изъятия жилых помещений для муниципальных нужд путем выкупа. Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ в постановление от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения – установлен срок исполнения до ДД.ММ.ГГГГ, что также входит в компетенцию данного органа местного самоуправления.
В соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47, к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 49).
В силу указанных норм определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 52 указанного Положения решение соответствующего федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке.
Решение об изъятии как земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, так и каждого жилого помещения в многоквартирном доме, не принималось, соглашение, определяющее возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия с собственниками не заключалось.
Вместе с тем,именно в компетенцию органа местного самоуправления входит определение срока отселения физических и юридических лиц в случае признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, жилищные права собственника жилого помещения в таком доме обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, т.е. путем выкупа изымаемого жилого помещения.
Если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, суд не вправе обязать органы государственной власти или местного самоуправления, обеспечить собственника изымаемого жилого помещения в таком доме другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.
Собственник жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном доме, если такой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности. Непринятие мер, определенных частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, длительное определение сроков отселения физических лиц из аварийного жилого фонда, не может служить безусловным основанием для удовлетворения судом требования
Порядок оспаривания соответствующих решений установлен главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Следовательно, решение органа местного самоуправления, включая и решение об определении срока сноса дома и срока отселения физических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, может быть оспорено гражданами в суде.
Само по себе решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений (статьи 85, 86 ЖК РФ), направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище, а потому не может рассматриваться в качестве решения, нарушающего права и свободы гражданина, создающего препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод либо возлагающего на него незаконно какие-либо обязанности (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года" (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.09.2009 года).
Согласно пункта 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В рассматриваемом случае обязанность ответчиков выкупить у истца его квартиру в установленном им размере не предусмотрена ни Гражданским кодексом Российской Федерации, ни другим законом, ни добровольно принятым обязательством, в связи с чем, правовых оснований для понуждения ответчиков к заключению соглашения о выкупе по заявленной истцом цене не имеется, поскольку вопросы выкупа и его условий, в связи с наличием спора, разрешаются судом. В данном случае такой способ разрешения спора как понуждение к заключению соглашения не соответствует закону, предусматривающему право органа местного самоуправления обратиться в суд с иском о выкупе жилого помещения.
При таких данных имеются правовые основания для отказа в удовлетворении искового требования
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении требований Гилева Михаила Афанасьевича к Администрации Краснокамского городского поселения о возложении обязанности на ответчика заключить соглашение о выкупе жилого помещения в связи с изъятием земельного участка для муниципальных нужд, отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Краснокамский городской суд, Пермского края, в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья К.С.Шабунина