Решение по делу № 2-3142/2019 ~ М-2000/2019 от 28.02.2019

Дело № 2 - 3142/2019 год

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 апреля 2019 года     г.Стерлитамак

Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Салиховой Э.М., с участием помощника прокурора Харрасовой А.М., при секретаре Усмановой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску исполняющего обязанности прокурора <адрес> Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Транспортная компания РБ» о признании незаконной деятельности по осуществлению пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах городского округа <адрес>, запрете осуществлять пассажирские перевозки автомобильным транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах городского округа <адрес> без свидетельства об осуществлении перевозок пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах городского округа <адрес>, выдаваемого органом местного самоуправления и карт маршрута по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах городского округа <адрес>, с использованием собственных транспортных средств, а также транспортных средств используемых на ином законном основании; к администрации городского округа <адрес> Республики Башкортостан о признании незаконным бездействия, выразившегося в ненадлежащем решении вопросов обеспечения безопасности дорожного движения и проведения мероприятий по организации безопасности дорожного движения в целях повышения его безопасности, создания условий1 для предоставления транспортных услуг населению и организацию транспортного обслуживания населения в границах городского округа <адрес>

У С Т А Н О В И Л:

Исполняющий обязанности прокурора <адрес> Республики Башкортостан обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к ООО «Транспортная компания РБ», администрации городского округа <адрес> с вышеуказанным иском, мотивируя тем, что прокуратурой <адрес> в ходе анализа состояния законности в сфере транспортной безопасности установлены факты осуществления ООО «Транспортная компания РБ» регулярных пассажирских перевозок на территории <адрес> без свидетельства об осуществлении перевозок пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом. ООО «Транспортная компания РБ» не имеет заключенных с администрацией городского округа <адрес> договоров на право осуществления пассажирских перевозок на территории городского округа.

В судебном заседании помощник прокурора Харрасова А.М. исковое заявление поддержала, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ООО «Транспортная компания РБ» по доверенности Савоськин М.И. в судебном заседании в удовлетворении иска возражал, суду пояснил, что в ведение администрации не входит проверка безопасности. У них имеется лицензия, которая соответствует требованиям. Прокурор пытается ограничить правоспособность юридического лица. Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ не регулирует безопасность пассажиров. Постановления в законную силу не вступили, обжалуются в арбитражном суде. Муниципальных маршрутов нет, а значит, карта маршрута не обязательна. Факт перевозок не подтверждает.

Представитель администрации городского округа <адрес> по доверенности Хабибуллин Р.Р. с иском согласен в части незаконности деятельности ООО «Транспортная компания РБ», в части признания незаконным бездействия администрации городского округа <адрес> возражает. Суду пояснил, что деятельность ООО «Транспортная компания РБ» незаконна, со стороны администрации бездействия не было, все необходимые меры приняты, муниципальные меры разработаны, свидетельство и договор с данной компании не заключались. Наличие лицензии не дает право осуществлять перевозку на территории городского округа <адрес>. водитель должен при себе иметь диагностическую карту, техосмотр, расписание движения, свидетельство. Согласованных маршрутов с ООО «Транспортная компания РБ» нет.

Представитель Западно-Уральского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по доверенности Павлова Т.Р. просит исковое заявление удовлетворить, суду пояснила, что ООО «Транспортная компания РБ» в конкурсе не участвовала ранее указанная организация имена наименование ООО «Транс-Лайн». При осмотре у водителей не было маршрутной карты.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 49 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.

Согласно ст. 789 ГК РФ Перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица. Договор перевозки транспортом общего пользования является публичным договором (статья 426).

На основании п. 7 ч. 1 ст. 16 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения городского округа относятся создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.

В соответствии со ст. 7 Закон Республики Башкортостан от 17.12.2008 № 77-з «Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на территории Республики Башкортостан» органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют организацию транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам в соответствии с положениями Федерального закона "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» муниципальные маршруты регулярных перевозок в границах одного городского поселения или одного городского округа устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего городского поселения или соответствующего городского округа.

В соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст.12 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ порядок установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок, межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок (в том числе порядок рассмотрения заявлений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, участников договора простого товарищества об установлении, изменении либо отмене данных маршрутов, а также основания для отказа в установлении либо изменении данных маршрутов, основания для отмены данных маршрутов) устанавливается с учетом положений настоящего Федерального закона в отношении муниципальных маршрутов регулярных перевозок - законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя либо муниципальными нормативными правовыми актами. Муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок считаются установленными или измененными соответственно со дня включения предусмотренных пунктами 1 - 11 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона сведений о данных маршрутах в реестры соответствующих маршрутов регулярных перевозок, со дня изменения предусмотренных пунктами 3 - 11 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона сведений о данных маршрутах в этих реестрах.

Согласно ч.ч. 1, 2, 3, 4 ст. 17 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ наряду с указанными в части 1 статьи 14 настоящего Федерального закона маршрутами регулярных перевозок уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления вправе устанавливать смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, муниципальные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам. Право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок. Карта муниципального маршрута регулярных перевозок, межмуниципального маршрута регулярных перевозок, смежного межрегионального маршрута регулярных перевозок выдается на каждое транспортное средство, используемое для регулярных перевозок по соответствующему маршруту. Допускается установление законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом требований к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, участникам договора простого товарищества, осуществляющим регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам.

В соответствии с ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления, установившими данные маршруты.

Согласно ч.2 ст.19 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок (далее - открытый конкурс) при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: данное свидетельство предназначено для осуществления регулярных перевозок по новому маршруту, за исключением маршрута, установленного в целях обеспечения транспортного обслуживания населения в условиях чрезвычайной ситуации; данное свидетельство предназначено для осуществления регулярных перевозок после прекращения действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, выданного без проведения открытого конкурса по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 3 настоящей статьи; в случае, если в соответствии со статьей 18 настоящего Федерального закона в отношении данного маршрута принято решение о прекращении регулярных перевозок по регулируемым тарифам и начале осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам; данное свидетельство предназначено для осуществления регулярных перевозок по измененному маршруту, в отношении которого в сроки, которые предусмотрены частью 3.1 статьи 12 или частью 8 статьи 13 настоящего Федерального закона, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или уполномоченный участник договора простого товарищества не обратились в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления с заявлением о продлении действия ранее выданных им свидетельств и карт данного маршрута на следующий срок в соответствии с принятым решением об изменении данного маршрута.

Частью 3 статьи 19 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ установлено, что без проведения открытого конкурса свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются в случае, если они предназначены для осуществления регулярных перевозок: после наступления обстоятельств, предусмотренных частью 10 статьи 24 либо пунктом 1, 2 или 7 части 1 статьи 29 настоящего Федерального закона, и до начала осуществления регулярных перевозок в соответствии с новым свидетельством об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, выданным по результатам проведения открытого конкурса. По обстоятельствам, предусмотренным частью 10 статьи 24 настоящего Федерального закона, выдача свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карт данного маршрута победителю открытого конкурса, признанного несостоявшимся, не допускается; по маршруту регулярных перевозок, установленному в целях обеспечения транспортного обслуживания населения в условиях чрезвычайной ситуации.

В соответствии с ч. 4 ст. 19 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ по результатам открытого конкурса свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты маршрута регулярных перевозок выдаются победителю этого конкурса, а в случае, если этот конкурс был признан не состоявшимся в связи с тем, что только одна заявка на участие в этом конкурсе была признана соответствующей требованиям конкурсной документации, - юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю или уполномоченному участнику договора простого товарищества, подавшим такую заявку на участие в открытом конкурсе.

Согласно ч. 5 ст. 19 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ по результатам открытого конкурса свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты маршрута регулярных перевозок выдаются на срок не менее чем пять лет в течение десяти дней со дня подтверждения участником открытого конкурса наличия у него транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе.

В соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. 21 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ предметом открытого конкурса является право на получение свидетельств об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок, межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок или смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок. Открытый конкурс проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления, установившими муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок или смежный межрегиональный маршрут регулярных перевозок (далее - организатор открытого конкурса).

На основании ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ ведение реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок осуществляется установившими данные маршруты уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя либо органом местного самоуправления.

Согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 27 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок оформляется на бланке или в виде электронной карты. Бланк свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок является документом строгой отчетности, защищенным от подделки.

В соответствии с ч.ч.1 и 2 ст.28 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ карта маршрута регулярных перевозок оформляется на бланке или в форме электронной карты. Бланк карты маршрута регулярных перевозок является документом строгой отчетности, защищенным от подделки.

В силу ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ по истечении тридцати дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона и до истечения ста восьмидесяти дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченные органы местного самоуправления, к компетенции которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесено ведение реестров маршрутов регулярных перевозок: организуют проверку указанных в части 1 настоящей статьи сведений, по результатам которой принимают решение о включении или об отказе во включении указанных сведений в соответствующие реестры; размещают на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" указанные в части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона сведения о маршрутах регулярных перевозок, которые установлены в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, действовавшими до дня официального опубликования настоящего Федерального закона, и включены в соответствующие реестры.

Таким образом, федеральным и республиканским законодательством организация транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам отнесена к исключительной компетенции органов местного самоуправления.

Порядок согласования и утверждения маршрута в рамках законодательно установленной компетенции органа местного самоуправления устанавливается органом местного самоуправления самостоятельно, в том числе посредством принятия муниципальными образованиями нормативных правовых актов.

Из материалов дела следует, что прокуратурой <адрес> в ходе анализа состояния законности в сфере транспортной безопасности установлены факты осуществления ООО «Транспортная компания РБ» регулярных пассажирских перевозок на территории <адрес> без свидетельства об осуществлении перевозок пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом.

Решением Совета городского округа <адрес> з от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования и городским наземным электрическим транспортом на муниципальных маршрутах регулярных перевозок на территории городского округа <адрес> Республики Башкортостан» утверждены:

- Положение об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования и городским наземным электрическим транспортом на муниципальных маршрутах регулярных перевозок на территории городского округа <адрес> Республики Башкортостан;

- Положение об организации остановок общественного транспорта на территории городского округа <адрес> Республики Башкортостан;

- Регулярные муниципальные маршруты пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования на территории городского округа <адрес> РБ;

- Порядок открытия новых, изменения и прекращения деятельности существующих регулярных муниципальных маршрутов пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования на территории городского округа <адрес> РБ;

- Положение о проведении конкурса на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по регулярным муниципальным маршрутам на территории городского округа <адрес>.

Таким образом, осуществление перевозок по несогласованным и не установленным администрацией городского округа <адрес> маршрутам на территории города не является осуществлением предоставления услуг по маршрутам регулярных перевозок и являются незаконным.

ООО «Транспортная компания РБ» не имеет заключенных с администрацией городского округа <адрес> договоров на право осуществления пассажирских перевозок на территории городского округа.

Наличие лицензии само по себе не является безусловным основанием для осуществления перевозок по муниципальным маршрутам.

Поскольку администрация городского округа <адрес> ООО «Транспортная компания РБ» разрешительные документы на маршруты не выдавала, договоры с ним не заключала, у администрации, согласно ч. 2 ст.39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 220-ФЗ не возникла обязанность по включению сведений заявителя в реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок городского округа <адрес> РБ и размещении в сети «Интернет» представленных ООО «Транспортная компания РБ» сведений о тринадцати маршрутах перевозки. В нарушение действующих правил установления и согласования муниципальных регулярных маршрутов, в отсутствие законных оснований, ООО «Транспортная компания РБ» произвольно установило соответствующие маршруты, тем самым, поставив под угрозу права и законные интересы неопределенного круга лиц по безопасности дорожного движения.

Факты осуществления ООО «Транспортная компания РБ» пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам на территории городского округа <адрес> подтверждаются: актами осмотров транспортных средств, используемых в целях осуществления перевозки пассажиров № от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, определениями о возбуждении дела об административном правонарушении и назначении административного расследования серии БО от ДД.ММ.ГГГГ, серии БО от ДД.ММ.ГГГГ, серии БО от ДД.ММ.ГГГГ, серии БО от ДД.ММ.ГГГГ, серии БО от ДД.ММ.ГГГГ, серии БО от ДД.ММ.ГГГГ, серии БО от ДД.ММ.ГГГГ, серии БО от ДД.ММ.ГГГГ, серии БО от ДД.ММ.ГГГГ, протоколами о наложении ареста на товары, транспортные средства и иные вещи АТ от ДД.ММ.ГГГГ, АТ от ДД.ММ.ГГГГ, АТ от ДД.ММ.ГГГГ, АТ от ДД.ММ.ГГГГ, АТ от ДД.ММ.ГГГГ, АТ от ДД.ММ.ГГГГ, АТ от ДД.ММ.ГГГГ, АТ от ДД.ММ.ГГГГ, АТ от ДД.ММ.ГГГГ, представленными результатами фотофиксации нарушений.

Лица, занимающиеся организацией и перевозкой пассажиров автотранспортом в городском округе <адрес> РБ, должны знать и выполнять, в том числе, решение Совета городского округа <адрес> з «Об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования и городским наземным электрическим транспортом на муниципальных маршрутах регулярных перевозок на территории городского округа <адрес> Республики Башкортостан».

Автобусный маршрут общего пользования представляет собой установленный и соответственно оборудованный путь следования автобусов между начальным и конечным пунктами.

Организация автобусных маршрутов общего пользования осуществляется администрацией городского округа <адрес> РБ.

Безопасность дорожного движения и пассажиров при осуществлении перевозок автобусами (микроавтобусами) на маршрутах городского поселения является одним из основных условий при организации пассажирских перевозок.

Право работы автобусов на маршруте подтверждается наличием лицензионной карточки, путевого листа, расписания движения, выданного оператором, за которым закреплен маршрут, и договором между перевозчиком и администрацией ГО <адрес> РБ.

Данная процедура проводится в целях обеспечения безопасности перевозок пассажиров автомобильным транспортом, полного удовлетворения потребностей населения в пассажирских автомобильных перевозках; обеспечения высокой культуры и качества обслуживания пассажиров; соблюдения требований законодательства о защите прав потребителей; соблюдения санитарно-гигиенических и экологических требований.

Кроме того, заключение договоров на выполнение пассажирских перевозок по маршрутам регулярного сообщения проводится на конкурсной основе в целях отбора перевозчиков, обеспечивающих лучшие условия перевозки пассажиров и багажа, и является способом регулирования транспортного обслуживания для удовлетворения потребностей населения в безопасных и своевременных перевозках.

Организация конкурса и заключение в последующем договора на осуществление регулярных маршрутных перевозок не направлены на недопущение, ограничение или устранение конкуренции. Каждый перевозчик, имеющий лицензию на право перевозки пассажиров, вправе принять участие в данном конкурсе. Конкурс носит открытый характер, не содержит каких-либо дискриминационных условий для претендентов либо ограничений на участие в нем.

В соответствии со ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

В силу ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» организация дорожного движения - это комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах.

Согласно ч. 1 ст. 20 названного Федерального закона юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения.

Частью 1 статьи 21 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» мероприятия но организации дорожного движения осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог.

Согласно п. 1 ст. 24 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства РФ о безопасности дорожного движения и международных договоров РФ.

Пунктом 62 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Приказом Минтранса России от 15.01.2014 № 7, предусмотрено, что субъект транспортной деятельности, осуществляющий регулярные перевозки пассажиров, обязан: 1) обеспечить каждого водителя следующими документами: путевым листом, расписанием (графиком) движения по маршруту регулярных перевозок, схемой маршрута с указанием опасных участков; 2) осуществлять при выполнении перевозок контроль соблюдения расписания (графика) движения и норм предельной вместимости транспортных средств, соответствия пути движения транспортных средств установленным маршрутам регулярных перевозок.

Поскольку деятельность лицензиата по перевозке пассажиров связана с эксплуатацией источников повышенной опасности, то при осуществлении такого вида деятельности предприниматель обязан неукоснительно соблюдать установленные законодательством требования и условия.

Исходя из изложенного, обязанность согласовывать маршруты со схемой движения и графиком движения законодателем возложена именно на лицо, осуществляющее деятельность по перевозке пассажиров, а не на разработчика маршрута.

Привлечение перевозчиков к выполнению регулярных перевозок пассажиров и багажа на городских, пригородных и межмуниципальных маршрутах осуществляется на основании договора об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа на городских, пригородных и межмуниципальных маршрутах, заключаемого перевозчиком с уполномоченным органом по результатам конкурсов на право заключения договора об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа на городских, пригородных и межмуниципальных маршрутах.

Обслуживание населения на городских, пригородных и межмуниципальных маршрутах включает, в частности, отбор перевозчиков для работы на маршрутах регулярных перевозок в соответствии с законодательством РФ, нормативными правовыми актами, и осуществление контроля за работой перевозчиков по соблюдению ими установленных норм и правил. Перевозчики допускаются к выполнению регулярных перевозок после заключения договоров с уполномоченным органом. Таким образом, осуществление перевозок пассажиров осуществляется лишь на основании заключенного договора и по результатам проведенного конкурсного отбора перевозчиков.

Кроме того, заключение договоров на выполнение пассажирских перевозок по маршруту регулярного сообщения проводится на конкурсной основе в целях отбора перевозчиков, обеспечивающих лучшие условия перевозки пассажиров и багажа, и является способом регулирования транспортного обслуживания для удовлетворения потребностей населения в безопасных и своевременных перевозках.

Организация конкурса и заключение в последующем договора на осуществление регулярных маршрутных перевозок не направлены на недопущение, ограничение или устранение конкуренции. Каждый перевозчик, имеющий, лицензию на право перевозки пассажиров, вправе принять участие в данном конкурсе. Конкурс носит открытый характер, не содержит каких-либо дискриминационных условий для претендентов либо ограничений на участие в нем.

Следовательно, отсутствие соответствующего договора является нарушением требований законодательства, устанавливающего в целях обеспечения наиболее безопасных условий перевозок, специальные критерии к перевозчикам, угрожает безопасности и может привести к причинению вреда лицам, пользующимися этими услугами, а также другим участникам дорожного движения.

Гражданским законодательством запрещено в любое время заниматься предпринимательской деятельностью с нарушением нормативных актов, установленных для данного вида деятельности.

Статья 10 ГК РФ устанавливает пределы осуществления гражданских прав. Так, пунктом 1 статья 10 ГК РФ предусмотрено, что не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Не допускается использование прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление положением на рынке.

В соответствии со ст. 784 ГК РФ перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

Согласно ст. 5 Федерального закона № 259-ФЗ от 08.11.2007 «Устав автомобильного транспорта» (далее - Устав автомобильного транспорта) перевозки пассажиров и багажа подразделяются на регулярные перевозки; перевозки по заказам; перевозки легковыми такси.

Уставом автомобильного транспорта и Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 № 112 (далее - Правила), установлены требования, предъявляемые к регулярным перевозкам и к перевозке пассажиров и багажа по заказу. Регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок (ст. 19 Устава автомобильного транспорта). В соответствии с разделом II Правил регулярные перевозки осуществляются по расписаниям. Расписание содержит интервалы отправления транспортных средств, в том числе по периодам времени суток, или временной график отправления транспортных средств от остановочного пункта. Проезд пассажиров по маршрутам регулярных перевозок осуществляется по билетам.

Перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставленным на основании договора фрахтования, заключенного в письменной форме (глава 4 Устава автомобильного транспорта). Транспортное средство, предоставляемое для перевозки пассажиров и багажа по заказу, оформляется табличками с надписью «Заказной», размещаемыми: а) над лобовым стеклом транспортного средства и (или) в верхней части лобового стекла; б) на правой стороне кузова по ходу транспортного средства; в) на заднем окне транспортного средства. Над лобовым стеклом и (или) на правой стороне кузова по ходу транспортного средства указывается краткое наименование фрахтовщика.

Таким образом, отличительными признаками регулярных перевозок от заказных являются: наличие публичного договора как основание перевозки, осуществление перевозки согласно установленному расписанию по маршруту регулярного сообщения в соответствии с паспортом маршрута, на основании разрешительных документов, выдаваемых уполномоченным органом в сфере организации регулярных пассажирских перевозок.

Таким образом, ООО «Транспортная компания РБ» оказывает услуги неопределенному кругу лиц без соблюдения требований законодательства, что может повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан, так как данная деятельность связана с использованием объектов повышенной опасности.

Отсутствие соответствующего свидетельства об осуществлении перевозок пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом на территории городского округа <адрес>, подлежащего выдаче органом местного самоуправления и маршрутных карт является нарушением требований законодательства, устанавливающего в целях обеспечения наиболее безопасных условий перевозок специальные критерии к перевозчикам, что угрожает безопасности и может привести к причинению вреда лицам, пользующимися этими услугами, а также другим участникам дорожного движения

На основании изложенного суд находит иск исполняющего обязанности прокурора к ООО «Транспортная компания РБ» обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В то же время требования иска к Администрации ГО <адрес> удовлетворению не подлежит, поскольку доказательств, свидетельствующих о том, что принятые администрацией меры явились недостаточными, либо опровергающих факт принятия данных мер, материалы дела, не содержат.

При таких обстоятельствах, требования исполняющего обязанности прокурора избранный способ защиты права, а именно путем признания недостаточными меры принимаемых администрацией городского округа <адрес>, по решению вопросов обеспечения безопасности дорожного движения и проведения мероприятий по организации дорожного движения в целях повышения его безопасности, создания условий для предоставления транспортных услуг населению и организацию обслуживания населения в границах городского округа <адрес>, не основаны на законе.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 45, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление исполняющего обязанности прокурора г.Стерлитамак Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Транспортная компания №1 РБ» - удовлетворить.

Признать незаконной деятельность общества с ограниченной ответственностью «Транспортная компания №1 РБ» по осуществлению пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах городского округа г.Стерлитамак.

Запретить обществу с ограниченной ответственностью «Транспортная компания №1 РБ» осуществлять пассажирские перевозки автомобильным транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах городского округа г.Стерлитамак без свидетельства об осуществлении перевозок пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах городского округа г.Стерлитамак, выдаваемого органом местного самоуправления и карт маршрута по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах городского округа г.Стерлитамак, с использованием собственных транспортных средств, а также транспортных средств используемых на ином законном основании.

В удовлетворении искового заявления исполняющего обязанности прокурора г.Стерлитамак РБ к администрации городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан о признании незаконным бездействия, выразившегося в ненадлежащем решении вопросов обеспечения безопасности дорожного движения и проведения мероприятий по организации безопасности дорожного движения в целях повышения его безопасности, создания условий1 для предоставления транспортных услуг населению и организацию транспортного обслуживания населения в границах городского округа г.Стерлитамак – отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан через Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий: судья:    подпись            Салихова Э.М.

Копия верна: судья:                            Салихова Э.М.

Секретарь:

2-3142/2019 ~ М-2000/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
И.о прокурора г.Стерлитамак
Ответчики
ООО "Транспортная компания №1 РБ"
Администрация го г.Стерлитамак
Другие
Западно-Уральское межрегиональное управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
Суд
Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан
Судья
Салихова Эльвира Маликовна
Дело на странице суда
sterlitamaksky--bkr.sudrf.ru
28.02.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.03.2019Передача материалов судье
05.03.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.03.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.03.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.03.2019Судебное заседание
17.04.2019Судебное заседание
22.04.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.05.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.08.2019Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
28.08.2019Изучение поступившего ходатайства/заявления
17.09.2019Судебное заседание
29.01.2020Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
30.01.2020Изучение поступившего ходатайства/заявления
13.02.2020Судебное заседание
10.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее