Дело № 2-991/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Калтан 01 ноября 2016 года
Калтанский районный суд Кемеровской области в составе
председательствующего судьи Евсеева С. Н.
при секретаре Униковской О. А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в лице Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в городе Осинники и в городе Калтане к Муниципальному унитарному предприятию Калтанского городского округа «УКВС» о возложении обязанности выполнить обязательные требования санитарного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в лице Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в г. Осинники и г. Калтан (далее Роспотребнадзор) обратилось в суд с иском к муниципальному унитарному предприятию Калтанского городского округа «УКВС» (далее МУП КГО «УКВС»), в котором просит обязать МУП КГО «УКВС» организовать проведение производственного лабораторного контроля за качеством питьевой воды из централизованной системы питьевого водоснабжения г. Калтан.
Свои требования мотивируют тем, что специалистом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области в городе Осинники и городе Калтане в 2015-2016 годах проведены плановая и внеплановая проверки соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства МУП КГО «УКВС». Ответчик осуществляет деятельность по распределению и подаче воды потребителям Калтанского городского округа. В ходе плановой проверки общества выявлено следующее нарушение: муниципальным унитарным предприятием не проводится производственный лабораторный контроль за качеством питьевой воды из централизованной системы питьевого водоснабжения г. Калтана. МУП КГО «УКВС» выдано предписание № 84 от 21.09.2015г. об устранении вышеуказанных нарушений санитарного законодательства, которое до настоящего времени не выполнено.
ФИО1 Н. В., действующая на основании доверенности от .../.../.... ...-АС/2016 (л.д. 20) в судебном исковые требования уточнила, просит обязать МУП КГО «УКВС» организовать проведение производственного лабораторного контроля за качеством питьевой воды из централизованной системы питьевого водоснабжения г. Калтан в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу, пояснила, что ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области» в г. Осинники и г. Калтане с 21.09.2016 года имеют право только на отбор проб, аттестат аккредитации на выдачу протоколов исследований не получен.
ФИО1 ответчика МУП КГО «УКВС» ФИО3, действующая на основании доверенности ... от .../.../.... (л.д. 27), в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что МУП КГО «УКВС» устранило два нарушения, указанных в предписании № 84 от 21.09.2015 года. В акте № 162 указано, что МУП КГО «УКВС», осуществляет отбор 1 раз в квартал, Роспотребнадзор некорректно указал на нарушение норм санитарно-эпидемиологического законодательства РФ в виде отсутствия производственного контроля качества воды. Роспотребнадзором не учтено, что у МУП КГО «УКВС» отсутствуют разрешительная документация на самостоятельное осуществление производственного лабораторного контроля за качеством питьевой воды и специалисты для проведения контроля. МУП КГО «УКВС» .../.../.... заключило договор на проведение лабораторных исследований (испытаний) с ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области» на проведение лабораторных исследований (испытаний), в том числе и на осуществление производственного лабораторного контроля за качеством питьевой воды. Считает, что МУП КГО «УКВС» приняло меры по осуществлению производственного лабораторного контроля за качеством питьевой воды.
Представитель третьего лица Администрации Калтанского городского округа в судебное заседание не явился, о дате, времени и местре рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Суд считает возможным в соответствии со ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Суд, заслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы и оценив доказательства по делу в их совокупности, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду.
Пунктом 1 ст. 2 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 года № 52-ФЗ предусмотрено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Согласно ст. 11 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 года № 52-ФЗ юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
В силу ст. 32 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 года № 52-ФЗ производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг. Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном техническими регламентами или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами, а также стандартами безопасности труда, если иное не предусмотрено федеральным законом.
На основании ст. 25 ч. 2 Федерального закона от 07.12.2011 года № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" установлено, что производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды осуществляется организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение. Порядок осуществления производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно п. 4.2. СанПиН 2.1.4.1074-01 производственный контроль качества питьевой воды обеспечивается индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, осуществляющим эксплуатацию системы водоснабжения, по рабочей программе. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, в соответствии с рабочей программой постоянно контролирует качество воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.
На основании п. 4.3. санитарных правил СП 1.1.1058-01. 1.1. "Общие
вопросы. Организация и проведение производственного контроля за
соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-
противоэпидемических (профилактических) мероприятий" при осуществлении эксплуатации водных объектов централизованных, нецентрализованных, домовых распределительных, автономных систем питьевого водоснабжения населения и систем питьевого водоснабжения на транспортных средствах следует предусматривать лабораторный контроль за соответствием качества питьевой воды указанных систем требованиям санитарных правил, а также за соответствием водного объекта санитарным правилам и безопасностью для здоровья человека условий его использования.
Судом установлено и не оспорено сторонами, что МУП КГО «УКВС» является юридическим лицом, поставлено на налоговый учёт 10.10.2014 года. Основным видом деятельности является водоснабжение, подача воды потребителям Калтанского городского в требуемом количестве и в соответствии с целевыми показателями качества воды (л.д. 85-91).
Согласно акта проверки № 162 от 21.09.2015 года МУП КГО «УКВС» выявлено следующее: в нарушение п. 2.4, п.4.1, п.4.2 СанПиН 11.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», п.5 ст.25 Федерального закона РФ от 23.11.2011г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» отсутствует рабочая программа производственного контроля за качеством питьевой воды в разводящих сетях, в нарушение п. 4.5. СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» Кратность отбора проб питьевой воды составляет 1 раз в квартал; в нарушение п.2.1, п.2.4.в СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарное противоэпидемических (профилактических) мероприятий». Не осуществляется производственный контроль за прохождением медицинских
осмотров, не проводится более 2-х лет гигиеническое обучение персонала, часть персонала участков водоснабжения не имеет медицинских книжек (л.д. 7-11).
Согласно предписания Роспотребнадзора № 84 от 21.09.2015 года МУП КГО «УКВС» было обязано в срок до 10.01.2016 года разработать и предоставить на согласование в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области в г. Осинники и г. Калтан программу производственного контроля за качеством питьевой воды в разводящих сетях и обеспечить контроль за качеством питьевой воды в соответствии с утвержденной Рабочей программой производственного контроля (л.д.12-13).
Актом проверки от 02.02.2016 года установлено, что в нарушение предписания № 84 от 21.09.2015 года не проводится производственный контроль качества питьевой воды (л.д. 14-16).
На основании протокола по делу об административном правонарушении № 20 от 02.02.2016 года и постановления об административном правонарушении от 08.04.2016 года, МУП КГО «УКВС» привлечено в административной ответственности и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей, за совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ (л.д.17-19).
МУП КГО «УКВС» и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области» заключили договор № 41 от 01.02.2016 года, согласно которого ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области» приняло на себя обязательства по оказанию услуг в рамках производственного контроля, проводимого МУП КГО «УКВС» в соответствии с осуществляемой им деятельностью проведению лабораторных исследований (испытаний), проведение измерений и выдачу заключения по результатам проводимых исследований (л.д. 31-33).
Из информации предоставленной ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области в г. Осинники и г. Калтане», следует, что протоколы с февраля по июнь переданы МУП КГО «УКВС», протоколы исследований за июль, август, сентябрь не переданы, так как оплаты за проведение работ не поступало, с октября 2016 года пробы не отбирались, исследования не проводились (л.д. 44).
Согласно данных журнала учета прохода и проезда посетителей на гидроузел, расположенный по адресу: п. Малиновка, ул. Угольная 2а, в период с января 2016 года по октябрь 2016 года лаборант регулярно осуществляла забор воды, за март, апрель и май 2016 года предоставлены протоколы лабораторных испытаний (л.д. 50-59, 68-84).
Таким образом, судом установлено, что МУП КГО «УКВС» при осуществлении деятельности по водоснабжению и подаче воды потребителям Калтанского городского округа, допущено нарушение санитарно-эпидемиологического законодательства: не осуществляется надлежащим образом производственный лабораторный контроль за качеством питьевой воды из централизованной системы питьевого водоснабжения, что не соответствует требованиям федерального закона от 07.12.2011 года № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативы СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», санитарным правилам СП 1.1.1058-01. 1.1. "Общие вопросы. Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".
Доводы представителя ответчика о том, что МУП КГО «УКВС» приняло меры по осуществлению производственного лабораторного контроля за качеством питьевой воды, суд считает необоснованными, поскольку опровергаются исследованными в судебном заседании доказательствами, в том числе и информацией ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области». Сам по себе факт заключения договора на проведение лабораторных исследований (испытаний) при отсутствии действий по проведению исследований не свидетельствуют об исполнении ответчиком обязанности по организации проведения производственного лабораторного контроля за качеством питьевой воды.
На основании изложенного, в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, суд пришел к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учётом характера требований, срока выявления нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства, продолжительности периода времени, который необходим для исполнения требований предписания, необходимости обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия и здоровья граждан, суд считает необходимым установить срок для организации проведения производственного лабораторного контроля за качеством питьевой воды из централизованной системы питьевого водоснабжения г. Калтана в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, считая данные сроки разумными и обоснованными.
Поскольку истец был освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска, на основании ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ с МУП КГО «УКВС» в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6000 рублей.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в лице Территориального отдела в г. Осинники и г. Калтан к Муниципальному унитарному предприятию Калтанского городского округа «УКВС» о понуждении к совершению действий, удовлетворить.
Обязать Муниципальное унитарное предприятие Калтанского городского округа «УКВС» организовать проведение производственного лабораторного контроля за качеством питьевой воды из централизованной системы питьевого водоснабжения г. Калтана в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Муниципального унитарного предприятия Калтанского городского округа «УКВС» государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 6000 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения путём подачи апелляционной жалобы через районный суд.
Мотивированное решение изготовлено 03 ноября 2016 года.
Судья С. Н. Евсеев