Дело № 2-879/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Иглинский районный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Хамидуллина Р.М.,
с участием старшего помощника ФИО2 <адрес> Республики Башкортостан ФИО4,
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по ФИО2 <адрес> Республики Башкортостан в интересах ФИО1 к Государственному автономному учреждению социального обслуживания населения Кудеевский дом-интернат для престарелых и инвалидов об устранении нарушений требований законодательства о социальном обслуживании населения,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 <адрес> Республики Башкортостан в интересах ФИО1 обратился в суд с ФИО2 к Государственному автономному учреждению социального обслуживания населения Кудеевский дом-интернат для престарелых и инвалидов об обязании устранить нарушения требований законодательства о социальном обслуживании населения. ФИО2 <адрес> Республики Башкортостан свои требования мотивирует тем, что проведенной проверкой соблюдения законодательства о социальном обслуживании населения установлено, что Государственным автономным учреждением социального обслуживания населения Кудеевский дом-интернат для престарелых и инвалидов в нарушение Федерального закон от ДД.ММ.ГГГГ № «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» и закона Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № 105-з «О социальном обслуживания населения в <адрес>» не проводятся мероприятия по социальной реабилитации инвалидов. Оказание специализированной медицинской помощи и контроль за соблюдением санитарно-эпидемиологического режима осуществляется лечебно-профилактическими учреждениями и органами санитарно-эпидемиологического надзора, закрепленными за домом-интернатом. Пунктом 21 Приказа Минсоцзащиты РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об организации домов-интернатов (отделений) милосердия для престарелых и инвалидов» установлено, что в доме-интернате (отделении) милосердия должен ежегодно проводиться углубленный медицинский осмотр всех инвалидов и престарелых врачами-специалистами (терапевтом, хирургом, онкологом, окулистом, дерматологом, гинекологом. Отоларингологом, психиатром). Между тем в нарушении указанных норм медицинский осмотр престарелых граждан и инвалидов до настоящего времени не произведен, последний медицинский осмотр проведен более года назад. Таким образом, администрацией Государственного автономного учреждения социального обслуживания населения Кудеевский дом-интернат для престарелых и инвалидов не исполняются предусмотренные законом обязанности, чем нарушаются права клиента Государственного автономного учреждения социального обслуживания населения Кудеевский дом-интернат для престарелых и инвалидов. ФИО2 просит суд признать бездействие Государственного автономного учреждения социального обслуживания населения Кудеевский дом-интернат для престарелых и инвалидов, выразившееся в непринятии мер по выполнении мероприятий по социальной реабилитации, указанных в индивидуальной программе реабилитации незаконным и обязать их устранить выявленные нарушения путем организации ежегодного углубления медицинского осмотра.
В судебное заседание ФИО1 не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не известил и не просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Представитель ответчика Государственного автономного учреждения социального обслуживания населения Кудеевский дом-интернат для престарелых и инвалидов не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в письменном ФИО2 просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд с учетом мнения лица, участвующего в деле, в соответствии ст. 167 ГПК РФ, считает возможным дело рассмотреть в отсутствие не явившихся ФИО1, представителя ответчика - Государственного автономного учреждения социального обслуживания населения Кудеевский дом- интернат для престарелых и инвалидов, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
В судебном заседании ФИО2 ФИО4 исковые требования поддержал, просил удовлетворить по изложенным в иске основаниям.
Выслушав ФИО2 ФИО4, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Частью 2 ст. 7 Конституции РФ установлено, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В силу ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, и обеспечивает создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга.
Пункт 12 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» к учреждениям социального обслуживания относит стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками).
В соответствии со ст. 2 Закона Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № 105-з «О социальном обслуживании населения в <адрес>» законодательство Республики Башкортостан о социальном обслуживании основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Башкортостан, федеральных законах «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» и «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов.
Перечень гарантированных государством социальных услуг определяется с учетом потребностей населения, проживающего на территории Республики Башкортостан, и утверждается Правительством Республики Башкортостан.
Согласно ст. 11 Закона Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальном обслуживании населения в <адрес>» в <адрес> гражданам гарантируется право на социальное обслуживание в государственной системе социальных служб по основным видам, определенным Федеральным законом «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» в порядке и на условиях, которые устанавливаются настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Республики Башкортостан.
Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется по решению органов социальной защиты населения в подведомственных им организациях либо по договорам, заключаемым органами социальной защиты населения с организациями социального обслуживания иных форм собственности. Оказание специализированной медицинской помощи и контроль за соблюдением санитарно-эпидемиологического режима осуществляются лечебно-профилактическими учреждениями и органами санитарно-эпидемиологического надзора, закрепленными за домом-интернатом.
В целях реализации указанных положений распоряжением Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ № 1284-р создано Государственное автономное учреждение социального обслуживания населения Кудеевский дом-интернат для престарелых и инвалидов. Согласно п. 1.3 Устава Государственное автономное учреждение социального обслуживания населения Кудеевский дом-интернат для престарелых и инвалидов создано для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан полномочий Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан в сфере социальной защиты. Оказание специализированной медицинской помощи и контроль за соблюдением санитарно-эпидемиологического режима осуществляются лечебно-профилактическими учреждениями и органами санитарно-эпидемиологического надзора, закрепленными за домом-интернатом.
Судом установлено и из материалов дела следует, что ФИО1 является клиентом Государственного автономного учреждения социального обслуживания населения Кудеевский дом-интернат для престарелых и инвалидов.
Согласно письменному сообщению директора Государственного автономного учреждения социального обслуживания населения Кудеевский дом-интернат для престарелых и инвалидов ФИО5, ежегодный углубленный медицинский осмотр клиентов в последний раз произведен в феврале 2014 года.
При таких обстоятельствах, когда ответчиком в нарушение Федерального закон от ДД.ММ.ГГГГ № «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» и закона Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальном обслуживания населения в <адрес>» мероприятия по социальной реабилитации инвалидов Государственным автономным учреждением социального обслуживания населения Кудеевский дом-интернат не производятся, требования ФИО2 <адрес> Республики Башкортостан, обратившегося в суд в соответствии со ст. 45 ГПК РФ, подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
ФИО2 <адрес> Республики Башкортостан в интересах ФИО1 об обязании устранить нарушения требований законодательства о социальном обслуживании населения удовлетворить.
Признать бездействие Государственного автономного учреждения социального обслуживания населения Кудеевский дом-интернат для престарелых и инвалидов, выразившееся в непринятии мер по организации ежегодного углубленного медицинского осмотра ФИО1 врачами-специалистами незаконным.
Обязать Государственное автономное учреждение социального обслуживания населения Кудеевский дом-интернат для престарелых и инвалидов устранить выявленные нарушения путем организации ежегодного углубленного медицинского осмотра ФИО1.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан через Иглинский районный суд Республики Башкортостан в течение месяца.
Председательствующий судья Р.М. Хамидуллин