Дело № 5-1709/2021
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 декабря 2021 года город Алушта
Судья Алуштинского городского суда Республики Крым Захаров А.В., рассмотрев административный материал в отношении Кащенко В.К., привлекаемой к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ в суд поступил административный материал в отношении Кащенко В.К., привлекаемой к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
При подготовке дела к рассмотрению в порядке ст. 29.1 КоАП РФ установлено следующее.
В соответствии с ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ административным правонарушением признаётся нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
В протоколе об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ при описании действий Кащенко В.К. приведены положения п. 2.2 Постановления главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обеспечении изоляции в целях предотвращения распространения COVID-19 (с изменениями на ДД.ММ.ГГГГ). После чего описано прибытие Кащенко В.К. на территорию Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, не размещение сведений о лабораторном исследовании на COVID-19 методом ПЦР, перенесенном заболевании или вакцинации в обязательном порядке в течение четырёх календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации на Едином портале государственных услуг путём заполнения формы «Предоставление сведений о результатах теста, перенесённом заболевании или вакцинации от новой коронавирусной инфекции для прибывающих на территорию Российской Федерации». Итоговая квалификация действий Кащенко В.К. сформулирована административным органом в протоколе об административном правонарушении следующим образом: совершено нарушение, выразившееся в невыполнении в установленный срок выданного в период возникновения угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, законного предписания (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарный эпидемиологический надзор.
К протоколу об административном правонарушении сотрудниками территориального отдела по <адрес> межрегионального управления Роспотребнадзора по <адрес> и <адрес> приложены копии: письма руководителя межрегионального управления Роспотребнадзора по <адрес> и городу Севастополю о направлении материалов, подтверждающих нарушение требований Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обеспечении изоляции в целях предотвращения распространения COVID-19 (с изменениями на ДД.ММ.ГГГГ) в отношении Кащенко В.Н.; анкеты для прибывающего в Российскую Федерацию для пересечения границы в отношении Кащенко В.Н.
В силу ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении, в том числе, должны быть указаны место, время совершения и событие административного правонарушения.
Представленный суду протокол об административном правонарушении этим требованиям не соответствует.
Так, часть 2 ст. 6.3 КоАП РФ предусматривает, в том числе, ответственность за невыполнение противоэпидемических мероприятий, совершённые в период возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих.
В соответствии со ст. 31 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» ограничительные мероприятия (карантин) вводятся в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, на территории Российской Федерации, территории соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в организациях и на объектах хозяйственной и иной деятельности в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний. Ограничительные мероприятия (карантин) вводятся (отменяются) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей решением Правительства Российской Федерации или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, а также решением уполномоченных должностных лиц федерального органа исполнительной власти или его территориальных органов, структурных подразделений, в ведении которых находятся объекты обороны и иного специального назначения. Порядок осуществления ограничительных мероприятий (карантина) и перечень инфекционных заболеваний, при угрозе возникновения и распространения которых вводятся ограничительные мероприятия (карантин), устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Часть 1 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ предусматривает, что граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 50, наделяются полномочиями при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих – выносить мотивированные постановления о:
госпитализации для обследования или об изоляции больных инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и лиц с подозрением на такие заболевания;
проведении обязательного медицинского осмотра, госпитализации или об изоляции граждан, находившихся в контакте с больными инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих;
временном отстранении от работы лиц, которые являются носителями возбудителей инфекционных заболеваний и могут являться источниками распространения инфекционных заболеваний в связи с особенностями выполняемых ими работ или производства;
проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям;
введении (отмене) ограничительных мероприятий (карантина) в организациях и на объектах.
Часть 2 ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ также регламентирует, что Главный государственный санитарный врач Российской Федерации наряду с правами и полномочиями, предусмотренными статьей 50 настоящего Федерального закона и пунктом 1 настоящей статьи, наделяется дополнительными полномочиями принимать постановления, издавать распоряжения и указания, утверждать методические, инструктивные и другие документы по вопросам организации федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, включая методики расчёта и оценки риска для здоровья человека.
В связи с продолжающимся глобальным распространением, угрозой завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Российской Федерации, в соответствии со статьей 31, пунктом 6 части 1 статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации было принято ДД.ММ.ГГГГ постановление № «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019».
В редакции постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ п. 2.2 постановления № был сформулирован следующим образом: в течение трёх календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации гражданам Российской Федерации необходимо пройти однократное лабораторное исследование на COVID-19 методом ПЦР соблюдать режим изоляции по месту жительства (пребывания).
Сведения о лабораторном исследовании на COVID-19 методом ПЦР, перенесенном заболевании или вакцинации в обязательном порядке размещаются в течение четырёх календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации на Едином портале государственных услуг путём заполнения формы «Предоставление сведений о результатах теста, перенесенном заболевании или вакцинации от новой коронавирусной инфекции для прибывающих на территорию Российской Федерации» (https://www.gosuslugi.ru/400705/1).
Таким образом, Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019» установлены противоэпидемические мероприятия.
Однако в протоколе об административном правонарушении Кащенко В.К. вменено – невыполнение в установленный срок выданного законного предписания должностного лица.
Поскольку протокол об административном правонарушении, по смыслу норм КоАП РФ – это процессуальный документ, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение; и выходить за пределы вменённого правонарушения недопустимо (данная правовая позиция нашла свое отражение в постановлении Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-АД16-20), суд полагает, необходимым возвратить протокол об административном правонарушении и другие материалы дела в орган, должностные лица которого составили протокол.
В п. 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» указано, что существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ. Пункт 4 ч. 1 статьи 29.4 КоАП РФ предусматривает, что судья может принять определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
При этом суд отмечает, что материалы представлены неполно: в деле отсутствует уведомление об информировании Кащенко В.К. о необходимости выполнения возложенных обязанностей Постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обеспечении изоляции в целях предотвращения распространения COVID-19» (с изменениями на ДД.ММ.ГГГГ).
В связи с вышеизложенным полагаю необходимым материал об административном правонарушении возвратить в орган, составивший протокол, ввиду неправильности составления протокола и неполноты представленных материалов, что не может быть устранено судом и исключает возможность приятия законного и обоснованного решения.
Руководствуясь ст. 29.4 КоАП РФ,
ОПРЕДЕЛИЛ:
протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ вместе с материалами в отношении Кащенко В.К., привлекаемой к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, возвратить в территориальный отдел по Южному берегу Крыма Межрегионального управления Роспотребнадзора по <адрес> и городу Севастополю для устранения допущенных недостатков.
Определение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение 10-ти суток со дня вручения или получения копии определения лицами, указанными в ст.ст. 25.1-25.5 КоАП РФ.
Судья Алуштинского
городского суда А.В. Захаров