Дело №5-1 /2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Ковылкино 18 января 2021 года
Судья Ковылкинского районного суда Республики Мордовия Артемкина Л.В.,
при помощнике судьи Гришиной С.Н.,
с участием лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении – Шаронова В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, возбужденном по части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении индивидуального предпринимателя Шаронова В.В., <дата> рождения, уроженца <данные изъяты>,
установил:
09 ноября 2020 года главным специалистом-экспертом отдела юридического обеспечения Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия Лапиной Н.Р. в отношении индивидуального предпринимателя Шаронова В.В., <дата> рождения, составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которому, 30 сентября 2020 года в 10 часов 54 минуты в магазине «Строймир» индивидуального предпринимателя Шаронова В.В., расположенном по адресу: г.Ковылкино Республики Мордовия, ул.Желябова, д.10, в результате проверки соблюдения требований санитарного законодательства РФ, выявлены нарушения ст.ст.2, 11, ст.29 Федерального закона от 30.03.1000г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в части нарушения действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, не выполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий, совершенных при возникновении угрозы распространения заболевания короновирусной инфекции (COVID-19), предоставляющей опасность для окружающих, а именно: в нарушение п.4.4, п.6.3 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой короновирусной инфекции (COVID-19)», не проводятся необходимые мероприятия с целью недопущения заноса и распространения новой короновирусной инфекции (COVID-19)», направленные на «разрыв» механизма передачи инфекции, не организован дезинфекционный режим – в организации торговли не проводится обеззараживание воздуха, отсутствует рециркулятор, предназначенный для обработки воздуха в присутствии людей. Ответственность за выявленные нарушения возлагается на индивидуального предпринимателя Шаронова В,В., бездействия которого квалифицированы ч.2 ст. 6.3 КоАП РФ.
В судебном заседании Шаронов В.В. вину не признал, показал, что являясь индивидуальным предпринимателем, он имеет в собственности несколько нежилых помещений, в части из которых осуществляет предпринимательскую деятельность, а часть помещений сдаёт в аренду. Помещение магазина «Строймир» по адресу г.Ковылкино, ул.Желябова, 10 по договору аренды передано им с 01.04.2020 года в аренду ИП Шароновой Л.Н., которая осуществляет в нем свою предпринимательскую деятельность. О том, что Шаронова Л.Н. установила в помещении указанного магазина рециркулятор, предназначенный для обработки воздуха в присутствии людей, он, на дату проверки не знал, поэтому признал вину в предъявленном ему обвинении по ч.2 ст. 6.3 КоВАП РФ. Факт передачи им помещения магазина в аренду проверяющими не выяснялся, документов, подтверждающих этот факт не истребовалось.
Главный специалист-эксперт отдела юридического обеспечения Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия Лапина Н.Р. показала в судебном заседании, что 30.09.2020 года ею, совместно с представителями администрации Ковылкинского муниципального района, городского поселения Ковылкино, участковым уполномоченным полиции ММО МВД России «Ковылкинский», по указанию И.О.Главы Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия, проводился мониторинг исполнения требований санитарного законодательства в части соблюдения санитарно-противоэпидемических профилактических мероприятий, направленных на недопущение распространения короновирусной инфекции, в ходе которого в магазине «Строймир» по адресу: г.Ковылкино, ул.Желябова,10, принадлежащем ИП Шаронову В.В., было выявлено отсутствие рециркулятора, предназначенного для обработки воздуха в присутствии людей, в связи с чем не проводится обеззараживание воздуха в помещении расположения кассовых аппаратов, где находится большое скопление людей. О том, что данное помещение находится в аренде у ИП Шароновой Л.Н., не собственник здания - Шаронов В.В., не продавцы, осуществляющие продажу товара, проверяющих в известность не поставили, документально данный факт не подтвердили.
Свидетель Киржайкина Н.Я. показала, что как представитель администрации Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия, в составе комиссии, состоящей из 4-х человек, проводившей мониторинг исполнения требований санитарного законодательства в части соблюдения профилактических мероприятий, направленных на недопущение распространения короновирусной инфекции, 30.09.2020 года в магазине «Строймир», принадлежащем ИП Шаронову В.В. по адресу: г.Ковылкино, ул.Желябова,10, она не обнаружила в помещении расположения большого количества людей, при входе в магазин, где также располагаются кассовые аппараты, рециркулятора, предназначенного для обработки воздуха в присутствии людей, в связи с чем, в нарушение санитарно-эпидемиологических требований, не проводится обеззараживание воздуха. Данное нарушение было зафиксировано в акте, с которым ознакомлен собственник магазина ИП Шаронов В.В., не представивший сведений о том, что в данном помещении осуществляет предпринимательскую деятельность ИП Шаронова Л.Н., арендовавшая это помещение.
Выслушав показания ИП Шаронова В,В., свидетелей Лапиной Н.Р. и Киржайкиной Н.Я., исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
Частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ) инфекционные заболевания, представляющие опасность для окружающих, это инфекционные заболевания человека, характеризующиеся тяжелым течением, высоким уровнем смертности и инвалидности, быстрым распространением среди населения (эпидемия).
В целях устранения или уменьшения вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию предусмотрено проведение специальных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ, обеспечивается посредством контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения, в том числе индивидуальными предпринимателями санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Обязанность индивидуальных предпринимателей в соответствии с осуществляемой деятельностью выполнять требования санитарного законодательства установлена ст. 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ, согласно которой индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
Соблюдение санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (часть 3 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пункты 1.3, 2.6 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней", утвержденных постановлением Врио Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 декабря 2013 г. № 65).
В соответствии с п. п. 1 и 3 ст. 29 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 50 настоящего Федерального закона.
В целях установления санитарно-эпидемиологических требований, обеспечивающих безопасность для здоровья человека среды его обитания постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 года № 554 утверждено Положение о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании (далее - Положение).
В соответствии с п. 3 названного Положения государственные санитарно-эпидемиологические правила устанавливают единые санитарно-эпидемиологические требования, в том числе к мерам, направленным на предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), в том числе применяемых в отношении больных инфекционными заболеваниями.
Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. № 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой короновирусной инфекции (COVID-19)», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.05.2020 № 15, предусмотрены Мероприятия, направленные на предупреждение распространения COVID-19, в том числе: мероприятиями, направленные на «разрыв» механизма передачи инфекции, указанными в пункте 4.4, где предусмотрена организация дезинфекционного режима на предприятиях общественного питания, объектах торговли, транспорте, в том числе дезинфекция оборудования и инвентаря, обеззараживание воздуха; обеспечение организациями и индивидуальными предпринимателями проведения дезинфекции во всех рабочих помещениях, использования оборудования по обеззараживанию воздуха, создания запаса дезинфицирующих средств, ограничения или отмены выезда за пределы территории Российской Федерации, а так же мероприятия по организации и проведению дезинфекции в целях профилактики COVID-19, где в пунктах 61, 6.3 указано, что с целью профилактики и борьбы с COVID-19 проводят профилактическую и очаговую (текущую, заключительную) дезинфекцию. Для проведения дезинфекции применяют дезинфицирующие средства, применяемые для обеззараживания объектов при вирусных инфекциях. Воздух в присутствии людей следует обрабатывать с использованием технологий и оборудования на основе использования ультрафиолетового излучения (рециркуляторов), различных видов фильтров (в том числе электрофильтров).
Согласно письму Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 21 апреля 2020 г. № 02/7515-2020-24 «О направлении рекомендаций по организации работы на предприятиях общепита и торговли с учетом эпидемиологической ситуации» на предприятиях общепита и торговли предусмотрено обеззараживание воздуха в помещениях с постоянным нахождением работников и посетителей путем использования бактерицидных облучателей-рециркуляторов, разрешенных для применения в присутствии людей, в соответствии с паспортом на соответствующее оборудование.
Из имеющихся в материалах дела акта мониторинга в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на предмет исполнения Указа Главы Республики Мордовия от 17.03.2020 № 78-УГ «О введении на территории Республики Мордовия режима повышенной готовности и принятии дополнительных мер по защите населения от новой короновирусной инфекции COVID-19» от 30.09.2020 года, справки о результатах проведения мониторнга предпринимательской деятельности в условиях режима повышенной готовности и принятии дополнительных мер по защите населения от новой короновирусной инфекции COVID-19 следует, что 30.09.2020 года в 10 часов 54 минуты в магазине «Строймир» индивидуального предпринимателя Шаронова В.В., расположенном по адресу: г.Ковылкино Республики Мордовия, ул.Желябова, д.10, в результате проверки соблюдения требований санитарного законодательства РФ, выявлены нарушения ст.ст.2, 11, ст.29 Федерального закона от 30.03.1000г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в части нарушения действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, не выполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий, совершенных при возникновении угрозы распространения заболевания короновирусной инфекции (COVID-19), предоставляющей опасность для окружающих, а именно: в нарушение п.4.4, п.6.3 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой короновирусной инфекции (COVID-19)», не проводятся необходимые мероприятия с целью недопущения заноса и распространения новой короновирусной инфекции (COVID-19)», направленные на «разрыв» механизма передачи инфекции, не организован дезинфекционный режим – в организации торговли не проводится обеззараживание воздуха, отсутствует рециркулятор, предназначенный для обработки воздуха в присутствии людей. Вышеуказанные факты образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 6.3 КоАП РФ (л.д.14-15, 8-2 ).
Выявленные факты нарушения, подпадающие под состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 6.3 КоАП РФ, согласно протоколу № 148 по делу об административном правонарушении, вменены в вину собственнику помещения ИП Шаронову В.В. (л.д.3-5).
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
Из выше указанных норм закона, санитарных правил, следует, что их соблюдение индивидуальными предпринимателями является составной частью осуществляемой ими деятельности. Индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг. Указанная обязанность на индивидуальных предпринимателей возлагается в соответствии с осуществляемой ими деятельностью.
Согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, Шаронов В.В. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 01.08.2016 года (л.д. ).
Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости подтверждается, что в собственности Шаронова В.В. зарегистрировано несколько нежилых зданий по адресу: г.Ковылкино, ул. Желябова, 10 (л.д.19-22 ).
Согласно представленной Шароновым В.В. копии договора аренды нежилого помещения №1 от 01.04.2020 года, индивидуальным предпринимателем Шароновым В.В. передано в аренду индивидуальному предпринимателю Шароновой Л.Н. часть нежилого помещения, расположенного по адресу: г.Ковылкино, ул. Желябова, 10, общей площадью 530 кв.м.: торговая площадь 132 кв.м., помещение для бухгалтерии 30 кв.м., складские помещения 368 кв.м (л.д.68-69).
Пунктом 3.2 указанного договора обязанность по осуществлению торговой деятельностью в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями Роспотребнадзопа возлагается на Арендатора.
Факт передачи указанного нежилого помещения подтверждается актом приема-передачи в аренду имущества по Договору аренды №1 от 01.04.2020г., от 01.04.2020 года (л.д.70).
Из показаний лица, привлекаемого к административной ответственности – Шаронова В.В. следует, что предпринимательскую деятельность в сфере торговли в указанном, принадлежащем ему нежилом помещении, переданном в аренду ИП Шароновой Л.Н., осуществляет последняя.
Доказательств обратного суду не представлено.
Таким образом, доказательств тому, что ИП Шаронов В.В., является субъектом вменяемого ему состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 6.3 КоАП РФ, а равно как наличие его вины, образующей объективную сторону состава административного правонарушения, в действиях (бездействии) ИП Шаронова В.В. не установлено.
В этой связи, производство по делу об административном правонарушении в отношении индивидуального предпринимателя Шаронова В.В. по ч.2 ст. 6.3 КоАП РФ, подлежит прекращению.
Согласно ч.1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Отсутствие состава административного правонарушения, в силу п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ, является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с ч.1 ст. 29.9 КоАП РФ, по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 24.5, 29.9 - 29.11 КоАП РФ, судья
постановил:
Производство по делу об административном правонарушении в отношении индивидуального предпринимателя Шаронова В.В., <дата> рождения, по ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прекратить по п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ, ввиду отсутствия состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Мордовия через Ковылкинский районный суд Республики Мордовия в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Ковылкинского районного суда
Республики Мордовия Л.В.Артемкина