Дело № 12-389/2016 год
Р Е Ш Е Н И Е
г. Калининград 22 декабря 2016 года
Судья Московского районного суда г. Калининграда Дмитриковская Е.Е.,
при участии помощника военного прокуратура Калининградского гарнизона
Божко А.Д.
при секретаре Селиной Л.А.
Рассмотрев в помещении суда в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе директора АО «Военторг-Запад» Феоктистова А.В. на постановления № от 25.08.2016 года врио начальника филиала ФГКУ «985 Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора» Министерства обороны РФ Т.Э.Э. о привлечении юридического лица АО «Военторг-Запад» к административной ответственности по ст.6.6 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением № от 25.08.2016 года врио начальника филиала ФГКУ «985 Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора» Министерства обороны РФ (далее по тексту – ФГКУ «985 ЦГСЭН» МО РФ <адрес>) Т.Э.Э. АО «Военторг-Запад» привлечено к административной ответственности по ст.6.6 КоАП РФ, за нарушение санитарно-эпидемиологических требований СП 2.3.6.1079-01 в магазине-чайной № на территории военной части № в <адрес>, выявленных 26.05.2016 года при проведении проверки исполнения требований законодательства при организации питания военнослужащих.
За данное правонарушение юридическому лицу АО «Военторг-Запад» назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Директор АО «Военторг-Запад» Феоктистова А.В. не согласившись с вышеуказанным постановлением, обратился в суд с жалобой, указывая, что военная прокуратура безосновательно провела проверку в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, прибегнув к помощи специалистов ЦГСЭН, подменив иные государственные органы, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, в нарушение ч.2 ст.26 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации». Далее заявитель указывает, что по итогам одной проверки административным органом были возбуждены четыре дела по ст.6.6 КоАП РФ по однородным правонарушениям, что является нарушением требований ч.5 ст.4.1 КоАП РФ. При проведении проверки подлежал применению Федеральный закон от 26.12.2008 года № 294-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», однако его требования были нарушены, а именно, не был издан приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора) о проведение внеплановой проверки, руководитель проверяемого юридического лица - АО «Военторг-Запад» с приказом ознакомлен не был и копия приказа ему либо представителю не вручалась, акт проверки должен быть составлен непосредственно после её завершения и копия должна быть вручена руководителю проверяемого юридического лица, в данном случае копию акта № от 30.05.2016 года административный орган вручил ОП «Калининградское» АО «Военторг-Запад» только 07.06.2016 года, чем нарушено право на защиту, т.к. АО «Военторг-Запад» не могло своевременно представить возражения на акт проверки. Далее в жалобе указано, что в действиях АО «Военторг-Запад» не может быть состава правонарушения, предусмотренного ст.6.6 КоАП РФ «нарушение санитарно-эпидемиологических требований при организации питания населения», поскольку субъектом ответственности по ст.6.6 КоАП РФ могут являться только специализированные организации питания населения (столовые, кафе, рестораны и т.п.). Однако, магазин-чайная № на территории в/ч № является предприятием розничной торговли. Согласно же ГОСТ Р 51773-2001 «Розничная торговля. Классификация предприятий» магазин-чайная № относится к неспециализированным продовольственным магазинам, при этом в п.5.25 и приложении к данному ГОСТу «Рекомендуемый перечень услуг, оказываемых покупателям в магазинах различных типов» указано, что в неспециализированном продовольственном магазине могут оказываться услуги: организация питания покупателей, реализация продуктов питания с потреблением на месте. Ссылка административного органа на Приказ Минобороны РФ от 15.01.2001 г. № не обоснована, как и довод, что вышеуказанную торговую точку следует отнести к типу «кафе», поскольку приказ Минобороны РФ от 15.01.2001 года № был принят, когда существовали государственные унитарные предприятия военной торговли, основанные на праве оперативного управления (федеральные казенные предприятия), входящие в единую систему. На основании Приказа Минобороны РФ от 09.09.2009 г. № ФКП «Управление торговли Балтийского флота», в результате приватизации, было преобразовано в акционерное общество. АО «Военторг-Запад» является коммерческой организацией, основной деятельностью которой является организация эффективной работы и получение прибыли в сфере торгово-бытового обслуживания государственных и иных заказчиков (п.4.1 Устава). Требования, установленные Приказом Минобороны РФ от 15.01.2001 г. № не распространяются на хозяйственную деятельность торговых точек ОП «Калининградское» АО «Военторг-Запад» и не применяются в ходе предпринимательской деятельности. Административный орган игнорирует наличие Программы производственного контроля (которую сами же утвердили), где прописаны санитарные нормы, под которые подпадает деятельность торговых точек ОП «Калининградское» и среди них нет СП 2.3.6.1079-01, нарушение которых вменяется в виду АО «Военторг-Запад». Роспотребнадзор в письме № от 21.04.2009 года, со ссылкой на постановление Президиума ВАС РФ № от 05.06.2007 года указал, что невыполнение Программы производственного контроля на предприятиях общественного питания (если считать, что АО «Военторг-Запад» к таковым относится) должно квалифицироваться только по ст.6.3 КоАП РФ, являющейся специальной в случаях обнаружения правонарушений, связанных с невыполнением санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. У Общества отсутствует пренебрежительное отношение к обязанностям по соблюдению правовых норм, в т.ч. в части санитарно-эпидемиологических требований. Административный орган проигнорировал, что деяния возникли в результате ненадлежащего исполнения должностных обязанностей ответственными лицами, однако нарушения незначительны, не повлекли неблагоприятных последствий, не причинили вреда интересам общества и государства, при этом были оперативно устранены (до вынесения постановлений о возбуждении административных дел), а виновные лица были наказаны в дисциплинарном и материальном отношении. 17.06.2016 года начальнику филиала ФПСУ «985 ЦГСЭН» МО РФ <адрес> Ш.А.И. был предоставлен письменный ответ на предписание № от 30.05.2016 года и одновременно предоставлены копии всех запрашиваемых документов, 10.06.2016 года и 17.06.2016 года по запросу прокуратуры (исх.№ от 07.06.2016 г.) предоставлены копии медицинских книжек продавцов, их должностные инструкции, программы производственного контроля, протоколов лабораторных исследований и договора на выполнение работ по проведению исследований (экспертиз, испытаний). 26.07.2016 года в прокуратуру предоставлен ответ на представление об устранении нарушений закона. На основании изложенного, заявитель по жалобе просит постановление № от 25.08.2016 года ФГКУ «985 ЦГСЭН» МО РФ <адрес> отменить.
В судебном заседании представитель обособленного подразделения «Калининградское» АО «Военторг-Запад» по доверенности К.О.Н. доводы жалобы поддержала и указала, что на территориях воинских частей находятся магазины, в которых продают продукты питания в розницу, однако магазин не работает как чайная. Нарушения были устранены, конфеты ликвидировали, медицинская книжка продавца Макаровой была предоставлена, продавцом Курисовой был проставлен в медицинскую книжку штемпель о прохождении флюорографии, термометр в магазине имеется, была предоставлена программа производственного контроля.
Представитель ФГКУ «985 ЦГСЭН» МО РФ г.Калининграда по доверенности К.И.В. с жалобой не согласилась и пояснила, что проверку в магазине-чайной, расположенной на территории воинской части № в г.Калининграде, проводила прокуратура, а представителей центра пригласили в качестве специалистов. В ходе проверки были установлено, что в магазине-чайной имеется холодильник, осуществляется продажа полуфабрикатов, которые разогреваются на месте и продаются с чаем и кофе. В чайной имеется одноразовая посуда, столовые приборы, военнослужащие там кушают разогретую пищу. В ходе проверки обнаружены следующие нарушения: - продавались конфеты «Ириска» с истекшим сроком годности; - в продаже находились конфеты «Roshen» без информации о производителе, сроках годности и условиях хранения; - в складском помещении магазина отсутствовал термометр; - в медицинской книжке продавца Курисовой последняя отметка о прохождении флюорографии 20.03.2015 года, то есть более года назад; - личная медицинская книжка продавца Макаровой на момент осмотра не представлена; - в магазине – чайной имелась программа производственного контроля только за 2014 года, результаты исследований по программе производственного контроля не представлены; - не представлены акты выполненных работ по дезинсекции.
Помощник Калининградского гарнизонного прокурора Б.А.Д. суду пояснил, что проверка проводилась в связи с обращением к прокурору гражданина К.А.С. Для проведения проверки были привлечены сотрудники ФГКУ «985 ЦГСЭН» МО РФ <адрес>. О дне проведения проверки руководитель юридического лица был им уведомлен лично. Все магазины – чайные находятся на территории воинских частей. По результатам проверки был составлен акт, где указаны выявленные нарушения, к административной ответственности привлечено должностное и юридические лица.
Директора ОП «Калининградское» АО «Военторг-Запад» было направлено предписание о проведении проверки с 24 мая по 17 июня 2016 года.
Выслушав представителя юридического лица, представителя административного органа, мнение военного прокурора, полагавшего жалобу не подлежащей удовлетворению, исследовав письменные материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Настоящее административное дело было возбуждено 22.06.2016 года военным прокурором военной прокуратуры Калининградского гарнизона в соответствии с пп. 3 п. 4 ст. 28.1 КоАП РФ в отношении юридического лица – АО «Военторг-Запад» по ст.6.6 КоАП РФ.
Статьей 6.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других местах), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению.
В соответствии с Указом Президента РФ от 15.09.2008 года создано акционерное общество «Военторг-Запад».
Согласно п.п. 3.1, 3.2, 3.8, 3.9 Устава АО «Военторг-Запад», утверждённого решением внеочередного общего собрания акционеров, общество является юридическим лицом, может осуществлять любые виды деятельности, определённые уставом и не запрещённые законодательством Российской Федерации, является дочерним по отношению к открытому акционерному обществу «Военторг».
Согласно ст. 4.1 Устава, Общество является коммерческой организацией, основной целью которого является организация эффективной работы и получение прибыли в сфере торгово – бытового обслуживания государственных иных заказчиков.
На основании п. 2.1 Положения об обособленном подразделении «Калининградское» ОА «Военторг-Запад», целями деятельности ОП «Калининградское» является извлечение прибыли и обеспечение представления интересов Общества на территории Калининградской области, осуществление функций и зада Общества в обеспечении товарами и услугами потребителя, в том числе в воинских частях и формированиях.
Согласно ст. 17 Федерального закона №52-ФЗ от 30.03.1999 года «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения» при организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и др.), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, для предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны выполняться санитарно-эпидемиологические требования.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 08.11.2001 года № «О введении в действие санитарных правил» введены в действие СП 2.3.6.1079-
01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья».
Военной прокуратурой Калининградского гарнизона с привлечением специалистов филиала ФГКУ «985 ЦГСЭН» МО РФ 26.05.2016 года проведена проверка исполнения требований законодательства при организации питания военнослужащих в/ч № в <адрес> (магазин-чайная № обособленного подразделения «Калининградское» АО «Военторг-Запад»), о чём юридическое лицо было уведомлено, в ходе, которой выявлены нарушения санитарно-эпидемиологических норм и правил:
- п.7.8. СП 2.3.6.1079-01, в части запрета реализации пищевых продуктов с истекшими сроками годности и признаками недоброкачественности: на открытом торговом стеллаже торгового зала с указанием цены находятся конфеты шоколадные «Ириска» - 986 грамм, производитель ООО «Глобус-Маркет» дата изготовления 01.10.2015 года со сроком хранения 6 месяцев, срок годности истек 01.04.2016 года,
- п. 7.7. СП 2.3.6.1079-01 в части соответствия требованиям нормативной и технической документации продовольственного сырья и пищевых продуктов, поступающих в организацию и сопровождения документами, подтверждающими их качество и безопасность: на открытом торговом стеллаже торгового зала с указанием цены находятся конфеты «Roshen» эвкалипт-ментол – 436 грамм, без информации о производителе, дате производства, сроках годности и условиях хранения, в связи с чем, отсутствует возможность идентифицировать пищевой продукт, принять документы, подтверждающие качество и установить сроки годности;
- п.7.11. СП 2.3.6.1079-01 в части строгого соблюдения сроков годности и условий хранения при хранении пищевых продуктов: в складском помещении магазина-чайной № отсутствует термометр, что не позволяет контролировать и соблюдать условия хранения пищевых продуктов;
- п.15.1. СП 2.3.6.1079-01 в части обязанности руководителя организации обеспечивать наличие личных медицинских книжек на каждого работника; своевременное прохождение предварительных при поступлении и периодических медицинских обследований всеми работниками (в медицинской книжке продавца К.Т.Н. последняя отметка о прохождении флюорографии органов грудной клетки 20.03.2015 года, личная медицинская книжка продавца М.Ю.Н. в момент осмотра не представлена); в ходе проверки не представлены мероприятия по дезинфекции, дезинсекции и дератизации (акты выполненных работ), предоставлена программа производственного контроля только за 2014 год.
За вышеуказанные нарушения со стороны юридического лица врио начальником ФГКУ «985 Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора» Минобороны РФ 25.08.2016 года вынесено постановление о привлечении АО «Военторг-Запад» к административной ответственности по ст.6.6 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 30000 рублей.
Доводы представителя АО «Военторг-Запад» о том, что ей при рассмотрении дела об административном правонарушении не были разъяснены права, объективно ничем не подтверждены, участвуя в рассмотрении дела, она, как представитель юридического лица, никаких заявлений и замечаний относительно нгарушения каких – либо прав не делала.
Суд не может согласиться с доводами АО «Военторг-Запад» о том, что в проверка проведена без учёта требований Федерального закона № 294-ФЗ от 26.12.2008 года (ред. от 03.07.2016 года) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», поскольку правовую основу проведенной проверки составляет Федеральный закон от 17.01.1992 № ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации».
Так, вопреки доводам жалобы проверка магазинов-чайных в войсковых частях <адрес> инициирована военным прокурором Калининградского гарнизона Л.О.И, на основании поступившего в органы прокуратуры обращения гражданина К.А.С., что отвечает требованиям пунктом 2 статьи 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», согласно которому при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.
Вышеуказанное также опровергает доводы жалобы, что военная прокуратура безосновательно провела проверку в области обеспечения санитарно – эпидемиологического благополучия населения, прибегнув к помощи специалистов ФГКУ «985 Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора» Минобороны РФ.
Доводы жалобы о том, что АО «Военторг-Запад» четыре раза было привлечено к административной ответственности за одно правонарушение, не основаны на законе, поскольку в рамках проведения проверки осмотрены магазины – чайные, расположенные по разным адресам, в разное время, где выявлены разные нарушения : - магазин-чайная № на территории войсковой части № проверка от 26.05.2016 года; - магазин-чайная № на территории филиала ВУНЦ ВМФ «ВМА» <адрес>, проверка от 24.05.2016 года; - магазин-чайная № на территории войсковой части № проверка от 26.05.2016 года; - магазин-чайная № на территории ФГБУ «1409 ВМКГ» МО РФ, проверка от 26.05.2016 года. В каждом случае были выявлены нарушения санитарного законодательства при организации питания военнослужащих, что представляет угрозу возникновения и распространения массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний. То есть, имели место самостоятельные правонарушения, за которые обоснованно назначены самостоятельные наказания.
Доводы жалобы о том, что магазин-чайная № не относится к кафе и, следовательно, на хозяйственную деятельность магазина не распространяются требования СП 2.3.6.1079-01, не принимается судом, поскольку в соответствии с п. 2 приказа Минобороны России от 15.01.2001 года № чайные являются подразделениями предприятий военной торговли по организации питания и отдыха личного состава. В соответствии с классификацией предприятий общественного питания (ГОСТ-30389-2013 «Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования» (вступил в силу с 01.01.2016г.) по своему типу чайные относятся к «кафе». Согласно п.2.16 и 2.21 должностной инструкции продавца магазина-чайной ОП «Калининградское» АО «Военторг-Запад», утверждённой директором ОП «Калининградское» АО «Военторг-Запад» 18.03.2014 года, продавец должен: обеспечивать нарезку, взвешивание, порционирование, укладку пищи на тарелки, салатницы и другую посуду, разлив в стаканы, упаковку покупаемых штучных и развесных товаров, обеспечивать приготовление и отпуск кулинарной продукции реализуемой через прилавок: бутербродов, яичницы, сосисок, сарделек, горячих и холодных напитков, осуществлять подогрев блюд, что фактически подтверждает осуществление в чайной функций кафе.
Доводы жалобы о том, что АО «Военторг-Запад» является коммерческой организацией, и его торговые точки не является подразделениями предприятий военной торговли по организации питания и отдыха личного состава, в связи с чем действие приказал Минобороны от 15.01.2001 года № на них больше не распространяется, не принимаются судом как не основанные на законе.
Доводы жалобы о том, что нарушения возникли в результате ненадлежащего исполнения должностных обязанностей ответственными лицами – продавцами магазина-чайной №, при этом нарушения были оперативно устранены и не повлекли неблагоприятных последствий, не причинили вреда интересам общества и государства, не принимаются судом как основание к отмене обжалуемого постановления, не является основанием признания данного нарушения малозначительным, поскольку нарушение санитарного законодательства могут привести в возникновению и распространению массовых инфекционных заболеваний, что угрожает причинением вреда жизни и здоровью граждан.
Кроме того, привлечение к административной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности юридическое лицо за данное правонарушение.
На основании изложенного, суд полагает постановление № от 25.08.2016 года врио начальника филиала ФГКУ «985 Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора» Министерства обороны РФ Т.Э.Э. о привлечении юридического лица АО «Военторг-Запад» к административной ответственности по ст.6.6 КоАП РФ, законным и обоснованным.
Назначенное юридическому лицу наказание не подлежит снижению.
С учётом изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление № от 25.08.2016 года врио начальника филиала ФГКУ «985 Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора» Министерства обороны РФ Т.Э.Э. о привлечении АО «Военторг-Запад» к административной ответственности по ст.6.6 КоАП РФ – оставить без изменения, а жалобу директора ОП «Калиниградское» АО «Военторг-Запад» Феоктистова А.В. на указанное постановление – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Московский районный суд г. Калининграда в течение 10 суток с момента получения копии решения суда.
Судья: подпись
Копия верна. Судья Е.Е. Дмитриковская