Дело № Э2-104/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Курчатов 9 марта 2021 года
Курчатовский городской суд Курской области в составе судьи Звягинцевой М.А.,
при секретаре Михайловой Е.О.,
с участием истца Гребенникова В.В. и представителя адвоката Долженкова Н.И., действующего на основании ордера,
представителя ответчика Кузнецовой А.С., действующей по доверенности,
представителей третьего лица Управления МЧС России по Курской области Сухинина А.В., Неведровой О.В., действующих по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гребенникова Василия Васильевича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Курчатове Курской области (межрайонное) о включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию, назначении пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
Гребенников 17.09.2020 г. обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Курчатове Курской области (межрайонное) (далее - пенсионный фонд) за назначением досрочной страховой пенсии по старости на основании п.18 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением пенсионного фонда от 02.12.2020 г. № 860 в назначении пенсии отказано из-за отсутствия требуемого специального стажа, в который засчитано 14 лет 22 дня из требуемых 25 лет. Периоды работы шофером пожарного автомобиля в Противопожарной службе Курской области с 01.04.2005 г. по 09.01.2008 г. не засчитаны по тем основаниям, что включение в стаж периода работы в противопожарной службе субъекта Российской Федерации действующим законодательством не предусмотрено. Кроме того, не засчитаны периоды работы водителем в Управлении Государственной противопожарной службы МЧС России по Курской области с 21.03.2005г. по 31.03.2005г., с 10.01.2008г. по 30.06.2014г. в отряде Государственной противопожарной службы МЧС России по Курской области по мотиву несоответствия наименования должности Спискам должностей, а также ввиду того, указанные периоды работы в системе государственного пенсионного страхования не подтверждены сведениями индивидуального (персонифицированного) учета. В зачете периода работы с 20.10.2014г. по 20.05.2019г. отказано по мотиву несоблюдения требования о работе во вредных условиях труда.
Гребенников В.В. обратился в суд с иском к пенсионному фонду, уточнив требования, просил обязать пенсионный фонд включить в льготный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периоды работы с 21.03.2005г. по 31.03.2005г. водителем 3 класса в пожарной части Курчатовского района в Управлении Государственной противопожарной службы МЧС России по Курской области; с 01.04.2005г. по 30.04.2007г. водителем 3 класса, с 01.05.2007г. по 09.01.2008г. водителем 2 класса в пожарной части Курчатовского района ППС № 2 Областного казенного учреждения «Противопожарная служба Курской области»; с 10.01.2008г. по 30.06.2014г. водителем 2 класса в пожарной части Курчатовского района Отряда государственной противопожарной службы МЧС России по Курской области; с 20.10.2014г. по 20.05.2019г. водителем автомобиля (пожарного) в пожарной части Курчатовского района Отряда государственной противопожарной службы МЧС России по Курской области; обязать назначить досрочную страховую пенсию с 17.09.2020г.
В обоснование требований истец сослался на то, что в указанные периоды он работал водителем пожарного автомобиля в пожарной службе и в соответствии с требованиями закона ему не может быть отказано в зачете данных периодов в специальный стаж.
В судебном заседании Гребенников В.В. иск поддержал.
Представитель пенсионного фонда Кузнецова А.С. возражала по тем основаниям, что на момент обращения с заявлением о назначении пенсии требуемый стаж у истца отсутствовал. Противопожарная служба в Курской области не входила в структуру Управления Государственной противопожарной службы МЧС России по Курской области. Постановлением Правительства РФ от 18.06.2002 г. № 437 установлено, что в стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости, включаются периоды работы в должностях, предусмотренных Списком должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) МЧС России, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 9 п.1 ст.28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». При этом вышеуказанное Постановление Правительства РФ не предусматривает включение в специальный стаж периодов работы в противопожарной службе субъектов Российской Федерации. Профессия водитель не предусмотрена Списком должностей от 18.06.2002 г. № 437, требуемое наименование водитель пожарного автомобиля. В период работы с 20.10.2014г. по 20.05.2019г. истец не работал во вредных условиях труда, как требуется в соответствии с законом. Спорные периоды работы индивидуальными сведениями персонифицированного учета работодателем не подтверждены.
Суд, выслушав доводы сторон, оценив представленные доказательства, считает, что требования Гребенникова В.В. подлежат удовлетворению в части.
К такому выводу суд пришел исходя из следующих обстоятельств, установленных по делу.
Согласно записям в трудовой книжке истец с 14.10.1992г. принят на работу К-Либкнехтский пожарно-спасательный отряд пожарным; К-Либкнехтский пожарно-спасательный отряд УГПС УВД Курской области с 20.03.1996г. переименован в пожарную часть Курчатовского района ОПО №1 ГПС УВБ Курской области; Пожарная часть Курчатовского района ОПО № 1 ГПС УВД Курской области с 01.07.1997г. переименована в Пожарную часть ОГПС №1 УВД Курской области; Пожарная часть Курчатовского района ОГПС № 1 УВД Курской области с 01.01.2002г. переименована в Пожарную часть Курчатовского района ОГПС № 1 УГПС МСЧ России по Курской области; 27.04.2004г. назначен на должность командира отделения Пожарной части Курчатовского района ОГПС-1 по 5 разряду; 21.03.2005г. переведен на должность водителя 3 класса пожарной части Курчатовского района отряда государственной противопожарной службы № 1; 31.03.2005г. уволен в порядке перевода с согласия работодателя на другую постоянную работу в Противопожарную службу Курской области п.5 ст.77 ТК РФ; 01.04.2005г. принят на работу в порядке перевода в Противопожарную службу Курской области водителем 3 класса в пожарную часть Курчатовского отряда ППС №2; 01.05.2007г. присвоена квалификация водитель автомобиля 2 класса; 09.01.2008г. уволен в порядке перевода по просьбе работника на работу в Отряд ГПС МЧС России по Курской области; 10.01.2008г. принят в порядке перевода в пожарную часть Курчатовского района Отряда ГПС МЧС России по Курской области на должность водителя 2 класса; Пожарная часть Курчатовского района Отряда ГПС МЧС России по Курской области с 01.01.2009г. переименована в 9 пожарную часть 2 разряда по охране Курчатовского района; 01.07.2014г. переведен на должность водителя автомобиля (пожарного) в связи с изменением штатного расписания организации.
В соответствии с п. 18 ч1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 17.12.2001 г. «О страховых пенсиях» право на досрочное назначение страховой пенсии по старости предоставляется мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (п. 2).
Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 г. № 665 утверждены «Списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
В соответствии с п.«л» ч.1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014г. № 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, применяется Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный Постановлением Правительства РФ от 18.06.2002г. № 437.
Согласно п.2 Постановления Правительства РФ от 18.06.2002 г. № 437 «Об утверждении Списка должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости, включаются периоды работы в должностях, предусмотренных Списком, утвержденным настоящим Постановлением, когда Государственная противопожарная служба (пожарная охрана, противопожарные и аварийно-спасательные службы) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий являлась Государственной противопожарной службой Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Судом установлено, что в периоды с 21.03.2005г. по 31.03.2005г. истец работал в отряде ГПС МЧС России по Курской области водителем автомобиля (пожарного) 3 класса, с 10.01.2008г. по 30.06.2014г. водителем автомобиля (пожарного) 2 класса, что подтверждается приказами о закреплении пожарной техники.
Профессия водителя (шофера) пожарного автомобиля предусмотрена Списком должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 18.06.2002 г. № 437.
Истец работал водителем автомобиля (пожарного) именно в отряде ГПС МЧС России по Курской области, что напрямую предусмотрено Федеральным законом и нормативными правовыми актами.
При таких обстоятельствах суд считает, что предусмотренные законом основания для включения спорных периодов работы в специальный стаж соблюдены.
То обстоятельство, что работодатель не представил в пенсионный фонд сведения индивидуального (персонифицированного) учета в отношении данного периода работы, не может служить основанием ограничения пенсионных прав работника.
Вместе с тем, анализ вышеприведенных правовых норм позволяет суду прийти к выводу, что период работы истца в Противопожарной службе Курской области с 01.04.2005 г. по 09.01.2008г. не подлежит зачету в специальный стаж, поскольку право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, которые проработали не менее 25 лет в должностях именно Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Как усматривается из письма Главного управления МЧС России по Курской области (исх.№ИВ-127-430 от 18.02.2021г.), Уставов государственного учреждения «1 Отряд федеральной противопожарной службы по Курской области», объяснений представителей ответчика, в связи с созданием 01.04.2005 г. Противопожарной службы Курской области, работники пожарной части Курчатовского района с 01.04.2005 г. по 09.01.2008 г. входили в состав Противопожарной службы Курской области, которая не является структурным подразделением МЧС России по Курской области.
В такой ситуации суд не усматривает оснований для включения в специальный стаж периода работы с 01.04.2005 г. по 09.01.2008 г.
Разрешая требование о включении в стаж периода работы истца водителем автомобиля (пожарного) в пожарной части Курчатовского района Отряда ГПС МЧС России по Курской области с 20.10.2014г. по 20.05.2019г., суд принимает во внимание следующие обстоятельства.
В соответствии с п.6 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ периоды работы, предусмотренные пунктами 1-18 части 1 настоящей статьи, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 НК РФ (до 01.01.2016г. по соответствующим тарифам, установленным ст.58.3 Федерального закона от 24.07.2009г. № 212-ФЗ). При этом условия назначения страховой пенсии пол старости, установленные пунктами 1 - 18 ч.1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1 -18 ч.1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
В силу абз. 10 ч. 2 ст. 212 ТК РФ, работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 г. № 421-ФЗ).
Отношения, возникающие в связи с проведением СОУТ, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируются Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», вступившим в силу с 01.01.2014 г.
В соответствии с вышеуказанным ФЗ, специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (часть 1 статьи 3 ФЗ от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ).
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (ч. 2 ст. 3 ФЗ от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ).
Результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться, в том числе, для разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников; информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях; обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты; осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах; организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников; установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций; установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте (п.п. 1 - 7 ст. 7 Федерального Закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ).
Классы (подклассы), установленные по результатам проведения специальной оценки условий труда влияют, в том числе, на уровень гарантий и компенсаций, предоставляемых работникам, занятым во вредном и (или) опасном производстве (например, дополнительный ежегодный отпуск (ч. 1 ст. 117 TK РФ), сокращенная продолжительность рабочего времени (абз. 5 ч. 1 ст. 92 ТК РФ), повышенный размер оплаты труда (ч. 1 ст. 147 ТК РФ).
СОУТ проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 названного Закона и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора (ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ).
По результатам проведенной специальной оценки устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (ч. 2 ст. 3 Закона от 28.12.2013 г. N 426-ФЗ). Указанные классы и подклассы учитываются при определении размера дополнительного тарифа взносов в ПФР.
По степени вредности и (или) опасности условия труда подразделяются на четыре класса (ч.1 ст. 14 Закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ): оптимальные - 1 класс; допустимые - 2 класс; вредные - 3 класс; опасные - 4 класс.
Допустимыми условиями труда (2 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены) (ч. 3 ст. 14 ФЗ от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ).
Вредными условиями труда (3 класс) являются условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда (ч. 4 ст. 14 ФЗ от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ).
При этом, в соответствии с вышеуказанной правовой нормой, вредные условия труда делятся на подклассы 3.1, 3.2, 3.3, 3.4.
Судом установлено, что согласно проведенной специальной оценки условий труда в соответствии с вышеуказанным Федеральным законом от 28.12.2013г. № 426 в пожарной части Курчатовского района ФКУ «1 отряд федеральной противопожарной службы по Курской области в отношении рабочего места водитель автомобиля с 20.10.2014г. с даты утверждения отчета СОУТ установлен класс опасности - 2 (т.е. допустимые условия труда).
При проведении очередной оценки с 21.05.2019г. по данному рабочему месту установлен класс опасности 3.2 (вредные условия) по показателю шума.
Данные обстоятельства подтверждаются приказами об утверждении результатов аттестационной комиссии, протоколами проведения исследований (испытаний) и измерений.
Порядок проведения СУОТ не нарушен, оснований не доверять результатам спецоценки у суда не имеется.
При таких данных предусмотренных законом оснований для включения в специальный стаж периода работы с 20.10.2014г. по 20.05.2019 г., не имеется, поскольку факт работы во вредных условиях труда не подтвержден.
Оценив все обстоятельства дела во взаимосвязи и совокупности, суд приходит к выводу, что на момент обращения истца в пенсионный фонд требуемый 25 летний стаж на должностях ГПС (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий у него отсутствовал, а потому оснований для назначения пенсии не имеется.
В соответствии с ч.1 ст.98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца следует взыскать расходы по оплате государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л :
исковые требования Гребенникова Василия Васильевича удовлетворить в части.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Курчатове Курской области (межрайонное) включить Гребенникову Василию Васильевичу в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, периоды работы с 21.03.2005 г. по 31.03.2005г. водителем 3 класса, с 10.01.2008г. по 30.06.2014г. водителем 2 класса пожарной части Курчатовского района в Управлении Государственной противопожарной службы МЧС России по Курской области.
В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Курчатовский городской суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
судья подпись М.А.Звягинцева