Дело №2-596/2019
24RS0024-01-2018-004839-38
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 февраля 2019 года г. Канск
Канский городской суд, Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Охроменко С.А.,
при секретаре Якушенко В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к Краевому государственному бюджетному профессиональному образовательному учреждению «Канский политехнический колледж» о взыскании заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 обратилась в суд с иском к Краевому государственному бюджетному профессиональному образовательному учреждению «Канский политехнический колледж» о взыскании заработной платы, мотивируя свои требования тем, что 25.09.2008г. она (ФИО3) принята на работу в КГБПОУ «Канский политехнический колледж» сторожем-вахтером. За период с января 2018 по август 2018 работодателем заработная плата начислялась и выплачивалась с нарушением требований трудового законодательства. В связи с чем просит взыскать в ее (ФИО3) пользу с ответчика задолженность по заработной плате в размере 13181 руб. 20 коп.
Истица ФИО3 в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика КГБПОУ «Канский политехнический колледж» Кадач М.М. (действующая на основании доверенности от 01.07.2016г.) в судебном заседании исковые требования признала частично, представила отзыв на иск согласно которого считает, что истцом неправильно указан размер начисленной заработной платы в феврале, марте, апреле, мае, июне 2018 года. Согласно расчетным листкам в феврале за 152 часа истцу было начислено 15425,12 рублей, в марте за 165 часов 21203,90 рублей, в апреле за 166 часов 15519,07 рублей. Таким образом, в период февраль-апрель 2018 истцу заработная плата начислена в размере, превышающем минимальный размер оплаты труда (15182,40 рублей).
При расчете недоначисленной заработной платы за май и июнь 2018 истцом также неверно указан размер начисленной заработной платы.
Так, за 159 часов в мае начислено 16208,25 рублей, то есть недоначисленная заработная плата составляет 1652,75 рублей. В июне за 105 часов начислено 13604,79 рублей, то есть не менее минимального размера оплаты труда (17861/159*105=11795).
Истцом не учтены в размере начисленной заработной платы за февраль, март, апрель, май, июнь доплаты за увеличение объема работ. Истцу действительно поручалось с ее согласия выполнение дополнительной работы в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором. Норма рабочего времени при этом не превышалась.
Просит отказать в удовлетворении исковых требований о взыскании недоначисленной заработной платы ФИО3 в сумме 10119,14 рублей.
Представитель третьего лица без самостоятельных исковых требований по предмету спора Министерства финансов Красноярского края в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом.
Представитель третьего лица без самостоятельных исковых требований по предмету спора Министерства образования Красноярского края в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежаще.
Суд, с учетом мнения прокурора, в силу ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, заслушав истицу, исследовав письменные материалы дела, считает, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В силу положений ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Статья 15 Конституции Российской Федерации предусматривает, что Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ст. 37 Конституции РФ, каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Статья 72 Конституции РФ относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации вопросы трудового законодательства. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 76 Конституции РФ).
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с ч. 1 и 2 настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (п. 5 ст. 76).
Согласно ст. 11 ТК РФ все работодатели (физические и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих норму трудового права. В силу ст. 22 ТК РФ работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим договором, правилами внутреннего трудового распорядка,
Постановлением Администрации Красноярского края от 21.08.92 № 311-п «Об установлении районного коэффициента» установлен единый районный коэффициент к заработной плате работников предприятий и организаций, расположенных на территории городов и районов края, равный 1,3. Постановлением Совета Министров и ВЦСПС от 24 сентября 1989 года № 794 «О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных южных районах Иркутской области и Красноярского края» введена выплата процентной надбавки к заработной плате за непрерывный стаж работы южных районах Красноярского края, которым ранее не была установлена такая надбавка (в их состав входит, в том числе, и Канский район). В соответствии с п. 1 Постановления № 794, определенные им надбавки к заработной плате устанавливаются в размере 10% по истечении первого года работы с увеличением на 10% за каждые последующие два года работы, но не свыше 30%. Данные акты в настоящее время не отменены и не изменены, следовательно, применяются при регулировании трудовых правоотношений.
Разъяснением от 11.09.1995 г. № 3, утв. Постановлением Министра труда Российской Федерации от 11.09.1995 года № 49 «О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностям, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего, Востока и коэффициентов» процентные надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициенты (районные, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях), установленные к заработной плате лицам, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, начисляются на фактический заработок, включая вознаграждение за выслугу лет, выплачиваемое ежемесячно, ежеквартально или единовременно.
Под южными районами Восточной Сибири подразумеваются южные районы Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия и Республики Хакасия, на территории которых применяется 30-процентная надбавка к заработной плате.
Статьей 3 Федеральный закон от 28.12.2017 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения» с 1 января 2018 года минимальный размер оплаты труда установлен в сумме 9 489 рублей в месяц. Следовательно, заработная плата за отработанную месячную норму рабочего времени и выполнения: нормы труда должна быть начислена не менее МРОТ: 9 489 руб. (с января по май 2018 года), с последующим: начислением на данную заработную плату районного коэффициента 30% и надбавки за стаж работы 30%, т.е. не менее 15 182,40 руб.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 07.03.2018г. № 41-ФЗ «О внесении изменений в ст. 1 Федерального Закона «О минимальном размере оплаты труда», с 1 мая 2018 года минимальный размер оплаты труда установлен в сумме 11163 рублей в месяц. Следовательно, заработная плата за отработанную месячную норму рабочего времени и выполнения: нормы труда должна быть начислена не менее МРОТ: 11163 руб. (с мая по июль 2018 года), с последующим: начислением на данную заработную плату районного коэффициента 30% и надбавки за стаж работы 30%, т.е. не менее 17860,80 руб.
Данная позиция закреплена Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 07.12.2017 № 38-п, которым Конституционный Суд Российской Федерации постановил следующее:
Статья 133 ТК РФ предусматривает, что минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже МРОТ.
В силу статьи 133.1 ТК РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации для работников, работающих на его территории, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета; размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в нем и не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом; месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого региональное соглашение о минимальной заработной плате действует в соответствии с частями третьей и четвертой статьи 48 ТК РФ или на которого указанное соглашение распространено в порядке, установленном ч.ч. 6 - 8 ст. 133.1 ТК РФ, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте Российской Федерации при условии, что таким работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).
Согласно ч. 1 ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В силу прямого предписания Конституции РФ (ч. 3 ст. 37) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с ч. 1 ст. 133 ТК РФ величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории РФ, т.е. без учета природно-климатических условий различных регионов страны.
Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда.
Поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи 37 (часть 3) Конституции РФ и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.
Согласно статье 133.1 ТК РФ, в субъекте РФ региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте РФ, который определяется с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте РФ и не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (ч.ч. 1, 3 и 4).
По смыслу приведенных законоположений, минимальная заработная плата в субъекте РФ устанавливается в целях повышения уровня оплаты труда, если экономика региона развивается стабильно и создает условия для возможности учета величины прожиточного минимума трудоспособного населения в субъекте РФ. При этом статья 133.1 ТК РФ не предусматривает полномочия социальных партнеров, заключающих указанное соглашение, помимо размера минимальной заработной платы самостоятельно определять правила о включении в нее каких-либо выплат, в частности районных коэффициентов (коэффициентов) и процентных надбавок.
Следовательно, при заключении регионального соглашения о минимальной заработной плате в субъекте Российской Федерации трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта Российской Федерации должна руководствоваться общими правилами определения содержания соглашения, установленными статьями 45 и 46 ТК РФ. В частности, согласно ч. 1 ст. 45 ТК РФ полномочные представители работников и работодателей на всех уровнях социального партнерства, в том числе на региональном, должны действовать в пределах их компетенции.
В отличие от федерального законодательства региональное соглашение о минимальной заработной плате имеет ограниченную сферу действия: оно не распространяется на работников организаций, финансируемых из федерального бюджета, и в силу принципов социального партнерства может охватывать не всех работодателей соответствующего субъекта РФ (и, соответственно, не всех работников), поскольку существующая процедура присоединения к такому соглашению работодателей, осуществляющих деятельность на территории этого субъекта РФ и не участвовавших в его заключении, позволяет им в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению представить в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ мотивированный письменный отказ присоединиться к нему (ст. 133.1 ТК РФ).
Таким образом, минимальная заработная плата в субъекте РФ представляет собой установленную в системе социального партнерства дополнительную гарантию, которая не заменяет гарантии, предусмотренные федеральным законом, в том числе повышенную оплату труда в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями. Как следует из ч. 11 ст. 133.1 ТК РФ, месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого действует (или на которого в установленном законом порядке распространено) региональное соглашение о минимальной заработной плате, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте Российской Федерации при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).
Нормы Трудового кодекса РФ, таким образом, дающие регионам право устанавливать на своей территории собственный размер минимальной зарплаты, не предполагают включения в ее состав коэффициентов и процентных надбавок, начисляемых за работу в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Согласно позиции, высказанной Конституционным Судом РФ в Постановлении от 07.12.2017 № 38-П, статья 133.1 ТК РФ не предусматривает полномочий социальных партнеров, заключающих такое соглашение, помимо размера минимальной заработной платы самостоятельно определять правила о включении в нее каких-либо выплат, в частности районных коэффициентов и процентных надбавок.
Как установлено в судебном заседании 25.09.2008г. ФИО3 принята на работу в КГБПОУ «Канский политехнический колледж» сторожем вахтером, что подтверждается копией трудового договора №30, дополнительного соглашения к трудовому договору от 01.10.2014 г., от 30.12.2016г., 29.12.2017г. (л.д.6-10), копией трудовой книжки на имя ФИО3 (л.д.11-29), была определена тарифная ставка с учетом последующего установления должностного оклада и надбавки к заработной плате – 30% районный коэффициент и 30% процентная надбавка.
Было установлено нарушение трудовых прав ФИО3, выразившееся в выплате ей заработной платы ответчиком КГБПОУ «Канский политехнический колледж» за период с января по август 2018г. ниже минимального размера оплаты труда.
Поскольку судом установлено, что КГБПОУ «Канский политехнический колледж» заработная плата работнику за период с января по август 2018 г. начислялась и выплачивалась с нарушением вышеуказанных требований трудового законодательства, то причитающиеся суммы заработной платы подлежат взысканию в размере, полученном при расчете по указанному алгоритму:
1) за отработанные 134 часа в январе 2018 года в размере 1409,30 рублей, которая рассчитана по следующей схеме:
15182,40 руб. / 136 час. (норма времени в январе 2018 г.) * 136 час. (отработано работником) = 14958,74 руб. (должно быть начислено) 13549,43 руб. (фактически начислено) = 1409,31руб. (недоначислено).
2) за отработанные 152 часа в феврале 2018 года в размере 1362,10 рублей, которая рассчитана по следующей схеме:
15182,40 руб. / 151 час. (норма времени в феврале 2018 г.) * 152 час. (отработано работником) = 15282,54 руб. (должно быть начислено) – 13819,90руб. (фактически начислено) = 1462,64 руб. (недоначислено).
3) за отработанные 165 часов в марте 2018 года в размере 1935,01 рублей, которая рассчитана по следующей схеме:
15182,40 руб. / 159 час. (норма времени в марте 2018 г.) * 165 ч. (отработано работником) = 15754,91 руб. (должно быть начислено) – 13819,90 руб. (фактически начислено) = 1935,01 руб. (недоначислено).
4) за отработанные 166 часов в апреле 2018 года в размере 1344,18 рублей, которая рассчитана по следующей схеме:
15182,40 руб. / 167 час. (норма времени в апреле 2018 г.) * 166 ч. (отработано работником) = 15091,09 руб. (должно быть начислено) – 13746,91 руб. (фактически начислено) = 1344,18 руб. (недоначислено).
5) за отработанные 159 часов в мае 2018 года в размере 4117,09 рублей, которая рассчитана по следующей схеме:
17861 руб. / 159 час. (норма времени в мае 2018 г.) * 159 ч. (отработано работником) = 17861 руб. (должно быть начислено) – 13746,91 руб. (фактически начислено) = 4114,09 руб. (недоначислено).
6) за отработанные 105 часов в июне 2018 года в размере 2915,98 рублей, которая рассчитана по следующей схеме:
17861 руб. / 159 час. (норма времени в июне 2018 г.) * 105 ч. (отработано работником) = 11795 руб. (должно быть начислено) – 8879,02 руб. (фактически начислено) = 2915,98 руб. (недоначислено).
Всего на сумму 13181,20 рублей.
Однако, суд не может согласиться с данным расчетом, поскольку истицей неверно указан размер начисленной заработной платы за период с февраля 2018г. по июнь 2018г., в связи с чем недоплаченная заработная плата составляет 3472 рубля 99 копеек исходя из следующего расчета:
1) за отработанные 134 часа в январе 2018 года в размере 1049,51 рублей, которая рассчитана по следующей схеме:
15182,40 руб. / 136 час. (норма времени в январе 2018 г.) * 134 час. (отработано работником) = 14958,74 руб. (должно быть начислено) 13549,43 руб. (фактически начислено) = 1049,51руб. (недоначислено).
2) за отработанные 152 часа в феврале 2018 года ФИО3 начислено 15282,54 руб., то есть больше минимального размера оплаты труда.
3) за отработанные 165 часов в марте 2018 года ФИО3 начислено 16533,90 рублей без совмещения, 21203,90 рублей с учетом совмещения, таким образом, сумма составляет больше минимального размера оплаты труда.
4) за отработанные 166 часов в апреле 2018 года в размере 770,93 рублей, которая рассчитана по следующей схеме:
15182,40 руб. / 167 час. (норма времени в апреле 2018 г.) * 166 ч. (отработано работником) = 15519,07 руб. (должно быть начислено) – 14411,47 руб. (фактически начислено) = 770,93 руб. (недоначислено).
5) за отработанные 159 часов в мае 2018 года в размере 1652,55 рублей, которая рассчитана по следующей схеме:
17860,80 руб. / 159 час. (норма времени в мае 2018 г.) * 159 ч. (отработано работником) = 17860,80 руб. (должно быть начислено) – 16208,25 руб. (фактически начислено) = 1652,55 руб. (недоначислено).
6) за отработанные 105 часов в июне 2018 года ФИО3 начислено 13604,79 рублей, а должно было быть начислено 11794,87 рублей, что составляет больше минимального размера оплаты труда работника.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению и с работодателя в лице КГБПОУ «Канский политехнический колледж» в пользу ФИО3 подлежит взысканию заработная плата за январь 2018г., апрель 2018г., май 2018г. в размере 3472 рублей 99 копеек.
В связи с тем, что в силу действующего законодательства, истец по трудовым спорам освобожден от уплаты госпошлины, то госпошлина подлежит взысканию в доход местного бюджета со стороны истца с округлением до полного рубля в силу п. 6 ст. 52 НК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО3 к Краевому государственному бюджетному профессиональному образовательному учреждению «Канский политехнический колледж» о взыскании заработной платы - удовлетворить частично.
Взыскать с Краевого государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Канский политехнический колледж» в пользу ФИО3 заработную плату за январь 2018г., апрель 2018г., май 2018г. в размере 3472 рублей 99 копеек.
Взыскать с КГБПОУ «Канский политехнический колледж» в доход местного бюджета госпошлину в сумме 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Канский городской суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме с 25.02.2019 года.
Судья Охроменко С.А.