Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-40/2022 (2-615/2021; 2-2367/2020;) ~ М-2699/2020 от 14.12.2020

62RS0001-01-2020-003755-02

№ 2-40/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 июля 2022 года                         г. Рязань

Железнодорожный районный суд г. Рязани в составе судьи Царьковой Т.А.,

при помощнике судьи Бухановой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда дело по иску Цырульникова Сергея Алексеевича к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Рязанской области о перерасчете пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Цырульников С.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Рязани о перерасчете пенсии.

В обоснование заявленных требований указал, что с 01.05.2000г. ему, как работнику летно-испытательного состава, была назначена пенсия за выслугу лет на основании решения Железнодорожного районного суда г. Рязани от 22.11.2001г. в соответствии с п.1 ст.79, ст. 83 Закона РФ №340-1 «О государственных пенсиях в РФ» от 20.11.1990г., п.1 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 05.07.1991г. № 384.

Согласно решению суда его выслуга в льготном исчислении на момент назначения пенсии составляла 47 лет.

С 01.01.2002г. ответчик без его согласия и выбора, незаконно произвел оценку его пенсионных прав (конвертацию) по правилам п.6 ст.30 Федерального Закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», исходя из размера пенсии за выслугу лет, исчисленной из среднемесячного заработка, с учетом специального стажа, приобретенного до 01.01.2002 г. Результатом незаконной конвертации явилось незаконное лишение истца с 01.02.2002 г. получения пенсии за выслуге лет, назначенной на основании решения суда.

С 01.01.2010г. в связи с принятием Федерального закона от 24.07.2009г. № 213-ФЗ изменился порядок пенсионного обеспечения граждан из числа работников летно-испытательного состава. У указанных граждан появилось право на получение одновременно двух пенсий - досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27.1 Закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ и пенсии за выслугу лет в соответствии со статьей 7.2 Федерального закона от 15.12.2001г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Однако, несмотря на указанные законоположения, в нарушение требований законодательства, ответчик по настоящее время по состоянию на 31.10.2020 г. продолжает выплачивать ему, только одну страховую пенсию по старости, размер которой составляет 47 715 руб. 09 коп.

Как гражданин из числа работников летно-испытательного состава, которому пенсия за выслугу лет назначена до вступления в силу Федерального закона № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», то есть в период действия Закона РФ от 20.11.1990г. №340-1, полагал, что имеет право на перерасчет и выплату пенсии за выслугу лет, назначенной на основании решения суда и право на получение трудовой пенсии по старости за период с 01.01.2002 г. по 31.12.2009г.

Также имеет право на перерасчет и выслугу пенсии за выслугу лет, назначенной по решению суда путем установления с 01.01.2010 г. пенсии за выслугу лет и трудовой пенсии по старости.

03.09.2019 г. он обратился в ГУ - УПФ РФ в г. Рязани с заявлением о перерасчете ему пенсии за выслугу лет как работнику летно-испытательного состава с 01.01.2002 г. путем выплаты разницы между пересчитанной и фактически выплаченной суммой пенсии за период с 01.01.2002 г. по 04.09.2019 г., а также о дальнейшей выплате пенсии в размере, определяемом Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Письмом от 30.09.2019 г. исх. № 15/16309 пенсионный орган в удовлетворении требований истца отказал, указав, что у него отсутствует право на пенсию за выслугу лет.

Истец считает данный отказ ответчика в перерасчете пенсии незаконным. В связи с чем, он был вынужден обратиться в суд.

Изначально просил суд обязать ответчика осуществить перерасчет и выплату ему пенсии за выслугу лет как работнику летно-испытательного состава за период с 01.01.2002 г. по 31.12.2009 г. в сумме 1 207 890 руб. 24 коп.; осуществить перерасчет и выплату ему пенсии за выслугу лет как работнику летно-испытательного состава за период с 01.01.2010 г. по 31.10.2020 г. в сумме 1 656 230 руб. 11 коп. и в дальнейшем выплачивать истцу пенсию за выслугу лет в размере, определенном после перерасчета пенсии, с учетом последующей индексации.

В ходе судебного разбирательства требования истца неоднократно уточнялись. В окончательном варианте истец просил суд признать незаконным перевод пенсии по выслуге лет, получаемой им на основании решения Железнодорожного районного суда г. Рязани от 22.11.2001 г. в соответствии с п. 1 ст. 79, ст. 83 Закона РФ № 340-1 от 20.11.1990 г. «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и п. 1 Положения «О порядке назначения и выплате пенсии за выслугу лет работникам летно-испытательного состава (утвержденного Постановление Совета Министров РСФСР от 05.07.1991 г. № 384), произведенный ответчиком 01.01.2002 г., в трудовую (страховую) пенсию по старости. Признать пенсию, назначенную и выплачиваемую ему за период с 01.05.2000 г. по настоящее время, пенсией за выслугу лет. Обязать ответчика произвести пересмотр выплачиваемой ему пенсии по выслуге лет с 01.05.2000 г. как работнику летно-испытательного состава, в соответствии ст. 79, ст. 83 ФЗ РФ № 340-1 от 20.11.1990 г. «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и Постановлением Совета Министров РСФСР от 05.07.1991 г. № 384 (Постановлением Правительства РФ от 02.11.2009 г. № 883), путем установления с 01.01.2010 г. двух пенсий: пенсии по выслуге лет в соответствии с ФЗ РФ № 166 - ФЗ от 15.12.2009 г. «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» (в редакции ФЗ РФ № 213-ФЗ от 24.07.2009 г.) и трудовой пенсии по старости в соответствии с ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17.12.2009 г. (в редакции ФЗ РФ № 213-ФЗ от 24.07.2009 г.). Обязать ответчика установить ему трудовую (страховую) пенсию по старости как работнику летно-испытательного состава (получение второй пенсии) в соответствии с п. 6 ст. 37 ФЗ РФ № 213 от 24.07.2009 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признаний утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ», согласно требованиям ст. 29.1 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ», п. 6 ст. 30 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» и выплатить ее с 01.01.2010 г. по настоящее время. Обязать ответчика пересмотреть и установить ему пенсию по выслуге лет как работнику летно-испытательного состава с 01.01.2010 г. в соответствии с требованиями п. 6 ст. 37 ФЗ РФ № 213-ФЗ от 24.07.2009 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признаний утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ» и в соответствии со ст. 17.2 ФЗ РФ № 166-ФЗ от 15.12.2009 г. «О государственном пенсионном обеспечении в РФ и выплатить ее с 01.01.2010 г. по настоящее время. Взыскать с ответчика трудовую (страховую) пенсию по старости с 01.01.2010 года по настоящее время с учетом валоризации и уплаченных страховых взносов; пенсию по выслуге лет с 01.01.2010 г. по 17.06.2022 г. в размере 3 232 200 руб. 28 коп.; трудовую (страховую) пенсию по старости с 01.01.2001 г. по 17.06.2022 г. с учетом валоризации и страховых взносов в размере 2 458 598 руб. 90 коп.

Ранее заявленные требования истец и его представитель просили не рассматривать.

Определением суда от 02.02.2021 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Государственное учреждение - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда РФ в Рязанской области, которое определением от 21.09.2021г. привлечено к участию в деле в качестве соответчика, с его исключением из числа третьих лиц.

12.10.2021 г. судом произведена замена ответчиков по делу на их правопреемника - Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда РФ по Рязанской области, о чем вынесено соответствующее определение.

В судебном заседании истец и его представитель исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении, с учетом их уточнений. Суду пояснили, что решение суда о назначении истцу пенсии за выслугу лет с 01.05.2000 г. является действующим. Данное решение подтверждает право истца на получение пенсии за выслугу лет. Однако, ответчик с 01.01.2002 г. незаконно, без ведома и согласия истца, без соответствующего заявления произвел перевод пенсии истца за выслугу лет на другой вид пенсии – трудовую пенсию по старости. При этом в выплатном деле истца, предоставленным пенсионным органом, никакого документа о переводе пенсии с одного вида на другую, не имеется. Более того, согласно всем предоставленным ответчиком документам, в том числе, выплатному делу Цырульникова С.А., последний является получателем пенсии за выслугу лет на основании ст. 79 Закона РФ от 20.11.1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» с 03.04.2000 г. бессрочно. Полагали, что истцу с 2000 г. по настоящее время продолжает выплачиваться пенсия за выслугу лет в сохраненном виде. При этом, ответчик, полагая, что выплачивает истцу страховую (трудовую) пенсию по старости, необоснованно не учитывает в ее размере уплаченные страховые взносы и валоризацию. Просили исковые требования удовлетворить.

Представитель ответчика в судебном заседании иск не признал. Суду пояснил, что с 01.05.2000 г. до 01.01.2002 г. пенсионный орган выплачивал Цырульникову С.А. пенсию за выслугу лет как работнику летно-испытательного состава во исполнение решения Железнодорожного районного суда г. Рязани от 22.11.2001 г., назначенную в соответствии со ст. 79 Закона РФ от 20.11.1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и Положением «О порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работника летно-испытательного состава», утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 05.07.1991 г. № 384.

С 01.01.2002 г. вступил в силу Федеральный закон от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ, которым до 01.01.2010 г. не были предусмотрены пенсии за выслугу лет летно-испытательному составу, поэтому произведенная с 01.01.2002 г. конвертация пенсионных прав в соответствии со ст. 30 Закона № 173-ФЗ явилась основанием рассматривать установленные до 01.01.2002 г. пенсии за выслугу лет как трудовые по старости, которые подлежали индексации в соответствии со ст. 17 Закона № 173-ФЗ.

В связи с этим, Цырульникову С.А. с 01.01.2002 г. была установлена пенсия по старости в сохраненном размере, которая выплачивается ему до настоящего времени с учетом индексации.

С 01.01.2010 г. в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 г. № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» изменился порядок пенсионного обеспечения граждан из числа работников летно-испытательного состава.

Указанным работникам предоставлено право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27.1 Закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ и пенсии за выслугу лет в соответствии со ст. 7.2 Федерального закона от 15.12.2001г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

В соответствии со статьей 27.1 Закона № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается независимо от возраста мужчинам, проработавшим соответственно не менее 25 лет в испытательном составе, непосредственно занятым в летных испытаниях (исследованиях) опытной и серийной авиационной, аэрокосмической, воздухоплавательной и парашютно-десантной техники.

При этом периоды военной службы в должностях летного состава и (или) периоды работы в должностях летного состава гражданской авиации засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, если у гражданина из числа работников летно-испытательного состава не менее двух третьих указанного стажа (16 лет 8 месяцев) приходится на периоды работы (деятельности) в должностях, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Для получателей трудовых пенсий по старости из числа работников летно-испытательного состава ч. 6 ст. 37 Закона № 213-ФЗ определено, что трудовые пенсии, установленные до 01.01.2010 г., выплачиваются в сохраненном размере.

Статьей 7.2 Закона № 166-ФЗ установлено, что граждане Российской Федерации из числа работников летно-испытательного состава, занятых в летных испытаниях (исследованиях) опытной и серийной авиационной, аэрокосмической, воздухоплавательной и парашютно-десантной техники, имеют право на пенсию за выслугу лет при наличии выслуги не менее 25 лет у мужчин.

При этом периоды военной службы в должностях летного состава и периоды работы должностях летного состава гражданской авиации засчитываются в выслугу, если у гражданина из числа работников летно-испытательного состава не менее двух третьих выслуги (16 лет 8 месяцев), необходимой для установления пенсии за выслугу лет, приходится на периоды работы (деятельности) в должностях, дающих право на пенсию за выслугу лет.

Пенсия за выслугу лет устанавливается к трудовой пенсии по старости, назначенной в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях"(с 01.01.2015 г. «О страховых пенсиях») и выплачивается одновременно с ней.

Полагал, что право на пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом № 166-ФЗ у Цырульникова С.А. отсутствует, так как вся его выслуга состоит из службы в Вооруженных Силах, в связи с чем, в его случае не выполняется основное условие – наличие не менее двух третьих выслуги в должности летно-испытательного состава гражданской авиации. Просил в иске отказать.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено и следует из материалов дела, что решением Железнодорожного районного суда г.Рязани от 22.11.2001 г. по иску Цырульникова С.А. к Рязанскому областному центру по начислению и выплате пенсий и пособий, Управлению социальной защиты населения администрации Рязанской области, территориальному отделу № 4 Управления социальной защиты населения администрации г.Рязани о назначении и выплате пенсии за выслугу лет, вступившему в законную силу 04.12.2001г., исковые требования Цырульникова С.А. удовлетворены. На территориальный отдел № 4 Управления социальной защиты населения администрации г.Рязани возложена обязанность назначить Цырульникову С.А. пенсию за выслугу лет как работнику летно-испытательного состава с 01.05.2000 г. С Рязанского областного центра по начислению и выплате пенсий и пособий в пользу Цырульникова С.А. взыскана недополученная пенсия за период с 01.05.2000 г. по 30.11.2001 г. в сумме 35 014, 99 руб. с учетом индексации и компенсационных выплат.

В соответствии с указанным решением суда истцу пенсионным органом выплачивается пенсия.

03.09.2019 г. Цырульников С.А. обратился к начальнику УПФР в г.Рязани с заявлением, в котором просил пересчитать размер полагающейся ему пенсии за выслугу лет как работнику летно-испытательного состава в соответствии с Федеральным законом № 166-ФЗ от 15.12.2001г. "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" с момента вступления в силу - с 01.01.2002 г.; выплатить ему разницу между пересчитанной и фактически выплаченной суммой пенсии за весь период с момента вступления в силу указанного закона, в дальнейшем выплачивать ему пенсию как работнику летноиспытательного состава в размере, определенном указанным законом, с учетом его квалификации летчика первого класса; рассчитать долю страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях» № 400 от 28.12.2013 г. для принятия решения о заявлении на выплату соответствующей доли.

Письмом от 30.09.2019 г. пенсионным органом истцу сообщено, что основания для пересмотра пенсии на основании Федерального закона № 166-ФЗ отсутствуют, а также сообщено об отсутствии у него права на пенсию по выслугу лет в соответствии с Законом от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ.

06.05.2020 г. истец вновь обратился к начальнику УПФР в г.Рязани с заявлением о предоставлении расчета пенсии за выслугу лет за период с 01.01.2010 г. по 01.03.2020 г. как работнику летно-испытательного состава в соответствии с п. 2 ст. 17.2 Федерального закона № 166-ФЗ от 15.12.2001 г. "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", указав, что он имеет выслугу 47 лет в льготном исчислении, из них 11 лет 08 месяцев 01 день - в летно-испытательном составе.

Письмом от 29.05.2020 г. пенсионным органом истцу разъяснены нормы пенсионного законодательства и порядок расчета его пенсии.

Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются и подтверждаются материалами дела.

Закон Российской Федерации № 340-1 от 20.11.1990 г. "О государственных пенсиях в Российской Федерации", в соответствии с которым за истцом решением Железнодорожного районного суда г. Рязани от 22.11.2001г. было признано право на пенсию за выслугу лет, с 01.01.2002 г. утратил силу.

Введенные в действие с 01.01.2002г. Федеральный закон от 15.12 2001г. № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и Федеральный закон от 17.12.2001г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в редакции, действовавшей до 31.12.2009г., не предусматривали такого вида пенсии как пенсия за выслугу лет. Каких-либо специальных условий пенсионного обеспечения работников летно-испытательного состава данные законодательные акты не определяли, особого механизма индексации назначенных им пенсий за выслугу лет не установили.

Вместе с тем, положениями п.3 ст.31 Закона № 173-ФЗ были сохранены действовавшие до 01.01.2002г. льготные условия и нормы назначения пенсий указанной категории работников, предусмотренные нормативными правовыми актами, и было предписано применять эти условия и нормы при оценке пенсионных прав соответствующих лиц согласно нормам названного Закона.

Лицам, которые по состоянию на 31.12.2001г. являлись пенсионерами из числа работников летно-испытательного состава, с 01.01.2002г. была произведена оценка пенсионных прав (конвертация) по правилам п.6 ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" - исходя из размера пенсии за выслугу лет, исчисленного из среднемесячного заработка, с учетом специального стажа, приобретенного до 01.01.2002 г.

Положениями ст.30 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ в редакции, действовавшей до 31.12.2009г., предусматривалось, что оценка пенсионных прав застрахованных лиц осуществляется по состоянию на 01.01.2002г. путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.

При этом, конвертация пенсионных прав лиц из числа работников летно-испытательного состава осуществлялась в соответствии с п.п. 1 - 5 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ, однако расчетный размер трудовой пенсии исчислялся не по общим правилам, а согласно условиям и нормам Закона Российской Федерации от 20.11.1990г. № 340-1 и Положения № 384.

В силу положений п.4 ст.29 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" № 173-ФЗ от 17.12.2001г. (в редакции, действовавшей с 01.01.2002г.), если при перерасчете размера трудовой пенсии в соответствии с нормами, предусмотренными настоящим Федеральным законом, размер указанной пенсии не достигает размера, получаемого пенсионером на день вступления в силу настоящего Федерального закона, пенсионеру выплачивается пенсия в прежнем более высоком размере.

Таким образом, порядок проведения конвертации пенсионных прав работников летно-испытательного состава предполагал преобразование назначенных им пенсий за выслугу лет в трудовые пенсии по старости, исчисленные по нормам данного Закона, которые выплачивались согласно п. 4 ст. 18 Федерального закона N 173-ФЗ в ранее установленном размере без каких-либо ограничений, а также индексировались в порядке, предусмотренном ст.17 названного Федерального закона.

Действующий с 01.02.2002г. механизм индексации пенсий был установлен Постановлением Правительства РФ от 24.01.2002г. № 42, которым утвержден коэффициент индексации трудовой пенсии с 01.02.2002г. Другого механизма индексации пенсий законом либо постановлениями Правительства РФ предусмотрено не было.

Из пояснений представителей пенсионного фонда и материалов пенсионного дела Цырульникова С.А., приобщенного к материалам дела, следует, что с 01.01.2002 г. в связи с вступлением в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", ответчик произвел конвертацию его пенсионных прав исходя из установленного по состоянию на 31.12.2001 г. размера пенсии.

Согласно протоколу для нового назначения пенсии от 14.12.2001 г., счет - справке, выданной Центром ПФР по выплате пенсий Рязанской области , сообщениям ГУ - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда РФ в Рязанской области от 07.09.2021 г. и от 30.09.2021 г. размер пенсии Цырульникова С.А. за выслугу лет, назначенной на основании вышеуказанного решения суда, по состоянию на 31.12.2001 г. составлял 5 188 руб. 67 коп. и с 01.01.2002 г. не изменился.

Таким образом, с 01.01.2002 г. после произведенной конвертации, истцу продолжала выплачиваться трудовая пенсия по старости в сохраненном размере.

В дальнейшем пенсия истца индексировалась пенсионным органом в установленном законом порядке и по состоянию на 01.01.2010 г. размер его пенсии составлял 20 723 руб. 81 коп.

Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются и подтверждаются материалами пенсионного дела Цырульникова С.А., счет - справкой Центра ПФР по выплате пенсий Рязанской области № 594, сообщениями ГУ - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда РФ в Рязанской области от 07.09.2021 г. и от 30.09.2021 г.

С 01.01.2010 г. вступил в действие Федеральный закон № 213-ФЗ от 24.07.2009г. "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".

Указанным законом внесены изменения в Федеральный закон от 15.12.2001г. № 166- ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", в том числе введены новые нормы относительно работников летно-испытательного состава.

Так, статьей 26 Федерального закона от 24.07.2009г. № 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" Федеральный закон от 15.12.2001г. № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" был дополнен статьей 7.2.Положениями указанной нормы права установлено, что граждане Российской Федерации из числа работников летно-испытательного состава, занятых в летных испытаниях (исследованиях) опытной и серийной авиационной, аэрокосмической, воздухоплавательной и парашютно-десантной техники, имеют право на пенсию за выслугу лет при наличии выслуги не менее 25 лет у мужчин и не менее 20 лет у женщин, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья при выслуге не менее 20 лет у мужчин и не менее 15 лет у женщин.

Список соответствующих должностей, с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

При этом периоды военной службы в должностях летного состава и периоды работы в должностях летного состава гражданской авиации засчитываются в выслугу, если у гражданина из числа работников летно-испытательного состава не менее двух третьих выслуги, необходимой для установления пенсии за выслугу лет, приходится на периоды работы (деятельности) в должностях, дающих право на пенсию за выслугу лет.

Статья 3 Федерального закона от 15.12.2001г. № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" была дополнена пунктом 8, согласно которому граждане из числа работников летно-испытательного состава имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет, предусмотренной настоящим Федеральным законом, и доли страховой части трудовой пенсии по старости, устанавливаемой к указанной пенсии за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" исходя из расчетного пенсионного капитала, сформированного за счет общей суммы страховых взносов, поступивших за застрахованное лицо в Пенсионный фонд Российской Федерации после назначения пенсии за выслугу лет за период не менее 12 полных месяцев работы и (или) иной деятельности, включая суммы ее увеличения в связи с индексацией (дополнительным увеличением) и перерасчетом (корректировкой) в соответствии с пунктом 6 статьи 17 и статьей 17.2 указанного Федерального закона.

Статьей 28 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 213-ФЗ Федеральный закон от 17.12.2001г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" был дополнен ст. 27.1, положения которой предусматривают, что трудовая пенсия по старости назначается независимо от возраста мужчинам и женщинам, проработавшим соответственно не менее 25 и не менее 20 лет в летно-испытательном составе, непосредственно занятым в летных испытаниях (исследованиях) опытной и серийной авиационной, аэрокосмической, воздухоплавательной и парашютно-десантной техники, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья мужчинам и женщинам, проработавшим соответственно не менее 20 и не менее 15 лет в летно-испытательном составе на указанных работах.

Списки соответствующих должностей, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

При этом периоды военной службы в должностях летного состава и (или) периоды работы в должностях летного состава гражданской авиации засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, если у гражданина из числа работников летно-испытательного состава не менее двух третьих указанного стажа приходится на периоды работы (деятельности) в должностях, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Согласно ч.1 ст.37 Федерального закона № 213-ФЗ размеры трудовых пенсий, установленные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, пересчитываются с 01.01.2010 года в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 года N 173- ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") (в редакции настоящего Федерального закона) и настоящим Федеральным законом. При этом, если размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) не достигнет размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), получаемого на 31.12.2009 г., гражданину выплачивается трудовая пенсия (страховая часть трудовой пенсии по старости) в прежнем более высоком размере.

В силу ч. 6 ст.37 Федерального закона № 213-ФЗ трудовые пенсии по старости гражданам из числа работников летно-испытательного состава, установленные до 01.01.2010 г., в том числе исчисленные с применением статьи 40 настоящего Федерального закона, выплачиваются в сохраненном размере. По желанию указанных граждан им может быть установлена пенсия за выслугу лет, предусмотренная Федеральным законом от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации") (в редакции настоящего Федерального закона), и трудовая пенсия по старости (трудовая пенсия по инвалидности). Пенсии за выслугу лет работникам летно-испытательного состава, установленные до 01.01.2010 г. в соответствии с пунктом 3 статьи 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), подлежат пересмотру путем установления им пенсии за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) и трудовой пенсии по старости (трудовой пенсии по инвалидности) в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) и с учетом положений статьи 40 настоящего Федерального закона. При этом, если размер получаемой до 01.01.2010 г. пенсии за выслугу лет превышает размер пенсии за выслугу лет, предусмотренный Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона), за гражданином сохраняется пенсия за выслугу лет в более высоком размере.

Согласно правовой позиции, отраженной в Определениях Конституционного Суда РФ от 24.06.2014 г. № 1406-0, от 22.03.2012 г. № 399-0-0 и др., Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан и правил их исчисления, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2), который вправе предусматривать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию для некоторых категорий граждан, в частности исходя из характера выполняемой профессиональной деятельности, включая льготные условия назначения пенсии.

Статья 7.2 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", так же как и статья 27.1 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", по сравнению с общим порядком назначения пенсий закрепляет льготный порядок пенсионного обеспечения работников летно-испытательного состава: пенсии им назначаются независимо от возраста при наличии необходимой продолжительности стажа работы, им предоставляется право на одновременное получение трудовой пенсии по старости (инвалидности) и пенсии за выслугу лет. Кроме того, предусматривается возможность включения в требуемый стаж периодов военной службы в должностях летного состава и периодов работы в должностях летного состава гражданской авиации, однако лишь в том случае, если у гражданина из числа работников летно-испытательного состава не менее двух третьих указанного стажа приходится на периоды работы (деятельности) в должностях, дающих право на назначение данных пенсий.

Такое правовое регулирование, как отмечено Конституционным Судом РФ, направлено на существенное повышение уровня пенсионного обеспечения работников летно-испытательного состава и не может рассматриваться как затрагивающее конституционные права граждан из числа работников летно-испытательного состава, обратившихся за назначением трудовой пенсии по старости и пенсии за выслугу лет после введения его в действие (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2011 года № 354-0-0, от 17.11.2011 года № 1534-0-0, от 22.03.2012 года № 399-0-0, от 20.03.2014 года № 524-0 и др.).

При этом в части 6 статьи 37 Федерального закона от 24.07.2009 года № 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" законодатель для граждан из числа работников летно-испытательного состава, пенсионное обеспечение которых до 01.01.2010 года осуществлялось в соответствии с ранее действовавшим правовым регулированием, закрепил право на сохранение ранее назначенных пенсий.

С 01.01.2015г. вступил в силу Федеральный закон № 400-ФЗ от 28.12.2013г. "О страховых пенсиях". В связи с этим Федеральный закон от 17.12.2001г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" применяется только в части норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом № 400-ФЗ в части ему не противоречащей.

Положения ст. 31 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусматривают, что страховая пенсия по старости назначается независимо от возраста при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам и женщинам, проработавшим соответственно не менее 25 и не менее 20 лет в летно-испытательном составе, непосредственно занятым в летных испытаниях (исследованиях) опытной и серийной авиационной, аэрокосмической, воздухоплавательной и парашютно-десантной техники, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья мужчинам и женщинам, проработавшим соответственно не менее 20 и 15 лет в летно-испытательном составе на указанных работах.

Список соответствующих должностей, с учетом которых назначается страховая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. При этом периоды военной службы в должностях летного состава и (или) периоды работы в должностях летного состава гражданской авиации засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, если у гражданина из числа работников летно-испытательного состава не менее двух третьих указанного стажа приходится на периоды работы (деятельности) в должностях, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Согласно ч.1 ст.20 Федерального закона № 400-ФЗ граждане из числа работников летно-испытательного состава, которым назначена пенсия за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 года № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", имеющие не менее 15 лет страхового стажа, в который включаются периоды, указанные в части 2 настоящей статьи, по их заявлению (вместо перерасчета страховой пенсии по старости, предусмотренного пунктом 3 части 2 статьи 18 настоящего Федерального закона) имеют право на получение доли страховой пенсии по старости, устанавливаемой к пенсии за выслугу лет, исходя из суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов за период не менее чем 12 полных месяцев работы и (или) иной деятельности после назначения пенсии за выслугу лет. При установлении доли страховой пенсии по старости указанные индивидуальные пенсионные коэффициенты не могут быть использованы в целях перерасчета страховой пенсии по старости, предусмотренного пунктом 3 части 2 статьи 18 настоящего Федерального закона, а также в целях перерасчета размера доли страховой пенсии по старости, предусмотренного частью 4 настоящей статьи.

В силу ч.2 ст.20 Федерального закона № 400-ФЗ в страховой стаж, предусмотренный частью 1 настоящей статьи, включаются периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные статьей 11 настоящего Федерального закона, и периоды, засчитываемые в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности и предусмотренные статьей 12 настоящего Федерального закона, в том числе периоды работы (службы) и иной деятельности, учтенные при исчислении выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 года № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", и периоды работы и (или) иной деятельности, учтенные для установления страховой пенсии по старости, к которой была установлена пенсия за выслугу лет.

Условия назначения пенсии лицам из числа работников летно-испытательного состава, установленные Федеральным законом № 400-ФЗ, аналогичны положениям ст.7.2 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и ст.27.1 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ.

Из материалов пенсионного дела истца, копия которого приобщена к материалам дела, а также из решения Железнодорожного районного суда г. Рязани от 22.11.2001 г. следует, что весь стаж истца состоит из его службы в Вооруженных Силах: с 08.08.1970 г. по 25.10.1974 г. - учеба в Тамбовском высшем военном училище летчиков, с 18.12.1974 г. по 03.10.1997 г. - военная служба в воинских частях на летных должностях, при этом с 03.12.1991 г. по 03.10.1997 г. в должности начальника станции летных испытаний, летчика-испытателя, исчисленной в льготном исчислении (1 год за 2 года), что в льготном исчислении составляет 11 лет 8 месяцев 1 день, что менее предусмотренной законодательством продолжительности 16 лет 8 месяцев.

Принимая во внимание, что помимо указанного стажа военной службы периодов работы в должностях летно-испытательного состава, составляющих не менее двух третьих требуемого стажа, у Цырульникова С.А. не имеется, основания для признания за ним права на пенсию за выслугу лет в связи с работой в должностях летно-испытательного состава в соответствии с нормами ст.7.2 Федерального закона №166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и ст.27.1 Федерального закона № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", равно как и в соответствии со ст.31 Федерального закона № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", отсутствуют.

Ввиду того, что истец не имеет стажа работы в должностях летно-испытательного состава после назначения ему пенсии, отсутствуют основания для установления ему доплаты в соответствии с п.8 ст. 3 Федерального закона № 166-ФЗ и ч.1 ст.20 Федерального закона № 400-ФЗ.

Учитывая изложенное, оценивая доводы сторон и представленные в их обоснование доказательства по правилам ст.67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что получаемая в настоящее время истцом пенсия является пенсией, установленной ему решением Железнодорожного районного суда г. Рязани от 22.11.2001 г., в отношении которой ответчиком обоснованно произведена оценка пенсионных прав Цырульникова С.А. путем конвертации пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал из размера пенсии за выслугу лет. При этом размер пенсии сохранен, ущемления пенсионных прав истца ответчиком не допущено.

Ввиду отсутствия у истца права на назначение ему пенсии за выслугу лет в соответствии со ст. 7.2 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ, отсутствуют основания для признания пенсии, назначенной и выплачиваемой истцу за период с 01.05.2000 г. по настоящее время, пенсией за выслугу лет, пересмотра выплачиваемой истцу пенсии, установления и выплате с 01.01.2010 г. двух видов пенсий: по выслуге лет и страховой пенсии по старости.

Доводы стороны истца о том, что ответчик с 01.01.2002 г. без заявления Цырульникова С.А. произвел перевод пенсии за выслугу лет на другой вид пенсии – трудовую пенсию по старости судом не принимаются, поскольку вопреки утверждениям истца в данном случае имел место не перевод на другой вид пенсии, который действительно в силу с ч.7 ст. 19 Закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" носит заявительный характер, а была произведена оценка пенсионных прав истца (конвертация) по правилам п. 6 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» - исходя из размера пенсии за выслугу лет, исчисленного из среднемесячного заработка, с учетом специального стажа, приобретенного до 01.01.2002 г.

В силу п. 4 ст. 29 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" N 173-ФЗ от 17.12.2001 г. (в редакции от 01.01.2002 г.) предусмотрено, что если при перерасчете размера трудовой пенсии в соответствии с нормами, предусмотренными настоящим Федеральным законом, размер указанной пенсии не достигает размера, получаемого пенсионером на день вступления в силу настоящего Федерального закона, пенсионеру выплачивается пенсия в прежнем более высоком размере.

Таким образом, из положений ч. 4 ст. 29 указанного Федерального закона усматривается, что для сохранения пенсии в более высоком размере, установленной в соответствии с ранее действовавшим законодательством, не требуется отдельное заявление пенсионера, что связано с реализацией конституционных прав граждан - пенсионеров на социальное обеспечение.

Размер пенсии лицам, ранее уже получавшим пенсии, в соответствии с новым правовым регулированием, подлежал пересмотру органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, по документам пенсионного дела.

Поскольку размер пенсии истца по старости остался, как указано выше, в прежнем размере, в соответствии с положениями ч. 1 ст. 20 указанного закона, не было необходимости в соответствующем заявлении пенсионера.

Доводы Цырульникова С.А. и его представителя о несоответствии количества листов электронного пенсионного дела, выданного им пенсионным органом, объему выплатного пенсионного дела, представленного ответчиком в материалы дела, признаются судом несостоятельными. При исследовании материалов выплатного дела в ходе судебного разбирательства, какого-либо несоответствия в количестве листов судом не установлено. Кроме того, как следует из пояснения представителя ответчика, такого документа как электронное пенсионное дело Цырульникова Е.А. не существует. В данном случае по запросу суда истцу была предоставлена отсканированная копия его выплатного пенсионного дела.

Доводы об отсутствии в выплатном деле истца каких-либо сведений о размере пенсии истца, ее индексации после 2016 г. правового значения для разрешения настоящего спора не имеют. Размер получаемых сумм пенсий, отраженный в справках пенсионного органа, представленных в материалы дела, истцом не оспаривался. Кроме того, как пояснил представитель ответчика, с 01.01.2015 г. пенсионная документация ведется в электронном виде. В случае обращения истца, вся необходимая информация о размере его пенсии, будет ему предоставлена.

Доводы стороны истца о том, что согласно всем предоставленным ответчиком документам, в том числе, выплатному делу Цырульникова С.А., он является получателем пенсии за выслугу лет на основании ст. ст. 79 Закона РФ от 20.11.1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» с 03.04.2000 г. бессрочно, суд не принимает. Из пояснений представителя ответчика следует, что указанные сведения внесены в программный комплекс пенсионного фонда при первоначальном обращении истца с заявлением о назначении пенсии по выслуге лет 03.04.2000 г. Между тем, данные сведения, не свидетельствуют о фактическом получении истцом после 01.01.2002 г. пенсии за выслугу лет.

Утверждения стороны истца о том, что при расчете выплачиваемой ему пенсии органом пенсионного фонда не учитывались страховые взносы за период с 2002 г. по 2008 г. опровергаются выписками из лицевого счета Цырульникова С.А. от 05.06.2008 г, 07.07.2009 г., 19.10.2010 г., 13.07.2011 г., 11.07.2012 г., 04.07.2013 г., содержащимися в приобщенном к делу пенсионном деле истца.

Также не состоятельными признаются судом доводы Цырульникова С.А. и его представителя о том, что выплата пенсии истцу должна производится в учетом валоризации, поскольку Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не предусматривал при сохранении размеров трудовых пенсий по старости работникам летно-испытательного состава валоризации (повышение) величины расчетного пенсионного капитала по состоянию на 01.01.2002 г.

Доводы стороны истца о неправильном применении органами пенсионного фонда норм Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Постановления Правительства РФ от 02.11.2009г. № 883 "О некоторых вопросах пенсионного обеспечения граждан из числа космонавтов и летно-испытательного состава", Положения о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 05.07.1991г. № 384, признаются судом несостоятельными как основанные на неправильном толковании указанных норм.

При установленных обстоятельствах, действия пенсионного органа по выплате Цырульникову С.А. пенсии в полной мере соответствуют как ранее действовавшему, так и действующему в настоящее время пенсионному законодательству. Пенсия истцу, назначенная в соответствии с ранее действовавшим законодательством, на основании решения суда, выплачивается в установленном размере. Оснований для ее перерасчета в порядке, установленном новым правовым регулированием, в связи с отсутствием у Цырульникова С.А. соответствующего льготного стажа в необходимом размере, не имеется.

Следовательно, правовые основания для удовлетворения всех заявленных исковых требований отсутствуют. В иске следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Цырульникова Сергея Алексеевича (паспорт 61 02 677083) к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Рязанской области (ИНН 6228008939, ОГРН 1026200954504), о перерасчете пенсии - отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Рязанского областного суда через Железнодорожный районный суд г. Рязани.

Судья                                  Т.А.Царькова

2-40/2022 (2-615/2021; 2-2367/2020;) ~ М-2699/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Цырульников Сергей Алексеевич
Ответчики
ГУ ОПФ РФ по РО
УПФ РФ в г.Рязани
Другие
ГУ - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда РФ в Рязанской области
Климов Александр Александрович
Авилкина Арине Андреевна
Суд
Железнодорожный районный суд г. Рязани
Судья
Царькова Татьяна Александровна
Дело на странице суда
zheleznodorozhny--riz.sudrf.ru
14.12.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.12.2020Передача материалов судье
21.12.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.12.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
29.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.12.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
02.02.2021Предварительное судебное заседание
02.03.2021Предварительное судебное заседание
09.03.2021Предварительное судебное заседание
18.03.2021Предварительное судебное заседание
13.04.2021Судебное заседание
29.04.2021Судебное заседание
24.06.2021Судебное заседание
06.09.2021Производство по делу возобновлено
07.09.2021Судебное заседание
21.09.2021Судебное заседание
12.10.2021Судебное заседание
09.11.2021Судебное заседание
23.11.2021Судебное заседание
25.11.2021Судебное заседание
16.12.2021Судебное заседание
27.01.2022Судебное заседание
01.03.2022Судебное заседание
17.03.2022Судебное заседание
31.03.2022Судебное заседание
14.04.2022Судебное заседание
25.04.2022Судебное заседание
16.06.2022Судебное заседание
17.06.2022Судебное заседание
23.06.2022Судебное заседание
01.07.2022Судебное заседание
07.07.2022Судебное заседание
11.07.2022Судебное заседание
13.07.2022Судебное заседание
15.07.2022Судебное заседание
18.07.2022Судебное заседание
25.07.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.08.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.08.2022Дело оформлено
13.06.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее