Дело № 2-1-348/2019
УИД: 40RS0005-01-2019-000263-33
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 апреля 2019 года город Кондрово
Дзержинский районный суд Калужской области в составе председательствующего судьи Захаровой О.В., при секретаре Кулешовой П.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Щербакова Алексея Викторовича к Министерству природных ресурсов и экологии РФ о признании права собственности на самовольную постройку,
У С Т А Н О В И Л:
11 марта 2019 года истец обратился в суд с иском, указав, что он является собственником земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 1200 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства. Земельный участок расположен по адресу: <адрес>. В 2018 году, намереваясь построить на указанном земельном участке индивидуальный жилой дом, истец обратился с заявлением о выдаче разрешения на строительство в администрацию МР «Дзержинский район». В ответ на данное обращение администрация МР «Дзержинский район» указала, что деревня <адрес>, располагается на территории национального парка «Угра» и, что выдачу разрешения на строительство в данном случае осуществляет Министерство природных ресурсов и экологии РФ. Истец обратился в адрес Министерства природных ресурсов и экологии РФ с заявлением о выдаче разрешения на строительство на принадлежащем ему участке. В ответ на данное обращение ответчик указал, что земельный участок действительно расположен в границах национального парка «Угра», кроме того данный участок расположен в зоне хозяйственного назначения национального парка «Угра», так же ответчик подтвердил, что в зоне хозяйственного назначения допускается строительство жилых домов, однако, учитывая, что на момент обращения истца был заложен фундамент дома, у ответчика отсутствуют правовые основания для выдачи разрешения на строительство объекта, строительство которого начато. В настоящее время строительство жилого дома закончено. На основании изложенного, истец просит признать право собственности на самовольно построенный жилой дом общей площадью 113 кв.м., с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>.
Определением суда от 12.03.2019 года к участию в деле в качестве органа, дающего заключение по делу Отдел архитектуры и градостроительства администрации Дзержинского района.
09 апреля 2019 года определением суда в протокольной форме к участию в деле в качестве третьего лица привлечена Администрация СП «Село совхоз Чкаловский».
Истец Щербаков А.В., извещенный надлежащим образом о дне судебного заседания, в судебное заседание не явился, направил в суд своего представителя.
Представитель истца по доверенности Капитонов С.Э. исковые требования поддержал в полном объеме.
Ответчик Министерство природных ресурсов и экологии РФ в судебное заседание не явился, извещенное надлежащим образом, представило отзыв на исковое заявление, в котором просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Третье лицо - ФГБУ «Национальный парк «Угра» в судебное заседание не явилось, извещено надлежащим образом.
Третьи лица – Администрация МР «Дзержинский район», Администрацию СП «Село совхоз Чкаловский», извещенные надлежащим образом о дне судебного заседания, в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в отсутствие своих представителей.
Орган, дающий заключение по делу – Отдел архитектуры и градостроительства администрации МР «Дзержинский район», в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, при вынесении решения полагался на усмотрение суда, просил дело рассмотреть в отсутствие своего представителя.
Суд, с учетом мнения представителя истца, счел возможным рассмотреть иск в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что истцу Щербакову А.В. на основании договора купли-продажи земельного участка от 15.11.2014 года принадлежит земельный участок площадью 1200 кв.м., с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, почтовый адрес ориентира: <адрес>, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права 40 КЛ № 845166 от 24.11.2014 года (л.д. 5а).
Согласно карты градостроительного зонирования МО СП «Село «Совхоз Чкаловский» Дзержинского района Калужской области, земельный участок с кадастровым номером №, полностью находится на территории Национального парка «Угра».
На указанном земельном участке истцом в 2018 году возведен жилой дом, общей площадью 113 кв.м., в том числе жилой 11,1 кв.м., что подтверждено техническим паспортом по состоянию 20 ноября 2018 г. и в котором сведения о правообладателях в техническом паспорте отсутствуют (л.д. 9-18).
Ответом архитектуры и градостроительства Администрации МР «Дзержинский район» № 92 от 18.04.2018 года на заявление Щербакова А.В. о выдаче разрешения на строительство жилого дома сообщено, что согласно ст. 51 п. 5.6 Градостроительного кодекса РФ в случае осуществления строительства объекта в границах охраняемой природной территории, разрешение на строительство выдается Федеральным органом, полномочиями по выдаче разрешений на вышеуказанной территории наделено Министерство природных ресурсов и экологии РФ (л.д. 6).
Ответом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации № 12-50/00998-ОГ истцу отказано в выдаче разрешения на строительство объекта по адресу: <адрес>, в границах национального парка «Угра», строительство которого начато (л.д. 7-8).
Согласно пункту 1 статьи 95 Земельного кодекса РФ к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов.
В соответствии с пункту 3 статьи 95 Земельного кодекса РФ на землях государственных природных заповедников, в том числе биосферных, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается.
Пунктом 4 статьи 95 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий. Границы охранных зон должны быть обозначены специальными информационными знаками. Земельные участки в границах охранных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются и используются ими с соблюдением установленного для этих земельных участков особого правового режима.
В силу пункта 6 статьи 95 Земельного кодекса РФ допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков.
Исходя из положений вышеприведенных правовых норм в их взаимосвязи следует, что действующее законодательство не содержит запрета на наличие в границах национальных парков земельных участков, принадлежащих гражданам на праве собственности. Такие земельные участки не изъяты из оборота и не ограничены в обороте, их использование допускается с соблюдением определенных ограничений, направленных на предотвращение негативного воздействия на природные комплексы.
Национальный парк «Угра» создан Постановлением Правительства РФ от 10.02.1997 года № 148 с предоставлением ему во владение земель лесного фонда общей площадью 43922 га и земель водного фонда общей площадью 1326 га, с включением в границы национального парка «Угра» земель общей площадью 53375 га без изъятия из хозяйственного использования.
Из положений ст. 95 Земельного кодекса РФ и Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.1995 года № 33-ФЗ следует, что создание национального парка влечет установление на его территории режима особой охраны.
Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 03.12.2015 года № 524 утверждено Положение о национальном парке «Угра», разделом 3 указанного положения установлен режим особой охраны территории национального парка, в приложении № 2 приведены состав и описание границ функциональных зон национального парка, а в приложении № 3 – карта функционального зонирования. Так, в национальных парках выделяются особо охраняемая зона, рекреационная зона, зона охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, зона хозяйственного назначения и зона традиционного экстенсивного природопользования.
В соответствии с п. «д» ч. 1 ст. 15 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.1995 года № 33-ФЗ в целях установления режима национального парка осуществляется зонирование его территории с выделением: зоны хозяйственного назначения, в границах которой допускается осуществление деятельности, направленной на обеспечение функционирования федерального государственного бюджетного учреждения, осуществляющего управление национальным парком, и жизнедеятельности граждан, проживающих на территории национального парка.
Из ответа Минприроды России № 12-50/00998-01 от 08.02.2018 г. следует, что по информации, предоставленной ФГБУ «Национальный парк «Угра», земельный участок с кадастровым номером 40:04:140401:33, расположен в зоне хозяйственного назначения национального парка «Угра». Зона хозяйственного назначения предназначена для осуществления деятельности, направленной на обеспечение функционирования Учреждения и жизнедеятельности граждан, проживающих на территории национального парка. В зоне хозяйственного назначения допускается строительство, реконструкция, ремонт и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, в том числе дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других линейных объектов, связанных с функционированием национального парка и с обеспечением функционирования расположенных в их границах населенных пунктов. (л.д. 7-8).
Земельный участок и возведенный на нем жилой дом Щербакова А.В. расположен по адресу: <адрес>, в границах населенного пункта – <адрес> в зоне застройки малоэтажными жилыми домами (зона – Ж1) и находится в границах национального парка «Угра», в его функциональной зоне хозяйственного назначения, что подтверждается выпиской из Правил землепользования и застройки МО СП «Село Совхоз Чкаловский», утвержденных Решением Сельской Думы от 10.01.2018 г. № 134.
В случае установления факта нахождения земельного участка, на котором возведена постройка, принадлежащего истцу на праве собственности, в зоне национального парка «Угра», принимая во внимание, что действующее законодательство не содержит запрета на наличие в границах национальных парков земельных участков, принадлежащих гражданам на праве собственности, следует определить: имеются ли нарушения природоохранного законодательства, градостроительных норм и правил при возведении жилого дома.
Согласно технического заключения ООО Фирма «<данные изъяты>» № 004-19-АР, жилое здание, расположенное по адресу: <адрес>, несущие конструкции здания на момент обследования, обеспечивают его прочность и устойчивость, допускают его эксплуатацию по назначению, не создают угрозу жизни и здоровью граждан, не затрагивают права третьих лиц, жилой дом соответствует действующим нормам СП 55.13330.2011 «Дома жилые одноквартирные» (л.д. 19-26).
Указанные обстоятельства также подтверждаются экспертным заключением ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Калужской области» № 395 от 05.03.2019 года, в соответствии с которым жилой дом признан соответствующим санитарным правилам и нормам СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях».
В нарушение ст. 56 ГПК РФ представителем национального парка «Угра» и Министерством природных ресурсов и экологии РФ не представлено доказательств, свидетельствующих, что сохранение жилого дома на принадлежащем истцу на праве собственности земельном участке нарушает режим использования земель национального парка, или иным образом создает угрозу природному благополучию данного объекта.
Оценивая в совокупности доказательства по делу, руководствуясь ст.ст. 56, 59, 60, 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что нарушений прав и охраняемых законом интересов других лиц, существенных нарушений строительных, градостроительных, санитарных, противопожарных, экологических, природоохранных норм и правил при возведении спорного жилого дома допущено не было, доказательств обратного, лицами, участвующими в деле, не представлено.
В п. 26 Постановления Пленума Верховного суда РФ № от 29.04.2010 года и Пленума Высшего арбитражного суда РФ № 22 от 29.04.2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» указано, что отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию. Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры.
В подтверждение совершения истцом действий, направленных на легализацию спорного объекта, в материалы дела представлены: сообщение отдела архитектуры Администрации МР «Дзержинский район» об отсутствии полномочий на выдачу разрешения на строительство (л.д. 6), сообщение Минприроды России от 08.02.2018 года № 12-50/00998-ОГ об отказе в выдаче разрешения на строительство (л.д. 7-8).
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что истец возвел дом в пределах, принадлежащего ему на праве собственности земельного участка, на котором с учетом разрешенного использования земельного участка и его нахождения на землях населенных пунктов, допускается строительство жилого дома, нарушений при строительстве жилого дома допущено не было, суд приходит к выводу, что требования истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ 113 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░: ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░