ПРИГОВОР
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 сентября 2010 г. г. Махачкала
Махачкалинский гарнизонный военный суд в составе:
председательствующего – председателя суда Бамматова Р.Р., при секретаре Абдуллаевой Э.И., с участием государственных обвинителей – старшего помощника военного прокурора – войсковая часть № <данные изъяты> юстиции Ласкова Н.Н. и помощника того же прокурора капитана юстиции Андрианова А.А., подсудимого Устарханова Ю.А., защитника Савоевой Ф.А., представившей удостоверение № № и ордер №№, рассмотрев материалы уголовного дела в отношении бывшего военнослужащего Объединенного военного комиссариата г.<данные изъяты> <данные изъяты> в отставке
Устарханова ФИО13, родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Дагестан, имеющего высшее профессиональное образование, женатого, имеющего двоих детей, ранее не судимого, проходившего военную службу по контракту с 1978 по 2008 годы, неработающего, проживающего по адресу: <адрес>
обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных ч.3 ст. 327 и ч.3 ст.159 УК РФ,
УСТАНОВИЛ:
В сентябре 2007 года Устарханов, действуя умышлено, из корыстных побуждений, желая незаконно, путем обмана завладеть чужим имуществом собственноручно изготовил поддельный документ – справку о травме, в целях ее использования и предоставляющую право на выплату ему ОАО «Военно-страховая компания» денежных средств, в которой указал заведомо ложные сведения о травме (ушиб поясничного отдела спинного мозга и вывих плечевого сустава), якобы полученной в 1999 году в районе боевых действий в н.п.<данные изъяты> в результате падения с боевой машины пехоты, проставил вымышленный регистрационный номер и поставил на ней гербовую печать Объединенного военного комиссариата г.Буйнакска и Буйнакского района Республики Дагестан. Он же через неустановленных лиц получил сфальсифицированные выписные эпикризы из клинической больницы Республики Дагестан, согласно которым он проходил там лечение, хотя фактически в вышеуказанном медицинском учреждении не лечился.
Желая незаконно, путем обмана завладеть чужим имуществом в крупном размере, действуя с прямым умыслом и корыстной целью на хищение чужого имущества – денежных средств ОАО «Военно-страховая компания» в виде страхового обеспечения в размере 50 окладовденежного содержания, а также единовременного пособия, положенного по случаю досрочного увольнения с военной службы, в связи с признанием негодным к военной службе вследствие травмы, полученной в связи с выполнением обязанностей военной службы в размере 60 окладов денежного содержания, желая незаконно обогатиться, осознавая противоправность и незаконность своих действий, Устарханов представил вышеуказанные поддельные справку о травме и выписные эпикризы на госпитальную военно-врачебную комиссию № окружного военного клинического госпиталя, где на основании представленных сфальсифицированных документов признан «Д» - негодным к военной службе, с причинной связью заболевания в формулировке «военная травма».
Факт признания его негодным к военной службе с причиной связью заболевания в формулировке «военная травма» Устарханов использовал для увольнения с военной службы по состоянию здоровья, установления инвалидности второй группы и получения в связи с этим различных денежных средств, предусмотренных законодательством России для данной категории граждан, от ОАО «Военно-страховая компания» 642510 рублей и военного комиссариата Республики Дагестан 64845 рублей.
Подсудимый Устарханов виновным себя в подделке ииспользовании заведомо подложного документа и мошенничестве в крупном размере признал и показал, что в сентябре 2007 года с целью получения различных выплат, предусмотренных лицам, уволенным с военной службы в связи с признанием негодным к военной службе с причинной связью заболевания в формулировке «военная травма» подделал справку о травме, проставив на ней регистрационный номер и гербовую печать военного комиссариата, и через своих знакомых получил поддельный выписной эпикриз из клинической больницы Республики Дагестан, согласно которым он проходил там лечение, представил указанные документы в окружной военный госпиталь, где на основании их был признан «Д» - негодным к военной службе. Этот факт использовал для увольнения с военной службы по соответствующему основанию, установления инвалидности и получением в связи с этим различных денежных выплат от ОАО «Военно-страховая компания» в размере 642510 рублей и военного комиссариата Республики Дагестан в размере 64845 рублей.
Помимо признания вины подсудимым, его виновность в совершении мошенничества в крупном размере подтверждается следующими доказательствами, представленными стороной обвинения.
Так, согласно копии справки о травме от ДД.ММ.ГГГГ №№ Устарханов ДД.ММ.ГГГГ, находясь в районе боевых действий в н.п. <данные изъяты>, упал с БМП, получив травму - ушиб поясничного отдела спинного мозга, вывих плечевого сустава.
Подсудимый Устарханов показал, что именно эту справку он подделал и представил в № окружной военный клинический госпиталь.
Как следует из заключения эксперта – криминалиста от ДД.ММ.ГГГГ №№ справка на имя Устарханова, датированная ДД.ММ.ГГГГ имеет оттиск гербовой печати, изготовленный после сентября 2003 года.
В соответствии со свидетельством о болезни от ДД.ММ.ГГГГ №№, выданного № окружным военным клиническим госпиталем, подсудимый признан «Д» - негодным к военной службы, с причинной связью заболевания в формулировке «военная травма».
Из заключения эксперта от ДД.ММ.ГГГГ №№ усматривается, что комиссия экспертов не смогла объективно подтвердить наличие у Устарханова заболевания: «Отдаленные последствия позвоночно-спинальной травмы (1999 г.) в виде посттравматической поясничной радикуломиелоишемии с умеренно выраженным парезом левой стопы и нарушением функции тазовых органов по типу императивных позывов», установленное в свидетельстве о болезни от ДД.ММ.ГГГГ №№ и причинную связь данного заболевания с военной службой в формулировке «военная травма».
Из показаний эксперта ФИО11 усматривается, что представленные на экспертизу медицинские документы не позволяют объективно подтвердить наличие у Устарханова вышеуказанного заболевания, диагноз заболевания и причинная связь его с военной службой в формулировке «военная травма» установлены неверно.
Как следует из сообщения республиканской клинической больницы Устарханов за медицинской помощью в указанное лечебное учреждение не обращался.
Согласно заключению 1 Центральной военно-врачебной комиссии Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №№ заключение ВВК № окружного военного клинического госпиталя о причинной связи заболевания Устарханова, указанного в свидетельстве о болезни от ДД.ММ.ГГГГ №№ - отменено.
Справкой главного бюро медико-социальной экспертизы по Республике Дагестан – филиал №6 серии МСЭ-2007 от ДД.ММ.ГГГГ Устарханову определена вторая группа инвалидности.
В соответствии с приказом командующего войсками Северо-Кавказского военного округа от ДД.ММ.ГГГГ №06 Устарханов уволен с военной службы по состоянию здоровья. Основанием для издания упомянутого приказа послужило заключение ВВК № окружного военного клинического госпиталя от ДД.ММ.ГГГГ №№.
Приказом военного комиссара г. Буйнакска и Буйнакского района от ДД.ММ.ГГГГ №№ подсудимый с ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков личного состава названного военного комиссариата.
Из протокола выемки страхового дела на имя Устарханова, протокола осмотра страхового дела №№ на имя подсудимого, выплатного дела №545564 на его же имя, копий платежных поручений от ДД.ММ.ГГГГ №№ и от ДД.ММ.ГГГГ №№, а также выпиской из лицевого счета по вкладу Устарханова усматривается перечисление из ОАО «Военно-страховая компания» денежных сумм в размере 642510 рублей на лицевой счет Устарханова, в связи с увольнением с военной службы по состоянию здоровья с причинной связью заболевания в формулировке «военная травма», а также установлением инвалидности, и получение им указанных сумм.
Сообщением из военного комиссариата Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ №№ и карточкой персонального учета пенсионера с корешками исчисления пенсии на имя Устарханова подтверждается факт начисления последнему и выплаты ему военным комиссариатом Республики Дагестан в период ДД.ММ.ГГГГ денежной суммы в размере 64845 рублей в качестве надбавки к пенсионному обеспечению в связи с установлением второй группы инвалидности, а также получения подсудимым названных сумм.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что Устарханов в сентябре 2007 года, действуя умышлено, из корыстных побуждений, желая незаконно, путем обмана завладеть чужим имуществом собственноручно изготовил поддельный документ – справку о травме, в целях его использования и предоставляющую право на выплату ему ОАО «Военно-страховая компания» денежных средств, в которой указал заведомо ложные сведения о травме. Он же через неустановленных лиц получил сфальсифицированные выписные эпикризы из клинической больницы Республики Дагестан, согласно которым он проходил там лечение, хотя фактически в вышеуказанном медицинском учреждении не лечился.
Он же, желая незаконно, путем обмана завладеть чужим имуществом в крупном размере, действуя с прямым умыслом и корыстной целью на хищение чужого имущества – денежных средств ОАО «Военно-страховая компания» в виде страхового обеспечения в размере 50 окладов денежного содержания и единовременного пособия, положенного по случая досрочного увольнения с военной службы, в связи с признанием негодным к военной службе вследствие травмы, полученной в связи с выполнением обязанностей военной службы в размере 60 окладов денежного содержания, желая незаконно обогатиться, осознавая противоправность и незаконность своих действий представил вышеуказанные поддельные справку и выписные эпикризы из клинической больницы Республики Дагестан на госпитальную военно-врачебную комиссию № окружного военного клинического госпиталя, где на основании представленных сфальсифицированных документов признан «Д» - негодным к военной службе, причинная связь заболевания – «военная травма».
Факт признания его негодным к военной службе с причиной связью заболевания в формулировке «военная травма» Устарханов использовал для увольнения с военной службы по состоянию здоровья, установления инвалидности второй группы и получения в связи с этим различных денежных средств, предусмотренных законодательством России для данной категории граждан, от ОАО «Военно-страховая компания» 642510 рублей и от военного комиссариата Республики Дагестан 64845 рублей.
Показания допрошенных со стороны защиты свидетелей ФИО12 суд считает не влияющими на фактические обстоятельства деяния, совершенного Устархановым, поскольку момент падения подсудимого из боевой машины пехоты они не видели, факт направлении его на лечение в республиканскую клиническую больницу подтвердить не могут, диагноз заболевания подсудимого, выставленный в связи с этим, не знают.
Кроме того, даже действительность сообщенных подсудимых сведений о падении с боевой машины пехоты при выполнения служебно-боевых задач, не дает ему право изготавливать поддельные документы с внесением в них сведений о заболеваниях, наличие и причинно-следственная связь которых с названным событием, основана на его предположениях и догадках.
Вместе с тем, суд отмечает, что органами предварительного следствия Устарханов обвиняется в подделке и использовании заведомо подложного документа – справки о травме, предоставляющей ему право на выплату ОАО «Военно-страховая компания» денежных средств и квалифицированны по ч.3 ст. 327 УК РФ. Он же обвиняется в получении путем обмана от ОАО «Военно-страховая компания» и военного комиссариата Республики Дагестан денежных средств в размере 642510 рублей и 64845 рублей соответственно и квалифицированно по ч.3 ст.159 УК РФ.
Между тем, объективная сторона преступления, предусмотренного ч.3 ст.327 УК РФ состоит в действиях по использованию заведомо подложного документа.
При этом, действия лица, самостоятельно изготовившего официальный поддельный документ и использовавшего его в своих целях полностью охватываются ч.1 ст.327 УК РФ и дополнительной квалификации по ч.3 той же статьи Кодекса не требуют, поскольку диспозиция ч.1 ст. 327 УК РФ предусматривает состав преступления при поделки официального документ в целях его использования.
По мнению суда, справка о травме установленного образца, с реквизитами, регистрационным номером и гербовой печатью государственного учреждения, на основании которой получены денежные средства, является официальным документом.
Более того, по смыслу уголовного закона, действия лица самостоятельно изготовившего поддельный официальный документ и использовавшего его, должны квалифицировать только по ч.1 ст.327 УК РФ, без деления объективной стороны совершенного лицом преступления и правовой оценки (квалификации) только одной из частей деяния.
Аналогичной правовой позиции придерживается Пленум Верховного Суда Российской Федерации, где в пункте 6 его постановления от 27 декабря 2007 года №51 «О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате», разъяснено, что хищение чужого имущества или приобретение права на него путем обмана или злоупотребления доверием, совершенные с использованием подделанного этим лицом официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, квалифицируется как совокупность преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 327 УК РФ и соответствующей частью статьи 159 УК РФ.
Наряду с этим, в пункте 7 того же постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации указано, что хищение лицом чужого имущества или приобретение права на него путем обмана или злоупотребления доверием, совершенные с использованием изготовленного другим лицом поддельного официального документа, полностью охватывается составом мошенничества и не требует дополнительной квалификации по статье 327 УК РФ.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что квалификация действий подсудимого Устарханова по подделке справки о травме, получении у неустановленных лиц поддельных выписных эпикризов и использованию названных сфабрикованных документов для совершения мошенничества в крупном размере, по ч.3 ст.327 УК РФ и ч.3 ст. 159 УК РФ является ошибочной.
По мнению суда, названные действия подсудимого Устарханова полностью охватываются ч.3 ст.159 УК РФ, при этом ч.3 ст. 327 УК РФ ему вменена излишне.
К такому выводу суд приходит, основываясь на положениях уголовного и уголовно-процессуального законов о недопустимости поворота к худшему, т.е. переквалификации действий подсудимого на норму уголовного закона о более тяжком преступлении (с ч.3 ст.327 на ч.1 ст.327 УК РФ), и вышеуказанных разъяснениях Пленума Верховного Суда Российской Федерации о том, что мошенничество, совершенное с использованием изготовленного другим лицом поддельного официального документа, полностью охватывается составом мошенничества и не требует дополнительной квалификации по ст. 327 УК РФ.
Суд полагает необходимым исключить ч.3 ст.327 УК РФ из квалификации действий подсудимого Устарханова, как излишне вмененную.
При таких обстоятельствах содеянное подсудимым, выразившееся в использовании поддельной справки о травме и выписных эпикризов о лечении в больнице и получении с использованием этих документов денежных сумм, то есть хищение чужого имущества путем обмана, совершенное в крупном размере, суд квалифицирует по ч.3 ст.159 УК РФ.
В возмещение причиненного материального ущерба ОАО «Военно-страховая компания» и военным комиссариатом Республики Дагестан, признанными потерпевшими, к подсудимому Устарханову заявлены гражданские иски на сумму 642510 рублей и 64845 рублей, соответственно.
Исковые требования потерпевших Устарханов признал полностью.
Поскольку в судебном заседании установлено, что Устарханов совершив мошенничество, приобрел денежные средства, принадлежащие ОАО «Военно-страховая компания» в сумме 642510 рублей и военному комиссариату Республики Дагестан в сумме 64845 рублей, признал свою вину и предъявленные иски, то суд на основании ст.1064 ГК РФ считает необходимым удовлетворить эти исковые требования в полном объёме, которые подлежат взысканию с подсудимого.
Определяя вид и размер наказания подсудимому, суд учитывает, что он чистосердечно раскаялся в содеянном, к уголовной ответственности привлекается впервые, ранее ни в чем предосудительном замечен не был, в период прохождения военной службы характеризовался исключительно с положительной стороны.
Суд также учитывает мнение государственного обвинителя о назначении подсудимому наказания, не связанного с лишением свободы.
Вместе с тем, суд принимает во внимание характер и степень общественной опасности содеянного подсудимым, отнесенного законом к категории тяжких, крупный размер ущерба, причиненного преступлением, и полагает возможным назначить ему наказание в виде лишения свободы.
Наряду с этим, суд с учетом изложенного, данных о личности подсудимого также приходит к выводу о возможности исправления Устарханова без реального отбывания наказания и в соответствии со ст.73 УК РФ считает необходимым назначить ему условное осуждение.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.307 - 309 УПК РФ, суд
ПРИГОВОРИЛ:
Признать Устарханова ФИО14 виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.159 УК РФ, и назначить ему наказание в виде лишения свободы сроком на 2 (два) года со штрафом 10000 (десять тысяч) рублей.
В соответствии со ст.73 УК РФ считать назначенное осужденному Устарханову Ю.А. наказание в виде лишения свободы условным с испытательным сроком в 1 (один) год, в течение которого он должен своим поведением доказать свое исправление.
Согласно ч.5 ст.73 УК РФ возложить на условно осужденного Устарханова Ю.А. обязанности в течение испытательного срока не допускать правонарушений, а также не менять места постоянного жительства без уведомления специализированных государственных органов, осуществляющих контроль за его поведением.
Меру пресечения Устарханову Ю.А. - подписку о невыезде и надлежащем поведении до вступления приговора в законную силу оставить без изменения.
Гражданский иск ОАО «Военно-страховая компания» к Устарханову Юсупу Абусултановичу о возмещении материального ущерба на сумму 642510 рублей - удовлетворить.
Взыскать с Устарханова ФИО15 в пользу ОАО «Военно-страховая компания» в счёт возмещения материального ущерба – 642510 (шестьсот сорок две тысячи пятьсот десять) рублей.
Гражданский иск военного комиссариата Республики Дагестан к Устарханову Юсупу Абусултановичу о возмещении материального ущерба на сумму 64845 рублей - удовлетворить.
Взыскать с Устарханова ФИО16 в пользу военного комиссариата Республики Дагестан в счёт возмещения материального ущерба – 64845 (шестьдесят четыре тысячи восемьсот сорок пять) рублей.
Вещественные доказательства: истории болезни, выплатное дело и карточки персонального учета пенсионеров с корешками пенсии на имя Устарханова Ю.А., перечисленные в т.1 л.д. 57-58, 181-182, 226-227 и хранящееся в военном следственном отделе – войсковая часть 68804, передать в соответствующие учреждения.
Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в судебную коллегию по уголовным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в течение 10 суток со дня его провозглашения. В случае подачи кассационной жалобы осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции.
Копия верна:
Подлинный за надлежащей подписью
Председатель суда
Р.Р. Бамматов
Секретарь судебного заседания Э.И. Абдуллаева