Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-213/2014 ~ М-172/2014 от 01.01.2014

Дело № 2-213/2014

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Зея Амурской области                          «5» февраля 2014 года

Зейский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Плешкова А.А.,

при секретаре Винтман М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Иванча А.С., Максимцева С.В., Белоусовой П.В. к администрации Зейского района Амурской области, администрации Алгачинского сельсовета Зейского района Амурской области о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации и включении в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации,

УСТАНОВИЛ:

Истцы обратились в суд с иском к администрации Зейского района Амурской области, администрации Алгачинского сельсовета Зейского района Амурской области о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации на территории Зейского района Амурской области и обязании включить в списки пострадавших в результате чрезвычайной ситуации - наводнения на территории Алгачинского сельсовета Зейского района Амурской области в 2013 году. В обоснование иска указали, что в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Алгачинского сельсовета Зейского района в 2013 году, был подтоплен жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, в котором они проживают, а именно начались обвалы стенок подполья, стал лопаться фундамент и кусками отваливаться земля, в подполье сыро. Принимая во внимание факт их постоянного проживания в указанном доме, факт его подтопления, истцы <Дата обезличена> обратились в администрацию Зейского района с заявлением о включении в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации. Однако администрацией Зейского района в данном праве на компенсацию и включении в указанный список пострадавших ему было отказано. Поскольку имущество по месту жительства истцов было повреждено в связи с наводнением, которое относится к чрезвычайным ситуациям, полагают, что они имеют право на компенсацию причиненного им ущерба.

Определением суда от <Дата обезличена> к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Правительство Амурской области.

Определением суда от <Дата обезличена> к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство пожарной безопасности и гражданской защиты Амурской области, Министерство социальной защиты населения Амурской области.

В судебное заседание заседание истцы Иванча А.С., Максимцев С.В,, Белоусова П.В. не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, при этом Максимцев С.В, просит рассматривать дело в его отсутствие в связи с занятостью на работе, требования поддерживает, Белоусова П.В. просит рассмотреть дело в её отсутствие по состоянию здоровья, Иванча А.С., о причинах не явки суд не уведомила, при этом в судебном заседании <Дата обезличена> Иванча А.С. на удовлетворении исковых требований настаивала, пояснив об обстоятельствах изложенных в исковом заявлении.

Представитель ответчика – администрации Зейского района Амурской области в судебное заседании не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом, просит дело рассмотреть в свое отсутствие. Согласно представленным в суд возражениям, считает, что истцами не представлено доказательств причинения ущерба их имуществу, затоплением дома, в котором они проживают, соответственно в удовлетворении заявленных требований им должно быть отказано.

Представитель ответчика – администрации Алгачинского сельсовета Зейского района Амурской области в судебное заседании не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом, согласно поступившему в суд заявлению просит дело рассматривать в отсутствие представителя, в своем заявлении поясняет, что жилое помещения в котором проживают истцы более 15 лет является бесхозным, в августе 2013 года данный дом и прилегающий к нему земельный участок водами рек Зея и Амур подтоплен не был, в августе 2013 года подполье жилого дома было осмотрено администрацией Алгачинского сельсовета, воды в подполье не было, видимых обрушений также обнаружено не было.

Представитель третьего лица Министерства финансов Амурской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлён надлежащим образом, просит дело рассмотреть в его отсутствие. Согласно представленному отзыву, просит в удовлетворении требований отказать в полном объеме, указав, что факт подтопления наличия воды в подполье (погребе) сам по себе не доказывает безусловную утрату имущества и не устанавливает право на соответствующую компенсацию. Истцами не представлено доказательств утраты имущества, являющегося обязательным условием для получения помощи за счет бюджетных средств.

Представитель третьего лица Министерства социальной защиты населения Амурской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом, просит дело рассмотреть в свое отсутствие. Согласно представленному отзыву, просит в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме. В рассматриваемом случае обязательным условием признания пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации и оказании единовременной материальной и финансовой помощи является наличие повреждений конструктивных элементов жилого помещения, а также утрата имущества вследствие подтопления жилого дома в результате чрезвычайной ситуации. Представленными в дело материалами факт утраты истцами их имущества в результате чрезвычайной ситуации не подтверждается.

Представители третьих лиц Министерства пожарной безопасности и гражданской защиты Амурской области, Правительства Амурской области, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом, отзыв на иск не представили.

В силу ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Изучив и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Согласно части 2 указанной статьи порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Из данной нормы закона следует, что право на компенсацию ущерба имеют граждане, вред имуществу которых причинён вследствие чрезвычайных ситуаций, в том числе природного характера.

Во исполнение указанных норм закона постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 года № 750 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий и постановлением Правительства Амурской области от 26 мая 2009 года № 214 утвержден Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Амурской области.

Согласно пункту 6 Порядка использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Амурской области, утвержденного Постановлением Правительства Амурской области от 26 мая 2009 № 214 (с изменениями и дополнениями), по результатам рассмотрения обосновывающих документов министерство пожарной безопасности и гражданской защиты области вносит губернатору области или первому заместителю председателя Правительства области предложения по решению поставленного вопроса.

При положительном решении в предложениях указывается объем ассигнований, предлагаемый для выделения из резервного фонда, при этом в части расходов на содержание и выплаты пострадавшим гражданам предусматриваются следующие размеры:

при оказании гражданам единовременной материальной помощи - 10 тыс. рублей на человека (но не более 50 тыс. рублей на семью);

при оказании гражданам финансовой помощи за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на семью, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на семью;

При этом, постановлением Правительства Амурской области от 13 сентября 2013 года № 423 «Об оказании гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации произошедшей на территории Амурской области в июле-августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета», постановлено:

1. Оказать гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области в июле - августе 2013 года, и постоянно проживающими в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, единовременную материальную помощь в размере 10000 рублей (без ограничения по количеству членов семьи) и финансовую помощь в размере 100000 рублей в связи с полной или частичной утратой имущества:

1) за счет средств, источником финансового обеспечения которых являются средства резервного фонда Правительства Российской Федерации:

а) единовременную материальную помощь (из расчета 10000 рублей на человека, но не более 50000 рублей на семью);

б) финансовую помощь в связи с утратой ими имущества (из расчета за частично утраченное имущество 50000 рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100000 рублей на человека);

2) за счет средств дополнительной финансовой помощи, выделенной из федерального бюджета бюджету Амурской области в 2013 году в виде дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации:

а) единовременную материальную помощь (из расчета 10000 рублей на шестого и каждого последующего члена семьи);

б) финансовую помощь в связи с частичной утратой ими имущества (из расчета 50000 рублей на человека).

Приказом начальника управления гражданской защиты и пожарной безопасности Амурской области от 10 сентября 2009 № 102-п установлено, что для включения в списки граждан, которым подлежит выплата единовременной материальной помощи из резервного фонда Правительства Амурской области, необходимо наличие постоянной регистрации по месту чрезвычайной ситуации; для включения в списки граждан, которым подлежит выплата финансовой помощи при утрате имущества из резервного фонда Правительства Амурской области, необходимо наличие постоянной регистрации по месту чрезвычайной ситуации, а также подтверждения факта утраты имущества (полностью или частично).

Распоряжением Губернатора Амурской области от 23 июля 2013 года № 123-р на территории Амурской области введён режим чрезвычайной ситуации в результате подтопления значительного числа населенных пунктов.При этом, как установлено судом, из сообщения Амурского ЦГМС – филиала ФГБУ «Дальневосточное УГМС», частые интенсивные дожди, временами достигающие критерия опасного природного явления, значительное количество осадков, паводки на густой речной сети, разлив рек и озер-стариц, большая глубина затопления пойм рек, длительное присутствие воды на пойме в конечном итоге привели к подтоплению, затоплению насёленных пунктов, следовательно к крупномасштабному наводнению в Амурской области, в том числе, Зейского района. Факт подтопления населенных пунктов Зейского района подтверждается актом комплексной комиссии о чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате дождей и паводков на территории Амурской области. Таким образом, факт чрезвычайной ситуации природного характера на территории Зейского района, сложившейся в результате ливневых дождей и увеличением сброса воды через водосливную часть плотины Зейской ГЭС из Зейского водохранилища, на момент подачи истцом искового заявления в суд 5 декабря 2013 года является общеизвестным и в силу ч. 1 ст. 61 ГПК РФ, не нуждается в доказывании.Как установлено в ходе настоящего судебного разбирательства и подтверждается исследованными материалами дела, истцы проживают в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, указанное жилое помещение согласно справке администрации Алгачинского сельсовета Зейского района Амурской области от <Дата обезличена> <Номер обезличен> является бесхозным. Согласно справки отделения УФМС России по <адрес> от <Дата обезличена>, Иванча А.С. с <Дата обезличена>, Белоусова П.В. с <Дата обезличена>, Максимцев С.В, с <Дата обезличена> значатся зарегистрированными по адресу <адрес>.Как следует из материалов дела, <Дата обезличена> Иванча А.С. обратилась в администрацию Зейского района с заявлением о включении её и членов её семьи в списки на выплату единовременной материальной и финансовой помощи. <Дата обезличена> Иванча А.С. администрацией Зейского района был направлен ответ, из которого следует, что согласно протоколу межведомственной комиссии по определению ущерба на территории Зейского района в связи с чрезвычайной ситуацией от <Дата обезличена><Номер обезличен>, межведомственной комиссией было принято решение отказать в получении ЕМП и финансовой помощи, так как на момент осмотра жилого помещения воды в подполье не было, видимых обрушений не обнаружено.Согласно акта обследования частного жилого помещения, повреждённого в результате чрезвычайной ситуации – подтопления, произошедшего в <адрес> <адрес>, а также акта обследования утраченного имущества граждан. Пострадавших в результате чрезвычайной ситуации – подтопления, произошедшего в <адрес>, утвержденных <Дата обезличена> главой Зейского района ФИО8, комиссией обследовано жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. В результате обследования жилого помещения по вышеуказанному адресу комиссией установлено: ущерба нет, следы подтопления не просматриваются.В силу п. 2 подп. «б» Указа Президента РФ от 31 августа 2013 года № 693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области», Правительству Российской Федерации до 10 сентября 2013 года поручено принять решение о выплате за счёт средств федерального бюджета каждому гражданину, признанному пострадавшим в результате крупномасштабного наводнения и постоянно проживающему в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей (без ограничения по количеству членов семьи) и компенсации в размере 100 тыс. рублей за утрату имущества первой необходимости, в случае если это имущество было утрачено полностью или частично. Порядок оформления документов и выделения пострадавшим материальной помощи определяется Методическими рекомендациями по оказанию единовременной материальной помощи и финансовой помощи гражданам в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей в июле-августе 2013 года на территории Амурской области, утверждённых протоколом заседания оперативного штаба комиссии при Правительстве Амурской области по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 26 сентября 2013 года № 40.

В соответствии с данными Методическими рекомендациями единовременная материальная помощь оказывается гражданам, постоянно проживающим в жилом помещении, пострадавшем в результате ЧС. Финансовая помощь за (полностью или частично) утраченное имущество оказывается гражданам, постоянно проживающим в жилом помещении (жилом доме), пострадавшем в результате ЧС, при условии, что такой дом (жилой дом), земельный участок с расположенным на нём жилым домом подтоплены (затоплены) водой в результате чрезвычайной ситуации.

В п. 2.3 данных Методических рекомендаций указаны критерии разграничения утраты имущества со степенью «частично» или «полностью».

Так, в случае, если жилой дом (жилое помещение) были подтоплены водой в результате чрезвычайной ситуации при подъёме воды выше уровня пола помещения (первого этажа здания) с повреждением находящегося в нём имущества граждан, фиксируется полная утрата имущества (в иных случаях, при соблюдении условий настоящего пункта – частичная).

Кроме того, в соответствии с Порядком выплаты гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области в июле - августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета, утвержденным постановлением Правительства Амурской области от 13 сентября 2013 года № 423, под пострадавшими гражданами понимаются граждане, постоянно проживающие на период чрезвычайной ситуации в жилых помещениях, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области в июле-августе 2013 года.

Таким образом, из требований приведенных актов следует, что одним из обязательных условий для признания за гражданином права на получение соответствующей единовременной материальной и финансовой помощи является установление факта утраты имущества, в случае если это имущество было утрачено полностью или частично.

При этом единовременная материальная помощь – выплачивается гражданам, у которых в результате ЧС пострадало личное имущество в жилом помещении по месту постоянного жительства, а также надворные постройки и находившееся там имущество, расположенные на придомовом участке.

Финансовая помощь за утрату имущества – выплачивается при условии повреждения жилого помещения, в котором гражданин проживает.

Согласно ст. 16 Жилищного кодекса РФ,

Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании (2).

Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении (3).

Как судом уже было установлено выше, истцы проживают в одноэтажном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>.

В судебном заседании также были осмотрены фотографии, представленные истцами, на которых изображено помещение, похожее на подполье, деревянная опалубка, похожая на опалубку подполья.

При этом, исходя из того, что на представленных фотографиях отсутствует указание кем и когда они сделаны, с достоверностью установить зафиксированное на них помещение не представляется возможным, суд не может расценить данные фотографии как относимое, допустимое и достоверное доказательство по данному гражданскому делу.

При этом, анализируя представленные истцами доказательства, суд приходит к выводу о том, что доводы истцов о том, что в результате подтопления жилого дома водой ниже уровня пола, было повреждено жилое помещение, в котором они проживают, своего подтверждения в ходе судебного разбирательства не нашли.

Так, утверждение истцов о том, что в результате подтопления грунтовыми водами подполья жилого дома, стали отваливаться доски от стен подполья, вываливаться куски земли, лопаться фундамент, не нашли своего отражения в акте обследования частного жилого помещения, повреждённого в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей в <адрес>, в данном случае суд исходит из того, факт наличия указанных повреждений подтверждается только пояснениями самих истцов, других доказательств того, что данные повреждения имели место в материалы дела не содержится, и истцами в ходе судебного разбирательства представлено не было.

Кроме того, как следует из материалов настоящего гражданского дела указанное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, является бесхозным.

Таким образом, рассматривая требования истцов, проживающих в вышеуказанном жилом помещении, суд исходит из того, что доказательств повреждения жилого помещения, которые могли бы возникнуть в результате чрезвычайной ситуации, в ходе судебного заседания истцами представлено не было, истцы не являются собственником жилого помещения, иное имущество не связанное с правом собственности на недвижимое имущество (жилой дом) истцами не утрачено, доказательств этому не представлено, а соответственно и претендовать на выплаты единовременной материальной и финансовой помощи истцы не вправе.

При таких обстоятельствах требования истцов о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации и включении в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, подлежат отказу в удовлетворении.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Иванча А.С., Максимцеву С.В., Белоусовой П.В. к администрации Зейского района Амурской области, администрации Алгачинского сельсовета Зейского района Амурской области о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации и включении в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, отказать.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Зейский районный суд в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

    

Председательствующий                            

Мотивированное решение составлено <Дата обезличена>.

Судья

    

2-213/2014 ~ М-172/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Иванча Антонина Сергеевна
Белоусова Правсковья Васильевна
Максимцев Сергей Валерьевич
Ответчики
Администрация Алгачинского сельсовета
Администрация Зейского района
Другие
Министерство социальной защиты населения Амурской области
Правительство Амурской области
Министерство пожарной безопасности Амурской области
Суд
Зейский районный суд Амурской области
Дело на сайте суда
zeiskiy--amr.sudrf.ru
01.01.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.01.2014Передача материалов судье
01.01.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.01.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.01.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.01.2014Судебное заседание
05.02.2014Судебное заседание
10.02.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.10.2014Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее