Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-53/2018 ~ М-40/2018 от 02.02.2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

от 16 марта 2018 года г. Завитинск

Завитинский районный суд Амурской области в составе

председательствующего судьи Щукиной Г.Д.,

с участием:

представителя истца Антоновой Е.И. – Кантеевой О.Г., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

третьего лица на стороне истца Антонова А.И.

при секретаре Середа А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Антоновой Екатерины Ивановны к администрации Верхнеильиновского сельсовета Завитинского района Амурской области о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации,

У С Т А Н О В И Л :

Представитель истца Антоновой Е.И. – Кантеева О.Г. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации Верхнеильиновского сельсовета Завитинского района о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации, указывая, что в ДД.ММ.ГГГГ совхозом «Житомировский» Завитинского района Антоновой Е.И. в связи с наличием трудовых отношений с данным совхозом была предоставлена для постоянного проживания <адрес> жилом двухквартирном деревянном доме, расположенном в <адрес> <адрес>, которому в последующем на основании решения Верхнеильиновского сельского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ был присвоен адрес <адрес>. С момента предоставления квартиры Антонова Е.И., зарегистрировавшись по вышеуказанному адресу совместно с членами её семьи Антоновым А.И., стала владеть и пользоваться предоставленным им жилым помещением. Однако в конце ДД.ММ.ГГГГ совхоз «Житомировский» был реорганизован в ТОО «Житомировское», которое впоследствии было реорганизовано в СПК «Житомировский» и впоследствии ликвидирован, в установленном законом порядке в ДД.ММ.ГГГГ. После этого она совместно с членами своей семьи продолжила открыто, непрерывно и добросовестно пользоваться и владеть, предоставленным им жилым помещением, неся расходы по его содержанию и поддержанию в надлежащем состоянии. В ДД.ММ.ГГГГ она, желая использовать право на приватизацию, предоставленного ей в пользование жилого помещения, обратилась в администрацию Верхнеильиновского сельсовета Завитинского района Амурской области, от которой получила сообщение о том, что жилой дом, в котором расположена ей квартира в собственность Верхнеильиновского сельсовета не передавался, в связи с чем в приватизации данного жилого помещения ей было отказано.

Поскольку она во внесудебном порядке не смогла реализовать свое право на приватизацию, занимаемого ею жилого помещения, просит признать за Антоновой Екатериной Ивановной право собственности на трехкомнатную <адрес>, расположенную в двухквартирном <адрес>, в порядке приватизации.

Истец Антонова Е.И., надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания в суд не явилась, обеспечив явку своего представителя.

Представитель ответчика - администрации Верхнеильиновского сельсовета Завитинского района надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, причину неявки не сообщил и ходатайств об отложении рассмотрения дела в адрес суда не направил

Третье лицо ФИО5 А.А. надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, причину неявки не сообщил, с ходатайством об отложении судебного заседания не обратился

При данных обстоятельствах в соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд пришел к выводу о возможности рассмотрения данного дела в отсутствие истца, представителя ответчика – администрации Верхнеильиновского сельсовета Завитинского района и третьего лица ФИО11

В судебном заседании представитель истца Антоновой Е.И. – Кантеева О.Г., поддержала заявленные своим доверителем исковые требования, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении.

Третье лицо – ФИО5 А.И. показал, что в ДД.ММ.ГГГГ, ему и его жене Антоновой Е.И. как молодым специалистам, прибывшим на работу в совхоз «Житомировский» на праве служебного найма была предоставлена во владение и пользование <адрес> жилом двухквартирном деревянном доме, расположенном в <адрес> <адрес>, которому в последующем на основании решения Верхнеильиновского сельского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ был присвоен адрес <адрес> <адрес>. В конце ДД.ММ.ГГГГ совхоз «Житомировский» был реорганизован в ТОО «Житомировское», но при проведении реорганизации жилищный фонд совхоза «Житомировский», куда входила и квартира Антоновой Е.И. в муниципальную собственность Верхнеильиновского сельсовета, Завитинского районного муниципального образования или гражданам занимаемых ими помещений в порядке, установленном Законом о приватизации жилья, не передавался. ТОО « Житомировское», несмотря на то, что являлось полным правопреемником совхоза « Житомировский», в соответствии с требованиями действующего в тот период законодательства жилищный фонд совхоза «Житомировский» себе на баланс не ставило и с лиц, проживающих в данном жилом фонде оплату за пользование жилыми помещениями не взимало. В связи с тем, что начиная с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время собственник у жилищного фонда совхоза «Житомировский» отсутствует, то Антонова Е.И. не может использовать предоставленное ей право на приватизацию спорного жилого помещения. Поскольку спора по данному жилому помещения между членами их семьи нет, он просит удовлетворить требования Антоновой Е.И.

Свидетели ФИО9 и ФИО10 показали, что жилищный фонд, расположенный в с. Верхнеильиновка Завитинского района действительно был построен совхозом « Житомировским » за счет государственных средств, так как совхоз являлся дотационным, в связи с чем находился на балансе данного сельхозпредприятия и распределялся по совместному решению администрации совхоза совместно с профсоюзным комитетом. В ДД.ММ.ГГГГ Антоновой Е.И. совхозом «Житомировский» была предоставлена во владение и пользование <адрес> жилом двухквартирном деревянном доме, расположенном в <адрес>, которому в последующем на основании решения Верхнеильиновского сельского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ был присвоен адрес <адрес> <адрес>. В конце ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1991 года № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» совхоз « Житомировский» был реорганизован в ТОО «Житомировское», но при проведении реорганизации жилищный фонд совхоза «Житомировский», куда входил и квартира Антоновой Е.И. в муниципальную собственность Верхнеильиновского сельсовета, Завитинского районного муниципального образования или гражданам занимаемых ими помещений в порядке, установленном Законом о приватизации жилья, не передавался. ТОО « Житомировское», несмотря на то, что являлось полным правопреемником совхоза «Житомировский», в соответствии с требованиями действующего в тот период законодательства жилищный фонд совхоза «Житомировский» на паи не делило и члены данного Товарищества в уставный фонд ТОО «Житомировское» жилищный фонд совхоза «Житомировский» не вносили. В связи с данными обстоятельствами, как во время действия ТОО « Житомировское», так и его правопреемника СПК«Житомировское», граждане, оставшиеся проживать в бывшем жилищном фонде совхоза « Житомировский», предоставленном им, с конца ДД.ММ.ГГГГ стали владеть им как своим собственным. неся расходы на его содержание, в связи с чем требования последней являются обоснованными.

Заслушав представителя истца, третье лицо Антонова А.И., свидетелей, исследовав письменные материалы дела и оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Правоотношения, связанные с порядком приобретения права собственности, урегулированы главой 14 Гражданского кодекса Российской Федерации и классифицируются на первичные и производные

К числу первичных относится предусмотренный пунктом 1 статьи 218 Гражданского кодекса РФ способ приобретения титула собственности на вещь, согласно которому соответствующее право на имущество, имеющее собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

В случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежащее ему имущество переходит к юридическим лицам – правопреемникам реорганизованного юридического лица (п. 2 ст. 218).

В случаях и в порядке, предусмотренных ГК РФ, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющего собственника, на имущество собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом (п. 3 ст. 218)

Таким образом, при предъявлении лицом иска о признании права собственности на вещь необходимо доказать наличие одного из предусмотренных законом оснований возникновения такого права.

В обоснование своих требований истец Антонова Е.И. ссылается на то, что право собственности на спорное имущество возникло у нее в силу положений ст. 217 ГК РФ и Закона РФ от 4 июля 1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

К основным началам жилищного законодательства Жилищный кодекс Российской Федерации (статья 1) относит реализацию гражданами закрепленного в части 2 ст. 40 Конституции Российской Федерации права на жилище и обусловливаемых им жилищных прав по своему усмотрению и в своих интересах.

В силу названного законодательного установления граждане в условиях рыночной экономики обеспечивают осуществление своих жилищных прав самостоятельно, используя для этого различные допускаемые законом способы.

Право на приватизацию жилья по смыслу статьи 217 Гражданского кодекса Российской Федерации и преамбулы Закона РФ от 4 июля 1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», является одним из производных способов приобретения права собственности на жилое помещение, находящееся в государственной (муниципальной) собственности, и служит основным условием реализации прав граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилье и наилучшего с их точки зрения варианта улучшения своих жилищных условий.

Из преамбулы Закона РФ от 4 июля 1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», следует, что данный закон во главу угла ставит не юридическую судьбу государственного (муниципального) жилищного фонда, а удовлетворение жилищных потребностей граждан, которые в соответствии со ст. 9 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 2 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации должны осуществляться по усмотрению этих граждан и в их интересах.

В решение вопроса о приватизации жилых помещений, основным принципом является принцип добровольности, означающий, что граждане приобретают и осуществляют свои гражданские права по своей воле и в своих интересах, путем подачи заявления (ст. 8). Закрепляя в законе это положение, государство взяло на себя обязательство по обеспечению возможности его реализации гражданами и созданию необходимых условий, позволяющих гражданам, выразившим волеизъявление на приватизацию занимаемого жилого помещения, стать его собственниками.

В соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24 мая 1982 года № 437, подтвердившего позицию, закрепленную в Постановлении Совета Министров СССР от 12 августа 1961 года № 755 «Об упорядочении использования жилой площади в домах принадлежащих совхозам», в домах совхозов все жилые помещения были признаны служебными.

Как следует из показаний истца, свидетелей, утверждавших, что в ДД.ММ.ГГГГ году совхозом «Житомировский» своему работнику Антоновой Е.И. была на праве служебного найма предоставлена <адрес>, размещавшаяся в жилом двухквартирном <адрес>, расположенном в <адрес>, которому в последующем, решением Верхнеильиновского сельского Совета народных депутатов «О присвоении наименований улицам и нумерации домов» от ДД.ММ.ГГГГ , был присвоен адрес: <адрес> Завитинского района Амурской области, сведений содержащихся в постановления главы Верхнеильиновского сельсовета Завитинского района Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ «О присвоении адреса жилому дому»; сведений содержащихся в техническом паспорте на квартиру в двухквартирном <адрес> Завитинского <адрес>; паспорте , выданном ДД.ММ.ГГГГ ОВД Завитинского района Амурской области на имя Антоновой Е.И., согласно которому она значится зарегистрированной с ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> <адрес>; свидетельстве на право собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ, выданном главой администрации Верхнеильиновского сельсовета Завитинского района Амурской области Антоновой Е.И. на приусадебный земельный участок общей площадью <***> га; справке администрации Верхнеильиновского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ года , согласно которой Антонова Е.И. зарегистрирована и проживает в <адрес> <адрес> и с ней совместно проживают: муж ФИО5 А.И.; копии трудовой книжки, выданной ДД.ММ.ГГГГ на имя Антоновой Екатерины Ивановны ДД.ММ.ГГГГ года рождения, согласно которой с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она работала в совхозе «Житомировский», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ТОО «Житомировское»; копии трудовой книжки, выданной ДД.ММ.ГГГГ на имя Антонова А.И. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, согласно которой с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ последний, также работал в совхозе «Мирный», а с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ТОО «Житомировское»; свидетельстве от ДД.ММ.ГГГГ, выданном Верхнеильиновским сельсоветом Завитинского района Амурской области о заключении брака между Антоновым А.И. и ФИО12 (Зуб) Т.И.; выписки из похозяйственной книги от ДД.ММ.ГГГГ о том, что Антонова Е.И. проживает в <адрес> <адрес>; лицевом счете хозяйства по адресу <адрес> <адрес>; - в ДД.ММ.ГГГГ совхозом «Житомировский» была предоставлена на праве служебного найма работнику данного сельхозпредприятия Антоновой Е.И. <адрес> жилом двухквартирном, одноэтажном, деревянном <адрес> совхоза «Житомировский», расположенном в <адрес> <адрес>, которому впоследствии был присвоен по <адрес> Завитинского <адрес>, в связи с чем с данного периода по настоящее время наниматель данной квартиры Антонова Е.И. пользуется и владеет данным жилым помещением.

Поскольку в силу требований ст. 12 Конституции (Основного Закона) Российской Федерации – России, принятой 12 апреля 1978 года и действовавшей до 25 декабря 1993 года, закрепившей что «собственностью совхозов, колхозов, кооперативных организаций, крестьянских хозяйств, их объединений являются произведенная ими продукция, средства производства и другое имущество, необходимое для осуществления их производственной и иной, не запрещенной законом деятельности», колхозы и совхозы не являлись государственными предприятиями, что получило свое закрепление в ст. ст. 93.1, 99 и 100 ГК РСФСР в редакции 1964 года, установивших, что «имущество, закрепленное за государственными, межколхозными, государственно-колхозными и иными государственно-кооперативными организациями, состоит в оперативном управлении этих организаций, осуществляющих в пределах установленных законом, в соответствии с целями их деятельности, плановыми заданиями и назначением имущества, права владения, пользования и распоряжения имуществом» и что «колхозы, иные кооперативные организации, их объединения владеют, пользуются и распоряжаются принадлежащим им на праве собственности имуществом в соответствии с их уставами (положениями). Право распоряжения имуществом, составляющим собственность колхозов, иных кооперативных организаций, их объединений, принадлежит исключительно самим собственникам. Собственностью колхозов, иных кооперативных организаций, их объединений являются средства производства и иное имущество, необходимое им для осуществления уставных задач», то совхоз «Мирный» в соответствии с Уставом мог владеть на праве оперативного управления объектом недвижимости – домом по <адрес> <адрес>, построенным им за счет средств государства.

В связи с принятием Закона РСФСР от 25 декабря 1990 года «О предприятиях и предпринимательской деятельности» законодателем с учетом требований ст. 12 Конституции Российской Федерации было принято решение не о приватизации колхозов и совхозов, а об их реорганизации, путем преобразования в иную организационно правовую форму.

Для чего, Указом Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», на колхозы и совхозы была возложена обязанность в 1992 году привести свой статус в соответствии с Законом РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности, путем реорганизации и перерегистрации в соответствующих органах (п. 3).

После этого, Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1991 года № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» было определено, что колхозы и совхозы могут передавать в собственность сельских (поселковых) Советов народных депутатов объекты социальной сферы, жилой фонд, внутрихозяйственные дороги, системы энергообеспечения, газоснабжения и другие объекты (п.5), а также что колхозы и совхозы имеют право продавать или сдавать в аренду жилой фонд и некоторые другие объекты социальной сферы (кроме объектов образования (п.6). При этом стоимость основных и оборотных средств колхоза и совхоза (за вычетом имущества, переданного в муниципальную собственность) составляет общую долевую собственность членов колхоза или работников совхоза (п. 8).

Принципы и порядок приведения статуса колхозов и совхозов в соответствии с Законом РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности», их реорганизации и перерегистрации были определены в Рекомендациях по реорганизации колхозов и совхозов, утвержденных Минсельхозом РСФСР от 14 января 1992 года, установивших, что в состав имущества, передаваемого (продаваемого) колхозами и совхозами муниципальным органам, включаются: объекты социальной сферы (школы, дома культуры, быта, детсады, медпункты и др.); жилой фонд; имущество общего пользования (внутрихозяйственные дороги, системы энергообеспечения, водоснабжения, газоснабжения, телефонизации и др.) (п. 2), но право выбора способов передачи имущества принадлежит трудовому коллективу (п.3). Однако колхозы и совхозы имеют право продавать или сдавать в аренду жилой фонд и некоторые другие объекты социальной сферы, кроме объектов образования (школ, библиотек и др.), юридическим и физическим лицам в соответствии с действующим законодательством (п. 4). При этом решение о передаче, продаже или сдаче имущества муниципальным органам по предложению внутрихозяйственной комиссии принимает общее собрание (собрание уполномоченных) трудового коллектива реорганизуемого хозяйства.

В рекомендациях по реорганизации колхозов и совхозов, утвержденным Минсельхозом РФ от 14 января 1992 года (приложение №1 к рекомендациям Роскомзема от 11 августа 1992 года № 570), подтвердивших позицию законодателя, что колхозы и совхозы в силу требований ст. 12 Конституции Российской Федерации являются не государственными предприятиями (ч. 4 п. 1), было предусмотрено, что реорганизация колхозов и совхозов может осуществляться тремя основными путями: раздел хозяйства на крестьянские хозяйства и малые предприятия с последующим их добровольным объединением в ассоциацию или кооперативы; реорганизация хозяйства или его части в акционерное общество открытого или закрытого типа; реорганизация хозяйства или его части в производственный кооператив (коллективное предприятие(п. 5). Объекты социальной сферы и инженерной инфраструктуры, находящиеся на балансах колхозов и совхозов имеющие обслуживающее значение для всей территории хозяйства, могут передаваться или продаваться соответствующим местным органам власти, при этом они переходят в муниципальную собственность. Порядок передачи, продажи и сдачи в аренду этих объектов определяется соответствующей Инструкцией. Перечень передаваемых или продаваемых объектов и условия их передачи устанавливаются реорганизационной комиссией по согласованию с местными органами власти и трудовым коллективом реорганизуемого хозяйства (п.6.2).

Согласно Инструкции Минсельхоза РФ и Госкомимущества РФ от 10 февраля 1992 года «О порядке передаче и сдачи в аренду имущества колхозов и совхозов муниципальным органам», было также определено, что колхозы и совхозы могут передавать, продавать и сдавать в аренду объекты социальной инфраструктуры муниципальным органам. При этом в состав имущества, передаваемого (продаваемого) колхозами и совхозами муниципальным органам включаются объекты социальной сферы (школы, дома культуры, быта, детсады, медпункты и др.); жилой фонд; имущество общего пользования (внутрихозяйственные дороги, системы энергообеспечения, водоснабжения, газоснабжения, телефонизации и др.). В случае несогласия сельского (поселкового) Совета народных депутатов решение об указанной передаче принимает районный Совет народных депутатов.

В последующем Положением о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации сельскохозяйственных предприятий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1992 года № 708, были закреплены основные позиции, изложенные в приложении №1 к рекомендациям Роскомзема от 11 августа 1992 года № 570, в том числе, что при реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий по желанию членов трудовых коллективов этих хозяйств могут быть образованы товарищества, акционерные общества, сельскохозяйственные производственные кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и их объединения (п. 5). При реорганизации совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий передача или продажа гражданам занимаемых ими помещений осуществляется в порядке, установленном Законом РСФСР «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» и соответствующими решениями Советов народных депутатов. Нормативы оплаты за приватизируемые жилые помещения жилищного фонда этих хозяйств сверх установленной нормы безвозмездной передачи устанавливаются их трудовыми коллективами (п.6).

Общий паевой фонд определяется как разница между активами и пассивами баланса предприятия. При этом из стоимости имущества исключается стоимость объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры, передаваемых бесплатно, других объектов, для которых действующим законодательством установлен особый режим приватизации (жилищный фонд совхозов, объекты образования и здравоохранения и др.), а также стоимость неделимого фонда, если таковой создается (п. 13).

Таким образом, согласно Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1991 года № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», Положения о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий» утвержденного постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1992 года № 708, и Инструкции Минсельхоза РФ и Госкомимущества РФ от 10 февраля 1992 года «О порядке передаче и сдачи в аренду имущества колхозов и совхозов муниципальным органам», при реорганизации колхоза или совхоза в отношении объектов жилого фонда трудовым коллективом могло быть принято одно из следующих решений: передача в муниципальную собственность; передача или продажа гражданам занимаемых ими помещений в порядке, установленном Законом о приватизации жилья и соответствующим решением Советов народных депутатов;

Соответственно если жилищный фонд, ранее принадлежащий колхозу или совхозу, был передан в муниципальную собственность, то его передача в собственность граждан осуществлялась в соответствии с Законом о приватизации жилья, но до реорганизации колхоза или совхоза, последние могли самостоятельно осуществить передачу или продажу гражданам занимаемых ими помещений, в порядке, установленном Законом РСФСР «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» и соответствующими решениями Советов народных депутатов.

Вышеуказанный подход в решении вопроса о судьбе жилищного фонда реорганизуемых совхозов не противоречил требованиям статьи 4 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» определившего, что жилищный фонд совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, подлежит приватизации, а также пункту 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» и приложению №3 к данному законодательному акту, закрепившему, что жилищный фонд отнесен к муниципальной собственности, и подлежит передаче в муниципальную собственность, независимо от того, на чьем балансе он находится.

Согласно протоколу учредительной конференции уполномоченных представителей совхоза «Житомировский» от ДД.ММ.ГГГГ, протоколе общего собрания трудового коллектива совхоза «Житомировский» от ДД.ММ.ГГГГ, Уставу Товарищества с ограниченной ответственностью «Житомировское», утвержденному собранием участников ТОО « Житомировское» от ДД.ММ.ГГГГ и зарегистрированному решением Малого Совета народных депутатов Завитинского района Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ , закрепившего основные положения учредительного договора, содержащиеся в ст. 3; учредительному договору товарищества с ограниченной ответственностью «Житомировское», закрепившего, что уставной фонд Товарищества образуется за счет земельных долей, общей площадью <***> га и имущественных долей в сумме <***> тысяч рублей (ст.3); решении Малого Совета Завитинского районного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной регистрации товарищества с ограниченной ответственностью « Житомировское», свидетельстве о государственной регистрации предприятия от ДД.ММ.ГГГГ серии «Б»; постановления Главы администрации Завитинского района Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ «О передаче обществу с ограниченной ответственностью «Житомировское» сельскохозяйственных угодий, паевой земли» - следует, что на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1991 года № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» и Положения о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий» утвержденного постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1992 года № 708, совхоз «Житомировский» был реорганизован в Товарищество с ограниченной ответственностью «Житомировское», которое закрепило в Учредительном договоре, что Товарищество, является правопреемником реорганизуемого совхоза «Житомировский».

При этом как следует из показаний представителя истца, утверждавшей, что жилищный фонд совхоза «Житомировский» в уставной фонд ТОО «Житомировское» не включался, Устава ТОО «Житомировское», не содержащего полномочий Товарищества по распоряжению жилищным фондом, но закрепившего, что уставной фонд Товарищества в соответствии с положениями учредительного договора и Положения о долевом фонде образуется исключительно за счет земельных долей, общей площадью 5448 га и имущественных долей в сумме 6869 тысяч рублей, - жилищный фонд совхоза «Житомировский» при его реорганизации в ТОО «Житомировское» не передавался и не продавался гражданам, проживающим в данном жилищном фонде и не был включен в уставной фонд Товарищества, в связи с чем не стал собственностью ТОО «Житомировское».

В последующем, согласно Уставу СПК «Житомировский», утвержденному общим собранием работников от ДД.ММ.ГГГГ, которое закрепило, что СПК является правопреемником ТОО «Житомировское» и что уставной капитал( фонд) на момент создания кооператива формируется за счет средств пайщиков, размер которого составляет <***> рублей (п. 6.8 ст.6); постановления Главы администрации Завитинского района от ДД.ММ.ГГГГ «О реорганизации ТОО «Житомировское», свидетельствующего о постановке СПК «Житомировский» на учет в налоговом органе в марте ДД.ММ.ГГГГ года, в соответствии с п. 5 ст. 6 Федерального Закона от 30 ноября 1994 года №52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», закрепившего, что «предприятия, созданные хозяйственными товариществами и обществами, общественными и религиозными организациями, объединениями, благотворительными фондами, и другие, не находящиеся в государственной или муниципальной собственности предприятия, основанные на праве полного хозяйственного ведения, подлежат преобразованию до ДД.ММ.ГГГГ, в организационно правовые формы, закрепленные в части первой Кодекса» - ТОО «Житомировское» было преобразовано в СПК «Житомировский», при этом, закрепив в своем Уставе, что кооператив является правопреемником ТОО «Житомировское» (п. 4 ст. 1).

В связи, с чем суд, учитывая, что в соответствии со ст. 218 ГК РФ в случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежащее ему имущество переходит к юридическим лицам – правопреемникам реорганизованного юридического лица, считает, что у СПК «Житомировское» также не возникло право собственности на жилищный фонд реорганизованного совхоза «Житомировский», не переданного членами ТОО «Житомировское» в уставной фонд, при создании данного юридического лица.

Впоследствии решением Арбитражного суда Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ сельскохозяйственный производственный кооператив «Житомировский» признан несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство; определением Арбитражного суда Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ в отношении сельскохозяйственного производственного кооператива «Житомировский» была завершена процедура банкротства - конкурсное производство.

В силу п. 3 ст. 149 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года №127-ФЗ определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства является основанием для внесения в единый реестр юридических лиц записи о ликвидации должника.

Кроме того согласно показаниям представителя истца, свидетелей, письменных материалов дела, в том числе Устава СПК «Мирное», выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельствующей о прекращении деятельности СПК «Мирное» ДД.ММ.ГГГГ, в процессе конкурсного производства открытого в отношении СПК «Мирное» в силу требований Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" закрепившего, что с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия собственника имущества должника (п. 2 ст. 126) и жилищный фонд социального использования подлежит передаче в собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления, о чем конкурсный управляющий уведомляет указанные органы ( п. 5 ст. 132) - жилищный фонд СПК «Мирное» муниципальному образованию, на территории которого он располагался, не передавался и данный орган о наличии у СПК «Мирное» жилищного фонда социального использования не уведомлялся, связи с чем суд приходит к выводу, что в период конкурсного производства, у СПК «Мирное» также не было в собственности и на балансе жилищного фонда совхоза «Мирный».

Однако, согласно показаний представителя истца, свидетелей, жилищный фонд совхоза «Мирный» в муниципальную собственность Верхнеильиновского сельсовета Завитинского района не передавался, сведениям, содержащимся в информации комитета по управлению муниципальным имуществом Завитинского района от ДД.ММ.ГГГГ , согласно которой <адрес> <адрес> не является муниципальной собственностью Завитинского района и в реестре муниципальной собственности Завитинского района не значится; справках администрации Верхнеильиновского сельсовета Завитинского района от ДД.ММ.ГГГГ , ДД.ММ.ГГГГ , ДД.ММ.ГГГГ , согласно которых <адрес> не является муниципальной собственностью Верхнеильиновского сельсовета и на балансе администрации не состоит, данная квартира не предавалась администрации совхозом «Житомировский», и в администрации нет документов о строительстве домов в с. Верхнеильиновка; - следует что, несмотря на прямое указание законов о необходимости передачи жилищного фонда в муниципальную собственность, независимо от того, на чьем балансе он находится и требований Инструкции Минсельхоза РФ и Госкомимущества РФ от 10 февраля 1992 года «О порядке передачи и сдачи в аренду имущества колхозов и совхозов муниципальным органам», определившей, что «в состав имущества, передаваемого (продаваемого) колхозами и совхозами муниципальным органам включаются объекты социальной сферы (школы, дома культуры, быта, детсады, медпункты и др.); жилой фонд; имущество общего пользования (внутрихозяйственные дороги, системы энергообеспечения, водоснабжения, газоснабжения, телефонизации и др.), а в случае несогласия сельского (поселкового) Совета народных депутатов решение об указанной передаче принимает районный Совет народных депутатов», органами местного самоуправления, на территории которого располагался жилищный фонд совхоза «Житомировский», при его реорганизации в ТОО «Житомировское», не принимался в муниципальную собственность органами местного самоуправления, на территории которого располагался, т.е. Верхнеильиновским сельсоветом Завитинского района Амурской области.

С учетом разъяснения содержащегося в абзаце 1 пункта 4 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24 августа 1993 года №8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» о том, что переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, в том числе, и на право бесплатной приватизации жилья, суд приходит к убеждению, что факт не выполнения совхозом «Житомировский», Верхнеильиновским сельским Советом народных депутатов Завитинского района, Завитинским районным Советом народных депутатов Амурской области требований действующего в тот период законодательства, по передаче жилищного фонда гражданам, проживающим в нем в порядке, установленном Законом РФ от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» либо введение органов местного самоуправления, не должен влиять на жилищные права истца, вселившегося и проживающего в служебном жилищном фонде совхоза «Житомировский» до преобразования последнего, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления и совхозом «Житомировский» документов по передаче жилищного фонда, находящегося в хозяйственном ведении совхоза «Житомировский», в ведение органов местного самоуправления, т.е. администрации Верхнеильиновского сельсовета Завитинского района Амурской области.

Согласно ст. 2 Закона РФ от 4 июля 1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

В соответствии со ст. 69 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности.

Принимая во внимание, сведения о том, что истец Антонова Е.И. начиная с ДД.ММ.ГГГГ не использовала право на бесплатную приватизацию жилья (справка комитета по управлению муниципальным имуществом Завитинского района Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ , о том, что Антонова Е.И. не имеет приватизированного жилого помещения и право на приватизацию жилья, расположенного на территории Завитинского района Амурской области в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не использовала, справка администрации Верхнеильиновского сельсовета Завитинского района Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ , о том, что Антонова Е.И. правом приватизации на территории Верхнеильиновского сельского поселения Завитинского района Амурской области с 1991 года по настоящее время не пользовалась, справка администрации Верхнеильиновского сельсовета Завитинского района Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ , о том, что администрации Верхнеильиновского сельсовета Завитинского района Амурской области отказывает Антоновой Е.И. в приватизации <адрес> <адрес> по причине отсутствия на балансе у администрации данного жилого дома; информацию ТУ Росимущества в Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ , о том что жилое помещение расположенное по адресу: <адрес>, в реестре федерального имущества не числиться, информацию Министерства имущественных отношений Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ , о том что жилое помещение расположенное по адресу: <адрес>, в реестре собственности <адрес> отсутствует, а также учитывая наличие письменного нотариально удостоверенного согласия ФИО11, на передачу Антоновой Е.И. в собственность в порядке приватизации спорного жилья, письменного нотариально удостоверенного согласия Антонова А.И. на передачу Антоновой Е.И. в собственность в порядке приватизации спорного жилья, отсутствие правопритязаний на спорный объект третьих лиц, достаточность доказательств, представленных истцом, необходимость устранения неопределенности правового статуса недвижимого имущества, суд приходит к выводу, что исковые требования Антоновой Е.И. о признании права на трехкомнатную <адрес>, расположенную в двухквартирном <адрес> <адрес>, в порядке приватизации подлежат удовлетворению путем передачи истцу спорного имущества в собственность.

Так как, при обращении с исковым заявлением в суд, истец понес расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей 00 копеек, которые подтверждаются чеком-ордером от ДД.ММ.ГГГГ то в силу требований ст. 98 ГПК РФ, закрепившей, что государственная пошлина должна быть взыскана с ответчиков пропорционально удовлетворенных требований, суд считает необходимым взыскать данные расходы с ответчика – администрации Верхнеильиновского сельсовета Завитинского <адрес>.

Руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Удовлетворить исковые требования Антоновой Екатерины Ивановны к администрации Верхнеильиновского сельсовета Завитинского <адрес> о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации.

Признать право собственности Антоновой Екатерины Ивановны на трехкомнатную <адрес>, расположенную в двухквартирном одноэтажном, деревянном жилом <адрес> ДД.ММ.ГГГГ постройки, полезной площадью <***> квадратных метров и жилой площадью <***> квадратных метров; с инвентарным в порядке приватизации.

Взыскать с Администрации Верхнеильиновского сельсовета Завитинского района Амурской области в пользу Антоновой Е.И. расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей 00 копеек.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Завитинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий судья Щукина Г.Д.

2-53/2018 ~ М-40/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Антонова Екатерина Ивановна
Ответчики
Администрация Верхнеильиновского сельсовета
Другие
Кантеева О. Г.
Антонов Антон Анатольевич
Суд
Завитинский районный суд Амурской области
Судья
Щукина Галина Дмитриевна
Дело на странице суда
zavitnskiy--amr.sudrf.ru
02.02.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.02.2018Передача материалов судье
05.02.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.02.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.02.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.03.2018Судебное заседание
16.03.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее