Дело № 2-1898/18
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Пермь 17 мая 2018 года
Индустриальный районный суд г.Перми в составе:
председательствующего судьи Ветлужских Е.А.,
с участием представителя истца по доверенности Гридневой С.С.,
при секретаре Устюговой Г.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Правительства Пермского края к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Пермскому краю Сахабетдиновой Л.М., УФССП России по Пермскому краю, об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
у с т а н о в и л:
Правительство Пермского края обратилось в суд с иском об освобождении от взыскания исполнительского сбора. Указав в обоснование иска, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес Правительства Пермского края поступило постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ с должника Правительства края, в размере 50 000 руб. по делу гр.А.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (ст. 112 Закона).
ДД.ММ.ГГГГ. судебным приставом-исполнителем Межрайонного Отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП России по Пермскому краю Сельковой Е.В. возбуждено исполнительное производство №-ИП на основании исполнительного листа № от ДД.ММ.ГГГГ, по делу гр.А. выданного Гайнским районным судом Пермского края. Предмет исполнения: возложить на Правительство Пермского края обязанность предоставить гр.А. благоустроенное жилое помещение в границах Гайнского муниципального района Пермского края, по договору найма специализированного жилого помещения, общей площадью не менее 33 кв.м.
ДД.ММ.ГГГГ Правительством получено вышеуказанное постановление о возбуждении исполнительного производства, что подтверждается штемпелем Правительства на постановлении.
ДД.ММ.ГГГГ Правительством была направленна информация в адрес судебного пристава Сельковой Е.В., в которой сообщалось о причинах невозможности исполнения решения суда в пятидневный срок.
Дополнительно сообщалось, что Правительством Пермского края подано заявление в Гайнский районный суд Пермского края об отсрочке исполнения решения суда.
Полагают, что Правительством были предприняты меры для уведомления пристава о невозможности исполнить решение суда в пятидневный срок.
ДД.ММ.ГГГГ гр.А. выразила предварительное согласие о предоставлении ей жилого помещения по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ Гайнским районным судом Правительству была предоставлена отсрочка исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ гр.А. выразила согласие на предоставление ей жилого помещения по адресу: <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ с гр.А. был заключен договор найма № по вышеуказанному адресу.
Данное исполнительное производство было окончено судебным приставом исполнителем ввиду фактического исполнения требований исполнительного документа.
ДД.ММ.ГГГГ Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края заключен государственный контракт на приобретение жилых помещений специализированного жилищного фонда на территории <адрес>.
Согласно плану формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот в ДД.ММ.ГГГГ регистрация права собственности на приобретенные жилые помещения в строящихся домах ожидалась в ДД.ММ.ГГГГ.
В ДД.ММ.ГГГГ в адрес губернатора Пермского края была направлена служебная записка заместителя председателя Правительства Пермского края о том, что срок сдачи дома в <адрес> переносится в связи с выявленными нарушениями, срок был перенесен на ДД.ММ.ГГГГ.
В письме и. о. министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ был обозначен риск включения в СЖФ жилых помещений в доме по <адрес> и <адрес> в <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ в связи с приобретением в гос. собственность в конце ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ был составлен акт обследования жилых помещений №, были выявлены замечания, которые необходимо было устранить.
ДД.ММ.ГГГГ был осуществлен повторный осмотр жилых помещений комиссией, составлен акт №.
ДД.ММ.ГГГГ осуществлялась регистрация права собственности на жилые помещения.
ДД.ММ.ГГГГ акт приема-передачи квартир был подписан.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом - исполнителем было вновь вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора.
ДД.ММ.ГГГГ. вышеуказанные жилые помещения включены в специализированный жилищный фонд Пермского края.
В настоящее время решение Гайнского районного суда исполнено, жилое помещение взыскателю предоставлено.
Пунктом 2 постановления о возбуждении исполнительного производства №-ИП должнику (Правительству) установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе с момента получения должником копии постановления. Кроме того, должник предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, а также в случае непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор.
Между тем, Правительством в пятидневный срок была направлена информация судебному приставу-исполнителю, содержащая надлежащие и убедительные доказательства, подтверждающие наличие действительных уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в установленный судебным приставом срок, которые свидетельствуют об отсутствии вины должника.
Считают, что в данном случае Правительством были представлены доказательства осуществления конкретных действий, подтверждающих намерение исполнить исполнительный документ в добровольном порядке в течение срока на добровольное исполнение. Также считают, что изложенные в заявлении, в полной мере подтверждают отсутствие вины и отсутствие законных оснований возлагать исполнительский сбор на Правительство Пермского края. Просит освободить Правительство Пермского края от взыскания исполнительского сбора в сумме 50 000 руб. по исполнительному производству №-ИП по делу гр.А.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Гриднева С.С. на исковых требованиях настаивает.
Ответчик судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Пермскому краю Сахабетдинова Л.М. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.
Ответчик УФССП по Пермскому краю о месте и времени судебного заседания извещено надлежащим образом, в суд представитель не явился.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, материалы исполнительного производства, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Исходя из принципа состязательности сторон, закрепленного в ст. 12 ГПК РФ, лицо, не реализовавшее свои процессуальные права, в том числе и на предоставление доказательств, несет риск неблагоприятных последствий не совершения им соответствующих процессуальных действий.
Согласно п. 2 ст. 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Пункт 3 вышеуказанной нормы ГПК РФ гласит, что неисполнение судебного постановления влечет за собой ответственность, предусмотренную Федеральным законом.
В соответствии со ст. 112 Федерального закона РФ от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»: исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пять тысяч рублей, с должника-организации - пятьдесят тысяч рублей.
Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В случае принятия судом к рассмотрению, указанных в части 6 настоящей статьи заявления или иска взыскание исполнительского сбора приостанавливается до вынесения судом решения. Решение суда о полном или частичном их удовлетворении обращается к немедленному исполнению.
Из материалов дела следует, что решением Гайнского районного суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ по делу № на Правительство Пермского края возложена обязанность предоставить гр.А. по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м. в границах Гайнского муниципального района Пермского края.
На основании выданного для исполнения указанного решения исполнительного листа судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП РД и ИИ УФССП по Пермскому краю Сельковой Е.В. ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении должника – Правительство Пермского края, срок для добровольного исполнения требований установлен до 5 дней. Должник в установленный для добровольного исполнения судебного акта пятидневный срок с момента получения постановления о возбуждении исполнительного производства, не исполнил решение Ленинского районного суда г. Перми.
ДД.ММ.ГГГГ СПИ МОСП по ИОИП РД и ИИ УФССП по Пермскому краю Сахабетдиновой Л.М. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 руб. с должника по исполнительному производству.
В соответствии с ч. 1 ст. 401 ГК РФ, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).
ДД.ММ.ГГГГ. судебному приставу-исполнителю истцом была направлена информация, в которой указано, что согласно плану формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот в ДД.ММ.ГГГГ., утвержденному Министром строительства и ЖКХ Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ., строительство и регистрация права государственной собственности на приобретенные жилые помещения в строящихся домах на территории Гайнского муниципального района не планируется, следовательно, жилые помещения будут приобретаться и предоставляться в соответствии с данным планом формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот в ДД.ММ.ГГГГ на других территориях. Жилых помещений для предоставления и заключения договора специализированного жилищного фонда с гр.А. на территории Гайнского района не имеется.
ДД.ММ.ГГГГ. гр.А. выразила предварительное согласие на предоставление жилого помещения по адресу: <адрес>.
Судом установлено, что Правительством Пермского края было подано заявление в Гайнский районный суд г. Перми об отсрочке исполнения решения суда.
Определением Гайнского районного суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ предоставлена отсрочка исполнения решения суда от ДД.ММ.ГГГГ. до ДД.ММ.ГГГГ
Согласно плану формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот в ДД.ММ.ГГГГ, регистрация права государственной собственности на приобретенные жилые помещения в строящихся домах ожидалась в ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ составлен акт обследования жилых помещений №, выявлены замечания, которые необходимо было устранить.
ДД.ММ.ГГГГ был осуществлен повторный осмотр жилых помещений комиссией, составлен акт №.
ДД.ММ.ГГГГ осуществлялась регистрация права собственности на жилые помещения.
ДД.ММ.ГГГГ акт приема-передачи квартир был подписан.
ДД.ММ.ГГГГ. жилье включено в специализированный жилищный фонд Пермского края.
ДД.ММ.ГГГГ гр.А. выразила согласие на предоставление ей жилого помещения по адресу: <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ. с гр.А. заключен договор найма жилого помещения № о предоставлении ей жилого помещения по адресу: <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом - исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП России по Пермскому краю Л.M. Сахабетдиновой вынесено постановление об окончании исполнительного производства ввиду фактического исполнения требований.
В пункте 75 Постановления от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил, что лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора. Должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть.
Согласно пункту 74 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50, суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Решения судов о предоставлении жилых помещений исполняются за счет средств, специально на это предусмотренных.
Исполнение подобной категории решений суда связано с необходимостью совершения должником комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат.
В соответствии с бюджетным процессом произвольное расходование бюджетных средств не допускается. При отсутствии свободных жилых помещений и отсутствии в бюджете денежных средств, предназначенных на эти цели, Правительство Пермского края, безусловно, не могло произвольно приобрести жилое помещение для кредитора по исполнительному производству, затратив средства из других статей бюджета.
Вместе с тем, суд учитывает длительность исполнения решения суда - более 1,5 лет.
Доказательств принятия исчерпывающих мер к исполнению требований исполнительного документа, в том числе после истечения предоставленного судом периода отсрочки исполнения решения суда, должником не представлены.
При таких обстоятельствах, учитывая степень вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, с учетом всех обстоятельств дела, суд считает возможным уменьшить взысканный с истца размер исполнительского сбора на одну четверть от установленного размера, т.е. до 37500 руб. (50000-25%).
Оснований для полного освобождения истца от взыскания исполнительского сбора, суд не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 198, 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Уменьшить размер исполнительского сбора, взысканного с Правительства Пермского края постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству №-ИП - на одну четверть, т.е. до 37 500 руб.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Индустриальный районный суд г. Перми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: